Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
ТАЗРИА в вопросах и ответах

Когда Всемогущий желает, чтобы родился еще один человек, Он повелевает ангелу Лайле, отвечающему за зачатие: «Доставь мне из Ган Эдена такую-то душу!» Но эта душа негодует, что ее отрывают от Б-жественного Истока, и жалуется Всемогущему: «Я свята и безгрешна, и примыкаю к Твоей Славе. Почему же надо унижать меня, вселяя в человеческую плоть?» И Ашем отвечает ей: мир, в котором ты будешь жить, превосходит красотой своею тот, из которого ты произошла. Ты была создана с единственной целью — стать частью человеческого существа и возвыситься благодаря его деяниям.

Почему души покидают Ган Эден?Для чего создан мир?           

Это происходит потому, что хотя в Ган Эдене душа наслаждалась безмятежным покоем и блаженством, но только в его земной жизни человеку дана возможность изучать Тору и выполнять мицвот и, тем самым, постоянно самоусовершенствоваться.

Когда ребенок начинает изучать Тору?

В материнском чреве.Ему показывают картины Ган Эдена и Геинома, и ангел, которому он препоручен, берет с него клятву стать праведником и не быть грешником. Когда ребенок является на свет, ангел шлепает его по губам, заставляя забыть все, что он знал, но все-таки знания уже впитаны его подсознательной памятью, что позволит ему вспоминать их на протяжении всей жизни.

Законы о роженице

Почему эти законы рассматриваются в Торе после законов о нечистоте, происходящей от животных?

Такой порядок следует порядку Творения.

Адам появился на свет лишь после животных, и это было сделано еще и для того, чтобы он не возгордился. Если он возомнит о себе слишком много, ему напомнят: «Звери существовали прежде тебя!» Подобным же образом законы, касающиеся человека, следуют после законов, относящихся к животным, чтобы дать человеку понять: «Знаешь ли ты, кто ты такой и что собой представляешь, если ты не соблюдаешь законы Всемогущего? Не что иное, как еще одну породу животных, ту, чье место в самом конце перечня!»

Зачем Тора описывает нечистоту человека?

Чтобы дать человеку подлинное изображение того, кто он на самом деле.

Нечистота, идущая от человека, сильнее осквернения, причиняемого животными: прикосновение к любому живому зверю осквернить не может, в то время как нечистый человек оскверняет даже при жизни. Прикосновение к трупу животного вызывает нечистоту, длящуюся всего один день, а человек оскверняет на семь дней. Откуда же тогда берется у человека такая самонадеянность, что он пренебрегает желаниями своего Творца?

Ашем постановил, что женщина становится ритуально нечистой на семь дней после рождения мальчика и на четырнадцать дней после рождения девочки.

В чем  благо закона о ниде?

В результате полного прекращения супружеских отношений не менее, чем на двенадцать дней,муж всегда относится к своей жене нежно, как новобрачный.

Во времена Храма женщина, даже окунувшись в микву и став дозволенной своему мужу, оставалась ритуально нечистой по отношению ко всему, связанному с Храмом. Она не могла входить туда, есть от жертвы или есть труму (долю урожая, предназаченную коэнам) в течение сорока дней после рождения мальчика и восьмидесяти дней после рождения девочки. Когда этот срок истекал, она очищалась, совершая жертвоприношение роженицы. Оно состояло из домашнего или дикого голубя, приносимого в жертву хатат, и ягненка, приносимого в жертву ола. Если женщина не в состоянии была пожертвовать ягненка, то вместо него она приносила горлицу или голубя.

Почему же Тора обязывала женщину принести жертву после рождения ребенка, причем не только ола (жертву всесожжения), но и хатат (жертву за грех)?

Цель принесения жертвы ола — выразить благодарность Всемогущему, по великой милости избавившему женщину от опасностей, связанных с родами.

А жертва хатат приносится во искупление провинности по нарушению обета. Когда женщина тяжко страдает во время родов, то, терзаемая болью, она клянется, что никогда больше не будет жить со своим мужем. Но когда ребенок уже рожден, она жалеет об этом обете и нарушает его. Поэтому она нуждается в искуплении.

Но женщина приносит хатат также и за грех, совершенный нашей праматерью Хавой и ставший причиной бед всех последующих поколений. Если бы не грех Хавы, злое начало не вошло бы в души людей, и они жили бы всю свою жизнь в полной непорочности и святости. И продолжение рода было бы тогда у людей чистым деянием — никакие земные желания не сопутствовали бы ему.

Приносимая родившей женщиной жертва ола служит, таким образом, для искупления всякого рода дурных мыслей, а жертва хатат — совершенных грехов; и те и другие происходят из-за греха Хавы.

Брит мила (обрезание)

В Торе сказано о том, что новорожденному мальчику надо сделать обрезание на восьмой день его жизни.

Впервые эта мицва упоминалась в разделе Лех Леха, когда Ашем повелел Аврааму сделать себе обрезание. Там же Он указал, что все потомство мужского пола надо будет обрезать на восьмой день после рождения.

Обрезание должно совершаться днем, а не ночью, — как и жертвы, которые приносятся лишь в дневное время.

Кроме того, отмечается, что обрезание должно быть выполнено на восьмой день, даже если он приходится на шабат.

Почему обрезание нельзя сделать раньше, чем на восьмой день?

  1. 1. Ашем повелел, чтобы мы ждали до того дня, когда — как Он знает — ребенку хватит сил перенести операцию.
  2. Обрезание подобно жертвоприношению, ибо оно приводит ребенка под крылья Шохины. Поэтому требуется, чтобы ребенок пережил хотя бы один шабат, дабы святость шабата освятила и возвысила его. (По тем же соображениям животные не пригодны в жертву ранее восьми дней от роду.)

Всемогущий постановил, что до тех пор, пока ребенок не повстречается с царицей Шабат и не впитает в себя ее святость, он не готов подвергнуться обрезанию.

Римский наместник Турнус Руфус спросил у р. Акивы:

— Чьи дела совершеннее, человеческие или Б-жеские?

— Человеческие, — ответил р. Акива.

— Нелепость! — сказал Турнус Руфус. — Уж не хочешь ли ты сказать, что человек может создать что-либо подобное небу и земле?

— Я не имел в виду вещи, которые превыше способностей человека, — ответил р. Акива. — Я говорил лишь о том, что лежит в пределах его возможностей.

— Почему же вы, евреи, делаете себе обрезание, — продолжал спрашивать Турнус Руфус. — Разве тем самым вы не допускаете, что творение Создателя требует улучшения?

— Именно этого вопроса я и ожидал, — ответил р. Акива. — Потому я и заявил, что человеческие деяния превыше деяний Создателя.

— Докажи это, — потребовал наместник.

Р. Акива вернулся домой и сказал жене: «Испеки мне булку из муки, масла и приправ». Назавтра он вернулся к императору, держа в одной руке булку, а в другой — несколько пшеничных зерен.

— Скажи мне, что совершеннее — зерно или хлеб? — попросил он.

— Конечно, хлеб, — ответил Турнус Руфус.

— Вот видишь, —сказал р. Акива, — ты сам признал, что изделие человеческое совершеннее, чем изделие Создателя. Он предоставил человеку улучшить зерно; чтобы оно стало хлебом, его надо смолоть, замесить и испечь. Так что, делая ребенку обрезание, мы улучшаем творение Создателя.

— Если бы Ашем хотел, чтобы мальчик был обрезанным, Он мог его таким и сотворить, — настаивал Турнус Руфус.

— Разве такое положение существует только в отношении обрезания? — возразил р. Акива. — Точно так же ты мог бы спросить, почему Ашем оставляет пуповину прикрепленной к новорожденному, предоставляя человеку перерезать ее.

Ашем создал человеческое дитя несовершенным, чтобы предоставить нам счастливую возможность очиститься и возвыситься, выполняя Его мицвот.

Какова цель обрезания?

В день великого и последнего Суда праотец Авраам будет стоять у входа в Генном, чтобы осматривать всех евреев. Того, кому сделано обрезание, он не позволит ввергнуть в Генном

 

Этот мидраш учит нас, что даже если еврей будет отторгнут от Торы, его обрезание само по себе будет обладать силой защитить его от Геинома. Брит мила — это печать, которая метит каждого еврея как слугу Ашема и частицу общины Израиля. Будучи членом общины, еврей получает привилегии за ее заслуги.

Что имел вс виду царь Шломо в стихе (Коэлет 11:2): «Давай часть семи и даже восьми»?

Под «семью» Шломо имел в виду период нечистоты у женщины.

Под «восьмью» — дни до брит милы.

Ашем говорит еврейскому народу: «Будь скрупулезен в соблюдении законов о ниде, и Я благословлю тебя мальчиками, которых ты сможешь обрезать»

 

Определение цараат —заболевания, насылаемого Небом

Обычно полагают, что цараат, о котором говорится в Торе, совпадает с заболеванием, известным под именем проказы, и что Тора предписывает методы пресечения заразы. Однако эта мысль основана на ошибочных предпосылках. Лечение, предписанное Торой, не согласуется ни с какими правилами медицины или гигиены.

Во время свадеб, в шабат или в праздники, когда толпы людей стекались в Иерусалим, ни единого заболевшего не подвергали осмотру.

Если бы в Торе шла речь об обычном инфекционном заболевании, то естественно было бы, чтобы обследование проводилось во время скоплений людей, когда вероятность заражения наиболее велика.

<> В Иерусалиме — месте массового паломничества — ни один дом вообще не мог быть объявлен нечистым.

<> В городах, не обнесенных стеной, пораженному цараат разрешалось оставаться внутри города.

<> Ни один нееврей вообще не мог стать нечистым; его не осматривали и не изолировали. Согласно алахе, он не подвергался осмотру даже в том случае, если был обращен в иудаизм в то время, когда болезнь уже проявилась.

Все это показывает, что речь не идет об обыкновенной болезни, и, чтобы избавиться от нее, требуется обращение не к помощи медицины, но к Торе.

Когда появилась эта болезнь и как от нее избавиться?

Эта болезнь появилась в еврейском народе во времена Храма как знак особого Промысла Ашема. Она проявлялась в белых пятнах, появляющихся и на коже грешника, и на стенах его дома, на его утвари и одежде, — явное чудо! Избавиться от него можно было только с помощью духовных усилий — покаянием и самоисправлением.

Прегрешения, которые влекли за собой цараат

Десять прегрешений или проступков, за которые еврея поражал цараат.

Эти десять прегрешений настолько серьезны, что раскаяние в них связано с большими трудностями. Поэтому только ужасные страдания, причиняемые цараат, способны побудить грешника покаяться и облегчить свою огромную вину:

<> Служение идолам.

Запрет идолопоклонства относится к служению идолам на деле и в помыслах. (Сюда входит также изучение еретической литературы и любой философской системы или культа, чуждых Торе.) Если уж мысли какого-нибудь человека приняли дурное направление, то ему очень трудно отделаться от них. Только крутые меры могут подвигнуть его на покаяние. В случае с золотым тельцом поклонившиеся ему тут же были поражены цараат.

<> Прелюбодеяние.

Грех прелюбодейства тяжек не только из-за порочности, присущей самому деянию, но и из-за тех последствий, которые оно может повлечь за собой: рождение мамзера — это непоправимое несчастье.

<> Убийство.

Небо  может простить человеку убийство,но  раскаяние убийцы не воскресит жертву. Поэтому, чтобы убийца получил искупление за свое непоправимое злодеяние, на него насылается причиняющий страдания цараат.

После смерти царя Шаула его военачальник Авнер короновал сына Шаула Ишбошета. Давида признавало царем только колено Йеуды, и под его началом было лишь небольшое войско во главе с его верным соратником Йоавом.

Два года длилась борьба между ними, и тогда Авнер поссорился с Ишбошетом и отправил гонцов к Давиду с обещанием поддержки. Когда Авнер и с ним двадцать пять человек пришли в Хеврон, Давид принял их дружелюбно, устроил пир, а затем отослал с миром. Когда Иоав узнал об этом, он сказал Давиду: «Знаешь ли ты, что Авнер приходил со злом?! Он хочет погубить тебя!» И Йоав тайно от Давида послал к Авнеру гонца с приглашением вернуться в Хеврон. Когда Авнер вернулся, Йоав убил его.

Узнав об этом, Давид был потрясен. Он объявил день всеобщего поста, ибо Авнер был знатоком Торы, и его смерть явилась несчастьем для всей общины. Во время похорон Авнера Давид шел за гробом, чтобы показать, что он не приложил руку к убийству.

Давид проклял Йоава и его потомков пятью проклятиями, среди которых было такое: «Пусть в доме Йоава всегда достанет тех, кто поражен цараат*.» Это проклятие было заслуженным наказанием за прегрешение Йоава, ибо цараат — это Небесное возмездие за пролитую кровь.

<> Осквернение Имени Всевышнего.

Это прегрешение влечет за собой суровую кару, ибо род людской существует лишь для того, чтобы освящать Имя Всевышнего. Если мы действуем наоборот, то мы отрицаем самую цель нашего существования. Посему на осквернившего Имя Неба обрушивается цараат — кара, которую считают такой же ужасной, как саму смерть.

<> Возведение хулы на Всемогущего.

В царствование царя Шаула на евреев напали филистимляне. И был среди них могучий Гальят. Утром и вечером выходил он на поле брани и бросал евреям вызов: «Изберите мужа из среды вашей, который вышел бы на единоборство со мной. Если он победит, филистимляне станут вашими рабами; но ежели одолею я, то вы, евреи, будете нашими рабами!»

В словах Гальята скрывался намек, который евреи прекрасно поняли: восклицая «Изберите мужа!», он имел в виду Самого Всемогущего, которого называют «Мужем Брани» (Шмот 15:3), и, таким образом, подразумевалось: «Я сражаюсь и с вашим Б-гом тоже!»

Глядя на Гальята, испугались евреи, и никто не выходил на единоборство. И тогда юный пастух по имени Давид пришел к царю Шаулу и сказал: «Я выйду против Гальята». Удивился Шаул и сказал: «Ты еще мальчик, а тот великий воин». И сказал Давид: «Ашем поможет мне». И он вышел против Гальята, вооруженный только пращой и пятью камнями. Увидев его, Гальят стал насмехаться. Но Давид сказал ему: «Я иду во Имя Ашема, Б-га воинства Израилева, на Которого ты возвел хулу. Пусть Ашем поразит тебя сегодня цараат, дабы ты ослабел и пал в руки мои! И тогда все народы признают существование Ашема и Его Особый Промысел о народе Израиля. Они увидят, что исход битвы решается не мечом и копьем, а зависит от одного лишь Ашема!»

Молитва Давида сразу была принята — тело Гальята поразил цараат — наказание за богохульство — и силы тут же покинули его. Давид метнул в него камень, попал великану в лоб и поверг его на землю. Тогда Давид выхватил гальятов меч из ножен и отсек ему голову.

Когда филистимляне увидели, что их богатырь мертв, они обратились в бегство, а евреи преследовали их.

<> Обкрадывание людей (например, жульническое завышение цен на продаваемые товары).

Это преступление потому карается цараат, что его почти невозможно загладить, ибо укравший не знает, кому он должен возместить убытки.

— Совершение человеком действий, превышающих его полномочия.

Узия, царь Йеуды, был праведен, пока жив был его учитель Зехария. Но после кончины своего ребе он пренебрег изучением Торы и занялся возделыванием земли.

Привело это к тому, что он допустил ошибку в очень важном деле. Он возжелал воскурить в Храме благовония, думая, что если воскурения совершит сам царь, то прибавится Славы Ашема. Однако на самом деле всякому, кто не является коэном, запрещено выполнять служение.

Когда он вошел в Святилище, коэн Азария и восемьдесят других кознов преградили ему дорогу.

«Не тебе, Узия, воскурять благовония Ашему, — сказали они ему. — Только коэну — потомку Аарона, прошедшему посвящение, разрешено делать это. Оставь это место, ибо ты преступаешь границу, положенную тебе».

Царь Узия разгневался и попытался пройти, невзирая на сказанное. Внезапно его лоб усыпали белые пятна цараат. Это была несомненная небесная кара. Узия покинул Храм и поселился в отдалении от города. Так как его цараат не проходил, он жил отшельником до самой своей смерти и не был погребен в царской усыпальнице.

<> Самомнение.

Наши мудрецы полагают, что порок самомнения стоит в одном ряду с идолопоклонством. Их можно отнести к одной и той же категории, ибо происходят они от одного и того же ложного воззрения — от предположения грешника, что мир не наполнен Славой Всемогущего.

<> Злоречие.

Грех злоречия обычно наказывался цараат в самой тяжелой форме, потому что тот, кто его совершает, отрицает основные идеи Торы.

Мириам, сестра Моше, была поражена цараат за злой язык. Она сказала: «Разве только с Моше говорил Ашем? Разве не говорил Он также и с нами?» (Бемидбар 12:2). Не зависть подсказала ей эти слова. Она ошибочно решила, что Моше стоит в одном ряду с другими пророками, а если так, то у него нет оснований расставаться с женой. Напротив, он обязан жить с ней, как делали другие пророки.

Тем не менее ее слова были сочтены наговором, и цараат тут же поразил ее.

<> Дурной глаз, т.е. скаредность и зависть.

Цараат поражал дом скряги как прямое воздействие, мера за меру. Когда люди просили жадного человека, чтобы он одолжил им что-нибудь из еды или вещей, он притворялся, будто у него ничего нет. Поэтому цараат поражал стены его дома, после чего дом надо было очистить от всех вещей, и тогда все люди видели, что жадный солгал им.

Что же случалось с такими скаредными людьми во времена Храма?

На их домах появлялись признаки цараат, и коэн после осмотра приказывал вынести все пожитки наружу на всеобщее обозрение. «Не он ли утверждал, что у него ничего нет? — говорили соседи, увидев ячмень, пшеницу и финики, — ну, конечно, он жадностью и ложью навлек на себя проклятие цараат^.»

Отказ помочь ближнему пищей или вещами навлекает кару цараат, ибо Ашем создал людей для того, чтобы они творили добро друг другу.

Мы указали десять перечисленных в мидраше грехов. Гемара (Аркин 15) добавляет к ним еще одно прегрешение,

<> Принесение ложной клятвы.

Нааман стал пером — неевреем, обязавшимся соблюдать Семь Законов, данных потомкам Ноаха.

После истории с Бат Шевой Всемогущий послал к царю Давиду пророка Натана со словами укора. Давид полностью признал свою вину, и поэтому Всемогущий не стал карать его смертью. Взамен Он на шесть месяцев поразил его цараат для очищения от греха.

Пока Давид страдал от цараат, он был отлучен не только от людей: Шехина тоже оставила его.

Давид умолял Ашема, чтобы Тот очистил его от греха и исцелил. В великой скорби Давид сочинил бессмертные стихи (Теилим 51), в которых он молит Всемогущего даровать ему прощение: «Возврати мне радость Твоего спасения» (Теилим 51:14). И велико было его ликование, когда через шесть месяцев он вновь был объявлен чистым и смог изучать Тору вместе с мудрецами и молиться в присутствии Шехины.

Вчем коренятся «жестокие законы» о цараат?

В Б-жественном сострадании. За свои проступки грешник должен был бы утратить свою долю в Грядущем Мире. Вместо этого Всемогущий применяет к нему строгие законы об изоляции в надежде, что они заставят его заглянуть в свою душу и раскаяться, и тогда он не будет потерян для вечности.

Кроме того, отлучение от человеческого общества равносильно смерти. Поэтому великие страдания пораженного искупали его прегрешения.

Изоляция — это еще и заслуженное наказание мерой за меру для злоречившего. Его слова посеяли ссоры и рознь в народе, и поэтому он заслужил отлучение от других людей.

Какая очередность поражения человека цараат?

Хотя цараат служила наказанием за грех, Ашем в великой милости Своей никогда не поражал этой болезнью сразу самого грешника. Сперва Он посылал предупреждение, поражая цараат стены принадлежавшего грешнику дома и указывая тем самым владельцу, что ему надо срочно раскаяться в грехе. Если грешник пренебрегал этим предостережением, то цараат распространялась на его одежду. Если после этого грешник раскаивался, развитие цараат прекращалось, но если он продолжал упорствовать в грехе, болезнь постигала его самого.

Законы о цараат — пример заботы Ашема о нас

Иов был Б-гобоязненным мужем и жил в земле Уц. Сатан обвинил Иова, будто тот предан Всемогущему, лишь пока он живет в покое и богатстве. И вот Сатану дано было разрешение испытать праведность Иова. На Иова обрушились внезапные несчастья. Сперва он лишился всех своих денег и имущества, затем погибли все его дети, и, наконец, все его тело покрылось язвами, и он стал тяжко страдать.

Иов не понимал, за что постигли его такие муки, и стал сомневаться в своем сердце, действительно ли Ашем, правя миром, промышляет о каждом человеке.

Всемогущий дал Иову суровую отповедь за то, что тот, хоть и на миг, но усомнился в справедливости путей Ашема. Создатель втолковал Иову, что, ошибись Он в мельчайшей детали, касающейся анатомии, химии или биологии, и люди, и животные, да и вся вселенная распались бы на части.

Случаен ли цараат?

Законы о цараат объясняются тем, что случайных событий не бывает. Даже появление волоска на человеческом теле нельзя приписать случайному стечению обстоятельств. Наоборот, он появляется или не появляется в зависимости от того, что предписано Б-жественной Волей. Если человек этого заслуживает, то Ашем посылает ему признаки чистоты, если же нет — нечистоты.

Когда сыновья Яакова прибыли в Египет, Йосеф, египетский наместник, обвинил их в том, что они соглядатаи, заточил Шимона в темницу и потребовал, чтобы они привели к нему своего младшего брата. Столкнувшись с цепью несчастий, сыновья Яакова, родоначальники колен Израиля, не стали приписывать их простому невезению. Напротив, они принялись доискиваться истинного смысла событий, обвиняя себя: «Мы в самом деле виновны (в продаже Йосефа), посему и обрушилась на нас эта беда» (Берешит 42:21). Когда они перепугались, обнаружив, что деньги вернулись в их сумы, они снова признали в этом руку Ашема и вопросили: «Что это такое сотворил с нами Б-г?»

Законы о цараат призваны усилить наше упование на Ашема.

Промысел Б-жий соотносится со степенью человеческого упования. Если человек полагает, что щедрость Ашема дойдет до него лишь через посредство какого-либо свершаемого им труда, то для него будет правильным заняться какой-либо деятельностью для добычи средств к существованию. В зависимости от силы своего упования он может посвятить заработку меньше времени и усилий, а Торе — больше. Для стоящего на самом высоком уровне мудреца, который целиком посвятил себя духовным занятиям и убежден, что щедрость Ашема обеспечит его необходимым, было бы ошибкой отрывать хотя бы и самое ничтожное время от изучения Торы ради чего-то другого.

 

МЕЦОРА

Лашон Как бороться с соблазном злоречия

. Язык — самый подвижный и гибкий орган человеческого тела, поэтому и грех злословия столь распространен.

Язык творение Ашема

-Язык человека обладает наибольшей подвижностью благодаря особому промыслу Ашема.

-За каждое слово Торы назначена большая награда, чем за все другие мицвот. Поэтому Ашем в Своей доброте наделил человека способностью произносить тысячи слов в считанные минуты, чтобы тот смог получить максимальную награду.

Последствия изреченного слова, в отличие от прегрешений делом, неосязаемы, и поэтому мы склонны относиться к этому преступлению с меньшей серьезностью. Наказание цараат не угрожает нам сегодня, и страх перед ним не удерживает нас от злословия, как это было во времена Храма.

Чем же тогда можем мы укрепить себя против этого искушения?

Мидраш предлагает нам несколько советов.

  1. На Небесах запечатлевается каждое слово, произнесенное человеком. Наступит день, когда все эти слова будут воспроизведены перед ним. Тогда он попытается оправдаться перед Небесным Судом, заявив: «Я не ведал о тяжести этого прегрешения; я грешил неумышленно».

Но ему будет сказано: «Теперь уже слишком поздно! Твоим долгом было уразуметь, что все, сказанное тобой, записывалось: хорошее и дурное, намеренное и случайное».

Человек должен понять, что сказанное однажды слово не исчезает бесследно, но, наоборот, оставляет в вечности неизгладимую отметку.

  1. Человек должен подумать об особом положении, которое определил языку Всемогущий:

Ашем предъявляет языку упрек: «О, вероломный язык! Почему ты все время вертишься, несмотря на то, что Я придал тебе иное положение, нежели всем остальным органам человеческого тела?! Все прочие члены Я поставил прямо или наклонно, тебя же разместил во рту горизонтально, в позе отдохновения (дабы указать, что природное положение языка — это положение покоя и что ему следует почаще отдыхать).

Более того, — говорит языку Всемогущий, — Я подверг тебя заточению. Я обнес тебя двумя оградами (чтобы предупредить твоего хозяина не давать тебе воли) — внутренней стеной зубов и внешней преградой — губами. Сколькими же еще препятствиями должен Я заградить тебя, дабы удержать от злословия?»

Язык дарован нам ради того, чтобы произносить слова Торы, молитвы и речи во благо своим ближним.

Почему палец человека в точности соразмерен отверстию его уха?

Он сотворен таким для того, чтобы, заслышав слова, внимать которым запрещено, — например, сплетню или пустую болтовню, — человек мог заткнуть ухо пальцем и замкнуть свой слух.

А почему Ашем сотворил ушную мочку мягкой, хотя все остальные ткани, окружающие ухо, Он сделал твердыми?

 Мочка создана из гибкой ткани ради того, кто сталкивается со злословием. Ему следует загнуть ее кверху, чтобы прикрыть ушное отверстие и таким образом оградить свой слух.

  1. Человек должен помнить о главнейших несчастьях, причиненных в разные времена злословием:

<> В Ган Эдене змей оклеветал Творца, заявив Хаве:

«Он запрещает вам вкушать от Древа Познания из боязни, что вы сможете стать такими же, как Он, и тоже творить миры!»

Из-за этих слов человек стал смертен.

За злословие Творец дважды отметил змея: Он покрыл его шкуру белыми пятнами, напоминающими цараат, и раздвоил его язык, воскликнув: Раша!

Глядя на твой раздвоенный язык, люди сразу будут вспоминать, что ты был первым в мире клеветником.

<> Все несчастья, постигшие Йосефа, приключились с ним из-за того, что он оклеветал своих братьев.

<> В пустыне наши праотцы десять раз испытывали терпение Всемогущего.

Когда они изготовили золотого тельца, Он все же не обрек их за это на смерть в пустыне.

-Но приняли слова лазутчиков, хулящие Эрец Исраэль, они были наказаны сорокалетним пребыванием в пустыне и смертью всего Поколения Исхода.

<> Если бы Давид не поверил клевете, то его царство не было бы разделено, и Десять Колен не были бы изгнаны из своей Страны.

— Во времена Второго Храма евреи ненавидели друг друга без всякой причины. Эта ненависть привела к тому, что они стали порочить друг друга.

За этот грех и постигла их суровая кара — разрушение Храма и изгнание.

Силу изреченного слова показывает также и следующая история:

Однажды персидский царь тяжело заболел. Врачи сказали ему: «Ты поправишься, если выпьешь львиного молока». Тогда персидский царь отправил богатые дары в Иерусалим к прославленному своей мудростью царю Шломо, умоляя его помочь в этом деле. Шломо препоручил эту задачу своему советнику Бенаяу бен Иеояде. Получив молоко, Шломо сразу отправил его персидскому царю.

Пока посланец шагал по дороге, члены его тела заспорили между собой о том, какой из них заслуживал почестей за свершение подвига по добыче львиного молока.

«Это наша заслуга, — похвалялись ноги, — ибо если бы мы не подошли к логову, молоко не было бы добыто».

«Нет, наша, — возразили руки, — если б мы не подоили львицу, молока бы не было».

«А как же мы? — воскликнули глаза. — Не мы ли обнаружили тропу к логову?»

«Вы забыли про меня, — возмутился мозг. — Это мне с самого начала пришла такая блестящая мысль!»

Общий шум был прерван языком, который заявил: «Все вы ничто передо мной! Если бы не я, где бы вы были?»

Услышав такое, все члены закричали: «Как осмеливаешься ты сравнивать себя с нами? Ты просто мягкий нарост, заточенный в темную пещеру!»

Оскорбившись, язык ответил: «Подождите, и я покажу всем, кто властелин над вами всеми!»

Посланец прибыл ко двору персидского царя, и его спешно подвели к трону. Он хотел было произнести подобающие слова, но язык его вдруг сказал: «При сем я преподношу тебе, о великий, собачье молоко, о котором ты просил!»

Царь впал в ярость и приказал немедленно повесить посланца. Когда беднягу вели к виселице, все его члены содрогались.

«Теперь вы видите, что я важнее всех вас?» — заявил, торжествуя, язык.

«Мы признаем это, — в один голос закричали все члены. — Ты распоряжаешься жизнью и смертью!»

Язык был доволен. «Я должен передать царю очень важное сообщение, — воскликнул он, — прошу, на один миг приведите меня обратно к нему!» Стражники услышали его слова и вернули посланца к царю.

«За что меня казнят?» — спросил посланец.

«Ты принес мне собачье молоко!» — закричал царь.

«Уверяю тебя, — сказал посланец, — что это молоко исцелит тебя. Мои слова были просто оговоркой, ибо на языке моей родины одно и то же слово означает и «собака», и «лев».

Царь поверил ему, выпил молоко и излечился. И тогда он помиловал посланца.

Наши мудрецы для того поведали эту историю, чтобы внушить нам правоту изречения Шломо: «Жизнь и смерть — во власти языка» (Мишлей 18:21).

Язык — оружие более могущественное, нежели нож или меч.

Меч может убить только того, кто стоит поблизости, а злоречие способно поразить сердце человека, находящегося в другой части света. Кроме того, злоречие одновременно убивает троих: говорящего, внимающего и того, о ком говорится.

  1. Чтобы охранить себя от греха клеветы, надо каждый день молить Ашема о помощи, говоря при этом: «О, Ашем, сохрани мой язык от греха!»

Ашем помогает только тому, кто сам пытается помочь себе. Человек обязан изучать законы, касающиеся злоречия, чтобы знать, какие речи дозволены, а какие нет, и пытаться применять эти знания на практике.

  1. Мудрецы дают человеку два совета, помогающие ему избегать злословия.

1.Если человек способен изучать Тору, он должен посвятить этому все свое время.

Изучение Торы предохраняет от злословия двояко.

Во-первых, злословят обычно люди праздные, чтобы избавиться от повседневной скуки.

Тот же, кто занимается изучением Торы, постоянно размышляет о ней и делится своими познаниями с другими, так что пустая болтовня о других людях оказывается вне его интересов.

Вторая причина, по которой наши мудрецы советуют изучать Тору во избежание злоречия, кроется в том, что Тора — это противоядие от всех видов греха. «Труду на ниве Торы» присуща способность очищать ум человека и тем самым делать этого человека менее уязвимым для греховных искушений.

Как понять,что есть люди, изучающие Тору и тем не менее произносящие злые речи?

Слова Торы, изреченные нечистыми устами, Небо не принимает. Если Тору изучает клеветник, то награду за это получает тот, кого он опорочил.

2.Человек неученый, не посвятивший Торе всего себя, может избавиться от злословия с помощью смирения.

Удовольствие, которое испытывает клеветник, черня другого человека, то, по сути, оно сводится к чувству превосходства, создаваемому клеветой, т.е. к самовозвышению за счет другого. Но если бы он посмотрел на себя беспристрастно, ему пришлось бы признать, что и у него есть недостатки, что и он не безгрешен. И тогда он стал бы снисходительнее к промахам других и перестал бы злословить на их счет, помня о собственном несовершенстве. И далее, в смирении он начнет искать оправдания поступкам ближних и судить о них более благосклонно.

Следовательно, смирение — необходимое условие для того, чтобы избежать греха злословия.

Обряд очищения после исцеления от цараат и смысл этого обряда

По приказу коена приносили глиняную чашу, не бывшую в употреблении, и двух живых птиц, одинаковых по внешнему виду. Он наполнял чашу свежей ключевой водой и умерщвлял над ней одну из птиц, выжимая из нее кровь до тех пор, пока эта кровь не окрашивала воду. Тело птицы закапывали, ибо мясо ее было запрещено к употреблению.

Затем коэн соединял вместе четыре предмета, которые надо было окунуть в смешанную с кровью воду:

1) ветку кедра,

2) травинки иссопа,

3) шерстяную нить, окрашенную в темно-красный цвет,

4) живую птицу.

Темно-красной нитью он связывал вместе кедровую ветку и иссоп.

-Держа в одной руке их и птицу, он одновременно окунал все это в глиняную чашу.

— Затем этой связкой он семижды окроплял тыльную сторону ладони очищаемого. И, наконец, за городской стеной птица выпускалась на волю.

<> Птицы используются при очищении, чтобы напомнить: «Знаешь ли ты, почему постиг тебя цараат? Ты слишком много болтал! Посмотри на эту птицу, что все время щебечет! Не был ли ты в прошлом подобен бездумно щебечущей птице?»

<> Из двух птиц одну умерщвляли, а другую выпускали на волю, что наводило очищаемого на размышления: «Если ты сохранишь свои духовные достижения, то болезнь не настигнет тебя снова, — так же, как и умерщвленная птица никогда не оживет. Но ежели ты вновь впадешь в грех, болезнь может опять вернуться к тебе, — так же, как и выпущенная птица может возвратиться назад!»

<> Связывание нитью ветки кедра, самого высокого из деревьев, и иссопа, самой низкой из трав, дает понять очищаемому, что Ашем наказывает высокомерного, считающего себя «кедром» среди людей, ввергая его в презренное состояние больного цараат, такое же приниженное, как иссоп.

<> Красная нить — символ совершенного греха, ибо грех уподобляется багряной нити (Йешаяу 1:18). «Раскайся, и ты обретешь очищение!» — напоминала нить.

Кроме того, нить окрашивали кровью червя, чтобы побудить грешника в будущем воздерживаться от порочных деяний, напоминая ему о конце, уготованном каждому человеку, — кормить своей плотью червей.

<> Хрупкая глиняная чаша напоминает положение человека в этом мире. Он подобен всего лишь глиняному сосуду, непрочному и уязвимому.

<> Наконец, свежая ключевая вода уподоблялась мудрецами Торе. Грешника окропляли водой семь раз, что подразумевало необходимость заниматься Торой, состоящей (по мнению наших мудрецов) из семи Книг (в некотором аспекте книга Бемидбар состоит из трех книг). Число семь напоминает также — прегрешениях, вызвавших болезнь, ибо, согласно Гемаре, цараат обрушивается на человека, совершившего один из семи грехов.

После того, как живую птицу выпускали на волю, коэн брил очищающегося, срезал бритвой все волосы у него на теле.

Бритье ознаменовывало очищение кожи, на которой и появились когда-то признаки цараат.

Затем очищаемому надо было окунуться в микву и окунуть туда свои одежды. После этого ему снова разрешалось входить в города, обнесенные стенами. Тем не менее он все еще оставался нечистым и считался источником нечистоты (ав атума), осквернявшим других при прикосновении. Ему не разрешалось ни жить с женой, ни подниматься на Храмовую Гору, ни вкушать от жертв или другой освященной пищи. Такое положение продолжалось шесть дней, а на седьмой день коэн брил его еще раз, и он повторно погружался в микву и. окунал туда свои одежды.

Жертвы, приносимые очищающимся от цараат

Последняя ступень обряда очищения состояла в том, что на восьмой день очищающийся приносил жертву. Богатый приносил следующие жертвы:

— ягненка в жертву ашам,

— молодую овечку в жертву хатат,

<> ягненка в жертву ола,

<> Минхат несахим: три меры муки, по одной на каждую из трех ранее перечисленных жертв, и лог (около 1,1 л) масла.

Бедный человек приносил такие жертвы: о ягненка в жертву ашам,

<> дикого голубя или молодого домашнего голубя — в жертву хатат,

<> дикого голубя или молодого домашнего голубя — в жертву ола,

<> Минхат несахим: омер (около 2,27 кг) муки и лог масла.

Почему богатый приносил большую жертву.чем бедный?

Одна из причин цараат — скаредность. Если состоятельный человек пытался сберечь свои деньги, принеся жертву нищего, то тем самым он показывал, что его нрав не изменился, и потому это жертвоприношение не могло послужить ему искуплением.

Жертвоприношения призваны были подвигнуть очищающегося на раскаяние, особенно если его грех заключался в злословии.

После того, как коэн совершал обычный ритуал — выпускал из жертвы кровь и окроплял ею стены жертвенника, требовалось еще два особых действия в процессе принесения жертвы ашам:

<> Матан адам (помазание очищаемого жертвенной кровью): коэн наливал часть жертвенной крови в левую руку и подходил к очищаемому. Тому еще не разрешалось входить во внутренний двор Храма, и он стоял снаружи, просунув внутрь лишь голову (смиху — возложение рук на голову жертвенного животного — он совершал, стоя снаружи и протянув внутрь только руки). Коэн, стоявший внутри, мазал кровью правое ухо очищаемого. Тот протягивал коэну правую руку, и он мазал кровью его большой палец. Затем очищающийся выставлял правую ногу, и коэн смачивал кровью большой палец его ноги.

<> Матан шемен (помазание прокаженного маслом): коэн брал масло, погружал в него палец правой руки и семь раз брызгал им в направлении Святая Святых, окуная палец в масло перед каждым разбрызгиванием. Затем он подходил к очищаемому и помазывал частью масла те же части его тела, на которые перед этим наносил жертвенную кровь: ухо, большой палец правой руки и большой палец правой ноги. Остаток масла он лил на свою руку, покоившуюся на голове очищаемого.

Помазание кровью символизировало выкуп очищаемого из состояния, подобного смерти. Через этот обряд ему как бы давалась новая жизнь, преисполненная добродетели, символически представленной маслом.

Рав Гирш (14:18) истолковывает помазание уха, руки и ноги как частей тела, символизирующих, соответственно, его деяния и его чувственные устремления, посвященные таким образом Ашему, с тем чтобы грешник мог снова занять свое место среди людей.

Цараат на стенах домов

Эта разновидность цараат появлялась в виде темно-красных или темно-зеленых пятен на стенах.

Что должен был делать еврей, заметивший появление цветных пятен на стенах своего дома?

Он должен был самолично — а не через гонца — явиться к коэну, чтобы сообщить ему об этом, и это первое унижение призвано было подвигнуть его к раскаянию.

Обращать внимание на пятна на стенах своего дома обязан был только еврей, проживающий в Эрец Исраэль, а не тот, кто жил за пределами Святой Земли, ибо вне Земли те же самые признаки не означали нечистоты. Эрец Исраэль присуща особая святость. Эта земля не может носить на себе грешников.

Внутри стен Иерусалима ни один дом никогда не мог быть объявлен нечистым. Причина этого заключалась в том, что этот город не был частным владением какого-либо одного колена: напротив, он считался достоянием всей Общины Израиля, Тора же постановила, что законы о нечистоте применимы только к домам, состоящим в личной собственности.

Долгом коэна было обратиться к человеку, сообщившему о постигшей его дом цараат, со словами увещевания, дабы тот не приписал его простой случайности. «Сын мой, — говорил ему коэн, — помни, что эта язва появляется в наказание за тяжкие грехи. Прими эти слова к сердцу и раскайся!»

Этот закон Торы говорит о великой заботе Ашема не только о здоровье и безопасности, но даже об имуществе всякого еврея, хотя бы тот и был нечестивцем (ибо человек, чей дом был поражен, несомненно, входил в эту категорию). Единственными предметами, которые терял владелец дома, объявленного пораженным, была его глиняная посуда. Металлическую посуду или одежду можно было очистить в микве, но глиняная посуда, будучи оскверненной, уже не могла сделаться чистой. Чтобы сохранить ее для владельца, Ашем установил особый закон, предписывающий выносить все пожитки из заподозренного дома.

Прежде чем осматривать стены, коэн удостоверялся, что дом построен в соответствии с определенными требованиями, при отсутствии которых он не мог быть объявлен нечистым. Например, он должен был быть четырехугольным, кроме того, все четыре стены должны были быть сделаны из камня, дерева и глины: если хотя бы одна из них была сделана из иного материала, дом не мог стать нечистым.

Если коэн находил, что все условия постройки дома выполнены, он приступал к обследованию самого поражения. Если он видел зеленые или красные пятна, либо сочетание пятен этих двух цветов, тогда он изолировал дом на семь дней и на седьмой день обследовал его снова.

Такие пятна появлялись только на еврейских домах. Этот вид цараат был, как и все прочие, чудом, показывавшим особый Промысел Ашема и Его заботу об Общине Израиля.

Хотя Ашем в качестве предупреждения обычно поражал цараат сперва стены, а только потом уже тело человека, Тора повествует об этих разновидностях болезни в обратном порядке. Законы о цараат на стенах домов оставлены в Торе напоследок по двум причинам:

1. Они были преподаны евреям в пустыне, когда те не жили в домах, а были окружены Облаками Славы Всевышнего. Ашем сказал: «В пустыне цараат будет сразу же поражать ваши тела, если вы согрешите. В будущем, когда вы обоснуетесь в Стране Израиля, он станет появляться сперва на стенах ваших домов».

2. Тора для того повествует раньше о цараат на теле человека, чтобы устрашить нас и тем самым удержать от греха. На самом же деле Всемогущий был милостив, и болезнь не сразу поражала человеческое тело.

Вот несколько причин, из-за которых Всемогущий поражал чей-то дом пятнами цараат:

<> Во-первых, как мы уже объясняли, эти пятна могли выступать небесным предуведомлением о том, что владелец этого дома или кто-то из его семьи повинен в одном из таких серьезных прегрешений, как злоречие, и что если он не раскается, то болезнь поразит его одежды, и, наконец, его тело.

<> Еще пятна на стенах могли указывать на то, что хозяин дома — скупец, который отказывается одолжить то, что у него просят, заявляя, что у него этого нет. Когда на стенах его дома появлялись признаки цараат, всю его утварь выставляли наружу. И тогда правда делалась очевидной, ибо каждый мог обозреть все содержимое его дома.

<> Другая причина могла заключаться в том, что имущество этого человека приобретено нечестным путем. Он приобрел его при помощи воровства, и поэтому Ашем устроил так, что все эти вещи были выставлены из его дома и разбросаны по улице.

<> Цараат поражал также дом тщеславного, гордящегося его красотой и изысканностью.

 

 

Наказание скрывает благословение

Все наказания, посылаемые Ашемом, на самом деле являются скрытыми благословениями. Это можно увидеть на примере пятен цараат, появляющихся на стенах домов.

Узнав о том, что в Землю могут прийти евреи, жители Ханаана спрятали свои сокровища в стены домов, чтобы они не достались евреям. Всемогущий сказал: Я обещал праотцам Страну, полную драгоценностей, и Я сдержу это обещание.

И вот Всемогущий поразил пятнами цараат стены одного дома, так что дом пришлось снести. Хозяин его был в отчаянии, но вдруг увидел на месте снесенного дома груды золота и серебра. Так он оказался владельцем богатства, какое не могло привидеться ему и во сне.

Все деяния Ашема направлены к нашему благу, даже если мы и не понимаем этого. Поэтому человек должен приучить себя к тому, чтобы в ответ на все, что с ним случается, — кажется ли это событие хорошим или дурным — провозглашать: «Что бы ни послало Небо — все к лучшему».

Каждому из нас доводилось переживать события, казавшиеся в тот момент несчастьем, а позже обернувшиеся величайшей удачей. Рассказывают историю о коммерсанте, опоздавшем на самолет, на котором он должен был лететь для совершения срочной сделки с миллионной прибылью. Опоздание спасло ему жизнь, так как этот самолет разбился. Еще рассказывают о добросовестном служащем, которого, к его большому огорчению, уволили с работы. Вынужденный заняться коммерцией, он невероятно разбогател.

Однажды рабби Акиву в дороге застала ночь. Он стал стучаться во все дома деревни, лежащей на его пути, но нигде не нашел ночлега.

«Что бы ни послало Небо — все к лучшему», — сказал р. Акива, устраиваясь ночевать в лесу. А надо сказать, что в дорогу с собой он взял осла, петуха (в роли будильника) и свечу. И вот только он прилег, как из леса выскочил лев и растерзал его осла, потом с дерева соскочила дикая кошка и разорвала петуха, и тут же порыв ветра задул его свечу. Но р. Акива и тут сказал: «Что бы ни послало Небо — все к лучшему».

В ту же ночь шайка разбойников напала на деревню, где искал пристанища рабби Акива, и уничтожила всех живущих там. Рабби Акива сказал: «Это подтверждает правоту изречения: «Что бы ни послало Небо — все к лучшему». Если бы моя свеча горела, разбойники обнаружили бы меня; если бы осел или петух остались живы, они выдали бы мое присутствие своим криком. Ашем сделал так, что со мной случились все эти мелкие неудачи для того, чтобы избавить меня от гораздо более суровой участи».

Такое глубокое доверие к Ашему избавляет еврея от множества лишних тревог. Он не будет подвержен постоянному страху, характерному для современного общества. Еврей, преданный Торе, пребудет, несмотря на все превратности судьбы, в спокойствии духа, уверенный в том, что все события, уготованные ему Создателем, ведут к лучшему.

Обстоятельства, делающие тело человека тамэ (нечистым)

Законы о чистоте и нечистоте любезны Всемогущему потому, что они свидетельствуют об особо святом характере нашего народа. Согласно Торе, те же самые признаки, появляющиеся у нееврея, не оскверняют его.

От нашего народа, в котором пребывает Шехина, требуется поддерживать высочайшую степень святости.

В конце этого раздела Тора обсуждает алахот, касающиеся человека, ставшего нечистым в связи с определенными отправлениями его тела.

<> Зав. Если у мужчины происходит истечение, то он делается нечистым и оскверняет других. Если истечение случилось дважды, оно называется зивут и для очищения этот человек должен был окунуться в ключевой источник или водоем. Если зивут повторился трижды, то во времена Храма, прежде чем очиститься в воде, еврей должен был отсчитать семь дней, проходивших без истечения. На восьмой день он приносил жертву, называвшуюся корбан азав, состоявшую из двух диких голубей или двух молодых домашних голубей — одного в жертву хатат, другого — в жертву ола.

Зивут — наказание мужчины за его грехи.

.

<> Нида. Слово нидут означает разделение или отчуждение. Женщина становится нидой по причине менструаций, родов и маточных кровотечений. Тем самым она делается ритуально нечистой и ей надо отсчитать семь дней без кровотечений и погрузиться в микву, чтобы очиститься. На то время, когда жена является нидой, мужу предписывается отделиться от нее (Ваикра 18:19).

Женщина, тщательно соблюдающая законы ниды, удостоится родить сыновей, известных своим знанием Торы и способных устанавливать алаху; если же она пренебрегает этими законами, то ее поразит цараат.

Рахав, жившая в ханаанском городе Йерихо, была блудницей и тем зарабатывала себе на жизнь. Рахав молилась так: «Властелин Вселенной! Я согрешила перед Тобой — пренебрегла тремя мицвот, что заповеданы специально для женщин: нидой, отделением халы от теста и зажиганием субботних свечей. Я согрешила трояко, посему прими же мою тшуву, совершенную через спасение двух этих мужей с помощью трех предметов: веревки, окна и городской стены».

Рахав умоляла Ашема принять ее тшуву, совершенную с помощью тех же самых предметов, которые она прежде использовала для греха, пуская к себе в дом мужчин: веревки, окна и стены.

Одна из причин, по которым на обратившихся в иудаизм часто обрушиваются страдания и несчастья, есть Б-жественный упрек за то, что они не сделали этого раньше (Евамот 486). Рахав сказала Ашему: «Прости меня, что я до сего времени откладывала тшуву и потому не соблюдала мицвот, возложенных на еврейскую женщину. Спасши двух этих евреев от смерти, я совершила благое дело, и ради этого не наказывай меня за мое упущение (ибо тот, кто спас жизнь хотя бы одному еврею, считается поддерживающим существование всего мира).

Когда евреи овладели Землей Израиля, Рахав приняла иудаизм и стала прародительницей восьми знаменитых пророков.

Очищение человека

Миква

Чтобы совершить свое очищение, человек, являющийся ритуально нечистым, обязан окунуться в микву. Миква должна быть объемом не меньше 40 сеа (0,672 кубометра).

Все законы о нечистоте и о способах очищения от нее являются хуким, т.е. относятся к разряду таких законов Торы, основания которых непостижимы для ограниченного человеческого разума.

— Сорок сеа, намекают человеку на то, что он должен очищать себя двояко — физически и духовно.

«»Число сорок указывает на физическое рождение человека (ибо, согласно нашим мудрецам, формирование зародыша происходит в течение сорока дней после зачатия) и на его духовное обновление (Скрижали вручены были Моше после сорокадневного пребывания на Небесах).

<> Чистая вода миквы указывает на необходимость духовного очищения и. Наши мудрецы уподобили Тору свежей ключевой воде. Человек может достичь духовного очищения, погрузившись в Тору.

Соблюдая законы ритуальной чистоты, мы даем Шехине возможность пребывать среди нас. Когда господствует нечистота, Шехина удаляется.

Три типа грешников заставляют Шехину покинуть этот мир.

<> Тот, кто делает аборты. Он вмешивается тем самым в дела Создателя, постоянно занятого явлением на свет новых жизней. Из-за этого прегрешения Шехина покидает нас, и настают мор, голод и гибель от меча. (Согласно Законам для потомков Ноаха, аборты запрещены не только евреям, но и всему человечеству).

<> Еврей, живущий с нееврейкой. Он оскверняет завет обрезания, отрицая особую связь еврейского народа с Ашемом.

<> Еврей, сознательно сожительствующий с нидой, ибо ее нечистота — самого тяжкого вида.

Еврей, которого вынуждают совершить этот грех под угрозой смерти, должен предпочесть смерть. Он вызывает изгнание Шехины и подвергает себя и потомство, которое произойдет от этой связи, физической и нравственной опасности.

На практике большинство алахот, касающихся чистоты и нечистоты, в наше время неприменимы, ибо после разрушения Храма мы лишены необходимых средств очищения.

Однако законы ниды, завы и роженицы продолжают действовать, и их соблюдение жизненно важно для того, чтобы Израиль продолжал быть святым народом.

Ужасно, что есть евреи, которые соблюдают шабат, но не сведущи в законах чистоты семейной жизни и нарушают эту важную заповедь. Наши мудрецы отмечают, что построить микву важнее, чем построить синагогу.

 

Такие пятна появлялись только на еврейских домах. Этот вид цараат был, как и все прочие, чудом, показывавшим особый Промысел Ашема и Его заботу об Общине Израиля.

Хотя Ашем в качестве предупреждения обычно поражал цараат сперва стены, а только потом уже тело человека, Тора повествует об этих разновидностях болезни в обратном порядке. Законы о цараат на стенах домов оставлены в Торе напоследок по двум причинам:

1. Они были преподаны евреям в пустыне, когда те не жили в домах, а были окружены Облаками Славы Всевышнего. Ашем сказал: «В пустыне цараат будет сразу же поражать ваши тела, если вы согрешите. В будущем, когда вы обоснуетесь в Стране Израиля, он станет появляться сперва на стенах ваших домов».

2. Тора для того повествует раньше о цараат на теле человека, чтобы устрашить нас и тем самым удержать от греха. На самом же деле Всемогущий был милостив, и болезнь не сразу поражала человеческое тело.

Вот несколько причин, из-за которых Всемогущий поражал чей-то дом пятнами цараат:

<> Во-первых, как мы уже объясняли, эти пятна могли выступать небесным предуведомлением о том, что владелец этого дома или кто-то из его семьи повинен в одном из таких серьезных прегрешений, как злоречие, и что если он не раскается, то болезнь поразит его одежды, и, наконец, его тело.

<> Еще пятна на стенах могли указывать на то, что хозяин дома — скупец, который отказывается одолжить то, что у него просят, заявляя, что у него этого нет. Когда на стенах его дома появлялись признаки цараат, всю его утварь выставляли наружу. И тогда правда делалась очевидной, ибо каждый мог обозреть все содержимое его дома.

<> Другая причина могла заключаться в том, что имущество этого человека приобретено нечестным путем. Он приобрел его при помощи воровства, и поэтому Ашем устроил так, что все эти вещи были выставлены из его дома и разбросаны по улице.

<> Цараат поражал также дом тщеславного, гордящегося его красотой и изысканностью.

 

 

admin @ 13:38

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика