Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
»
«
Трума
Категория: Христианство

Древнееврейское משכן ‹Мишка́н› — Мишкан — происходит от глагола שכן ‹шаха́н›«обитать», «жить», «находиться», «нисходить».

(34)И покрыло облако шатер соборный, и слава Г-сподня наполнила Мишкан. 35) И не мог Моше войти в шатер соборный, потому что осеняло его облако и слава Господня наполняла Мишкан.  (Шем. 40, 34–35)

Дух Божий обитал в Мишкан в виде «облака славы» постоянно, пока все его «сосуды» (предметы, предназначенные для священнослужения) находились на своих местах. Во время остановок израильтян, левиты д. б. раскидывать Мишкан и располагать все предметы в опреде-ленном порядке (Бем. 4, 1–33).

Когда левитам переносили Мишкан на новое место — Шхина являлось в столпе облачном (днем) или огненном (ночью). Этот столп шел перед станом, указывая путь.

Бог одновременно мог являться и в столпе облачном, и, говорить в Мишкане из столпа, а иногда — «из среды двух херувимов» над крышкой ковчега завета (ср. Exodus. Шем. 25, 22 с 33, 7–10).

Все принадлежности и сосуды Мишкан были изготовлены людьми по указанию Всевышнего по «образцу» Мишкан и ее сосудов, который был явлен Моше на горе и о том значении, которое он имеет.

(9) Все, как Я показываю тебе, образец скинии и образец всех сосудов ее, так и сделайте. (40) Смотри же, и сделай их по образцу, какой тебе показан на горе.

 (Шем. 25, 9 и 40)

Скиния это символы

Он отражает устройство и взаимосвязь различных духовных миров; указывает на стро-ение «внутреннего человека»;

Символизирует землю в ее будущем очищенном и просветленном виде;

Изображает историю человечества в определенном разрезе — как историю народа Божьего, т. е. как историю спасения.

(1) И сказал Господь Моше, говоря: (2) Скажи сынам Исраэйлевым, чтобы собирали для Меня приношение; от всякого человека, благорасположенного сердцем, берите приношение Мне.  (Шем. 25, 1–2)

Условие приношения Господупобуждение сердца, т. е. призыв, звучащий изнутри, напол-няющий душу и пробуждающий совесть. Такое  приношение называется ‹трума́›«возвышать-ся», «подниматься ввысь».

Когда человек приносит сердцем «дар» Богу, это еще более возвышает человека…

Оно указывает на очень важный принцип, лежащий в основе «дара» Богу от лица челове-ка: все, что человек имеет, он получил от Бога; оно уже заранее принадлежит Всевышнему («при-ношение Мне»), милостями Которого все мы живем.

Принося дар Богу, человек не имеет права ставить себе это в заслугу, так как сам все получает от Творца; и все же Создатель по Своей любви вменяет дар как бы в заслугу человеку.

(3) И вот приношение, которое вам принимать от них: золото, серебро и медь; (4) И синету, и багряницу, и червленицу, и виссон, и козью шерсть, (5) И кожи бараньи красные, и кожи тахаше-вые, и дерева шиттим, (6) Елей для светиль-ника, пряности для елея помазания и для благовонного воскурения, (7) Камни ониксовые и камни вставные для эйфода и для наперсника.  (Шем. 25, 3–7)

Только самое драгоценное приносится для возведения Скинии… Апостол Павел, обращаясь к язычникам, говорит о строительстве Храма духовного, подобного Мишкан Моше:

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Йешуа ха Машиах. Строит ли кто на этом основа-нии из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,— Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.  (I Кор. 3, 10–13)

Человек может думать, что приносит нечто, необходимое для возведения дома Божьего, а на самом деле он не ревнует о строительстве и доставляет никчемный материал, поэтому так грозно предупреждает апостол: «…каждый смотри, как строит».

Что бы произошло, например, с тем израильтянином, который, услышав призыв Моисея приносить для дела Божьего драгоценные металлы, камни, кожи, породы дерева, принес бы вместо них, скажем, сено или солому?..

Устройство

Рассмотрим общий вид Мишкан и соответствия ее строения устройству нашего внутреннего человека. Напомню слова апостола Павла из третьей главы Первого послания к Коринфянам. Завершая рассуждение о приношении на дело Божье различных веществ и материалов, апостол вопрошает:

Разве не знаете, что вы Храм Божий и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог: ибо Храм Божий свят; а этот Храм — вы. (I Кор. 3, 16–17)

Устройство походной Скинии и Храма Соломона  символизирует наш внутренний мир, который предназначен стать обителью Духа Божьего.

Зачем же Вс-вышний повелевает построить Ему обитель материальную?

Закон, написанный на каменных скрижалях, входил в противоречие с тем, что многие чувство-вали в своем сердце. Ведь Закон был написан на скрижалях, а не на сердцах (ср. Иер. 31, 31–33)!

Человек читает: «Не укради», а в сердце ощущает желание украсть; читает: «Не убивай», а сам гневается и хочет убить и т. д.

Невозрожденное сердце, сердце ожесточенное, сердце «каменное» противится Закону Божьему. Поэтому обе скрижали, одна из которых содержала заповеди о любви к Богу, а вторая — заповеди о любви к ближнему  показывали, в каком состоянии находится внутренний мир чело-века, насколько далек он от Господа, как усиленно и упорно следует ему очищаться, чтобы приб-лизиться к служению Всевышнему.

Бог не мог обитать в сердцах, не очищенных Святым Духом, в сердцах, противящихся Его присутствию. И Он повелел Моисею сделать Скинию, чтобы в ней обитал Дух Божий, присутствовала Шхина́ (слово происходит от того же глагола «шахан» — «обитать», «жить», «нисходить», что и слово «Мишкан» — «Мишкан»). Это был походный Храм, один взгляд на который должен был напоминать о святости. Извне Мишкан походила на огромную палатку из множества кож и покровов, окруженную двором.

Человек перед Скинией

Что́ видел человек приближаясь к Мишкан, а затем вступая в нее — так нам будет легче понять ее устройство. Прежде всего человек извне видел огромную ограду двора Мишкан

(9) И сделай двор скинии к стороне полуденной, к югу; завесы для двора из виссона кру-ченого, во сто локтей длиною по одной стороне. (10) И столбов к нему двадцать, и подножий их двадцать медных; крючки же столбов и связи на них из серебра. (11) Также и вдоль по стороне северной завесы ста локтей длиною; столбов для него двадцать и подножий их двадцать из меди; крючки же столбов и связи их из серебра.  (12) В ширину же двора по стороне западной завесы пятидесяти локтей; столбов для них десять и подножий к ним десять. (13) И в ширину двора по восточной стороне, к восходу пятидесяти локтей; (14) И пятнадцать локтей завесы для одной стороны; к ним столбов три и подножий их три. (15) И для другой стороны пятнадцать завес; столбов к ним три и подножий для них три. (16) А для ворот двора завеса в двадцать локтей из синеты, багряницы и червленицы и виссона крученого, работы узорчатой; столбов для них четыре и подножий к ним четыре. (17) Все столбы двора кругом соединены связями из серебра; крючки у них из серебра, а подножия их из меди. (18) Длина двора сто локтей, а ширина пятьдесят против пятидесяти; вышина же (завесы) пять локтей из крученого виссона, а подножия к сему из меди. (Шем. 27, 9–18).

И пока он оставался вне двора, все внутреннее пространство оставалось для него незри-мым: оно было скрыто материей, целиком завешено от взора. Множество завес… Так человек, пытаясь постичь духовный мир, видит вначале одни лишь завесы. Сама наша плоть является завесой, не дающей увидеть духовный мир. В Послании к Евреям об этом сказано так:

19Итак, братья, мы можем с уверенностью воспользоваться тем путём в Святая Святых, который был открыт для нас кровью Йешуа. 20Он, посредством своей плоти, торжественно утвердил его для нас как новый и живой путь через парохет. 21И есть у нас великий коген над домом Божьим. 22Потому, давайте приближаться к Святая Святых с искренним серд-цем, с полной уверенностью, источником которой является доверие [Богу], с сердцами, окроплением очищенными от нечистой совести, и с телами, омытыми чистой водой.  (Евр. 10, 19–22)

тело названа здесь «завесой», закрывающей от нас невидимый мир.

Ворота

Когда же человек входит внутрь двора Мишкан, он должен пройти через ворота, представляю-щие собой завесу, утвержденную на четырех столбах

(16) А для ворот двора завеса в двадцать локтей из синеты, багряницы и черв-леницы и виссона крученого, работы узорчатой; столбов для них четыре и под-ножий к ним четыре. (Шем. 27, 16).

Символика четырех столбов многообразна: это и четыре буквы непроизносимого имени Божьего, и четыре стороны света, и четыре евангелия, и соединение для служения Господу четы-рех способностей — ума, памяти, чувства и воли…

Двор

Во дворе вошедший видит перед собой медный жертвенник, на котором приносятся в жертву животные

1) И сделай жертвенник из дерева шиттим, пять локтей длиною и пять локтей шириною; четырехугольным должен быть жертвенник, и три локтя вышина его. (2) И сделай роги его на четырех углах его; из него должны быть роги его; и обложи его медью. (3) И сделай к нему горшки для сгребания пепла его, и лопатки его, и чаши его, и вилки его, и совки его, все принадлежности сделай из меди. (4) И сделай к нему решетку сетчатой работы из меди, и на решетке сделай четыре кольца медных на четырех концах его. (5) И положи ее под окружным выступом жертвенника снизу, дабы была сетка до половины жертвенника. (6) И сделай шесты для жертвенника, шесты из дерева шиттим и обложи их медью, (7) Дабы вдевались шесты его в кольца и дабы были шесты по обеим сторонам жертвенника, когда нести его. (8) Полым внутри, досчатым сделай его; как показано тебе на горе, так пусть сделают.   (Шем. 27, 1–8).

Иначе как через жертву никто не может приблизиться к святому месту, не может соединиться с Богом, не может узреть Его дела и Его пути.

Жертвоприношения указывают на великую Голгофскую жертву, через которую каждый, «приступающий к Мишкан», может очистить сердце от грехов.

Животные

Животные символизируют телесные силы человека: без умерщвления их, без овладения ими и без «возложения» их на алтарь Бо- жий человек остается еще во многом в животном состо-янии, и о дальнейшем приближении его к обители Бога не может быть и речи.

Умывальник — зеркало

Между жертвенником и входом в Мишкан стоит умывальник. Вошедший должен, принеся жертву, омыть руки и ноги (Шем. 30, 18–21). В ветхозаветные времена это относилось к священ-никам.

После принятия жертвы новозаветной — жертвы Йешуа — надлежит «очищать» (исправлять) свои дела («руки») и свои пути («ноги»), постоянно стремиться к тому, чтобы Духом Святым очи- щались мысли и чувства. Об изготовлении умывальника сказано так:

И сделал умывальник из меди, и подножие его — из меди с изящными изображениями, украшающими вход Мишкан собрания.

Умывальник был изготовлен במראת הצבאת ‹бэ-мар’о́т г̃ацов’о́т› — «из зеркал собирающихся» (имеются в виду женщины, сходящиеся у Мишкан). Умывальник, будучи изготовлен из медных зеркал, свидетельствует об очищении, происходящем, когда человек вглядывается в Закон Божий и в самого себя:

Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассмат- ривающему природные черты лица своего в зеркале: Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

Золотой жертвенник

Входит в Мишкан было позволено лишь священникам — потомкам Аарона. Он видит перед собой теперь уже золотой жертвенник, с которого ввысь поднимаются струи благовонного фимиама

Священники приносили на нем в жертву особую смесь благовоний, сжигая их на огне, и Мишкан наполнялась благоуханием (Шем. 30, 34–38). Фимиам символизирует молитвы святых, ибо он поднимается вверх, подобно восходящей к Богу молитве

Благовонные вещества означают чистые, светлые мысли и чувства, которые, воспламеня-ясь любовью, становятся молитвами и восходят к престолу Господню…

Менора

«Совершив воскурение», т. е. погрузившись в молитву, вошедший в Мишкан видит слева от себя семисвечный светильник, а справа — золотой стол с «хлебами предложения»

Господь повелел Моисею сделать золотой светильник, с обеих сторон которого выходят по три ветви, соединенные седьмой, центральной. Менора означает семь даров Духа Святого

семь Дней творения, а также семеричное членение человеческой истории в соответствии с семью заветами (с Адамом, Ноем, Авра- амом, Моисеем, Давидом, а также Новый завет и Вечный завет в Царстве Божьем — см. с. 107). Иначе говоря, он отражает таинственную семеричную структуру мира. И над каждой ветвью поднимается пламя. Светильник, называемый מנורה ‹менора́›, горит в Храме постоянно, ибо в Мишкан находится «свет жизни»

Хлебы предложения

«Хлеба предложения», как бы «предложенные» Богу и названные לחם הפנים ‹лэ́хем г̃а-пани́м› — буквально «хлеб лица», символизируют «хлеб живой, сшедший с небес»: «хлеб» Слова Божьего и «свет» Слова Божьего видит человек в Мишкан

Завеса

И далее перед ним находится завеса с вытканными на ней херувимами, которая отделяет самую священную часть Мишкан — Святое святых 31 Uděláš i oponu z postavce modrého, a z šarlatu, a z červce dvakrát barveného, a z bílého hedbáví soukaného; dílem řemeslným uděláš ji s cherubíny.

Столбы

Четыре столба, на которых висит завеса Святого святых, означают имя Господне (Тетраграмматон).

Пять столбов, поддерживающих завесу входа Мишкан, символизируют Пятикнижие Моисеево или же пятибуквенное имя אלהים ‹Элог̃и́м›.

В священнейшую часть Мишкан, где обитает Дух Божий и откуда Он говорит людям, первосвященник входил только один раз в год (в День Очищения) с кровью жертвенных животных, чтобы очистить Мишкан собрания посредством приносимых жертв от грехов, как бы «накапливающихся» в течение целого года (Лев. 16, 2–34).

Каким же образом грехи «остаются» в Мишкан до ежегодного Дня Очищения?

Человек приносит жертву, возлагая руки на ее голову, жертва закалается, кровь ее проливается, и вина как бы «условно прощается» человеку (см. Лев. 4, 20; 26; 31; 35). Однако сам грех, «нечистота» его, остается внутри Мишкан до Дня Очищения, во время которого первосвященник входит в Святое святых с кровью очистительной жертвы.

Ковчег и крувы

В Святом святых находится ковчег Божий. Ковчег — покрытый золотом ящик из дерева шит-тим, в который положены две скрижали Закона с Десятью Заповедями. Над ним находится сделан-ная особым образом крышка с двумя херувимами — крылатыми человекообразными существа ми, о которых мы подробно говорили выше. Ковчег постоянно скрыт. Первосвященник может видеть его один раз в году, войдя в Святое святых

Бог сказал Моше:

…Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым. (Шем. 25, 22)

Именно оттуда слышал Моисей, а через него и весь народ голос Божий.

Для чего же это так подробно описано и какое отношение имеет к нам? Для чего создан Храм, для чего воздвигнута Мишкан?

Обращаясь к последователям Иисуса Христа, апостол учил их:

Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог: ибо Храм Божий свят; а этот Храм — вы.

Итак, тот Храм, который был воздвигнут в пустыне, символизировал человека. О предназначении человека апостол говорит так:

Какая совместность Храма Божия с идолами? Ибо вы Храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.

(II Кор. 6, 16)

При сотворении Адама Бог Духом Святым вселился в его сердце. Адам находился в общении с Богом — для этого он и был создан. Да, именно для «прилепления к Богу», а не для того, чтобы жить обособленно и эгоистически. До грехопадения Адам пребывал «в свете жизни», «ходил с Богом». И цель всей истории спасения — восстановить общение человека с Богом.

Мишкан, о которой мы говорим, была переносной. Все вещи, относящиеся к ней, несли левиты на своих плечах или перевозили на повозках (Бем. 4, 1–49; 7, 6–9). Странствующая Мишкан есть образ человека как Храма Божьего, человека духовного, передвигающегося по земле, но ощущающего в сердце своем небо

— Божественное присутствие. И прежде все- го именно с этой точки зрения мы должны рассматривать подробности, относящиеся к построению Мишкан.

О цели ее возведения Бог сказал:

И устроят они Мне Святилище, и буду обитать посреди них (Шем. 25, 8)

«Посреди них» — по-древнееврейски בתוכם ‹бэтоха́м›, что можно понять и как «внутри них».

«Построят святилище» и «буду обитать»… Сначала строится Святилище внешнее, а потом человек по подобию этого Храма должен устроить «внутреннее Святилище» в себе самом.

Все, как Я показываю тебе — и образец Мишкан, и образец всех сосу- дов ее,— так и сделайте. Сделайте ковчег из дерева ситтим…  (Шем. 25, 9–10)

‹Шитти́м› (ситтим) — прочное нестареющее дерево, разновидность акации (египетская акация). Итак:

Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя;  И обложи его чистым золотом…И вылей для него четыре кольца золотых, и утверди на четырех нижних углах его…Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их золотом; И вложи шесты в кольца… В кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. (Шем. 25, 10–15)

Почему нельзя вынимать шесты из колец?

Причина в том, что в любой миг Господь может сказать: «Вставайте и отправляйтесь в путь!» И тогда левиты должны тотчас разобрать («сложить») Мишкан, взять ковчег на плечи и идти с ним туда, куда укажет Господь. Так и человек духовный должен каждый миг повиноваться Божьему слову…

И положи в ковчег откровение, которое Я дам тебе.  Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с полови- ною, а ширина ее полтора локтя… (Шем. 25, 16–17)

Крышка плотно прилегает к ковчегу — ковчег постоянно закрыт. Ничей взор, вообще ничто извне не должно проникать в священнейшую обитель Закона Божьего. Ковчег, по слову апостола, соответствует сердцу человека:

Вы показываете собою, что вы — письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. (II Кор. 3, 3)

В одном из псалмов говорится о сердце, закрытом для всего, кроме Божественных внушений:

В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. (Пс. 118, 11)

Если у невозрожденного человека сердце «враждует против Закона Божьего» (Римл. 8, 7), то у того, кто вступает в Новый завет с Господом, Закон пишется на сердце, становится важнейшей частью внутренней жизни (Иер. 31, 31–33; Евр. 8, 8–10). Тогда любовь к Богу и ближнему наполняет его, и человек радостно следует Закону, не противится ему, а, наоборот, будучи теперь в состоянии его исполнять, сам всем сердцем желает этого (Римл. 8, 3–4). Крышка, плотно закрывающая ковчег, указывает на то, что происходит в сердце, стремящемся к исполнению заповедей — на ту область духовной жизни, куда не должен проникать ничей взор, ничто постороннее, ибо там пребывает лишь слово Божье…

Не случайно сказано и следующее:

Положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе… (Шем. 25, 21)

В Библии каждое слово находится на своем месте. Почему здесь не указан привычный порядок действия: сначала положить откровение в ков- чег, а потом уже закрыть его крышкой? Почему эти действия должны совершаться в обратном порядке? И как можно вложить что-либо в закры- тый ковчег?

Здесь содержится особое указание. Ковчег нашего сердца сначала нужно плотно «закрыть» для всего недостойного и злого, чтобы ничто не- чистое не могло войти в него; и только после этого Бог сверхъестественным образом влагает «святые скрижали», содержащие заповеди о любви к Богу и ближнему, в наше сердце… Если мы не поступим именно так, то сердце наше не станет ковчегом Божьим, не сможет вместить Его заповедей. Псалмопевец говорит:

Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. (Пс. 118, 32)

В Книге Екклесиаст сказано, что Бог, сотворив мир, вложил его в сердце человека:

Все соделал Он прекрасным в свое время и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца. (Еккл. 3, 11)

Древнееврейское עלם ‹ола́м› — «мир», «вселенная» — происходит от глагола עלם ‹ала́м› — «скрывать», т. е. вселенная есть «сокрытость» мироздания, «утаенность» той цельности пространственно-временной реальности, которая создана Всевышним. И весь мир, вся вселенная, находит- ся в нашем сердце (ср. с. 63 и 240). Однако сердце наше часто бывает «уз- ко», «сжато», его «пределы» стеснены, ограничены эгоизмом и невежеством. Оно окружено злом, наполнено ненавистью и завистью:

Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? (Иер. 17, 9)

Поэтому мы не объемлем «мира», потенциально заключенного в серд- це, не постигаем замысла Божьего и не «течем» путем заповедей Его. Словом «потеку» переведено ארוץ ‹ару́ц› — «побегу», указывающее на по- стоянное преуспеяние в духовном развитии:

Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. (I Кор. 9, 24–27)

«Потеку путем заповедей Твоих…» Когда? — «…Когда Ты расширишь сердце мое». Сердце человека должно «расшириться», чтобы объять любовью весь мир. Если человек «вмещает любовью» одного только себя, это свидетельствует о крайней узости восприятия, «тесноте» в сердце.

Есть, однако, и такие люди, которые даже себя не любят. А если не любят себя, то ближнего, «как самого себя», и подавно полюбить не мо гут. Прежде всего в себе самом надо осознать и полюбить главное, высочайшее — образ Божий!.. Человек может также «возлюбить» только са- мых близких: родителей, жену, мужа, детей, братьев… Уже это, конечно, намного «расширяет» сердце в сравнении с любовью к себе одному. Мож- но также любить только свою деревню, свой город или свой народ. Наконец, сердце может так неизмеримо «расшириться», что станет способным вместить всех людей, все живые существа. Только тогда человек действительно осуществит сказанное:

Потеку путем заповедей Твоих… (Пс. 118, 32)

Исполнение заповедей — это осуществление любви, наполняющей сердце возрожденного человека. О такой именно любви рассказал Борис Пастернак в своем стихотворении:

Вернемся, к устройству ковчега. Крышка его описана более подробно:                    

И сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;       Сделай одного херувима с одного края, а другого херувима — с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; И будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая кры- льями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов. (Шем. 25, 18–20)

Итак, с двух сторон ковчега должны быть сделаны изображения херу- вимов. О сотворении ангелов не сказано в Библии. Однако в словах

И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью… (Быт. 1, 4–5)

предание усматривает указание на разделение светлых, ангельских, сил — и падших, темных, сатанинских. Херувимы (согласно тому же преданию, один из высших ангельских чинов) впервые упомянуты в связи с изгна- нием первых людей из рая (Быт. 3, 24). Именно тогда поставлены были херувимы (כרבים ‹керуви́м› — множественное число от כרוב ‹керу́в›, но в греческом тексте Септуагинты, а через него и в Синодальном переводе, слово «херувим» стало передаваться как форма единственного числа) для охраны Едемского сада, чтобы согрешивший Адам не смог проникнуть туда вновь.

Итак, Господь повелел Моисею сделать по краям крышки двух херувимов, которые простирают крылья, как бы готовясь взлететь… Этим они символизируют духовный полет, ту внутреннюю окрыленность, без которой человек не в состоянии услышать и уразуметь слово Божье. Душа должна быть окрылена, чтобы устремиться ввысь, стряхнув с себя прах мира сего. Она призвана подняться к Богу «на крыльях», и это восхождение должно свершиться в нашем сердце, ибо «ковчег со скрижалями» — образ человеческого сердца.

Как же были расположены херувимы? Они помещались с двух сторон крышки, и между их крыльями оставался просвет в виде человеческого сердца. Изображение сердца оказывалось над самим ковчегом, а крылья- ми херувимы «осеняли» Закон Божий, как бы «охраняли» его, «не да- вая» приблизиться к ковчегу ничему постороннему. Лица же их были об- ращены друг к другу и наклонены к крышке, т. е. они одновременно «смотрели» друг на друга и на хранимые в ковчеге скрижали, как бы видя их сквозь крышку. Они преклонялись перед Законом Божьим — скрижаля ми завета — и друг перед другом, почитая в себе подобном образ Божий…

Когда ученики Иисуса Христа пришли к его пустой гробнице, они увидели двух ангелов. Один сидел в бывшем изголовье Иисуса, а другой — с противоположной стороны. Иоанн, говоря об этом, описывает

Двух ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. (Иоан. 20, 12)

Лука же передает слова этих ангелов ученикам:

Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах листающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: он воскрес; вспомните, как он говорил вам, когда был еще в Галилее, Сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки челове- ков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. (Лук. 24, 4–7)

Несомненно, ученики, воспитанные в иудейской традиции и хорошо знакомые с Пятикнижием Моисеевым, узнали показанную им символиче- скую картину. Два ангела — это изображение тех же двух херувимов, обращенных лицами друг к другу. Место, где лежало тело Иисуса, освятилось, потому что его тело, как при жизни на земле, так и после воскресения, представляло собой духовный Храм, ту Мишкан, в которой обитал Дух Божий.

Два херувима, обращенные лицами к ковчегу и друг к другу, означают любовь к Богу и любовь к ближнему. Глядя как бы сквозь крышку, они словно прозревают Десять Заповедей Божьих своим духовным зрением. Это два любящих Бога и друг друга духовных существа. Именно о такой любви к Богу и ближнему говорит апостол Иоанн:

Что мы любим детей Божьих, узнаëм из того, что любим Бога и соблюдаем заповеди Его.      Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. (I Иоан. 5, 2–3)

В немногих простых словах показано здесь нераздельное единство любви к Богу, любви к ближнему и соблюдения заповедей:

Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец… (I Иоан. 2, 4)

Тот, кто утверждает, что любит Бога, а ближнего при этом не любит,— тоже лжец, потому что его ближний сотворен Богом и по образу Божьему:

Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (I Иоан. 4, 20)

И тот, кто утверждает, будто любит человека, а Бога при этом не любит, также на поверку оказывается лжецом, потому что только заповеди Господни научают истинной любви к человеку. Например, пьяница, спаивая своего друга, считает, что тем самым проявляет любовь к нему, ибо не знает и не любит Бога, не исполняет Его заповеди. Нет любви к человеку без исполнения заповедей Божьих. Нет и любви к Богу без любви к человеку и исполнения заповедей. Нет и исполнения заповедей без любви к Богу и человеку:

Итак, любовь есть исполнение Закона. (Римл. 13, 10)

Все заповеди Закона Божьего направлены к любви и научают ей. И все 613 заповедей Торы содержатся в одном речении: «Люби Бога и люби ближнего». Поэтому апостол и говорит:

Ибо весь Закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Гал. 5, 14)

Однако, основываясь на этом изречении, некоторые утверждают, будто Закон «устарел»: мы, мол, будем любить ближнего, а Закон исполнять излишне… Но ведь греческий глагол πεπληρωται ‹пепле́ротай›, переведенный здесь как «заключается», значит также и «исполняется», «допол- няется». В каком же смысле данный глагол применен в приведенном стихе?

Во-первых, каждая заповедь Закона действительно «исполняется», т. е. достигает полноты исполнения, осуществления, именно в любви.

И, во-вторых, любовь — это как бы пространство, включающее в себя, содержащее в себе все множество заповедей, подобно помещению, в котором находится множество людей. Иисус Христос неоднократно говорил о необходимости соблюдения даже таких заповедей, которые на первый взгляд могут показаться незначительными, однако без них любовь к Богу и ближнему не достигает полноты (Матф. 5, 19; 23, 23; Лук. 11, 42).

Такова библейская диалектика чувства (любви), состояния (праведности) и долга (исполнения заповедей)…

 

 

admin @ 08:29

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика