Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава Ки-тиса. Каббала

БОГАТЫЙ НЕ БОЛЬШЕ И БЕДНЫЙ НЕ МЕНЬШЕ ПОЛОВИНЫ ШЕКЕЛЯ ДОЛЖЕН ДАТЬ  (Шем. 30:15)

Половина шекеля – это та молитва, потребность, которую человек возносит, желая, чтобы пришла к нему вторая половина. Он должен лишь сформировать свое желание: «Я хочу познать свою жизнь, Творца, всю реальность. Я хочу знать, для чего живу, что произошло до того, как я спустился в этот мир, что произойдет после того, как я оставлю его по прошествии тех 70 лет, в течение которых тут пребываю».

Половина шекеля – это шаг по направлению к Высшему в надежде, что Он сделает шаг к человеку, чтобы он Его раскрыл. Поэтому от человека зависит только половина работы: он дол-жен захотеть, чтобы пришел свет и раскрылся мне. Это называется половиной шекеля!

Народ Израиля совершает половину пути к Творцу. Моше, получив скрижали завета, соби-рается спуститься с горы Синай. В это время народ Израиля приходит в отчаяние и требует от Аарона (32:1):

«ВСТАНЬ, СДЕЛАЙ НАМ БОЖЕСТВО, КОТОРОЕ ПОЙДЕТ ПЕРЕД НАМИ! ПОТО-МУ ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК, МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТ-СКОЙ, ПРОПАЛ И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ»

Аарон собирает у них золото и делает золотого тельца. Народ Израиля танцует вокруг него, говоря: «ВОТ БОЖЕСТВО ТВОЕ, ИЗРАИЛЬ» (32:4).

Указывая на золото, они говорят: «Из него мы строим свою жизнь», т.е. из золотого тельца делают для себя нечто святое.

А разве сейчас весь мир не делает для себя золотого тельца?

Если точка в сердце, которая называется Моше, т.к. влечет (мошех – тот же корень, что и в слове Моше) человека в духовное, исчезает, то у нас остается лишь этот мир.

Наш мир – это золотой телец. Вернее мы превращаем его в золотого тельца – сейчас весь мир такой. Войди в супермаркет – какое изобилие перед нами!

Но разнообразие само по себе не является злом – любую вещь можно употребить с пользой. Если ты удерживаешь в себе точку, символизирующую цель твоей жизни — не остаться живо-тным, а подняться на уровень «человек», — значит, Моше вместе с тобой.

Тогда над этим миром, который от человека не исчезает, он устремляется к приобретению также и Высшего мира, вечности, и если не отделяет себя от точки в сердце, которая исходит из корня его души, то действительно идет навстречу духовной жизни. Но если отключается от нее, и она от него ускользает, точеловек тотчас создает золотого тельца.

В предыдущей главе мы изучали, что ковчег в Храме и вся храмовая утварь тоже сдела-ны из золота. Так почему народу предъявляют претензии, что он делает из золота тельца?

Золото символизирует наше эгоистическое желание наслаждаться: мы хотим приобрести и поглотить весь мир. Этим желанием можно пользоваться, но необходимо знать, как это делать правильно.

Создавать храмовую утварь и ковчег из золота – нормально, а тельца – нехорошо. В чем различие?

Все зависит от формы использования эгоистического желания. Если человек использует его для того, чтобы постоянно что-то приобретать, то никогда не достигает наполнения. Мы ви-дим, что сейчас весь мир приходит в отчаяние, теряя путь и не зная, что произойдет.

В чем же суть различия между золотым тельцом и сделанным из золота храмовым светильником?

Если человек использует свои желания для собственного наполнения – это золотой телец.

Если же он использую их для того, чтобы соединиться с ближним, наполнить его и вместе с ним образовать единый союз как «как один человек с единым сердцем», то приходит к свя-зи, в которой раскрывает духовную жизнь. В этом соединении мы ощутим ХрамБэйт а-Мик-даш – место, в котором может раскрыться кдуша (святость), духовная жизнь.

Почему именно телец – животное, напоминающее быка?

Он символизирует наш животный уровень: жизнь лишь для нужд этого тела, а не для потре-бностей души, началом которой является Моше. Нам нужно эту точку развить, увеличить, и тогда внутри нее мы ощутим духовную жизнь.

БЫСТРО СОШЛИ ОНИ С ПУТИ, КОТОРЫЙ Я ЗАПОВЕДАЛ ВАМ, — СДЕЛАЛИ СЕБЕ ЛИТОГО ТЕЛЬЦА (32:8).

Трудно понять, как через мгновение после получения Торы народ уже делает себе золото-го тельца.

Вы можете увидеть это в каждом человеке. Таков наш свободный выбор: или мы используем свою жизнь и этот мир, чтобы подняться на духовный уровень, или находимся внутри этой жизни. Все зависит от того, идем ли мы вместе с нашим эгоизмом вслед за Моше, или эгоизм остает-ся, а Моше отдаляется.

Многим, наверное, знакома из армейской службы команда: «Спустись с горы – поднимись на гору!» Моше тоже все время поднимается на гору и спускается с нее.

Что это за гора?

Гора — это весь наш эгоизм. Человек поднимает свою «точку Моше» над эгоизмом и хочет воспользоваться своей природой, чтобы прийти к цели жизни.

Если Моше, что в человеке, поднимается на гору, то это означает, что его точка устремления к Творцу поднимается над всеми другими желаниями. И тогда все остальное ей помогает и поддер-живает. Это значит, что всю свою жизнь и все, что в нас существует, — свойства, с которыми чело-век родился, полученное воспитание, всевозможные склонности и ментальность, — он присоединя-ет к этой точке и с ней прорывается в духовный мир.

Моше как бы строит эту гору и тянет за собой все желания. Поэтому именно эта точка при-водит человека к горе Синай. Ведь если в нас нет этой точки, то мы не раскрываем нашу природу как ненависть к другим.

От ненависти человек поднимается к любви к ближнему как условию получения Торы – именно этому посвящена данная глава.

Условие получения Торы – быть «как один человек с единым сердцем», находиться в поручи-тельстве, во взаимодействии. Точка «Моше» «склеивает» все души вместе. Если есть между нами связь, а именно это делает нас народом Израиля, то мы раскрываем духовную жизнь. Так было у нас до разрушения Храма.

И УВИДЕЛ НАРОД, ЧТО ВСЕ ЕЩЕ НЕТ МОШЕ, КОТОРОМУ ПОРА СПУСТИТЬСЯ С ГОРЫ

Моше медлит, и тогда народ начинает сомневаться:

МОШЕ, КОТОРЫЙ ВЫВЕЛ НАС ИЗ СТРАНЫ ЕГИПЕТСКОЙ, ПРОПАЛ, И НЕ ЗНАЕМ МЫ, ЧТО СТАЛОСЬ С НИМ (32:1)

Все это происходит внутри человека, мы уже говорили, что Тора говорит о каждом из нас: есть я и Творец – кроме этого нет ничего.

Народ – это совокупность всех желаний, а Моше – желание, направленное вверх.

Посредством этого желания мы связываемся с Высшей силой. С его помощью человек дол-жен развить такую связь с Высшим, чтобы все его желания согласились ее поддержать. Тогда он создаст в себе образ Творца, ведь человек (адам) должен прийти к подобию Творцу (адам от слова домэ – подобный).

Сейчас народ Израиля, т.е. желания, потеряли связь с Моше и не знают, где он. Не чувствуя связи с Творцом, человек вновь превращается в животное, в золотого тельца – это относится к нему самому.

Какова роль Аарона – брата Моше?

Мы видим, что он сотрудничает с народом. Фактически он помогает народу согрешить.

И СКАЗАЛ ИМ ААРОН: «СНИМИТЕ ЗОЛОТЫЕ КОЛЬЦА С УШЕЙ ВАШИХ ЖЕН, СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ И ПРИНЕСИТЕ МНЕ». И СНЯЛ ВЕСЬ НАРОД ЗОЛОТЫЕ КО-ЛЬЦА СО СВОИХ УШЕЙ, И ОТДАЛИ ИХ ААРОНУ;  И ВЗЯЛ ОН КОЛЬЦА ИЗ РУК ИХ, И ОБРАБОТАЛ РЕЗЦОМ, И СДЕЛАЛ ЛИТОГО ТЕЛЬЦА (32:2-4)

Казалось бы, Аарон заслуживает наказания, но об этом почему-то не говорится.

На самом деле невозможно прийти к Творцу без того, чтобы человек согрешил, разбил скрижали завета, понял, что он эгоист — достиг полного осознания зла.

Сколько раз в жизни человек должен разбивать скрижали и подниматься на гору?

В духовной жизни это происходит один раз. Человек обязан пройти разбиение, а затем испра-вить то, что разбилось.

Творец говорит Моше:

«ИДИ ВНИЗ, ИБО РАСТЛИЛСЯ ТВОЙ НАРОД» (32:7).

Моше умоляет Творца не уничтожать народ Израиля, но Творец не соглашается. Творец мечтает создать нечто абсолютно новое. Мы опротивели Ему.

Почему Творец каждый раз говорит, что с Него довольно, что Он не может справиться с нами?

Говоря о Творце, мы имеем в виду общую силу природы, ведь слова Элоким (Творец) и тэва (природа) имеют одинаковое числовое значение.

Мы не относимся к Творцу, как к некоему образу: старцу, который что-то планирует, или разуму, управляющему нашей вселенной, как показывают в некоторых современных фильмах.

Речь идет о силе отдачи: сейчас она проявляется и реагирует на действия народа.

Сила отдачи и сила получения оторваны друг от друга, и Моше не может их соединить. В человеке есть или Моше, или золотой телец – одно из двух. Именно это сейчас раскрывается.

Человек не может быть с ними обоими – или кдуша (святость) или клипа (нечистота). Это очень важный момент в жизни человека, когда он чувствует, что может быть или одно, или другое — нет середины.

Почему Моше в гневе разбивает скрижали?

Творец говорит Моше о золотом тельце, когда тот еще находится на горе. Следовательно, Моше знал о случившемся – это не было для него неожиданностью.

Он разбивает скрижали, чтобы проявить разбитые желания, келим — ведь человек исправ-ляет лишь то, что в нем есть. Мы говорим о человеке, который изучает каббалу, и во время учебы находится под воздействием света.

Что означает – на человека воздействует свет?

Тот, кто учится, ощущает в себе изменения. Он начинает осознавать свою природу и в про-тивоположность ей постепенно раскрывает силу, которая на него воздействует. Но это состояние не стабильно: сегодня человек учится и чувствует себя хорошо, а завтра начинает все сначала.

Это, потому что в человеке каждый раз раскрываются все более внутренние слои эгоиз-ма. Написано, что народ желал Творца, хотел подняться над этой жизнью к жизни духовной, но затем в нем проявился более глубокий эгоизм.

Раскрывая свою отдаленность от Творца, человек начинает исправление и приходит к более высокой ступени.

Продвижение в духовном всегда происходит следующим образом: человек опускается ниже — поднимается выше, опускается еще ниже — поднимается еще выше.

По мере подъема делать исправления легче. Действует принцип: «Каждый, кто больше сво-его товарища, обладает и большим эгоизмом». Чем выше человек поднялся, тем в большем падении находился перед этим.

Весь путь состоит в том, что человека опускают, показывая, насколько он противоположен Творцу, и вместе с тем дают силы для подъема, чтобы стать к Нему ближе: амплитуда увеличи-вается в обоих направлениях.

И ВСТАЛ МОШЕ В ВОРОТАХ СТАНА, И КРИКНУЛ: «КТО ЗА БОГА — КО МНЕ!» И СОБРАЛИСЬ ВОКРУГ НЕГО ВСЕ ЛЕВИТЫ (32:27)

Дальше мы читаем, что Моше разбил тельца, растер золото в прах, рассеял его и посылает сы-новей своего колена — колена Леви — убить всех, кто поклонялся тельцу: без жалости и милосердия.

Человек собирает в себе все силы, способные присоединиться к точке Моше, т.е. находить-ся в отдаче. Остальными желаниями он пока не пользуются: это называется «убить их», полно-стью закрыть.

Таково первое исправление, выполняемое человеком. Он выясняет силы, с которыми может продвигаться в духовном. А те, с которыми продвигаться не может, пока сокращает.

Моше вновь поднимается на гору.

Каждый раз до его возвращения проходит 40 дней: 40 — это уровень Бины. Бине соответствует буква мэм, числовое значение которой «40». Речь идет о букве «мэм конечное» (ם), имеющей замкнутую форму.

Свойство Бины описывается буквой «мэм конечное» — замкнутой, образованной двумя бук-вами далет (ד): как две двери с осью посередине. Вместе они образуют форму, подобную чреву матери.

Подъем означает, что человек туда входит и происходит особое зачатие. Человек входит вну-трь Бины, как мы говорили о ковчеге Ноя, связывается с Творцом над «горой», над своим эгоиз-мом, и находится там 40 дней, пока не вберет в себя свойство Бины. С этим свойством он может спуститься вниз, к своим эгоистическим желаниям, и их исправить.

Скрижали завета олицетворяют силы и принципы исправления желания получать. С ними человек спускается вниз и начинает исправление.

Умоляя Творца не уничтожать народ, Моше говорит:

«СОТРИ И МЕНЯ ИЗ КНИГИ ТВОЕЙ, КОТОРУЮ ТЫ НАПИСАЛ!» (32:32)

Как это понимать?

С уничтожением народа функция Моше теряет смысл. Его назначение — вытаскивать (ли-мшох) все остальные желания в Эрец Исраэль (эрец – земля имеет тот же корень, что и слово рацон – желание, а Исраэль означает «прямо к Творцу») — в желание, направленное к Творцу.

Если Моше не с кем будет работать, что ему делать?

Выходит, человек получил эту точку напрасно – у нее нет работы.

Величие Моше состоит в том, что он может в течение последующих 40 лет привести другие желания к исправлению, умертвляя их эгоистическое намерение.

40-летнее пребывание в пустыне, — когда умирает поколение, вышедшее из Египта. Но Моше не умертвляет их полностью, иначе будущее избавление наступило бы тут же.

Смерть поколения пустыни означает отказ от намерения пользоваться своим эгоизмом. На пути исправления человек постепенно отрывается от своей прошлой жизни, но еще не ощущает духовность. Существует некий переход, называемый «пустыня».

Сегодня весь мир ощущает себя так, будто зашел в пустыню: люди пребывают в отчаянии, употребляют наркотики, прибегают к террору. Все это говорит о пустоте, заставляющей человека задуматься: «За что мне все это? Для чего нужна такая жизнь?»

И Моше начинает спрашивать: «Для чего мне все это»? Как будто что-то разбилось в нем вместе со скрижалями завета. Он выходит из стана, где живет народ, и ставит свой шатер вне ла-геря.

Моше отделяется от тех желаний, которые все еще пребывают в намерении ради получе-ния. Поскольку золотой телец все еще является их целью, то Моше не в состоянии быть среди них.

Это означает, что человек все еще не способен связать в себе самую внутреннюю точку с остальной природой. Он не представляет, как можно ее исправить в уподоблении Творцу.

И ГОВОРИЛ БОГ С МОШЕ ЛИЦОМ К ЛИЦУ, КАК ЧЕЛОВЕК ГОВОРИТ СО СВОИМ ДРУГОМ (33:11)

Что значит, что Бог говорил с ним лицом к лицу? Как может быть, что Бог говорил с ним так же, как говорит человек со своим другом?

Ликом Творца называется раскрытие света хохма точке, называемой адам (человек).

Человек начинает постигать тот свет, который его создал и им управляет, постепенно исправляя и приводя к концу пути – Окончательному исправлению.

Раскрытие всего процесса, проходимого душами, и есть раскрытие Творца человеку — свет Его лика.

С одной стороны, Моше может говорить с Творцом лицом к лицу. С другой стороны, Творец говорит:

«ТЫ НЕ СМОЖЕШЬ УВИДЕТЬ ЛИЦО МОЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ МЕНЯ ЧЕЛОВЕК И ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХ» (33:20).

Только после занятий каббалой в течение многих месяцев человек начинает входить вглубь материала и познавать творение. Мир как бы становится для него прозрачным: он видит воздействующие на нас силы, реальность в целом, а также ту Высшую силу, которая нас ведет. Мы уже говорили, что согласно своему определению  каббала есть раскрытие Творца творе-нию в нашем мире, т.е. человеку, собирающемуся раскрыть в нашем мире Творца – вечную Силу.

Что же такое «лицом к лицу»?

«Лицом к лицу» означает, что человек раскрывает эту Силу во всей созданной ею реальности и во всем происходящем в этой реальности от начала творения и до его конца.

Творец соглашается раскрыть Моше только обратную сторону, как сказано в отрывке:

«И УВИДИШЬ ТЫ МЕНЯ СЗАДИ — НО ЛИЦО МОЕ НЕ БУДЕТ УВИДЕНО ТОБОЮ»? (33:23)

Обратной стороной называется раскрытие реальности со стороны творения, а не со стороны лика, который мы раскроем только в Окончательном исправлении.

Обратная сторона – это желания, келим.

Моше – лишь точка в человеке, остальные желания которого еще не исправлены. В этой точке он может лишь частично увидеть направленный на него лик Творца, но не Его самого. Его самого мы постигаем в конце пути, когда исправляем все свои желания.

Т.е. мы можем лишь немного «увидеть» Творца в нашем мире. Ведь «Моше» – это не весь путь, а лишь его половина.

Точка, называемая Моше, приводит человека лишь к середине исправления – к земле Изра-иля, к желанию, которое мы реально исправляем. Войдя в Эрец Исраэль (желание прямо к Твор-цу), мы полностью себя исправляем и строим Храм — место раскрытия Творца.

13 свойств милосердия

В книге Зоар говорится о 13 исправлениях дикны, о 13 свойствах милосердия: «Бог Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый…»все это проявляется со стороны Творца в свете, который тебе раскрывается.

С одной стороны, говорится, что Он«Бог Милосердный, Милостивый, Долготерпели-вый…», а с другой стороны: ИМЯ БОГА — «РЕВНИТЕЛЬ», БОГ-РЕВНИТЕЛЬ ОН.

Так Б-г Милосердный или мстительный и жестокий?

Все раскрывается относительно человека. В человеке есть желания получать и желания отдавать: с помощью одних я отдаю, с помощью других получаю. В отдающих желаниях чувст-вуется добро, милосердие, а относительно получающих высказывается суд (дин). Таким обра-зом мы разделены внутри.

Есть ли в Творце свойство, называемое «мстительность»?

Нет и нет! Мы уже договорились, что рассматриваем все изнутри человека. Человек, рас-крывая наполняющий его свет, называет свойства, которые сейчас в нем проявляются и исправляются, 13-ю свойствами милосердия. Именно это он называет Творцом: я ничего не раскрываю вне себя — только внутри.

Внутри человека есть 13 свойств милосердия.

Как сказано: «Из действий Твоих познаю Тебя».

Творец воздействует на человека, а он, исходя из Его воздействий, дает Ему имена. Если я ощущаю позитивное воздействие, то говорю, что Он добр, а если чувствую себя плохо, то говорю, что Он не хорош.

Это раскрывается относительно моих свойств, а вовсе не означает, что сам Творец таков. Сам по себе Он «Добр и Творящий добро»Но из-за того, что я включаю в себя множество различных свойств, то Он таким мне раскрывается.

13 свойств – это 13 особых исправлений, существующих в нас. Высший свет, полностью являющийся милосердием, мы получаем как бы просеянным сквозь сито.

Почему лицо Моше светилось?

Лицом (паним) называется отдача, а обратной стороной (ахораим) — получение.

Поднявшись на такой высокий уровень, где ему раскрылся Высший свет, Моше получил свет хохма и вобрал его в себя.

Что увидел народ Израиля, когда Моше спустился с горы, и лицо его свети-лось?

Желания, находящиеся в связи с Творцом, т.е. получившие и вобравшие в себя Высший свет, выглядят относительно остальных желаний как нечто далекое от них, слишком высокое и даже пугающее.

Чувствуется большая разность между еще неисправленными желаниями, которые пока находятся во тьме, и желаниями исправленными, в которых раскрывается свет. Человек, как бы разделен на две части: народ Израиля, что во мне, находится в самом ужасном положении, а статус Моше, что во мне, совершенно противоположный.

В результате этого противостояния во мне образуется огромное напряжение, и начинает-ся внутренняя работа. Это состояние прекрасно: есть разбиение, есть встреча с Творцом — все данные готовы. Отсюда начинается пустыня.

С этого момента начинается история народа Израиля,  до этого момента была лишь подготовка.

История с золотым тельцом так же важна, как и получения 10 заповедей.

Ничего нельзя пропустить. С человеком, поднимающимся в духовное измерение, должно произойти все и  разбиение необходимо.

 

 

 

 

admin @ 07:44

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика