Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава Трума

Сегодня мы читаем главу «Трума» (Книга Исход, глава 25), которая посвящена изготовлению Скинии Завета. Начинается она так:

И ГОВОРИЛ БОГ, ОБРАЩАЯСЬ К МОШЕ: «СКАЖИ СЫНАМ ИЗРАИЛЯ, ПУСТЬ ВО-ЗЬМУТ ПРИНОШЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ. ОТ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА, СЕРДЦЕ КОТОРОГО ПОЖЕЛАЕТ ТОГО (25:1,2).

Никого не заставляют, никого не обязывают, ни от кого не требуют. В духовном нет наси-лия – таков закон, ведь сердце обязать невозможно. Даже сам человек не способен обязать свое сердце – это нечто отделенное от нас.

Дело в том, что желание человека первично: Творец создал желание и разделил его на мно-жество частей, из которых сформировались души. Желания существуют до того, как человек начинает думать и осознавать себя. Так новорожденный лежит на столе, двигает ногами и руками – желания существуют, но самосознания еще нет. То же самое у нас.

Когда говорят о сердце, имеют в виду некое предварительное исправление, которое человек должен выполнить, чтобы его сердце захотело.

Мозг и сердце

Существует работа сердца и работа мозга. Мозг и сердце (моха и либа) – это мысли и жела-ния. Как правило, мысли формируются рядом с желаниями.

Мысли следуют из мозга, а желания из сердца. Таковы две части, действующие в человеке.

Мысли — всего лишь инструменты, но они помогают нам сортировать желания: одни из них увеличивать, другие уменьшать. Тем самым они нас направляют.

Как узнать, исходит желание из сердца или из мозга?

Если желание исходит из сердца, то оно настолько владеет человеком, что он не может ему противостоять и вынужден его реализовать.

Если желание исходит из разума — человек размышляет: стоит им заниматься или нет, выиг-раешь ты от этого или проиграешь и т.д. Начинаются сомнения и расчеты в ту или иную сторону.

Уровень человека измеряют в соответствии с разумом: согласно силе мозга, силе контроля, осознания зла он может работать со своими желаниями и изменять их.

Желание порождает мысль о том, как достичь желаемого, а мысль извлекает желание из сокрытия, чтобы захотеть нужных и полезных для тебя вещей.

Правильный порядок устанавливаем не мы! Баланс создается свыше: во время чтения каб-балистических текстов я приобретаю программу правильного соединения мыслей и желаний.

В Книге Зоар многие части написаны на арамейском языке, в котором большинство людей ни-чего не понимают. Нужно читать вещи, которые хоть в небольшой мере понятны нам и доступны. Тогда свет, воздействующий на нас во время чтения, упорядочивает в нас правильную связь. Наши мысли спутаны и хаотичны. Откуда берутся желания, мы не знаем: вдруг хочется то одно-го, то другого.

Как привести их в порядок парами? — Только с помощью силы свыше.

Нет методики, по которой человек мог бы сам организовать свои мысли и желания. Он должен просто читать каббалистические книги. Они описывают наше исправленное состояние, в котором мы правильно упорядочены от природы. Сила, находящаяся в книге, автоматически сортирует и приводит в порядок наши мысли и желания.

ВОТ ПРИНОШЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВЫ БУДЕТЕ ПРИНИМАТЬ ОТ НИХ: ЗОЛОТО, И СЕРЕБРО, И МЕДЬ, И ГОЛУБУЮ ШЕРСТЬ, И БАГРЯНИЦУ, И ЧЕРВЛЕНИЦУ, И ЛЕН, И КОЗЬЮ ШЕРСТЬ … (25:3, 4).

Что означают все эти вещества и материалы, если текст надо рассматривать с точки зрения его внутреннего содержания?

Это те основные желания, с которых человек начинает свое исправление, чтобы они стали ради отдачи.

Скиния Завета (Мишкан), святость, работа Творца – это отдача и любовь. Мы хотим уподо-биться Ему, поднять важность отдачи, которая изначально существует в нас в виде небольшой искорки – тонкой свечи. Поэтому в процессе своей внутренней работы я должен отбирать и классифицировать желания.

Какие желания называются «золотом» и «серебром»?

Золотом называются желания относительно света хохма, а серебро (кэсэф) связано с покрыти-ем (кисуф): скрыть явления и соответственно этому их раскрыть. Это особые экраны, которые че-ловек приобретает на свои эгоистические желания, и в меру образования этих покрытий он, в сущ-ности, раскрывает высшую реальность.

Как выявить эти желания?

Это происходит во время чтения каббалистических книг – на нас воздействует скрытая в них духовная сила. Как пишет Бааль Сулам в 155-го пункте Предисловия к «Учению десяти сфи-рот», «существует неоценимо чудесное свойство для занимающихся Каббалой, и хотя не по-нимают того, что учат, но благодаря сильному желанию и стремлению понять изучаемый материал, пробуждают на себя света, окружающие их души».

К человеку поступает некий свет, особая сила, которая своим воздействием проявляет в нем все эти вещи. Человек начинаешь различать: это – серебро, а это – золото и т.д. Все эти категории мы находим внутри себя.

Вернемся к перечисленным веществам. Огромная реальность, которую мы видим в нашем мире, является оттиском нашего внутреннего содержания. Если бы внутри нас не было всех этих свойств, мы не видели бы их снаружи.

ПОСТРОИТЬ МНЕ СВЯТИЛИЩЕ, И Я БУДУ ОБИТАТЬ СРЕДИ НИХ (25:8).

«СРЕДИ НИХ»  означает, что среди наших исправленных желаний раскрывается высшая сила, и это происходит внутри человека — внутри всех тех, кто вносит свой вклад (трума) в строительство Храма (Бейт а-Микдаш).

Байт а-Микдаш (дом святости) – это сосуд (кли), исправленный святостью (кодеш): любовью и отдачей.

Но если все это находится внутри нас, в духовном измерении, то зачем вообще строить нечто внешнее – здание из блоков в физическом мире?

Прежде всего, говорится о внутренних исправлениях. Вместе с ними, достигая их опреде-ленного уровня, человек также создает их внешнюю копию. Ведь наш материальный мир яв-ляется конечной ступенью всех состояний, и мы, находящиеся одновременно на своей нижней внутренней и внешней ступени, должны построить эту нижнюю ступень в точном подобии миру Бесконечности.

Расположение стана народа Израиля в пустыне, описанное с педантичной точностью, также указывает на наше внутреннее состояние.

В результате раскрытия высшей силы мы начинаем понимать структуру души человека в ее исправленном виде. Внешняя проекция совокупности всех наших исправленных желаний, мыслей и побуждений запечатлена в этом стане.

Мы живем в материальной реальности на самой нижней ступени многоступенчатого нис-хождения миров, парцуфим и душ. Если мы на этом последнем уровне воплощаем эти вещи в материи, то тем самым соединяем нижнюю и высшую ступени общей реальности. Тогда по этой связующей нити свет из мира Бесконечности проходит в наш мир. На этом мы заканчиваем свою миссию.

Как построить в себе Храм для Творца?

Именно так, как сказано выше: с помощью света, получаемого во время учебы, человек постепенно начинает различать в себе все те категории, о которых говорит Тора. Причем не просто их видить, а чувствовать, какие из существующих в нем желаний и намерений называются золотом, серебром, багряницей и т.д. Затем по мере исправления он может сочетать свои желания и свойства так, что формирует из них особого рода сосуды для раскрытия Творца, раскрытия свойства отдачи.

 

Каждая его деталь в материи рассчитана согласно исправленным свойствам души человека.

Храм это душа человека в исправленном виде, и как она должна выглядеть на духовном уровне, таков ее результат на уровне физическом.

Пока народ Израиля не поднялся на соответствующий уровень, не было речи о Храме.

Бэцалэль

Кто такой его строитель Бэцалэль (бэ цель — в тени, Эль — Творец)?

Это тот, кто знает и понимает Творца, общую силу творения. Опираясь на это знание, в скрытии, в тени он якобы строит Храм, т.е. делает проекцию в нашем мире.

 

Это особенная ступень, особое раскрытие — не всем каббалистам дается подобный уровень. Каждый из них как бы специализируется в своей области.

Мы оцениваем величие каббалиста по тому, насколько он раскрывает нам духовное, но это не показатель его истинного уровня.

 

Сегодня в в Израиле существует движении сторонников строительства Храма. Каббала гово-рит, что сначала необходимо достичь т.н. духовной ступени Храма, когда сердце человека, его желания, называемые байт (дом), будут вместилищем святости.

Можно возвести его физически, и мы это сделаем, но только после того, как он будет суще-ствовать внутри нас. Более того, его строить будем не только мы.

Третий Храм

Третий Храм должен быть красивее и лучше предыдущих. П.ч. должен включить в себя исправление всего мира, как сказано: «Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов», и «все познают Меня от мала до велика».

Написано пророком Йехезкелем, что народы мира принесут сынов Израиля на своих плечах в Иерусалим строить Храм. Поэтому нам необходимо исправиться самим и способствовать исправлению всего мира, чтобы достичь необходимого уровня. Тогда мы обязательно при-ступим и к материальному строительству.

 

Хотя наш мир воспринимается нами как якобы существующий в виде материи, но, по сути, он является воображаемым, иллюзорным. Как только мы закончим исправление, то перестанем его ощущать и перейдем к существованию на духовном уровне.

Строительство Храма в материи означает, что мы выполним исправления на всех уров-нях материи в ее нисхождении сверху вниз вплоть до самой нижней материальной ступени. То есть в самых наших грубых желаниях мы захотим отдавать и любить ближнего.

 

И СДЕЛАЙ ДВУХ КРУВОВ ИЗ ЗОЛОТА (25:18).  СДЕЛАЙ ОДНОГО КРУВА С ОД-НОЙ СТОРОНЫ И ДРУГОГО КРУВА С ДРУГОЙ СТОРОНЫ (25:19). И БУДУТ КРУ-ВЫ С ПРОСТЕРТЫМИ ВПЕРЕД, ПРИПОДНЯТЫМИ КРЫЛЬЯМИ, А ЛИЦА ИХ БУ-ДУТ ОБРАЩЕНЫ ДРУГ К ДРУГУ И СЛЕГКА СКЛОНЕНЫ ВНИЗ (25:20).

В чем смысл крувов?

Это самая большая трудность в нашей внутренней работе. Два противоположных конца – правая и левая линии, отдача и получение – приходят к нам свыше.

У нас есть сила эгоизма с одной стороны и желание получить вторую силу – силу отдачи.

Мы берем обе эти силы, с которыми способны работать и используем их как крылья, покрывающие наш эгоизм, и поднимаемся между ними в средней линии, которую строим из двух силположительной и отрицательной.

Два крува – это положительная и отрицательная силы. Они пробуждают друг друга, как любовь между мужчиной и женщиной. Самая большая святость сравнивается с актом сои-тия?!

Но такую связь создает между ними человек, желая их соединить. Сами они соединиться не могут – только человек реализует эту связь.

Между силой положительной и отрицательной или назови их мужской и женской есть при-тяжение. Творец хочет наполнить желание насладиться, а желание хочет получать от Творца. Но если наслаждение от света войдет напрямую в желание, как оно есть, то произойдет взрыв, разбиение.

Если же между ними находится человек, который выстроил внутри себя механизм связи между находящейся в нем силой отдачи и силой получения и хочет использовать его для раскрытия Творца, свойства отдачи и любви, то внутри этого механизма он слышит голос Творца. Он поднимает себя на уровень «слуха» — уровень бины.

В каждом человеке есть два крува – мужского пола и женского, которые пытаются сое-диниться. Две силы, как поется при встрече субботы: «Входите с миром, ангелы мира, послан-цы Творца».

 

Кто такие эти ангелы?

Находящиеся в нас две силы, которые мы должны соединить в желании использовать и ту, и другую. Мы уже поняли, что не отказываемся от нашего эгоизма, а правильно его используем с помощью положительной силы. За счет правильного соединения этих двух сил мы достигаем Творца.

Почему для описания этого процесса используется сексуальный образ?

Зивуг (соитие) означает соединение двух противоположных сил. Причем эта связь происходит с целью подъема, как написано: «муж и жена – Шхина между ними». Так что понятие зивуг является возвышенным, святым – это наша связь с Творцом. Чем же этот образ плох?

Религии и секс

Некоторые религии считают сексуальное желание низменным п.ч. базируются на угнете-нии желания насладиться.

Сфира есод (основа) олицетворяет сексуальность.

 

Поскольку на  искаженной основе невозможно возвести здание, то мы обязаны работать с сексуальным желанием. Существуют т.н. исправления сфиры есод.

Сфира эсод

Действия от брит мила (обрезания) и далее относятся к исправлению есода, ведь в прое-кции на наш мир есод называется половым органом.

Исправление есода состоит в том, что человек намеревается подняться над своими эгоистиче-скими желаниями и работать с ними только ради отдачи. Именно работать! Поэтому он не угне-тает свое сексуальное желание, а лишь исправляет его использование.

 

Мы не должны думать, как в католицизме, что сексуальные отношения удаляют от Б-га. Ни в коем случае! Иначе мы не притягиваем свет, ведь наша связь с Творцом называется зивуг.

Можно сказать, что мы должны использовать сексуальную потребность положительно.

На физическом уровне, разумеется, да, и это заповедь.

Но, в основном, говорится о выполнении слияния в духовном измерении, где оно называ-ется зивуг дэ-акаа (ударное слияние): я бью свой эгоизм и поднимаюсь над ним в соединении с Творцом.

Иными словами, за счет правильного использования своих желаний я поднимаюсь до уровня Творца. Ведь не случайно написано: «муж и жена – Шхина между ними».

Шхина – это раскрытие высшей силы, и все зависит от намерения человека, который в любом действии может достичь духовного.

 

admin @ 16:48

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика