Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки тиса. Еврейский «национальный вид идолопоклонства»

 [1. Как был создан Телец]

Сразу после Дарования Торы Бог призвал Моисея подняться на Гору Синай. Моисей пообещал народу, что вернется ровно через 40 дней; однако евреи посчитали за первый сам тот день, когда Моисей поднялся на Гору Синай, ожидали его прихода на один день раньше. Итак, накануне того дня, когда Моисей должен был спуститься с Горы, евреи решили, что 40 дней прошли, и значит, с Моисеем что-то случилось и что он не вернется. Евреи испугались  — «кто же теперь будет вести нас?!»; потому они сделали Золотого Тельца и сказали: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (Исход 32:4).

[2. Идол собственного производства]

В еврейской жизни и позже бывало, что народ, воспринимая чужие влияния, поклонялся идолам: Баалу, Астарте, Молоху и т.д. Но только Золотой Телец был идолом собственного еврейского изобретения, прошедшим через всю еврейскую историю. Когда Иеровоам, царь Северного Израильского царства, захотел достичь религиозной независимости, он «сделал двух тельцов золотых и сказал: Довольно ходили вы в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Бейт-Эле, а другого поместил в Дане» (Книга Царей I 12:28). Позже, когда пророк Элияhу выступил против идолопоклонства, он смог привлечь на свою сторону большие массы евреев и уничтожить служителей Баала — иноземного божества, ввезенного в Северное Израильское царство из Финикии. Но даже в этот момент, когда идолопоклонство потерпело сокрушительное поражение, Элияhу не смог уничтожить служение Тельцу, и оно продолжалось до самого падения Северного царства.

[3. Почему именно Телец? Мидраш о создании Тельца]

Почему евреев привлекал именно образ Тельца? Тора описывает создание Тельца у Горы Синай лишь в общих словах: «И подступили сыны Израилевы к Аарону, и дали ему золото свое, и он бросил его в огонь, и вышел Телец» (Исход 32:1,24). Мидраш, однако, добавляет весьма неожиданные подробности. Мидраш рассказывает, что, уходя из Египта, евреи должны были выполнить обещание, данное еще Иосифу — вынести с собой его кости. Тело Иосифа после смерти положили в саркофаг и опустили на дно Нила; чтобы поднять его, Моисей бросил в реку табличку со словами «але шор», т.е. «поднимись, бык» (бык — символ колена Иосифа) — и саркофаг всплыл на поверхность; евреи подняли его и понесли с собой. Но история на этом не кончилась, ибо эту табличку выловил один еврей и спрятал у себя. Когда же около горы Синай Аарон, надеясь сдержать волнения народа, бросил золото в огонь, подошел этот еврей и подбросил в пламя табличку. Слова «поднимись, бык» опять материализовались, но совершенно в ином смысле — Золотой Телец поднялся из огня.

[4. Телец и Иосиф]

Этот Мидраш подчеркивает связь Иосифа с Золотым Тельцом. Одно и то же желание «поднимись, бык» — будучи осуществленным правильно, реализует и поддерживает активность категории Иосифа внутри еврейского народа. И оно же, будучи осуществленным с неправильными намерениями, приводит к идолопоклонству — поклонению Золотому Тельцу. Не случайно, что именно в Северном Израильском царстве, основным стержнем которого были потомки Иосифа — колена Эфраима и Менаше — поклонение Тельцу приобрело такие большие и постоянные масштабы. Этот Мидраш объясняет, что поклонение быку  — это обожествление определенных качеств еврейского народа, связанных с образом Иосифа. Дело в том, что бык в те времена служил главной «материальной силой»: на нем пахали, возили тяжести, с его помощью мололи зерно. Сходная особенность была характерным свойством Иосифа. Он постоянно стремился изменить, улучшить окружающий мир. В молодости он старался исправить поведение братьев. Попав в рабство к Потифару, царедворцу фараона, Иосиф очень быстро превратился в управляющего его громадным владением — «ибо во всем, что Иосиф делает, Господь дает успех в руке его» (Бытие 39:3). Позже, выдвинув план спасения Египта от голода и став «вторым после фараона», Иосиф переустроил страну: развил строительство, сельское хозяйство, структуру управления и т.д. При этом сам Иосиф подчеркивал, что достижение власти над материальным миром — не цель жизни, а лишь подготовительный этап для последующей духовной работы; он говорил братьям: «ибо меня послал Бог [устроить жизнь в Египте] перед вами, чтобы сохранить вас для великого спасения» (Бытие 45:7).

В отличие от Иосифа, мы, его потомки, склонны иногда забывать об этом и «обожествлять» способность евреев преобразовать материальный мир. В древности жажда того, чтобы жизнь определялась понятными, материальными основами, реализовалась в поклонении Тельцу. Сегодня она выражается в «прагматических теориях», но суть ее неизменна. Когда евреи настолько увлекаются материальным переустройством мира, что оно становится для них основной, «конечной» задачей, то это и есть классическая форма еврейского национального идолопоклонства, прошедшая с нами через все века.

Пинхас Полонский Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il

admin @ 07:49

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика