Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки Теце часть 1
Категория: Христианство

Полное равенство материального служения, чтобы никто не превозносился над своим ближним:

Богатый не больше и бедный не меньше полшекэля должны давать в приношение Г-споду для выкупа душ ваших. (Шем. 30, 15)

Почему нужно внести «выкуп за душу» для отвращения « мора»:

Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Исраэйлевых при персмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их (Шем. 30, 12)?

Перепись не только уравнивает всех, но и стирает различия между людьми, их индивидуальную неповторимость. Это может привести к нарушению заповеди о любви к ближнему, ведь истинная любовь возможна только между личностями, осознающими неповторимость друг друга!

Наказанием за разрушение этой великой заповеди будет массовое поражение«мор»; имеется в виду массовая эпидемия, наподобие чумы.

Умывальник. Омовение коэнов

Пусть они омывают руки свои и ноги свои, чтобы им не умереть. И да будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их. (Шем. 30, 21)

Приближающийся к Б-гу должен очищать дела свои («руки») и пути свои («ноги»), чтобы не умереть духовно и физически. Умывальник помещался между медным жертвенником и Шатром и был сделан из медных зеркал женщин, собиравшихся возле Святилища.

И сделал умывальник из меди и подножие его из меди, из зеркал женщин, которые толпи-лись у входа шатра соборного. (Шем. 38, 8)

В том, что умывальник сделан из зеркал, содержится глубокое нравственное поучение.

Освященные зеркала

В Писании зеркалу уподоблено слово Божье:

Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. (Яак. 1, 23–24)

Вникая в слово Божье, человек видит отраженным свой внутренний мир. Это служит очищению его дел и путей, дает ему возможность «омыться» для служения Г-споду.

«И говорил Б-г, обращаясь к Моше, так: «Сделай медный умывальник на медном основании — для омовения, и помести его между Шатром Откровения и жертвенником, и налей в него воды. И будут омывать из него Аарон и сыновья его руки и ноги свои»».

Умывальник был сделан из медных зеркал, которые использовали женщины, а впоследствии принесли в Мишкан.

Мидраш повествует, что Моше отнесся к этим зеркалам с пренебрежением, ибо они были предназначены для дурного начала (самолюбования, гордыни и т.д.), но сказал ему Б-г:

«Прими их, потому что мне они любы больше всего остального — ведь с их помощью создали женщины множество детей в Египте».

Заповедь об умывальнике выделена отдельно от остальных, касающихся других предметов Мишкана.

В чем величие умывальника?       

Благодаря Мишкану свершилось удивительное: «…и поселюсь Я среди вас»высшая святость поместилась в материальный мир. Из материальных предметов питающих эгоизм: золота, серебра, меди, евреи сотворили Мишкан, и в этом нашла выражение главная идея создания мира «сделать Ему, Благословенному, жилище в нижних мирах».

Умывальник символизирует путь, по которому святость спускается в самые будничные предметы — в зеркала, «предназначенные для дурного начала». Создав умывальник, евреи освятили низменную вещь, которая стала привносить в мир Б-жественный свет. Отныне злое начало могло привести к святости.

Пренебрежение Моше зеркалами

Он находился на высокой духовной ступени, для него зеркала являлись олицетворением низменных эгоисичемких качеств. Женщины с помощью зеркал улучшали внешнюю реальность, а Моше желал поднять весь народ Израиля на свою ступень.

Вс-вышний объяснил Моше, что Мишкан должен быть и в самых обыденных вещах, даже «сделанных для дурного начала». Более того, когда святость привносится на самую низкую ступень, когда из самых будничных предметов создается жилище для Б-га, — то это для Него ценно «больше всего остального».

История Мишканового умывальника несет в себе урок для каждого из нас. Нельзя уступать уговорам дурного начала, но и не нужно отчаиваться, что прошлое нельзя изменить. Подобно тому как священники омывались с помощью «бывших медных зеркал», мы, «смыв» с себя все нежелательное, поднимем прошлое на уровень святости. Именно такая служба угодна Всевышнему.

Елей помазания

И помажь им шатер соборный и ковчег откровения, (27) И стол, и все прнадлежности его, и светильник, и все принадлежности его, и жертвенник курения, (28) И жертвенник всесожжения, и все принадлежности его, и умыальник, и подножие его. (29) И освяти их, и станут они пресвятыми: всяий, прикасающийся к ним, освятится. (30) И Аарона, и сынов его помажь, и освяти их на священнослужение Мне. (Шем.30:26–30).

Состав елея для помазания:

(23) Ты возьми себе лучших благовонных кореньев: мирры самоточной пятьсот шекэлей и корицы благовонной половину того – двести пятьдесят, и тростника благовонного двести пятьдесят, (24) И кыции пятьсот по шекэлю священному, и масла оливкового.  (Шем. 30, 23–24)

Сложив все числа, мы получим 1500 — число лет от исхода (1312 г. до н. э.) до прихода Машиаха

Описание священного масла пророчески указывает сроки распространения учения Машиаха. Эта эпоха наступила через 1500 лет после Моше.

Пять компонентов состава масла.

  1. «Мирра свободно текущая», т. е. свободно стекающая со ствола.

Слово «свобода» указывает на освобождение души от власти злого начала, даруемое Духом Святым, который намекает священное масло.

  1. «Корица благовонная. Слово «корица» («кинмон») связано с ם ו ק ‹кум›«вставать», «воскресать», т.к. коричное дерево пребывает вечнозеленым. Это еще одно свойство, даруемое человеку Духом Святым,— постоянное обновление, ощущение вечной молодости души:

Хотя внешнее наше увядает, внутреннее ежедневно обновляется. (II Кор. 4, 16)

  1. «Тростник благовонный» ‹кэнэ́-во́сэм›. Слово «тростник», связано с ‹кана́›«приобретать».

Дух Святой одаряет человека способностью «приобретать души» для Г-спода. Он есть

Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия… (Ис. 11, 2)

  1. Кыцияхрупкая: имеются в виду слои ароматного вещества, находящегося под корой дерева кыции.

О «нежности» и  «хрупкости» обитания Духа Б-жьего в человеке нужно всегда помнить, чтобы не оскорблять Его святого присутствия:

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. (Еф. 4, 30)

Слово «кыция» можно связать с «пылать». Оно указывает на пламенное служение Б-гу в Духе Святом:

…В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Г-споду служите… (Римл. 12, 11)

Священный состав елея – прообраз воздействия Духа Б-жьего на нашего внутреннего человека. И с этим связан строгий запрет:

Кто составит подобное сему и кто возложит из него на постороннего, тот истребится из народа своего.   (Шем. 30, 33)

Употребление священного состава в недостойных целях равносильно поношению святыни и вызывает грозную кару. То же относится и к использованию в посторонних целях священного воскурения:

А курение, которое ты сделаешь по составу его, не делайте для себя: святынею да будет оно у тебя для Г-спода. Кто сделает подобное для обоняния его, истребится из народа своего.

(Шем. 30, 37–38)

Суббота

Ты же говори сынам Исраэйлевым так: однако субботы Мои соблюдайте, ибо это – зна-мение между Мною и вами в роды ваши, чтобы знали, что Я Г-сподь, освящающий вас. (Шем. 31, 13)

Как предписание о Субботе связано со строительными работами?

Несмотря на повеление о возведении Шатра, Суббота не должна нарушаться даже этой священной работой. Даже такая важная причина, как возведение Святилища, не должна при-водить к нарушению заповедей. Древние мудрецы сделали вывод, что в субботу запрещены 39 видов работ, связанных с разнообразной деятельностью по сооружению Шатра.

Суббота — «знак» завета Г-сподня:

(16) И пусть соблюдают сыны Исраэйлевы субботу, чтобы установить субботу в роды их заветом вечным. (17) Между Мною и сынами Йсраэйлевыми она – знамение вечное, что (в) шесть дней создал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал.      (Шем.31:16-17)

Празднующий Субботу освящается особым присутствием Б-жьим. Сказано также, что Суббота должна соблюдаться «в роды ваши», т. е. во всех поколениях.

Евреи соблюдали Субботу во все века своей драматичной истории — во времена величия и унижения, в эпохи благословений и бедствий. Евреи хранили субботу, а суббота хранила евреев.

Первоначальная мессианская община

Первоначальная мессианская община в Иерусалиме состояла из иудеев ревнителей Закона Б-жьего, следовательно,— из соблюдавших заповеди, включая и предписание о Суб-боте. Об этом раввины иерусалимской общины во главе с главным раввином Яаковом сказали прибывшему к ним Павлу:

…Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители Закона. (Деян. 21, 20)

В Торе, сказано:

(14) Соблюдайте же субботу, ибо святыня она для вас: кто осквернит ее, смерти да будет предан, ибо кто будет в оную работать, та душа истреблена будет из среды народа своего. (15) Шесть дней пусть делается работа, в день же седьмой – суббота покоя, святыня Г-споду: всякий, делающий дело в день субботний, смерти да будет предан.  (Шем. 31:14-15)

Кого наказывает Вс-вышний за нарушение субботы?

Не нарушителя Субботы по случайности или «по слабости», а того, кто демонстративно, дерзко нарушает заповедь, чтобы отвести людей от почитания Г-спода, т. е. тот, кто сознательно оскверняет имя Божье. Такие действия ведут к разрушению завета, к лишению народа небесного покровительства и, следовательно, к его гибели, должен был караться примерно строго.

Злостные нарушители Субботы.

Желающие совершить подобный проступок, находились во все времена. Писание расска-зывает о человеке, демонстративно собиравшем дрова в Субботу (Бем.15:32–36) и делал он это не ради того, чтобы не умереть от холода, а именно для осквернения заповеди, за что и подвергся каре, о которой весь народ был заранее предупрежден.

Христианство, в большинстве своем, поступают именно таким образом отменив одну из главных заповедей, утверждающую завершенность и совершенство мироздания Творцом и утвеждающую, что именно Творец вывел евреев из египтского рабства, а ведь все основатели христианства исполняли все заповеди в т.ч. и Четвертую.

За грех совершенный по неведению, недосмотру или слабости, полагается принести жертву:

(27) Если же одна душа согрешит по ошибке, то пусть принесет козу годовалую в грехо-очистительную жертву. (28) И искупит священник душу ошибшегося; так как согрешил по ошибке пред Г-сподом, то следует искупить его; и будет ему прощено.  (Бем. 15)

Грех, совершенное сознательно, в т.ч. кощунство:

(30) Тот же, кто сделает что рукою дерзкою из туземцев или из пришельцев, Г-спода он хулит, и да истребится душа та из среды народа своего, (31) Ибо слово Г-сподне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится непременно душа та; грех ее на ней.  (Бем. 15, 30–31)

26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать про-тивников. (Мес.евр.10:26-27)

Речь идет о дерзости, хуле, возведенной на имя Г-сподне, о презрении к Его слову и наме-ренном преступлении заповеди — будь то совершено евреем, или присоединившимся к Израилю иноплеменником. Поскольку христианство утверждает, что оно новый Израиль, то возмездие за дерзкое нарушение Четвертой заповеди еще в перди…

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится… Откр.22:11

Субботу в роды их заветом вечным

(6) И пусть соблюдают сыны Исраэйлевы субботу, чтобы установить субботу в роды их за-ветом вечным. (17) Между Мною и сынами Йсраэлевыми она – знамение вечное, что (в) шесть дней создал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал.  (Шем. 31)

Указание на вечность Субботы как знамения завета дважды повторено в приведенных стихах. Оно соединено с неожиданным выражением: ‹лаасо́т эт-г̃а-шаба́т› — буквально «делая субботу».

Здесь предписывается что «делать» в святой день, а именно «делать субботу»: служить в этот день Г-споду молитвой в священном собрании, изучением Писания, отрешением от обычных дел.

9Итак, для Божьего народа остаётся соблюдение Шабата. 10Ибо тот, кто вошёл в Божий покой, так же отдохнул от своих собственных дел, как Бог от Своих.  (Евр. 4, 9–11)

Исполняющий шаббат входит в «покой»  небесной гармонии, которая установилась во вселенной после завершения шестидневного миротворения. (Бер. 1, 31).

Новые Скрижали

И когда Б-г перестал говорить с Моше на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Б-жиим. (Шем. 31, 18)

Текст Десяти Заповедей на первых скрижалях был начертан не рукой Моше, но перстом Б-жьим.

Сопоставим этот стих со словами Йешуа ха Машиаха:                      

Но если я изгоняю бесов перстом Б-жьим, тогда Б-жье Царство достигло вас! (Лук. 11, 20)

«Перстом Б-жиим» называется Дух Божий, что явствует из параллельного места Евангелия от Матфея:

Если же я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. (Матф. 12, 28)

Следовательно, текст Заповедей на скрижалях был написан тем Духом Б-жьим, Которым был создан и весь мир (Бер. 1, 2–3; Тегел. 32, 6).

Почему Дух Святой назван «перстом Б-жьим»?

Перст является неотъемлемой частью руки и послушно следует указаниям человеческой воли, так и Дух Святой — неотъемлемая часть Божества, Его проявление в мире.

(16) И скрижали эти были делом Б-жиим, а письмена – письмена Б-жий, начертанные на скрижалях.  (Шем. 32, 16)

Золтой теленок

(1) Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы, и собрался народ к Аарону, и сказали ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что с ним случилось.  (Шем. 32, 1)

Аарон был оставлен Моше как его заместитель (Шем. 24, 14), поэтому народ в критической ситуации обратился к Аарону. То, что сделали евреи, они не считали греховным, поэтому, не таясь, пришли к Аарону и поведали о задуманном.

Аарон помог им в осуществлении задуманного, так как хотел раскрыть им глаза на ошибку и вывести их из заблуждения в отношении не заповеданных образов. Его намерения были позитивными и поучительными – искоренить ошибочные представления и наставить народ на истинное служение.

Отсутствие Моше (40 суток) было испытанием для народа: пророк взошел на гору, призва-нный Г-сподом, на глазах у всех израильтян. Его отсутствие стало не только испытанием веры в то, что Вс-вышний хранит и Своего избранника на горе, и весь народ Свой у ее подножия.

Отсутствие пророка стало испытанием народа в соблюдении Десяти Заповедей, которые ему уже были возвещены, в т.ч. и Второй Заповеди, запрещающей идолопоклонство.

Испыание для Аарона

Грех золотого тельца весьма тяжел для нашего понимания. Ужасно не поклонение изваянию, но то, что произошло это внезапно – сыны Израиля не выдержали испытания и занялись, на первый взгляд, идолопоклонством. Несмотря на высочайший духовный уровень, которого они достигли к этому моменту.

Духовный уровень евреев у горы Синай можно было сравнить с уровнем первого человека до греха. Как могло поколение пустыни предпочесть какое-то изваяние открытому Б-жествен-ному присутствию и какова в этом роль Аарона: ведь он, по простому пониманию, принимал участие в изготовлении тельца! В Торе не сказано прямо, что Аhарон был наказан, как непосредственный участник служения тельцу, но он даже остался руководителем народа и первосвященником, продолжал приносить жертвоприношения!

В Торе мы не находим никакого упоминания о том, что Аарон согрешил, кроме случая у вод Меривы. Ошибкой было то, что они самовольно создали этот объект и сочли Б-жествен-ным проявлением то, что сами и сделали. Грех тельца не был отказом от служения Творцу, но был нарушен запрет создавать изображения.

А как же Крувим на Ковчеге, ведь они противоречат запрету Творца на изготовление изображений?  Дело в том, что они были сделаны по велению Творца. В служении Творцу запрещено полагаться на догадки или строить умозаключения, построенные на логике.

Аарон пошел на компромисс с толпой: с одной стороны, представить ей зримое изображение божества, чтобы утихомирить ее страсти, с другой — побудить ее все же совершить «праздник Г-споду», а не языческому идолу:

(5) И увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил Аарон, сказав: праздник Г-споду завтра. (6) И встали они рано на другой день, и вознесли всесожжения, и прине-сли жертвы мирные; и сел народ есть и пить, и поднялись веселиться.  (Шем. 32, 5)

 «Праздник Г-споду», объявленный Аароном, был превращен его участниками в действо с элементами идолослужения наряду со всесожжениями и мирными жертвами, принесенными Г-споду по Закону.

Сегодня нам трудно понять смысл произошедшего у горы Синай, и это кажется нам ужасным грехопадением. Но лишь потому, что сегодня уже не поклоняются идолам как раньше, и мы живем другими представлениями. Если бы евреи вместо тельца построили какое-нибудь здание, чтобы обращать к нему свои молитвы и приносить там жертвы, то, возможно, мы были бы более снисходительны к их греху. А причиной этому является то, что мы сегодня сами строим подобные дома – Бейт кнессеты, и почитаем их и считаем, что Г-сподь благословляет нас в этих домах. й «праздник Г-сподень» провозгласил Аарон?

Праздник Г-споду  — этот день, названный впоследствии «17 Таммуза» (наступает через 40 дней после Шавуот), стал траурным и доныне отмечается у иудеев постом в честь разбития скрижалей. Данный пост — «пост четвертого месяца», считая от Нисана,— упоминается в Книге пророка:

Так сказал Г-сподь Ц-ваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите. ( Захарья 8, 19)…

Уничтожение тельца.

(17) И услышал Йыошуа голос народа шумящего, и сказал Моше: клик битвы в стане. (18) Но тот сказал: это не громкий клик победы и не громкий крик поражения: клик лико-вания слышу я. (Шем. 32, 17–18)

Йешуа бен Нун, будучи пророком, духовно «услышал» шум будущих поражений, которые постигнут народ за его грех. Однако Моше ответил, что он слышит только «голос поющих».

У народа, как и у каждого человека, остается возможность покаяться, и тогда он одержит победу над злом. Моше рассуждает глубже и прозорливей Йешуа бен Нуна.

 И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою. (Шем. 32, 19)

Моше поступил так не по собственной воле, но повинуясь Духу Божьему. Иначе он был бы осужден за дерзкий поступок, чего мы в Писании не находим.

Народ показал себя недостойным высшего дара — скрижалей завета, народ нарушил завет — и знаком этого послужило разбитие скрижалей.

Теперь разбитое приходилось заново «соединять» покаянием…                       

И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах – рассыпал по воде, и дал ее пить сынам Исраэйлевым.  (Шем. 32, 20)

Идол был «стерт в прах», чтобы показать его бессилие и ничтожность. Идолопоклонники не воспротивились этому: слишком велика и грозна была сила Божья, исходившая от Моше!

И сказал Моше Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? (Шем. 32, 21)

Моше прямо обвиняет в происшедшем своего брата. И кара свыше действительно вскоре постигла Аарона: двое его старших сыновей были поражены огнем Г-сподним и умерли (Ваик. 10, 1–2). Они умерли за свой грех — за то, что внесли в Шатер, пред лицо Г-сподне, «чужой огонь».

Однако «духовная первопричина» их смерти — изготовление Аароном золотого тельца, поэтому сам Аарон и «молчал», узрев их гибель (Ваик. 10, 3).

Кого убивали левиты

И стал Моше в воротах стана, и сказал: кто за Г-спода, – ко мне! И собрались к нему все сыны Леви. (Шем. 32, 26)

Необузданность Леви:

…Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле. (Бер. 49, 7)

обернулись для них благословением, ведь будучи лишены собственного удела и «рассеяны» по территориям остальных колен, левиты стали учить весь народ Торе:

…ибо соблюдают они (Левиты) речение Твое, и завет Твой хранят; (10) Учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Исраэйля; возлагают курение пред Тобою и всесожжение на жертвенник Твой.… (Двар 33, 9–10)

Из воззвания Моше и мгновенного отклика левитов становится ясно, что представители данного колена в поклонении тельцу не участвовали.

Возложите мечи свои

Слова Писания кторые часто истолковываются неверно, наперекор их смыслу в оригинальном тексте:

И он сказал им: так говорит Г-сподь, Б-г Исраэйлев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите туда и обратно, от ворот до ворот, в стане, и убивайте каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родственника своего. (Шем. 32, 27)

Повинуясь призыву Моше левиты собрались к нему с обнаженными мечами.

Приказом «возложить мечи на бедра», т. е. вложить их в ножны, Моше показывает, что призвание левитов — не кровопролитие, но увещание народа.

Такой же призыв услышал в свое время из уст Йешуа Петр, обнаживший в Гефсимании меч для защиты учителя:

Йешуа сказал ему: «Вложи свой меч обратно, ибо всякий, употребивший меч, умрёт от меча.  (Матф. 26, 52)

Как тогда понимать призыв: «…убивайте каждый брата своего…»?

В оригинале написано — «поражайте каждый с братом своим».

Для одоления, поражения греха и зла требуется соучастие самого грешника, его раскаяние. К такому раскаянию и обязаны были побуждать народ левиты, разойдясь по стану и проповедуя.

Буквально понимаемый призыв «поражать» братьев, друзей и ближних обратился бы против самих левитов: они прежде всего сами братья и ближние друг другу как происходящие из одного колена.

Совместное с согрешившими «поражение» греха как нельзя лучше согласуются со следу-ющим стихом:

Ибо сказал Моше: посвятите сегодня руки ваши Г-споду, ибо каждый в сыне своем и в брате своем, дабы удостоиться вам сегодня благословения. (Шем. 32, 29)

О каком благословении могла бы идти речь, если бы левитам было предписано убивать собственных сыновей и братьев? О каком «посвящении рук Г-споду» и о каком удовлетворении совершенным можно говорить в этом случае?..          

И сделали сыны Леви по слову Моше: и пало из народа в тот день около трех тысяч человек; (Шем. 32, 28)

Древнееврейское выражение «и пал» может пониматься в смысле падения духовного, грехопадения, заключавшегося в поклонении тельцу.

Непосредственно виновных в идолослужении, насчитывалось около трех тысяч, остальной же народ провинился сочувствием им либо бездействием и молчаливым согласием.

О каре же Г-сподней, постигшей народ свыше, ясно говорит последний стих главы:              

И поразил Г-сподь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон. (Шем. 32, 35)

Если бы левиты действительно истребили тех, кто был виновен в плясках вокруг тельца, не имел бы смысла заключительный эпизод главы:

И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий; и теперь я взойду к Господу, может быть искуплю грех ваш. (Шем. 32, 30)

Моше вновь просит за народ

Моше вновь выступает ходатаем за народ и просит Б-га о прощении. Значит, поражения в тот миг еще не было…

И возвратился Моше к Г-споду, и сказал: о, совершил народ сей грех великий: они сдела-ли себе божество золотое. (32) И вот, не простишь ли Ты грех их? Если же нет, то сотри и ме-ня из книги Твоей, которую Ты писал. (Шем. 32, 31–32)

Здесь мы видим всю меру самоотверженности Моше! В Евангелии от Иоанна содержатся такие слова Йешуа:

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Иоан. 15, 13)

Книга Г-сподня

Моше готов пожертвовать ради народа не только земной жизнью, но и жизнью вечной!

«сотри и меня из книги Твоей, которую Ты писал» — книга, в которую вписываются имена предназначенных к вечной жизни!

Йешуа говорит о возможности быть вписанными в книгу жизни как о величайшем благе:

…Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лук. 10, 20) Смотри: (Флп. 4, 2–3)

Вот от чего отказывался Моше ради спасения своего народа: от вечного блаженства! Поистине, это — жертва неслыханная…

Готовностью к самопожертвованию Моше уподобляется Машиаху, страдающего и умирающего за грехи человечества.

Г-сподь не принял жертвы Моше за весь народ. Такую жертву был в состоянии принести один только Сын Б-жий:

…Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. (I Иоан. 2, 2)

Искренняя и полная самоотверженность Моше послужили утишению гнева, который мог излиться на народ. Благодаря молитве этот гнев постиг лишь тех, кто делом участвовал в по- клонении тельцу, а не всех израильтян, сочувствовавших или просто не сопротивлявшихся им.

Вс-вышний отвечает Моше:

И сказал Г-сподь Моше: кто согрешил предо Мною, того сотру Я из книги Моей. (Шем. 32, 33)

«Того, кто согрешил» — т. е. осуществил греховный замысел до конца, подав и другим пример полного беззакония. А это и были упомянутые выше 3000 человек.

А теперь иди, веди народ, куда Я говорил тебе; вот, ангел Мой пройдет пред тобою; и в день взыскания взыщу с них за грех их. (Шем. 32, 34)

Перемена в отношениях между Вс-вышним и народом.

Из-за согрешения израильтян Б-г уже не будет идти впереди народа. Теперь Г-сподь пошлет ангела, чтобы вести народ дальше, и таким образом отдалится от согрешивших:

(2) И Я пошлю пред тобою ангела, и прогоню Кынаанеев, Эморийцев, Хэйтийцев, Пыризеев, Хиввийцев и Йывусеев; (3) (Иди) в землю, текущую молоком и медом; Сам же не появлюсь в среде твоей, так как ты народ жестоковыйный, чтобы не уничтожить Мне тебя в пути. (Шем. 33, 2–3)

Почему ангел?

Близость Г-спода налагает более строгие обязанности, чем жизнь «вдали» от Него. Отступников в этом случае ожидает особо тяжелая кара, вплоть до полной гибели.

В решении Б-га отдалиться от Своего народа проявляется Его милость, снисходитель-ность. Народ израиля, услышав о таком определении, переживает глубокое раскаяние, а Мо-ше умоляет Г-спода отменить и этот приговор, казалось бы, гораздо более «легкий», чем пре-дыдущий:

Как услышал народ зловестие это, они восскорбели, и никто не возложил на себя украше-ний своих. (Шем. 33, 4)

Почему так восскорбел народ, почему погрузился в траур?

Лишаясь Б-жьего водительства, израильтяне теряют бесценное преимущество близости к Б-гу и свое положение «царства когенов и народа святого» (Шем. 19, 5–6; Ваик. 19, 2).

То, что народ, поняв это, глубоко восскорбел, свидетельствует о его необычайной духовно-сти, находящейся в тот момент в «скрытом» состоянии, о способности к полному раскаянию.

С того времени под знаком покаяния и частичного траура проходили оставшееся годы пребывания израильтян в пустыне:

И сняли с себя сыны Исраэйлевы свои украшения с горы Хорэйв. (Шем. 33, 6)

Шатер Моше за станом

Символом «отдаления» Г-спода от согрешившего общества было пребывание шатра Моше за границей стана:

Моше же взял шатер и раскинул себе вне стана, вдали от стана, и назвал его шатром со-борным; и было, каждый, ищущий Г-спода, выходил к шатру соборному, который вне стана. (Шем. 33, 7)

Знаком всенародного покаяния служило новое отношение израильтян к молитвам Моше пред Вс-вышним:

И было, когда (уже) входил Моше в шатер, спускался столп облачный и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше. (10) И когда видел весь народ столп облачный у входа в шатер, то вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. (Шем. 33, 9–10)

 

 

admin @ 07:34

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика