Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Об истории общественных постов
Категория: Праздники

После разрушения Первого Храма, пророки того поколения установили 4 общественных поста. Изначально они были похожи по своим законам на Йом-Кипур, со всеми его запретами. Это было принято в течение 70 лет вавилонского изгнания. После того, что евреи Вавилона стали возвращаться в землю Израиля и началось строительство Второго Храма, эти посты были отменены и превратились в дни праздников. Как сказано у пророка Зехарии 8, 19. После разрушения второго Храма, эти дни опять стали днями постов. Таким образом видно, что общественный пост зависит от нашего национального статуса — когда есть Храм, то это дни праздников, а когда есть гонения, и другие неприятности, то это дни постов. Что же делать в некоей промежуточной ситуации, когда с одной стороны Храм разрушен, а с другой — нет каких-то особых гонений и напастей. Как например было во времена Рабби Йегуды аНаси. Относительно всех общественных постов, кроме 9 ава, принцип тут такой «если народ хочет, то постятся, а если нет, то не постятся». На практике — весь еврейский народ принял на себя, что и в такой ситуации мы постимся, и это положение продлится, пока не будет построен третий Храм и тогда эти дни вновь станут праздничными днями (ВТ Рош-аШана, 18,2).

История Таанит Эстер
В трактате ВТ Мегила, и в Пиркей дераби Элиэзер, приводится комментарий на стих «…и сделал Мордехай все, что велела ему Эстер…», в соответствии с которым самый первый раз, когда проходил пост Эстер был в первый день Песаха, при этом пост Эстер начался 13 нисана, а третий день поста был первым днем Песаха.

Почему же сегодня таанит Эстер отмечается в день перед пуримом? Потому, что это не в память тех трех дней, упоминаемых в свитке Эстер, а в память поста, который был у евреев перед пуримом. Было принято, что всегда перед тем, как начиналась война и собирали народ, то постились и просили у Творца помощи в победе над врагами.

Кто обязан поститься, а кто нет.
Поскольку Таанит Эстер, это постановление мудрецов, относительно него существуют послабления, которых нет в других общественных постах: все страдающие сильными головными болями, мигренью, а так же больные даже не являющиеся опасными, и те, кто принимает антибиотики, освобождены от поста и не должны поститься в другой день. Таким образом, те, у кого грипп, ангина или высокая температура — освобождены от поста. Если человек знает, что если он будет поститься — его состояние ухудшится, то он освобожден от поста, например если у него язва, камни в почках. Страдающие от гипертонии должны посоветоваться с врачом. Те, кто принимает постоянные лекарства, например хронические больные, обязаны принимать лекарства так же в дни поста. Если это возможно, то нужно проглотить лекарство без воды и в подавляющем большинстве случаев, это не нанесет вреда здоровью. Если же это не возможно, то нужно смешать лекарство с горькой жидкостью.

Беременные ( с момента, что женщина знает, что она беременна) или кормящие женщины освобождены от поста. По мнению большинства галахических авторитетов, этим женщинам запрещено поститься в легкие посты (Торат аа Моадим, 2,2). Сегодня не принято полагаться на то, что писал Рамо, что были те, кто устрожал это для себя.

Жених в 7 дней после свадьбы освобожден от поста. Отец ребенка, которому делают брит, сандак и моэль освобождены от поста, но хорошо если они будут поститься, по крайней мере, до полудня. Те, кто приглашены на брит, обязаны поститься. Поэтому праздничную трапезу делают на исходе поста. Тот, кто проводит церемонию выкупа первенца ПИДЬОН а БЕН обязан поститься и проводит церемонию на исходе поста, так, чтобы сразу после вечерней молитвы провести праздничную трапезу.

Солдаты, в случае если пост может нанести вред их служебным обязанностям, освобождены от поста.

Что делать, если человек забыл про пост?
Такое тоже может случиться, и не только, если человек рассеянный с улицы Бассейной. В тот момент, когда человек вспомнил, или ему напомнили, что в это день пост, он должен начать поститься исходя из того, что тот, кто совершил одно нарушение, нет у него разрешения, чтобы продолжать нарушать дальше (Шульхан Арух, 568, 1). Нет необходимости поститься в другой день, но тот, кто хочет, может это сделать. (Мишна Брура 568, 8). Лучше, если человек искупит это добавлением цдаки и изучением Торы.

Можно ли проводить свадьбы в этот день?
Этот день не является траурным, а постимся мы в память о посте, который был во времена Мордехая и Эстер, поэтому можно устраивать свадьбы в этот день (Шульхан Арух, О.Х. 696, комментарий Маген Авраам). Если идет речь о вечере дня, в который проходит Таанит Эстер, то нет вообще никаких проблем с праздничной трапезой, ведь сам пост только днем, а если речь идет о церемонии бракосочетания в сам день поста, то трапезу делают после его завершения. Жениху и невесте разрешается есть сразу же после хупы, даже если пост еще не окончен. Это пишет Шаар аЦиюн ( Шульхан Арух, О.Х.686,17), сравнивающий жениха, с человеком, у которого в этот день проходит брит-мила, и так же, как такому человеку можно есть в этот день, особенно после молитвы минха, это же можно жениху с невестой. В отличии от других общественных постов молодожены в первые 7 дней после свадьбы освобождены от обязанности поститься ( однако есть те, кто устрожает). Это связанно с тем, что в отличии от других общественных постов,которые отмечаются в те дни, когда происходили вызвавшие их события, пост Эстер проходит в память о посте описываемом в Свитке Эстер, который был в Песах.

О влиянии полетов на продолжительность поста
Тот, кто летит в день поста, из Америки в Израиль, будет поститься меньше, поскольку направление полета противоположно движению солнца, и за каждый час полета он сокращает пост больше, чем на полчаса. Тот, кто летит из Израиля в Америку, будет поститься больше времени, и к каждому часу полета будет добавляться больше чем полчаса поста. Как же человеку посчитать время, когда ему нужно поститься? Время 4-х легких общественных постов, со времени определяемого «алот-ашахар» и до выхода звезд. Практическое решения для человека, который летит в э тот день- он постится начиная с момента, когда он физически находится в месте, где наступает начало поста, до момента, когда он окажется в месте, где пост завершается (Игрот Моше, О.Х.3,96).

Благословления Шеэхияну
Что делать, если в этот день, у человека складывается ситуация, когда он обязан произнести благословение шеэхияну, например, если совершается покупка, при которой принято это делать. По мнению рава Кирьят Оно и одного из руководителей Главного Рабанута Израиля, в этом нет никакой проблемы.

Рекомендации мудрецов и особенности Таанит Эстер
По мнению мудрецов Талмуда, у постящихся в Таанит Эстер, есть возможность использовать особые качества этого дня. Те, кто хочет удостоиться здоровья, заработка и вех других, необходимых человеку вещей, должны прочитать 4 раза ( а по некоторым мнениям 7 раз) 22 псалом из Теилим, и попросить у Всевышнего то, что они хотят. Так же нужно дать цдаку, желательно серебрянными монетами (напр. шекель, 2 шекеля, 5 шекелей), поскольку по кабалле они притягивают милосердие, в отличии от золотых монет, напоминающих о суде.Есть мнение, что предпочтительно это сделать во время алот ашахар(Каб а Яшар, раздел 97). Есть обычай зажигать свечи в память о Мордехае и Эстер.

Да будет воля Творца, чтобы этот день, вместе с другими днями общественных постов скорее превратился в день радости и праздника.

Tags: Пурим, Таанит Эстер, мудрецы галаха., общественный пост

admin @ 09:27

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика