Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Шестая неделя счета Омера
Категория: Каббала

Р-н Михаэль Кориц
Мы начинаем шестую неделю, неделю качества Йесод, основы. Сфире Йесод соответствует личность праведного Йосефа. Какое, казалось бы, отношение к нам имеют проблемы праведников? Но на самом деле, для каждого есть вопросы, в которых даже соблазну нет места, а требования добра воспринимаются как жизненная норма.

Тридцать шестой день. Хесед в Йесоде

Йесод, этот аналог праведности в нашей душе, являющийся иногда результатом социальной среды, воспитания или других обстоятельств жизни, и есть ее фундамент, то, что стало необходимым элементом самоидентификации. Кто-то не соблазнится чужой собственностью, кому-то не надо себя удерживать от обмана и предательства. Для одного день без молитвы невозможен, у другого еврейские праздники – необходимые элементы календарного года. Хесед, распространение этого фундамента, – подходящее время для анализа динамики своей «праведности». Не стали ли эти нормы рутиной? Как меняется фронт борьбы между добром и злом в душе? Ведь лишь «утончение» тематики внутренней борьбы можно противопоставить грубости и агрессивной материальности окружающего нас мира.

Тридцать седьмой день. Гвура в Йесоде

Тридцать седьмой день счета Омера включает в себя два вида служения Всевышнему, которые обычно противопоставляются: уравновешенное служение праведников и стремление вырваться из своего нынешнего состояния, свойственное раскаянию. Второй день шестой недели – это раскаяние праведников. В Зогаре именно раскаяние праведников выделено как характеристика мессианских времен. Для нас это звучит проще – неудовлетворенность своей связью со Всевышним – раскаянье не за грехи, а за заповеди.

Тридцать восьмой день. Тиферет в Йесоде

Третий день недели Йесода, основы. Основа – это наличие внутренней связи. Даже при изучении Торы, которая гармонична по своей сути и является мудростью Всевышнего, такая связь необходима. Для нас эта проблема особо актуальна, поскольку разрушение Второго Храму связывают с тем, что интенсивное изучение Торы не всегда сопровождалась благословением перед ним. Все время, пока Храм не восстановлен, причина разрушения не устранена. Это значит, что, изучая Тору, мы иногда забываем о Том, кто ее дал. Когда Тора остается без своей основы, ее мудрость скрыта материальными одеяниями. Отсюда необходимость вспоминать о Всевышнем по крайней мере раз в час, даже отрываясь от изучения Торы.

Тридцать девятый день. Нецах в Йесоде

Тридцать девятый день счета Омера. Вечность связи. Насколько прочна наша связь с Творцом мира? Тора дает нам возможность проявить ее в любой ситуации. Про заповеди сказано, что Всевышний заповедал нам их в большом количестве и самые разнообразные, дав дополнительные возможности для создания такой связи. «На всех твоих путях познавай Его» – расширяет эту связь и для обыденных ситуаций. То есть возможности даны – проблема лишь в нас самих. От нас зависит насколько прочна эта связь. Прочность проверяется нашим восприятием диаметрально противоположных ситуаций. «Как ты благословляешь Всевышнего за хорошее, так же ты должен благословлять и за плохое», – сказано в Талмуде. Другой полигон для проработки этого качества – отношение окружающих к тебе. Характеристика хасида – это одинаковое отношение как к критике, так и к похвале. Когда связь со Всевышним прочна – оценка окружающих теряет эмоциональную значимость. Учиться можно у каждого, что бы он о тебе ни думал.

Сороковой день. Од в Йесоде

Сороковой день счета Омера. Это значит, что неделя Йесода, основы, достигла ступени согласия. Непростой экзамен, прежде всего для преподавателей. Но кто из нас не передает, так или иначе, свою сокровенную истину вовне? Совсем не всегда есть силы признать неправоту своего духовного фундамента. Талмуд прославляет мудрецов Земли Израиля за то, что они могли уступить и принять мнение оппонента, даже когда его статус был ниже. Как достигнуть такого? Не надо путать свое понимание воли и мудрости Всевышнего с истиной. Как сказано в трактате Авот: «Не говори: «Примите мое мнение», – это их право, а не твое».

Сорок первый день. Йесод в Йесоде

Сорок первый день счета Омера – основа основ. Качество связано с союзом, в частности с тем самым союзом Авраама, в который еврейские мальчики вступают на восьмой день своей жизни (а еврейские девочки находятся в нем самим фактом своего рождения). Союз обрезания выражает прочность связи со Всевышним, поэтому в него вступают еще в бессознательном состоянии. Хотя Тора ждет от нас эмоционально и интеллектуально наполненного поведения, а не рутинных действий по привычке, но есть место и для действий «на автомате». Просыпаясь, мы благодарим Всевышнего за возвращенную душу еще до осознания или размышлений о Его величии. Это результат воспитания – как детей, так и себя – что иначе невозможно начать день. Фундаментом для служения Всевышнему является еврейство на бессознательном уровне, когда иначе просто невозможно. В этом суть союза.

Сорок второй день. Малхут в Йесоде

Сегодня вечером мы завершаем счет шестой недели Омера. Реализация качества основы, свойства праведности, в нашей жизни. Хотя реализация связана с поступками и речью человека, но в данном случае речь идет о проявлениях человека, не контролируемых его сознанием. Как сказанное о Моше «он хорош», трактуют мудрецы, что речь идет о свете, идущем от Моше. Если же наоборот ощущение собственной праведности заставляет человека отделяться от окружающих или смотреть на них свысока, то такого человека называют «праведник в шубе». Тора предписывает человеку, живущему по ее законам, вести себя так, чтобы для окружающих было ясно, что такой образ жизни делает человека лучше, честней и добрей. Именно это называется освящением Имени Всевышнего.

Р-н Михаэль Кориц

admin @ 13:57

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика