Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Главы Ваякэль — Пкудей

Уважаемые друзья! Продолжаем  беседы, посвященных недельной главе Торы. Сегодня мы комментируем главы Ваякэль и Пкудей (Книга Шемот, главы 35-40), обычно читаемые вместе. Они продолжают рассказ о создания Скинии Завета и во многом повторяют сказанное в предыдущих главах Трума и Тэцавэ.

Почему в Торе есть повторы?

Во многих частях Торы мы сталкиваемся с повторами. Например, много раз говорится о субботе, в том числе и здесь, о том, как подготовить Скинию Завета (Мишкан), какие должны быть одеяния, как выполнять те или иные действия, что будет, если выполнить их неправильно и т.д.

Необходимо повторить это несколько раз, чтобы народ, в конце концов, понял все, что он должен сделать.

Выходит, повторы нужны, как сказано, что в Торе нет ничего лишнего. Но сколько можно возвращаться к одному и тому же?

Речь идет о процессе исправления души. Творец создал нас совершенным образом в состоянии, которое называется миром Бесконечности. Там мы пребываем как «один человек с одним сердцем», как единая душа, называемая Адам (от слова домэ подобный Творцу), наполненные высшим светом.

Это состояние совершенное: безграничная гармония выше времени, движения и пространства. Но мы в нем пребываем, как зародыш в чреве матери, который не чувствует своего существования, не осознает, где находится.

Поэтому из мира Бесконечности мы спускаемся через пять миров в этот мир, где  разделяемся и начинаем ненавидеть друг друга. Вместо любви и объединения мира Бесконечности возникает нечто противоположное после того, как все были объединены в совершенном состоянии. Прежде всех наполнял высший свет.

В нашем мире, поскольку все разъединены, внутри нас света нет. Поэтому вместо мира Бесконечности мы чувствуем наш мир. И теперь мы как бы вновь должны собрать мозаику, постепенно подняться по тем же ступеням и возвратиться в состояние мира Бесконечности.  Из-за этого многие темы в Торе повторяются.

Мы возвращаемся в мир Бесконечности, который является нашей целью и последней станцией, через пять миров: Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон.

На каждом из этих пяти уровней Тора якобы повторяется. Поэтому она сама делится на пять частейПятикнижие.

 Каждый раз на новой ступени мы возвращаемся к тем же исправлениям – более тесному и сильному объединению. Выполнив исправление, мы поднимаемся на следующий уровень – и так пять раз.

А вы заметили, что во всех каббалистических книгах говорится только об эгоизме и любви к ближнему.

О Торе написаны миллионы книг, а что сказано?«Я создал эгоизм и дал Тору для его исправления, свет которой возвращает к Источнику». Всего-навсего четыре составляющие!

Сказано: «Возлюби ближнего, как самого себя — все остальное выучишь».

Все остальное – толкования.

Так о чем же нам говорит глава Ваякэль?

Она говорит о самой главной ступенио субботе.

И СОЗВАЛ МОШЕ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ (35:1)

В словах «и созвал» (ваякэль) есть мотив объединения: Моше пытается всех соединить.

Но перед тем как перечислить указания по построению Скинии Завета, он говорит:

«ВОТ ЧТО ПОВЕЛЕЛ БОГ СДЕЛАТЬ: ШЕСТЬ ДНЕЙ МОЖЕТ СОВЕРША-ТЬСЯ РАБОТА, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ДА БУДЕТ СВЯТ ДЛЯ ВАС, ДЕНЬ ПОЛНОГО ПОКОЯ, ПОСВЯЩЕННОГО БОГУ; ВСЯКИЙ, КТО СОВЕРШАЕТ В ЭТОТ ДЕНЬ РАБОТУ, БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ. НЕ ЗАЖИГАЙТЕ ОГНЯ ВО ВСЕХ ЖИЛИЩАХ ВАШИХ В ДЕНЬ СУББОТНИЙ» (35:2,3).

Какова связь между Скинией, которую народ собирается построить, и субботой?

Самая, что ни на есть прямая связь!

Скиния (Мишкан) говорит о том, что в нас есть 613 желаний, которые мы должны исправить с помощью 613 светов.

Общий свет создал общее желание, а затем 613-ю светами разделил его на 613 частных желаний, из которых мы состоим. Все эти желания даны для отдачи, ноиспорчены намерением использовать ближнего в свою пользу.

Теперь мы должны с помощью того же света сначала в каждом желании исправить намерение, чтобы оно стало в пользу ближнего, т.е. возлюбить ближнего.

Затем тот же свет наполнит в нас все эти 613 желаний, и это состояние будет называться миром Бесконечности. Эта конечная цель называется Субботадень отдыха.

Состояние «день» означает, что свет светит нашим желаниям, исправленным в течение шести этапов, которые называются «шесть рабочих дней» или 6000 лет существования мира.

Нам трудно воспринимать такое понятие, как тысячи лет. Нам более понятны сутки24 часа.

Нам говорят: 6 дней работай, а в седьмой день отдыхай.

Над чем человек должен работать в течение этих 6 дней: над тем, чтобы добыть пропитание, или над желанием получать? 

В Торе говорится только об исправлении души. Я уже приводил слова: «Я создал злое начало и дал Тору для его исправления».  

То есть у нас есть средство, инструмент, с помощью которого мы исправляемся. За счет чего?

За счет того, что свет, кроющийся в Торе, возвращает к Источникупревращает эгоизм в доброе начало. Этой работой мы должны заниматься в течение т.н. «шести рабочих дней». Говорится не о нашей рабочей неделе, а об этапах исправления эгоистического желания: хесед, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод.

У эгоистического желания есть шесть уровней

Это шесть свойств. А на седьмом этапе человек  ничего не делает, кроме того, что собирает все исправленное вместе и приводит к результату, называемому Суббота.

Этот этап соответствует сфире малхут, и потому суббота называется царицей (малка).

Поскольку эта ступень является завершением цикла, то в субботу запрещено работать: невозможно производить дальнейшие исправления, а можно только объединить результат всей «недели». Поэтому сказано: «Кто не работал накануне субботы, тому нечего есть в субботу»  («Авода зара» 3:1).

Почему в субботу невозможно производить исправления?

Потому что сфира малхут отделена от предыдущих сфирот.

Сфира малхут только все собирает (конесет), а потому называется «Кнессет Исраэль». Вбирая в себя все исправленное прежде, она приводит нас к завершению – так называемому седьмому тысячелетию.

Это как бы фото финиш недели, жизни или мира, к которому необходимо прийти с тем, что сделал раньше.

Мы начали исправление мира с человека по имени Адам 5779 лет тому назад. А последнее исправление должно произойти в конце 6000 года, т.е. через 221 год. Эти цифры абсолютно точные — книга Зоар говорит об этом совершенно ясно.

А что будет после этого? После этого есть седьмое тысячелетие.

Мы увидим, как неожиданно все в мире начнет изменяется.

Что же делать? Раздать все, что у нас есть?

Нет-нет! Каббала так не считает. Она говорит, что человек должен позаботиться о себе и о своем завтрашнем дне, чтобы не пасть обузой на руки окружающих.

Но главной нашей заботой должно быть установление связи со светом. Мы уже достигли этапа, когда должны себя исправить, подняться на духовный уровень, вернувшись из изгнания, в котором все еще пребываем.

Изгнание означает, что мы не живем согласно правилу «возлюби ближнего, как самого себя», как было написано на Храме.

Помните, что сказал мудрец Гилель чужестранцу, который попросил его обучить Торе, «стоя на одной ноге»?

Он сказал: «Не делай другому то, что ненавистно тебе».

Представь себе, что сегодня комиссия по гиюру скажет так человеку, который хочет принять иудаизм!

Невозможно! Но почему нет, если так сказал Гилель?

И они правы, ведь мы пребываем в изгнании, а во время изгнания статус человека зависит от записи в паспорте.

В отличие от этого в период до разрушения Храма евреем (ехуди) считался тот, кто находился в объединении (ихуд) с Творцом.

Поэтому чужестранец (гер), желавший достичь объединения с Творцом, т.е. стать евреем, должен был выполнить условие: «Не делай другому то, что ненавистно тебе».

 Сказано о субботе, что ВСЯКИЙ, КТО СОВЕРШАЕТ В ЭТОТ ДЕНЬ РАБОТУ, БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ? (35:2) Что это за вид смерти, если никто из тех, кто работает в субботу, физически не умирает?

Так обещал Творец! Где же мертвые?

Поэтому люди не верят в Его существование. В период Холокоста было уничтожено 6 миллионов, а здесь написано, что за работу в субботу всякий БУДЕТ ПРЕДАН СМЕРТИ.

Однако, как мы видим, все едят, пьют и наслаждаются. Почему?

Речь идет о духовном уровне. В процессе выполнения действия любви и отдачи ближнему человек становится подобным свету, равным его свойствам. Тогда говорится, что свет находится в человеке, и тот обретает жизнь.

Если же человек нарушает закон, то в тот момент, когда должен сплотить все исправления, но не делаешь этого, свет исчезает. Это называется смертью.

Если исчезновение света из души называется смертью, что же такое отдых? Зачем Творцу отдых?

Отдых означает отсутствие исправлений, ведь в самой малхутседьмой сфиреисправления произвести невозможно. Она просто включает в себя все предыдущие исправления, и нельзя ей мешать в их упорядочивании.

Между прочим, это большие исправления — не добавление новых, как в шесть дней недели, а объединение уже произведенных, — и нелегкая работа.

Например, субботние молитвы, а молитвой называется работа в сердце, обширнее будничных молитв. В субботу есть дополнительные жертвоприношения и трапезы.

Трапеза в духовном означает, что человек получает огромную силу, энергию и свет ради отдачи – чтобы передать другим. Так что суббота требует от человека  большого напряжения.

В чем смысл запрета на огонь, как сказано:

НЕ ЗАЖИГАЙТЕ ОГНЯ ВО ВСЕХ ЖИЛИЩАХ ВАШИХ В ДЕНЬ СУББОТНИЙ (35:3).

Огонь – это гвура (мужество). Есть такое понятие, как огонь сжигающий, наносящий вред: человек пробуждает желания, на которые нет света хасадим. Вся проблема в том, что мы не пребываем в свойстве милосердияхесед.

Но можно зажечь огонь, а потом залить его водой, ведь вода означает хасадим.

То есть человек совершая что-то плохоепривел в действие силу без исправления, и тут же сделал на это исправление, что, по сути, тоже порча.

Дело в том, что в воде, заливающей огонь, тоже есть гвурот, как в водах потопа.

А исправление на самом деле простое: чтобы получить свет, насладиться и наполниться им, человек должен быть отдающим, как он.

Поэтому сейчас человек его не чувствует, несмотря на то, что находится в море высшего света в совершенном и вечном состоянии.

Духовное существует рядом с нами, но мы его не чувствуем из-за отличия сво-йств.

Здесь нет ничего мистического: в нас просто отсутствует кли со свойством отдачи. Мы должны излучать хасадим, и тогда в свет хасадим получим свет хохма.

Все зависит от нашего подхода к реальности. Так что запрет на разжигание огня в субботу означает, что если у человека нет предварительных исправлений в свете хасадим, а он хочет получить свет хохма напрямую, то этим приводит себя к смерти, т.е. к его исчезновению.

Как это связано с тем, что я беру спичку и зажигаю огонь.

Мы уже говорили, что суббота – это седьмая, самая высокая ступень, на которой человек не производит новые исправления, а только упорядочивает и объединяет уже выполненные.

 Если человек, находясь в состоянии субботы, не делает это, а занимается исправлениями, то способствуешь исчезновению света из души, и это называется смертью. 

Огонь отталкивает высший свет?

Огонь означает, что человек притягивае новый свет, на который нет исправления, достигнутого в течение шести рабочих дней.

А в чем смысл понятия «дополнительная душа» (нэшама етера)?

Это очень большая добавка в наполнении нашей души. Если мы во все дни недели наполняем свою душу на уровнях хесед, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, то на уровне малхут получаем все эти наполнения вместе, подводя общий итог.

Это называется дополнением: не только все наполнения по отдельности, но и их сумма, дающая единый свет. Эта сумма называется субботой.

А со стороны общей духовной системы (мы уже говорили о мирах и порядке их расположения), в течение шести рабочих дней мы находимся в трех нижних мирах Брия, Ецира и Асия.

Через эти миры мы постепенно поднимаемся в мир Ацилут, находящийся над ними.

Подъем в мир Ацилут называется субботой.

Когда мы пребываем в мире Ацилут, то получаем свет миров БЕА, а также свет мира Ацилут. Это называется дополнительной душой.

И ВСЯКИЙ МУДРЫЙ СЕРДЦЕМ СРЕДИ ВАС ПУСТЬ ПРИДЕТ И СДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТО ПОВЕЛЕЛ БОГ(35:10).

То есть приглашается каждый мудрый сердцем (хахам лев) вложить свои способности.

Что такое «мудрость сердца» и кто такой Бецалель?

Как человек возведит Храм и шьет одежды и всю утварь: стол, ковчег, подсвечник, кресло, хлеба и т.д.?

Мудрые сердцем  – это мастера особого рода, способные все это создать.

Сердцем называются 613 желаний человека, исправленные светом хохма (мудрости).

Когда сердце человека исправлено и наполнено светом, то он понимает, как воплотить эти желания и внешним образом.

Все указания Творца являются копией происходящего в сердце человека: содержание сердца внутренний уровень, а построение Храма, жертвоприношения, работа служителей Храма внешняя проекция состояния сердца.

Поэтому только тот, сердце которого полностью исправлено светом хохма, называется мудрым сердцем. Он может построить все предписанное до мельчайшей детали так, чтобы это было точной материальной копией его духовного состояния, его сердца, а также привести это в действие.

Поэтому создателя Храма зовут Бецалель бе цель эль» — в тени Творца) – он как бы все время следует за Творцом.

И на это способен не просто скульптор или архитектор, — он должен быть особый мастер

КАЖДАЯ ЖЕНЩИНА, МУДРАЯ СЕРДЦЕМ (35:25).

Говорится ли здесь о том, что каждая женщина мудра сердцем?

Нет, кнечно, хотя здесь действительно говорится об участии и мужчин, и женщин.

Как правило, женщины автоматически соединяют интуицию и разум. Они изначально обладают т.н. мудростью сердца?

Это справедливо для нашего мира. Потому что женщина – я говорю о физическом мире — ближе к природе. Она должна привести на свет потомство, заботиться о детях, хранить домашний очаг.

Она ближе к природе, поскольку больше зависит от периодичности существующих в ней процессов, чем мужчина. Скажем так, она реальнее мужчины. Не зря сказано Аврааму: «слушай, что тебе говорит Сара».

Однако принято считать, что женщина легкомысленна, нерациональна.

Это не совсем так. Конечно, с одной стороны, есть помехи, но, с другой стороны, женщина всегда решает максимально близко природе.

Она понимает сердцем, а не витает в фантазиях, как мужчина. Возможно, это звучит категорично, но такова реальность нашего мира.

А в духовном измерении у женщины такая же работа по исправлению, как и у мужчины. Поэтому говорится, что женщины с сердцем, полным мудрости, могут присоединиться к святой работе точно так, как мужчины.

Мы распространяем знание о каббале всем, и, по правде говоря, женщины тянутся к ней больше, потому что наполнены в нашем мире меньше мужчин.

Как сказано о нашем состоянии в Египте, мы вышли оттуда «благодаря женщинам-праведницам». И сейчас женщины составляют 60-65% среди тех, кто хочет себя исправить.

Будем надеяться, что достигнем такого же высокого уровня, как наши праведницы. Большое спасибо за то, что слушали и, надеюсь, то-то взяли для себя.

admin @ 08:24

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика