Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Тавзриа

 

  Карманный справочник врача-проказника

Бер-Шмуель Капулкин, раввин Йосеф Херсонский

Задолго до появления врачей-вредителей глава “Тазриа” начала   поднимать важные вопросы здравоохранения. Всю главу можно условно разделить на две части. Первая — популярная           гинекология, вторая — карманный справочник врача-проказника.

Если в детстве вы с увлечением ковырялись в плюшевых мишках,  пытаясь выяснить, что у них там внутри, если при виде шприца и  таблеток у вас загораются глаза и вас начинает бить дрожь     возбуждения, если вы давний поклонник докторской колбасы, а  спирт в вашем понимании неотделим от прилагательного   “медицинский”, то нынешняя глава — для вас. Ведь глава                “Тазриа” начала поднимать важные вопросы здравоохранения  задолго по появления врачей-вредителей. Конечно, ее полезно  прочесть не только профи, но и профанам, путающим алкоголь с  акамолом, а кастрацию — с обрезанием. Собственно, всю главу  можно условно разделить на две части. Первая — популярная  гинекология , вторая — карманный справочник врача-проказника.

В первой половине мы выясняем, что делать с женщиной, родившей  младенца. Вариантов много — пусть рубит дрова, носит воду,  варит кашу, смотрит за дитем… да мало ли чем может заняться   женщина на досуге? Вопрос не в этом. Женщина после родов  считается ритуально нечистой и “Тайдом” (даже с кипячением!)  здесь не обойтись.

ЭРУДИТУ НА ЗАМЕТКУ

Оперируя термином “живая вода”, главное не ошибиться.  После отгремевшего недавно Пурима многие наверняка  уверовали в живительные свойства огуречного рассола. А  для приведения в чувство лишившихся чувств дам XIX века  пользовались нашатырным спиртом. Мужчины же во все века,  по традиции предпочитали оживлять мир спиртом обычным. И, между прочим, небезызвестный напиток “виски” (whisky) своим происхождением обязан кельтскому “уисце бита” – “живая вода”.  И вот в нашей недельной главе мы читаем о “живой воде”,                 очищающей от нечистоты. Известно, что воды миквы подобны водам  потопа, который был не только наказанием, но и повлек за собой  очищение мира. Потоп длился 40 дней , миква же должна   содержать не менее 40 сеа воды. В различных разделах Торы, в  том числе, письменной Торы (например, в книге пророка  Иешаяhу), потоп именуется “мей нoax” — “воды успокоения”, или   “воды Ноаха”.

Впрочем, воды потопа служат аллегорией спокойных вод миквы. Им подобны и волнения человека, на плечи которого возложена ответственность за пропитание семьи. Эти заботы называются  “маим рабим” — “великие воды”, или “многочисленные воды”.  Впрочем, и эти “воды” очищают человека, приводя его к “ноха  дэ-руха” — “успокоению духа”

Но какова связь между заботами о пропитании, потопом и миквой?  Дело в том, что окунание в микву есть битуль — аннулирование   “я” (Рамбам называет это “погружением в воды чистого разума”).  Миква должна содержать не менее 40 сеа [около 2 м3] воды для  того, чтобы тело могло быть погружено в микву целиком. Слово  “твила”, погружение состоит из тех же букв, что и слово “hа-битуль”. Погружение в микву — это как бы, полное  исчезновение человека, которое приводит к достижению им высокой степени битуля, и делает его сосудом для  Б-жественности.  В этом же заключается внутреннее содержание житейских проблем,  и забот о парносе (пропитании). Они словно стирают человека,  приводя его в, тревожное, обезличенное состояние и уничтожая            его индивидуальность. Но, как это ни парадоксально, есть у  этого процесса и положительная сторона: человек становится  сосудом для Б-жественности. В такой ситуации человек перестает       завышать самооценку и у него появляется возможность оценить   себя трезво.

ЭРУДИТУ НА ЗАМЕТКУ

После прочтения этой главы вы наверняка легко определите   источники выражений “Типун тебе на язык!” и “Шоб ты   сказывся!” (правильно — “проказывся”). Вот так наша  святая Тора обогатила и без того могучие языки  братьев-славян. А они в ответ подарили современному            ивриту слова “нудник” и “паразит”. И поскольку, посылая на Землю потоп или создавая такое        положение, когда мы вынуждены заботиться о поисках пропитания,  Всевышний не имеет намерения наказать, а желает лишь очищения  Творения, понятно, что все неприятности, заботы и проблемы  могут исчезнуть в одно мгновение, если человек всей душой примет то, ради чего они посланы, постигнет внутреннее    содержание этих проблем и придет к “нохо дэ-руха” — успокоению в материальной и духовной сферах.

А вот и вторая часть главы, где говорится о проказе. Точнее о болезни цараат, которую, следуя модным сейчас терминам, нужно  называть “нетипичной проказой”. Появлялась эта болезнь как   результат злословия. Обратите внимание: зло-словия. Конечно   зло-деяние тоже ничего себе поступок — по крайней мере, о многих из них не стоит упоминать в мемуарах. Но результатами   злодеяний, как правило, бывают синяки, кровоподтеки, ушибы, ссадины, переломы, а вот результатом злословия — белые пятна  проказы-цараат.

Опять же, чем плохо злословие? Тем, что тяжело исправить  причиненный вред. Предположим, вы набили кому-то морду. Потом  решили раскаяться, подошли, похлопали по плечу, сказали, что ладно, ты типа, того, не сердись. Как вариант можно набитую морду разбить (для нейтрализации предыдущего состояния), но владелец вряд ли согласится. Но, главное, что здесь есть  действие, направленное на исправление ошибки, и это действие,  вполне возможно, будет воспринято положительно (если  похлопывание по плечу будет дружеским и легким, без нокдаунов  и ушибов).

ЭРУДИТУ НА ЗАМЕТКУ

Проказа-цараат поражала не только человека, но и его   вещи и даже стены дома. Если в доме появлялось  ярко-красное или ярко-зеленое пятно (не спутайте: если пятно темно-зеленое, значит, где-то протекает  канализация), так вот, если у вас появлялись пятна — это                        было предупреждением. Мол, кто-то кое-где у нас порой…

А вот если вы сказали что-то плохое о человеке, и все, конечно  же, поверили? Как потом все исправить? Хорошему ведь никто не верит. Проведите эксперимент: расскажите, по секрету конечно, что ваш знакомый — Соломон Пупкин — не знает таблицы умножения на 9. Результат будет такой, что самый быстрый вирус в самом ыстром Интернете, (7 Мб/сек, ADSL) умрет от зависти. Но попробуйте потом исправить положение. О-о-о, даже если вы залезете на Останкинскую телебашню и будете кричать, что  Соломон Пупкин помнит не только наизусть таблицу умножения на 9, но и таблицы Брадиса для натуральных логарифмов первых 6                степеней — все это бесполезно. Услышать-то услышат, но  прислушаются — вряд ли.

Как видите, злословие наказуемо. Поэтому, прежде чем фыркнуть: “Что за бред они тут понаписывали?!” – хорошенько подумайте. И вспомните, что за хороший, одобрительный, отзыв еще никто не  пострадал.

JEWISH.RU Tradition — weekly

admin @ 15:22

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика