Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Дибук или Заблудившеся души

Дибук или Заблудившеся души

Йехудис Ханин

Помню, в далеком школьном прошлом наша учительница по рисованию однажды приняла гениальное в своей простоте решение. Она придумала, как заставить разгильдяев-восьмиклассников вместо того, чтобы прогуливать, просто рваться на урок, сметая все на своем пути. Директор, завуч и классная руководительница долго не могли понять, почему именно на занятиях по рисованию у нас стопроцентная посещаемость. Так что же она сделала? Во время занудного рисования всяких бутылок, ваз, мячей и прочих натюрмортов она начала читать нам вслух повести Эдгара По, открывающие для подростков неизведанные доселе мистические связи с потусторонним миром.

Мистика, экстрасенсорика, взаимодействие материального мира с миром духовным всегда притягивают и завораживают, открывая простор воображению. Но осторожный читатель спросит: «А что по этому поводу говорит Тора? Не противоречат ли ей все эти духи, бесы и прочие?» Сделаем небольшое исследование.

Многим, наверное, известны страшные истории из литературы о вселении злых духов в человеческое тело (например, «Ребенок Розмари» Айры Левина, «Сатан в Горае» Исаака Башевис-Зингера и др.) Но не все знают, что, хотя название этого явления — дибук — достаточно недавнее, само это понятие отнюдь не инородное для еврейской традиции. Феномен свободной от телесной оболочки души, входящей в тело другого человека и одерживающей над ней верх, был известен еще с библейских времен и описывается как в письменной, так и в устной Торе.

Обратимся к Книге Царств, а именно, книге пророка Шмуэля (18:10), где описывается ситуация, при которой, по решению Всевышнего, на царя Саула снизошел злой дух и он начал бредить и неистовствовать. Только пение и игра на арфе юного Давида, будущего царя Израиля, могли успокоить Саула и привести его в чувство. Существует мнение, что игра Давида на арфе была своего рода процедурой изгнания злых духов.

А вот что пишет Иосиф Флавий, еврейский историк, живший в первом веке нашей эры, в своей книге «Иудейские древности» (2:5) о царе Соломоне: «Господь Б-г даровал Соломону также возможность изучить искусство входить в общение с демонами на пользу и на благо людям. Соломон оставил после себя заклинания для излечения всяких болезней и волшебные формулы, с помощью которых возможно так связать демонов, что они никогда более не рискнут вернуться к людям. Это искусство до сих пор еще весьма сильно процветает среди нас.»

Вопросы, касающиеся дибуков и их жертв, рассматриваются также в Мишне, Талмуде и Мидраше. Например, в комментарии к одному из самых знаменитых сюжетов Торы — соблазнение Хавы змеем — в «Пиркей рабби Элиэзер» (гл.13). Одна из версий заключается в том, что змей, будучи царем животного мира, все же не обладал возможностями для духовного воздействия на представительницу человеческого рода. В Мидраше приводится версия, что это был ангел Самаэль, воспользовавшийся телом змея для искушения первой женщины.

Другой случай описан в Мишне (трактат Гиттин, 7:1). Здесь рассматривается вопрос о том, в каком случае стоит принимать во внимание решение мужчины о разводе с женой, если он был одержим злым духом. На судебный вердикт влияло, было ли это решение высказано до или после вселения духа в тело мужчины.

Но прежде чем продолжить этот список, дополнив его историями из средневековья и совсем недавними случаями, проясним детали самого явления дибука. Другими словами: что такое дибук и с чем его едят?

Для того, чтобы лучше понять концепцию дибука, нужно для начала рассмотреть, что происходит с душой после отделения ее от тела. Согласно философии иудаизма, тело и душа не конфликтуют, а наоборот призваны помогать друг другу. Тело не может существовать без души, а душа, будучи совершенно духовной по своей сути, нуждается в теле, чтобы проявлять себя в физическом мире. Рабби Хаим Виталь, ученик великого каббалиста Аризаля, писал в своей книге «Сефер Агилгулим», что тело является лишь повозкой для души. А настоящая сущность человека — это его душа.

Конечно, тело тоже играет немаловажную роль. Во времена Мошиаха, согласно многим мудрецам Каббалы, тело будет первостепенным из двух «партнеров», но на данный момент душа является главной в этом тандеме. Душа, в отличие от тела, бессмертна. Каббала рассказывает нам о пяти ее уровнях.

Нефеш, самая низшая ступень, соотносится с делами (наш нижний мир так и называется Асия, от еврейского слова, означающего действие), а также отвечает за осмысленность своих желаниий.

Нефеш представляет собой точку интеграции Б-жественной души в материальное тело.

Следующий уровень, руах, связан с эмоциональным сознанием и способностью к осознанной речи (что, согласно Торе, и отличает человека от животных: род человеческий зовется медабер, то есть, говорящий).

Третья ступень, нешама, связана с интеллектом и силой мышления. Этот уровень наиболее возвышенный из всех, что находятся в теле человека непосредственно. Два последних звена окружают тело, не облекаясь в какую-либо его часть.

Уровень хая связан с Б-жественной жизненной силой и силой воли человека.

Последняя ступень назыывается йехида, что происходит от слова, означающего единство. Этот уровень соединен с самой Б-жественной сущностью и выражается в человеке через месирас нефеш (способность к самопожертвованию). Более подробно на эту тему можно прочитать в книге «Тания» Алтер Ребе, основоположника учения Хабад. Все эти ступени связаны между собой. Об этом написано у рабби Хаима из Воложина: «Верхушка нефеш присоединяется к нижней части руах, а верхушка руах — к нижней части нешамы и так далее…»

Одной из причин нашего пребывания в этом мире является улучшение нашей души с помощью Торы, исполняемой в материальном мире. Однако не всегда все пять уровней души могут быть доведены до совершенства в течение одной жизни. Большинство людей способны «отработать» лишь самый нижний уровень — нефеш. При этим подразумевается, что поскольку атрибуты других четырех ступеней в неявном виде существуют внутри каждого уровня, то и они в пределах нефеш также совершенствуются, поскольку все они связаны между собой.

Тем не менее, может сложиться ситуация, при которой человек не смог довести до совершенства даже нижайший уровень своей души. В таком случае ему придется вернуться назад в этот мир, чтобы исправить ошибки или завершить недоделанное. На этом процесс перерождения души все же не заканчивается, и человек будет возвращаться в этот мир до тех пор, пока не усовершенствует по крайней мере три первые ступени души: нефеш, руах и нешама.

Рабби Хаим Виталь объясняет, что когда душа вынуждена в очередной раз спуститься в материальный мир, только та ее часть возрождается, которая на данном этапе нуждается в исправлении. Это означает, что в каждом гилгуле — реинкарнации души — совершенствуется только одна ступень. Невозможно отработать два уровня за одно перерождение. Например, если нефеш был уже исправлен, он остается в духовных местах в завершенном виде, а в физическую оболочку тела воплощается руах. После выполнения задания руах должен покинуть тело. Только после этого нешама сможет отправиться в материальный мир, чтобы отрабатывать уже свою задачу.

Тут может возникнуть вопрос: поскольку мы уже знаем, что душа человека перерождается много раз, то в каком теле она будет возрождена во времена Мошиаха? Тот же самый рабби Хаим Виталь в своей книге «Шаар Агилгулим» объясняет, что душа ни в коем случае не разъединена на различные индивидуумы. Перевоплощение же опеределенной ступени души создает независимую искру для создания совершенно новой личности. А поскольку внутри каждого уровня существуют остальные четыре атрибута, то новая личность не страдает от отсутствия какой-либо важной ступени, не вернувшейся в этот раз на землю. Так что в момент прихода Мошиаха душа будет возрождена в этом мире в каждом из тел, которые были использованы для пребывания каждой из своих искр души, потому что каждая искра первичной души стала полностью независимой энергией и личностью.

Теперь, конечно, самое время спросить: все это очень интересно, но каким образом сюда относится дибук? Дело в том, что без понимания этих вещей концепция дибука будет совершенно непонятна. Ниже мы сможем рассмотреть более подробно, как может случиться, что душа, отделившись от тела, оказывается в таком вот незавидном положении дибука вместо положенных ей духовных чертогов или обычных перерождений.

Отделившись от тела, душа попадает на Небесный суд, который распределяет души согласно их заслугам или, наоборот, просчетам. Праведные души сразу попадают в Ган-Эден (рай). Другие должны сначала пройти основательную чистку от грехов, их запятнавших, а также от привязанности к материальным вещам для того, чтобы иметь после возможность наслаждаться Б-жественностью чисто духовно.

Есть два способа достичь этого. Про один уже говорилось выше — это реинкарнация, то есть перерождение души.

Второй — это чистка в Геиноме (аду). Грешники, попавшие в Геином, не перерождаются, поскольку очищаются там от своих грехов полностью. Геена работает, как стиральная машина или химчистка, поэтому будем называть ее здесь Чистилише. В зависимости от природы греха назначается и наказание. Стоит отметить, что из-за чрезмерной озабоченности удовлетрением своих физических желаний человеком одним из его наказаний является то, что душа после смерти сохраняет те же стремления, но уже не имея возможности осуществить их в материальном мире. Если человек был слишком горяч в своих греховных проявлениях, то его отправляют в Огненное чистилище, а если он был холоден в служении Б-гу, то тогда в Снежное чистилище. Однако надо понимать, что, во-первых, речь не идет о физическом снеге или огне. Просто описание дается на языке, понятном людям, чтобы мы могли до какой-то степени это представить. Во-вторых, Чистилище не является местом вечного наказания грешников, на то мы и называем его Чистилищем. Согласно Талмуду, тяжкие грешники в нем находятся 12 месяцев, а большинство и того меньше — всего одиннадцать.

Наши мудрецы говорят, что мы можем избавить себя от многих наказаний Чистилища будучи еще в этом мире, благодаря силе настоящего раскаяния в своих грехах и ошибках. Слово, определяющее раскаяние, тшува, переводится со святого языка как возвращение, что означает возвращение к Б-жественному.

В то же время слово грех — хет — в святом языке имеет дополнительное значение — отдаленность от Б-жественного. Даже раскаяние за день до смерти может помочь, но только в том случае если оно искренне и человек по-настоящему сожалеет о своих проступках, которые отдалили его от Б-га.

Но иногда человек настолько злоупотребляет данными ему возможностями, что его душа не может найти покоя даже после смерти. Она настолько запятнана грехами, что ворота Чистилища закрыты для нее. Все, наверное, хотя бы один раз получали извещение из химчистки с извинениями, что при всех стараниях какое-то пятно не вывелось. Так и в случае с душой, которая загрязнилась настолько, что ни Чистилище , ни реинкарнация не в состоянии отчистить ее. В таком случае душа отдана на милость ангелов, которые заставляют ее скитаться беспомощно в физическом мире, не имея тела. И она в отчаянии пытается спрятаться в любой материальный предмет, предпочтительно в человека. Когда такая жертва находится, душа прилипает (на иврите — довек, отсюда и название явления — дибук) к этому человеку, зачастую полностью овладевая его речью, а также органами чувств.

Однако попасть в категорию дибука можно и другим путем. Выше было рассказано о том, что если новая душа не достигла своего совершенства в первом рождении, то она должна перерождаться в постепенном исправлении хотя бы первых трех уровней души: нефеш, руах и нешама.

Однако существуют определенные границы того, как долго этот процесс может происходить. Рабби Хаим Виталь в своей книге «Врата реинкарнаций» пишет, что если прошло три цикла перерождений, а душа не достигла даже малейшего уровня совершенства хотя бы для самой низкой ступени души — нефеш, то она считается неисправимой и должна быть приговорена к блужданию в подвешенном состоянии.

Но даже в случае с тяжелейшим наказанием души в виде дибука все же есть возможность ее исправления, поскольку любой вид страдания помогает очищению. Ниже мы рассмотрим, как, во-первых, распознать дибук и отличить его от различных видов заболеваний, а также, что происходит с тем человеком, в которого вселяется дибук, и, во-вторых, кто, когда и как может помочь заплутавшей душе вернуться к Б-гу. Ну, и конечно, рассмотрим более близкие к нам в плане хронологии истории о дибуках из средневековья и совсем недавние случаи.

Выше мы разобрались с тем, почему душа иногда попадает в категорию дибука и почему она стремится захватить любое подходящее тело. Теперь возникает вопрос, возможно ли спутать дибук с какими-нибудь психическими заболеваниями или душевными расстройствами? Ведь существуют различные заболевания, связанные с раздвоением или даже с размножением личности. Также схожие симптомы иногда имеют и эпилептические, и истерические припадки.

Например, в случае с эпилепсией человек в преддверии атаки испытывает сильное эмоциональное напряжение и впадает в экстаз. Часто возникает deja vu, то есть ощущение того, что похожие ситуации уже возникали с этим человеком в прошлых жизнях. Во время самого припадка он так же, как и в случае с дибуком, полностью теряет контроль над сознанием, в результате чего происходит временное освобождение сверхсознания от физических границ тела. В этом случае, пусть даже на мгновение, человек воспринимает окружение вне времени и пространства, как во сне.

Так возможно ли поставить правильный диагноз с тем, чтобы помочь человеку? Ведь известно, что правильный диагноз — это уже половина лечения. Но это, действительно, крайне сложно. Не каждый раввин сможет распознать дибук, а тем более заняться его изгнанием. Для этого он должен очень хорошо разбираться в этом вопросе.

Случаи с дибуком чрезвычайно редки, и важно понимать, что в первую очередь при странных признаках надо обращаться к хорошему врачу-психиатру или невропатологу для установления причины такого поведения. Самолечение всегда связано с опасностью для здоровья, особенно если речь идет о духовных вещах. Опять же существует большое количество «чудотворцев», которые за внушительные деньги поставят какой угодно диагноз и займутся его лечением. Понятно, что от них больше вреда, чем пользы: раввинов, способных на изгнание дибука так же мало, как самих случаев с дибуком. Один из величайших мудрецов Торы рабби Моше бен Маймон (Рамбам) рекомендовал курс действий, направленных на удержание в узде своих экстремальных порывов к мистицизму путем изучения мистики в рамках Торы, поскольку Рамбам осознавал, что непонимание сверхъестественных явлений может привести к идолопоклонству, посредством практики духовного дуализма, когда человек принимает во внимание не только Б-жественное Провидение, но и приписывает независимую силу всяческим духам.

Однако вернемся к признакам, которые могут нам подсказать истинный ли этот дибук или ложный. К ним относятся, например, ситуации, при которых пораженный дибуком человек сообщает сведения о которых до этого момента он не знал, или вдруг начинает бегло говорить на языке, которого никогда не изучал, или начинает рассказывать о событиях, совершающихся в данный момент в другом месте. Еще одним из важных признаков дибука, как утверждает рабби Моше Закутто, каббалист, живший в 17 веке, является тот факт, что дибук не использует органы речи для издавания звуков. Они скорее как бы исходят из других мест на теле человека, часто из области живота. Также на теле можно заметить блуждающую выпуклость, появляющуюся в разных местах. Если все это, будучи тщательно провереным, оказывается правдой и при этом человек ведет себя странно, существует большая вероятность, что он поражен дибуком. И в этом случае нужно найти того раввина, которого порекомендуют известные авторитеты, а не того, кто сам будет предлагать себя в помощь.

Информацию о том, в кого может вселиться дибук, а также о том, что происходит с человеком в этот момент, мы имеем, как это ни странно, от самих же дибуков, и записана она с их слов в различных книгах. Из литературы на эту тему можно упомянуть известные книги: «Минхат Йеуда» (Багдад, 1933), написанную рабби Моше Йеудой Питтаем, учеником известного Бен Иш Хая, который жил в Багдаде в конце XIX — начале XX веков, а также «Минхат Элияу» (Салоники, 1824), автром которой является рабби Элияу Шломо Аврагам Акоэн Аиттамри из Смирны, Турция. Конечно, нельзя не упомянуть «Шивхей Аари» — сборник историй о жизни знаменитого каббалиста Аризаля из города Цфат, некоторые главы которого рассказывают о его ученике и помощнике рабби Хаиме Витале (1543 – 1620), который был вовлечен в историю с изгнанием дибука. Существует также запись, сделанная равом Ашером Кацманом, руководителем йешивы Тора Вадаат в Бруклине. Рав Кацман записал историю со слов гаона рабби Элханана Бунима Вассермана (1875-1941), ученика знаменитого Хафец-Хаима, который непосредственно был задействован в случае с дибуком. На эту тему имеются также и другие источники.

Из всех этих историй мы знаем, по какой причине дибук выбрал того или иного человека для воплощения в его тело. Часто жертва выбирается по принципу подобного. Например, если человек в мыслях сильно желает совершить какое-нибудь греховное действие, то он притягивает к себе бездомную душу человека, совершившего в жизни то, о чем он мечтает. Как написано в книге Зогар (Берейшит, 55б) — наиболее известной книге Каббалы: «Нечистые духи прилипают только к тем, кто сам прилипает к ним». Несмотря на то, что это процесс болезненный и вовлекает жертву в события против ее воли, что часто сопровождается трагическими обстоятельствами, в принципе сам опыт помогает обоим — дибуку и его жертве.

Процесс изгнания заблудшей души сам по себе имеет эффект глубокого ее очищения. Для пострадавшего же этот опыт мотивирует пересмотр своих личных тендеций и желаний, ведущий к внутренним изменениям в лучшую сторону. Не всегда заблудшая душа готова покинуть тело, иногда она делает вид, что исчезает, но остается в теле. Каббалист обычно ведет долгие переговоры с дибуком перед самим изгнанием. Процесс изгнания дибука включает в себя публичное признание в грехах, совершенных дибуком в прежней жизни, интенсивную молитву каббалиста и воздействие Б-жественых энергий, которые он привлекает к заблудшей душе.

Существуют, правда, различные формы дибуков. Не всегда душа-захватчица проявляет себя, овладевая контролем над телом. Это как бы дремлющий вид дибука, и называется он сод-аиббур на иврите. Человек абсолютно не подозревает о духовном визитере. Иногда это душа праведника, которая спустилась в тело человека по одной из двух причин: или помочь живущему человеку достичь совершенства своей души, или достичь своего совершенства через праведные действия этого человека. В этом случае пришедшая душа не испытывает мук и независима в своих передвижениях.

 

Весь упомянутый материал в этой статье, конечно, является каплей в море знаний на темы о душе, ее устройстве, целях, реинкарнациях. Но, надеюсь, полученная информация поможет вам в желании углубить свои познания как в открытой, так и тайной частях Торы.

В заключение приведем описания нескольких случаев дибука из достоверных источников. Рассмотрим три наиболее известных, хотя их гораздо больше.

Первый из случаев произошел в средние века. После знаменитого изгнания евреев из Испании в 1492 году многие из них подались в Страну Израиля и осели в святом городе Цфате. Город в это время переживал период процветания, в первую очередь духовного. Многие видные каббалисты избрали его местом своего проживания. Среди них — рабби Ицхак Лурия Ашкенази (Аризаль) и его наиболее выдающийся ученик рабби Хаим Виталь.

Но не только великие ученые занимались Каббалой. Практически все жители города стремились к более глубокому познанию Всевышнего. Однажды ночью владелец маленькой гостиницы возвращался домой с урока по Каббале. Неожиданно, в момент, когда он входил в дом, раздался жуткий женский крик в том месте, где жили его долговременные постояльцы. Оказалось, что в тело вдовы, жившей в гостинице, вошел дибук. Сначала трактирщик подумал, что у нее случился удар, и бросился к врачу, который жил по соседству. Но врач, осмотрев потерпевшую, заметил, что наверное тут не обошлось без дибука.

К их счастью, Аризаль жил в одном с ними городе, и доктор ринулся в его синагогу, попав как раз к началу утренней молитвы. Его встретил рабби Иосиф Арзин, также один из приближенных Святого Ари. Получив утвердительные ответы на несколько важнейший вопросов для определения признаков, которые могут подсказать, истинный ли этот дибук или ложный (см. часть 4 этого цикла), он побежал вслед за доктором в гостиницу. К своему ужасу там он узнал, что дибуком является не кто-нибудь, а душа одого из его бывших учеников, при жизни нарушившего один из строжйших запретов Торы и вступившего в интимные отношения с чужой женой, в результате чего родились незаконорожденные дети — мамзеры.

Будучи в полном смятении чувств, рабби Арзин все же смог донести важнейшие новости до своего учителя. Аризаль поддержал своего последователя, объяснив ему, что он не в ответе за решения, принятые его учеником, поскольку он приложил все свои усилия, чтобы вывести своего ученика на правильный путь. Человек всегда имеет свободу выбора. Аризаль отправил на место происшедствия рабби Хаима Виталя в качестве своего представителя.

 

Дибук поделился большим количеством информации о том, что происходит с душой после отделения ее от тела. Сам же он ждал момента, когда все мамзеры, родившиеся из-за его греха, умрут, то есть исчезнет физическая реализация его греха. А если бы они имели потомков, то измученная гонениями душа грешника должна была бы ждать ухода из жизни уже следующего поколения, вызванного его проступком. На вопрос, почему он выбрал тело именно этой женщины дибук ответил, что она была не первой в череде его воплощений. А разрешено ему было войти в ее тело, потому что она не верила в то, что Б-г вывел евреев из Египта, и весь Песах отделяла себя от своего народа. Она считала, что вся история Исхода — просто национальная сказка. Кроме того, она часто позволяла себе сквернословить.

Рабби Хаим Виталь приказал дибуку дать возможность вдове самой ответить на вопросы. Горько плача о своей доле, она сказала, что верит всем сердцем в Б-га, который сотворил небо и землю, и что нет для Него ничего невозможного, и обещала исправить свое поведение в будущем. Тогда рабби повелел дибуку покинуть тело этой женщины немедленно. Поскольку дибук сам не хотел покидать уютное для него вместилище, рабби Хаиму Виталю пришлось произнести каббалистические формулы…и дибук исчез. Все родные бросились к вдове с поздравлениями, но рабби, пристально приглядываясь к жертве, остановил их, приказав остваться на месте. Выяснилось, что как только душа дибука исчезла, один из сопровождавших его демонов вошел в тело вдовы. И опять пришлось раввину произносить каббалистические формулы, но на этот раз их было недостаточно, и он сопроводил изгнание демона трублением в шофар для полного освобождения измученной женщины.

Второй интересный случай с дибуком произошел в Багдаде в 1880 году. Это была душа лжемессии Шаббтая Цви, которая больше двухсот лет не находила себе покоя, скитаясь без тела, но и не имея возможности покинуть этот материальный мир, пока наконец не спряталсь в тело одного молодого багдадского еврея. История этого дибука была долгой, и даже известный каббалист и мудрец Торы Бен Иш Хай — рабби Йосеф Хаим — не стал изгонять его сам, сказав, что время еще не пришло. Изгнанием дибука пришлось заняться его ученику рабби Моше Йеуде Питтаю, и произошло это через 30 лет после того, как душа Шаббтая Цви захватила чужое тело. Тридцать лет мучений, галлюцинаций, разрушенной жизни пришлось пережить молодому человеку, чье тело было захвачено дибуком. Душа Шаббтая Цви была настолько загрязненна своими и чужими грехами, что процесс очищения был необыкновенно болезненным и продолжался так долго. Но эта история показывает, что Всевышний в своем милосердии даже в подобном тяжелом случае дает возможность очиститься от духовной скверны и вернуться к Нему.

Ну и последний случай, который хотелось бы упомянуть, произошел зимой 1909 года в польской деревушке. Рабби Ашер Кацман, глава йешивы Тора Водаат, который ушел из жизни совсем недавно, в 2004 г., лично скурпулезно собирал материалы по этому делу, общаясь с очевидцами событий. В данном случае дибуком стала девочка-подросток, которая рано осиротела и, к сожалению, сблизилась с нееврейскими обитателями поселка, где она жила. Она даже прошла обряд крещения. Как только она оказывалась в еврейском местечке, дети начинали ее дразнить, называя сумасшедшей и еретичкой. Она и ее нееврейские друзья в ответ лупили еврейских детей. А однажды, вернувшись в местечко вместе со своими друзьями, она поймала двух первых попавшихся еврейских детей и голыми руками сама задушила их, а друзья помогли спрятать их тела. В 17 лет она умерла, и Небесный суд приговорил ее к 15 годам скитаний без тела в материальном мире. Прошло пять лет, и ее душа вселилась в другую девочку. На вопрос раввина, почему дибук выбрал именно эту девочку в качестве жертвы был получен следующий ответ: изначально дибук спрятался в колодце воды, а когда девочка подошла попить и не сказала при этом благословение, дибук воспользовался моментом, чтобы перейти в более комфортабельные условия. За помощью отправились к знаменитому рабби Исраэлю Меиру Коэну, известному, как Хофец Хаим, который, только взглянув на жертву, сразу же понял, что в девочку действительно вселился дибук. Он назначил своего ученика рабби Вассермана ответственным за его изгнание.

После удаления дибука рабби Вассерман в течение 23 лет читал Кадиш по этой заблудшей душе по причине, известной немногим. Из года в год он, рассказывая об этих событиях, говорил: «Мы видим из этого случая, что мир не без Б-жественного наблюдения, и что мы можем очистить наши проступки, только пока мы в этом мире. Потом это уже очень трудно. Также мы видим, как важно читать Кадиш и изучать главы Мишны в заслугу ушедшей души, любой души. Этот случай должен укрепить и усилить нашу веру и страх перед Всевышним, да будет Он благословен.»

Йехудис Ханин

admin @ 04:01

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика