Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Глава Бо.Пасхальная жертва

Евреям при выходе из Египта были даны две заповеди Говорите всей общине Израиля, говоря: Десятого [числа] месяца этого, и возьмут им каждый барашка на отчий дом, овцу на дом. И если будет малочислен дом для (целого) барашка, и возьмёт он и сосед его, близкий к дому его, по количеству душ — каждый в соответствии с нормой еды его — назначьте групповую норму на барашка. Овца цельная, самец годовалый будет вам; из овец и из коз возьмёте. И будет у вас на хранении до четырнадцатого дня месяца этого, и зарежьте его, всё собрание общины Израиля, в сумерках. И возьмите от крови, и помажьте два косяка и на притолоку в домах, в которых будут есть его. (Шмот 12:3-7)

Две заповеди были даны Всевышним народу Израиля перед исходом из Египта. Первая — чтобы каждая еврейская семья принесла в дом ягнёнка, чтобы подготовить его для забоя. Вторая — окрасить кровью зарезанного ягнёнка притолоку и косяки дома. Иудаизм – религия поступков Рабби Мойше Шрайбер из Пресбурга, известный как «Хатам Софер», пишет, что каждый еврей, исполнивший эти заповеди, удостоился выйти вместе со всеми сынами Израиля из Египта. С другой стороны, всякий, кто не захотел исполнить их, не удостоился этого и остался с египтянами в Египте.

Для того, чтобы выйти из Египта, необходимо сделать что-то, что демонстрировало бы связь с еврейским народом. Быть евреем по рождению недостаточно. Недостаточно также обладать «тёплым еврейским сердцем». Необходимо совершить поступок, поскольку иудаизм — это религия поступков. Вера, не подкреплённая действием, ничего не значит, подобно тому, как ничего не значит жалость, которую человек испытывает по отношению к бедняку, если она не сопровождается попыткой помочь ему. Такая вера подобна любви к женщине без желания построить с ней близкие отношения, такая любовь является является не чем иным, как пустым звуком. Помимо того, что действие является реализацией мысли, оно способно также повлиять на человека и изменить его, как сказано: «Сердце следует за поступками» (Сефер а-Хинух, 16). Невозможно было выйти из Египта, не приложив для этого хотя бы минимальные усилия. Очевидно, что евреям было совсем не просто на глазах у всего народа взять божество Египта и привязать его к ножкам кровати у себя дома. Однако выйти из Египта нельзя было только с помощью небес, необходимо было также приложить для этого усилия «снизу», что называется на языке каббалы «пробуждением снизу».

Почему именно эти две заповеди? Почему именно эти два действия должны были сделать сыны Израиля, когда они выходили из Египта? В  комментарии на Пасхальную Агаду (Московская Пасхальная Агада)  этому дается следующее объяснение. В то время евреи были далеки от веры в единого Б-га и, вообще, от веры в основы иудаизма. После поколений, проведённых в Египте, у них сохранились лишь внешние признаки принадлежности к еврейскому народу. В такой ситуации трудно было ожидать, что евреи будут способны на поступок, демонстрирующий их веру в Б-га праотцов. Для них такая задача оказалась бы чересчур сложной. Всевышний поэтому обратился к ним с гораздо более скромной просьбой: «Вместо того, чтобы говорить Мне о том, во что вы верите, скажите Мне, во что вы не верите». Известно, что в Германии XVIII века десятки тысяч евреев приняли христианство в надежде получить долгожданное равноправие. Генрих Гейне (сам бывший крещёным евреем) сказал, что, крестившись, эти люди превратились из неверующих евреев в неверующих христиан. Еврей, исполняющий заповедь помазать кровью притолоки и косяки Еврейский народ связывали только узы крови Вторая из упомянутых заповедей: заповедь окрасить кровью косяки и притолоку входа в дом, по сути, представляет собой прообраз, некий упрощённый вариант заповеди мезузы, соответствующий тогдашнему состоянию еврейского народа. Народа, ещё не знавшего о единстве Б-га и обязанности любить Его и, вообще, о каких-либо основах иудаизма, упомянутых в тексте мезузы. В то время единственным, что объединяло этот прообраз еврейского народа, были узы крови. Кровь ягнёнка также символизировала еврейскую кровь, которая безнаказанно проливалась, как вода.

В отсутствии веры единственным объединяющим фактором еврейского народа была общность их судьбы. И в то время, когда мы стояли в колоннах на входе в газовые камеры, нацисты не разделяли нас на верующих и неверующих. Признание этих двух основ было необходимым условием выхода из Египта. Отрицание того, во что мы не верим, даже при отсутствии чёткого осознания того, во что мы верим, и участие в общей судьбе еврейского народа, стали залогом освобождения. Сегодня, к сожалению, большая часть еврейского народа крайне далека от еврейской традиции, и множество еврейских детей не знают, как заканчивается «Шма Исраэль». Поэтому и сегодня прежде всего необходимо попытаться объединить всех евреев, а затем постараться приблизить их к традиции и Торе. Одна из тем, интересующих сегодня любых евреев, даже таких, которые почти полностью забыли о своём еврействе, — это Катастрофа европейского еврейства. Тема эта стала общим знаменателем, способным стать фундаментом для строительства еврейского образа жизни и еврейского будущего. В своё время многие члены общины обращались ко мне с одним и тем же вопросом. В 2006 году в Тегеране прошла организованная по инициативе тогдашнего президента Ирана Махмуда Ахмадинежада конференция отрицателей Холокоста. В работе этой конференции принимали участие заклятые ненавистники еврейского народа, отрицающие Холокост, и, к всеобщему удивлению, шесть представителей «Нетурей Карта», обладавших типично хасидской внешностью, с длинными бородами и сюртуками. И многие простые евреи спрашивали меня, как могут верующие евреи участвовать в конференции, посвящённой отрицанию Катастрофы, и тем самым выражать поддержку такому заклятому ненавистнику еврейского народа, как Ахмадинежад. Я ответил им тогда, что такое поведение, конечно же, противоречит путям Торы, и этих людей нельзя называть верующими евреями. И действительно, не прошло и нескольких дней, как стало известно, что один из участников этой конференции по имени Моше-Арье Фридман публично нарушил Шаббат. В Шаббат Берешит этот человек выступал на антиизраильской демонстрации, устроенной арабами в Берлине. Выступая, он пользовался микрофоном, помимо этого он нёс конспект своего выступления по улице и после выступления уехал на машине, и всё это — на глазах у всех этих заклятых «друзей» евреев. Очевидно, что внешность этих людей ничего не говорит об их истинной сущности. И их, конечно же, ни в коем случае нельзя считать представителями иудаизма.

Имрей Орг

admin @ 10:15

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика