Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Четвертая неделя счета Омера
Категория: Каббала

Началась четвёртая неделя Омера. Можно сказать, что мы наконец-то добрались до сути. Ведь, по правде говоря, именно вторая тройка качеств имеет к нам непосредственное отношение. Мало кто живет сейчас исключительно в мире эмоций. Качество Нецах, победа, преодоление, то есть выражение эмоций вовне, нам намного ближе.

Двадцать второй день. Хесед в Нецахе

Мы постоянно выражаем себя во внешнем мире, преодолевая его сопротивление. Главное, чтобы в этом стремлении победить мы не подменяли борьбу за реализацию духовных ценностей нашей души победой своего эгоизма. Настоящая победа – это победа вечных ценностей. Не случайно второе значение слова нецах – вечность.

Двадцать третий день. Гвура в Нецахе

Развитие темы Нецаха: хотя стремление к победе в целом направлено вовне и поэтому относится к правой линии сфирот, вслед за Хеседом, тем не менее есть в этом качестве ощутимое влияние Гвуры. Ради достижения победы, в душе пробуждаются самые высокие ее ступени. В учении хасидизма приводится пример, что ради победы раскрываются царские сокровищницы и ценности передают простым солдатам. В нашем поколении вера перестала быть самоочевидной общественной нормой, и для ее выражения необходимо вести войну как с окружающим миром, так и с самим собой. Для победы в этой войне нам раскрывают такие глубины Торы, которые в прошлых поколениях были уделом избранных. От нас требуется лишь не пренебрегать этим подарком и посвятить свою мысль тайнам Торы. Ложная скромность, мешающая этому шагу – это тоже из ухищрений духа сокрытия святости.

Двадцать четвертый день. Тиферет в Нецахе

Качество стремления к победе тоже может обладать гармонией. Недаром, на четвёртый день праздника Суккот мы принимаем в нашей сукке Моше, который связан с качеством истины. Это не спокойная гармония, она полна противоречий. Моше не входит в Землю Израиля, но все дела рук его вечны. Такое сочетание выражается в самоотверженности в мелочах и в способности видеть в каждой детали творения, в каждом событии, с тобой происходящим, его внутренний смысл и настойчиво реализовывать его своими действиями.

Двадцать пятый день. Нецах в Нецахе

Половина дистанции до дня дарования Торы уже осилена. Нецах в квадрате, то самое еврейское упрямство, пресловутая жестоковыйность. В Торе она упоминается и как обвинение, и как оправдание. Именно она заставляет настаивать на справедливости по отношению к нашим врагам и заботиться о здоровье того, кто мечтает о нашем уничтожении. Из-за неё десятилетия террактов не могут сломить нашу надежду на мирное сосуществование с соседями, ведь разве мир не лучше войны? Кого-то это тупое упрямство раздражает, кого-то приводит в отчаяние. А может и вселять надежду – ведь именно на этом упрямстве мы добиваемся самых фантастических целей. Жестковыйность – это и есть главный еврейский секрет.

Двадцать шестой день. Од в Нецахе

Нецах и Од – два качества, дополняющие друг друга. Это то, что мы вспоминаем в молитве: «Эмет веэмуна», истина и вера. Если в основе нашей настойчивости лежит истина, то вера помогает проверить ценность идеалов, за которые мы боремся, зачастую скорректировать их, проверив критериями веры. Как много самоотверженности может быть направлено на цели, которые не проходят проверку временем! Вера – это тот камертон, который помогает обнаружить фальшивые ноты даже там, где виделась истина.

Двадцать седьмой день. Йесод в Нецахе

Йесод (основа) качества нецах. Намек на этот день можно увидеть в словах Торы о Моше, найденном дочерью Паро: «И увидела, что он хорош». Качество Моше – внутренняя истина, вдохновляющая нас бороться с недостатками окружающего мира, в результате не должна отвращать от нас окружающих. Обретенная истина так или иначе толкает нас на конфликт с внешним миром, поскольку приближение людей к Торе не может идти за счет фальсификации Торы. Нельзя, однако, чтобы этот конфликт стал самоцелью. Наоборот, задачей приближения к Торе является то, чтобы она была ощутимым и явным добром для тех, кто к ней приблизился. Внутренняя уверенность и гармония должна выразиться и в гармонии с окружающим миром. Об этом говорят слова трактата Авот: «Хорошим для Неба и хорошим для творений».

Двадцать восьмой день. Малхут в Нецахе

Сегодня вечером мы завершаем четвертую неделю счёта Омера. Малхут Нецаха – реализация нашей активной позиции по отношению к миру. Наша оценка происходящего влияет на мир. Влияют не только дела и слова, но даже мысли. Мы должны говорить окружающим слова поддержки, похвалы и одобрения не только тогда, когда эти слова являются частью наших (самых благородных) замыслов и интересов. Одобрение другого, выраженное в словах, это и есть преодоление преграды между внутренними мирами двух людей, проявившееся в мире действия.

Р-н Михаэль Кориц

admin @ 14:00

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика