Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ваэра.Подготовка к Исходу

Раздел Ваэра продолжает описание подготовки к Исходу из Египта. Но если раздел Шемот был посвящен внутренней подготовке, истории Моше — то Ваэра дает взгляд на Исход в аспекте Аарона, как эта подготовка выглядела извне.

Ваэра означает  «Я явился», т.е. в этом разделе говорится о раскрытии Божественности, раскрытии ее для внешнего мира, и это задача Аарона. (В разделе Шемот Бог не раскрывается миру, Он говорит только с самим Моше).

Моше отвечает за внутреннее, за получение Божественного слова с неба, а Аарон ответственен за внешнюю сторону, за «интерфейс» — передачу Божественного слова широкому кругу.

Поэтому Откровение Египту, которому посвящен раздел Ваэра — это тема Аарона, а не Моше.

Мы уже отмечали выше, что на общенациональном уровне Всевышний явился в первую очередь египтянам, через Десять казней, — а Откровение для евреев, Десять заповедей, произошло значительно позже.

Десять казней и Десять заповедей мидраш связывает с Десятью речениями Бога, которыми сотворен мир.

Линия развития мира выглядит тогда следующим образом: Десять речений Сотворения, которые даны нам в начале книги Бытия, скрывают Бога (т.к. суть Сотворения — это сокрытие; Бог не проявляется явно в окружающем мире, чтобы мы могли обрести в нем самостоятельность и автономность).

Однако приходит время Откровения, когда внутри этого мира, который скрывает Бога, вдруг возникает линия Его явного проявления. Это проявление Бога происходит в две стадии: сначала совершаются Десять казней, еоторые разрушают предыдущую систему взглядов, а потом даются Десять заповедей, которые создают новую.

Таким образом, Откровение, которое Бог дает египтянам — это Откровение разрушения прежней модели мироздания.

Египет был уверен в детерминизме природы: Нил постоянно разливается, постоянно есть урожай, все подчинено одно другому, и все находятся в рабстве. Это «страна рабов» (20:2), где простые люди в рабстве у знатных, знатные в рабстве у фараона, фараон в рабстве у богов, а боги в рабстве у природы.

Десять казней разрушили этот статический порядок. В результате, «большая толпа» (12:38) присоединяется к еврейскому народу и выходит с ним из Египта. Это Иециатп Мицраим — не только, как его обычно переводят, «Исход из Египта», но и буквально «Исход Египта», выход самого Египта из его прежних представлений и присоединение его к еврейской линии.

«Исход Египта» не был всеобщим, его совершила лишь небольшая часть египетского народа, но и это очень важно для реализации целей Исхода.

Десять речений — это инструмент Сотворения мира, а Десять заповедей — это инструмент Откровения. Между Творением и Откровением стоит Египет, преклонение перед бездушными законами природы, без свободы, личности и цели.

Египет не хочет дать евреям уйти, потому что, по его представлениям, свободы нет и быть не должно.

Но следует отметить, что ни одна из первых девяти казней не была доведена до конца. Это произошло потому, что казни были нужны не для физической победы над фараоном (в конце концов, Бог мог бы вывести евреев из Египта просто разрушив его), но, как это называет мидраш, для «освобождения еврейского народа от поклонения египетским богам». Евреи того поколения были вовлечены в египетскую культуру, и для предстоящего разрыва с Египтом и переоценки ценностей им следовало убедиться в несостоятельности египетской системы. Связь с Египтом была очень сильна, от «одного сильного удара» этот глубокий процесс отторжения от Египта не смог бы произойти, и поэтому понадобились все десять казней.

ПОДГОТОВКА К СТОЛКНОВЕНИЮ С ЕГИПТОМ

Я являлся Праотцам как «Бог Обещающий»

(6:2) И Бог говорил Моте, и сказал ему: Я Господь.

Говорил: Дабер, «говорил жестко, сурово». Бог говорит с Моше осуждающе, поскольку сам Моше обращается ко Всевышнему с укором «Для чего Ты сделал такое зло этому народу?»

Бог говорил и сказал Я Господь: Бог, Элоhим, категория суда60, говорит Моше:

Я — Господь, ha-Шем, Тетраграмматон, категория милосердия.

Как суд, так и милосердие суть проявление Единого Всевышнего, в этом заключен один из важнейших принципов монотеистического учения Торы. Те явления в мире, которые кажутся нам категорией суда (Элоhим), исходит на самом деле из желания милосердия (Господь), из необходимости применить жесткость для того, чтобы могла реализоваться милость.

(3) И Я являлся Аврааму, Ицхаку и Яакову как «Бог Обещающий», ио в имени Моем «Господь» не был познан ими.

Бог Обещающий: Эль Шаддай, «Тот, у кого достаточно [сил]»Божественное Имя, говорящее о том, что Бог всемогущ, и Его обещание будет выполнено, хотя пока это только лишь обещание.

«Господь»: Тетраграмматон, Имя милосердия, вечности (поэтому это Имя иногда переводят «Превечный»), исполнения обещанного.

Не был познан ими: Праотцам, конечно, Имя «Господь» было известно, оно не было ими познано, т.к. в их эпоху было невозможно исполнить Божественные обещания, время для этого пришло только сейчас.

Эти слова говорятся в ответ на жалобы Моше: когда Бог являлся праотцам в виде Обещающего, они ничего не требовали, а Моше, как только возникают трудности, тут же начинает упрекать Бога. На самом, деле претензии Моше естественны, и в этом заключается разница между отцами и детьми.

В эпоху отцов исполнение обещанного принципиально невозможно, это удел будущего, и потому отцы живут обещаниями, зная, что их дети смогут реализовать их устремления, и ради этого они готовы ждать.

В эпоху детей обещание уже д.б. выполнено, и если выполнение откладывается, то у детей начинается кризис. Поэтому для детей (и для нас самих как поколения детей) очень важно видеть перспективу и не впадать в уныние из-за того, что обещания выполняются медленнее, чем хотелось бы.

Время исполнить Завет с Праотцами

(4) И также Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, Страну проживания их, в которой они были пришельцами.

И также Я поставил завет Мой: обещанное нельзя было выполнить в эпоху Праотцев, поэтому Бог «поставил Завет» — поклялся им исполнить когда придет время.

Страну проживания их, в которой они были пришельцами: праотцы не владели Страной, они жили на ней как пришельцы.

(5) И также Я услышал также стенание сынов Израиля, которых Египтяне порабощают, и вспомнил завет Мой.

Услышал стенание сынов Израиля, которых Египтяне порабощают, и вспомнил завет Мой: поскольку Египтяне поработили сынов Израиля слишком сильно, так, что создалась опасность для их выживания в Египте, приходится вспомнить о Завете и вывести их из Египта незамедлительно.

Пять ступеней Избавления

(6) Поэтому скажи сынам Израиля: Я Господь; и Я выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от служения им, и спасу вас мышцей простертой и казнями великими. (7) И Я приму вас к Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, выведший вас из-под ига Египетского. (8) И Я введу вас в Страну, о которой Я клялся дать ее Аврааму, Ицхаку и Яакову, идам Я ее вам в наследие. Я Господь.

В этом перечислении ничего не говорится о Даровании Торы. Здесь идет речь о диалоге с Богом в своей Стране, а не о формализованной системе заповедей, т.е. этот подход соответствует Завету Праотцев.

Выведу … и избавлю … и спасу .. .и приму … введу вас в Страну: Это «пять речений Избавления», пять стадий Божественного раскрытия миру.

Наши Мудрецы постановили, что рассказ об Исходе в ночь Пасхального Седера (Пасхальная Агада) строится на этих речениях. Но при этом, поскольку окончательная редакция Пасхальной Агады была осуществлена в Вавилоне, в период Талмуда, в нее не вошло пятое из «речений избавления», введу вас в Страну, и она построена на символике «4»: это 4 сына, 4 вопроса, 4 бокала, 4 стиха рассказа об Исходе. (При этом сегодня, возвращаясь в Страну Израиля, мы можем вернуть в структуру Пасхальной Агады пятый глагол избавления, и также дополнить ее до 5 бокалов, 5 сыновей, 5 вопросов и т.д.)

И вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, выведший вас из- под ига Египетского: Узнаете, сможете понять, что Бог ведет вас и управляет историей. Мы должны научиться смотреть на историю евреев (в том числе на современные события) как на Божественное действие, на диалог Бога с еврейским народом.

Сыны Израиля не слушают меня — как же послушает меня Фараон?

(9) И Моше говорил так сынам Израиля, но они не послушали Моше по малодушию и от тяжелой работы. (10)И Господь сказал Моше, говоря: (11) Войди, скажи Фараону, царю Египетскому, чтобы он отпустил сынов Израиля из земли своей.

По малодушию и от тяжелой работы: Малодушие евреев является следствием их тяжелой работы, а не их собственных качеств, и поэтому будет преодолено когда евреи обретут свободу.

Для Моше осознание этого — важный шаг в его развитии. Столкнувшись в молодости с трусостью евреев, Моше ошибочно решил, что они безнадежны, но теперь он должен пересмотреть свои взгляды. Поэтому Бог снова сталкивает Моше с малодушием евреев, чтобы он понял, что перед этой проблемой не надо отступать, ее нужно преодолевать. Моше должен быть готов вывести евреев из Египта, несмотря на их собственную неготовность к Исходу.

И Господь сказал Моше, говоря: Войди, скажи Фараону: Поскольку Моше все еще растерян, Бог снова велит ему идти к Фараону с требованием отпустить евреев.

Сыны Израиля не слушают меня, как же послушает меня Фараон?

Если мы хотим, чтобы нас услышал весь мир, сначала надо чтобы нас услышали евреи.

Фараон спросит: А кого ты представляешь, кто стоит за тобой? Народ сынов Израиля? Но ведь сыны Израиля не слушают тебя, почему же ты хочешь чтобы тебя послушал я?

А я тяжел устами. И Господь говорил Моше и Аарону, и давал им повеления к сынам Израиля и к Фараону: Моше не говорит о своем косноязычии (как выше в стихе 4:10, см. п. 5.11), этот этап уже преодолен. Но «тяжесть уст», трудность найти взаимопонимание с внешним миром, у него осталась. Поэтому к Моисею приставлен Аарон — он будет не только его устами для евреев (что уже было постановлено раньше), но и его устами для Фараона.

Родословная семейства левитов

Вот главы отеческих домов их: Повествование прерывается, и нам приводится родословная Моше и Аарона.

Сыны Реувена: Рассказ начинается с Реувена и Шимона, поскольку от них начинается народ, а левиты важны не сами по себе, а как часть народа. Но дальше подробно рассказывается лишь про семью Моше и Аарона.

И Амрам взял Йохевед, сестру своего отца, себе в жены; и она родила ему Аарона и Моше: В начале рассказа о Моисее мы не знаем имен его родителей, потому что Моше, воспитанный в доме фараона, не осознавал себя частью еврейского народа.

Египетское и мидьянское воспитание были важны для Моше, но этого универсалистского подходома недостаточно для выполнения его миссии.

Пока Моше не осознает своего места внутри народа, в еврейской родословной по коленам и по родам, — он не может вывести народ из Египта. Поэтому перечисление родословной Моше именно здесь говорит нам не сколько о фактах, сколько о том, что сам Моше их теперь осознает.

И взял Аарон в жены Элишеву, дочь Амминадава, сестру Нахшона: Нахшон упомянут особо, поскольку он был главой колена Иеhуды.

А Эдазар, сын Аарона, взял себе в жену из дочерей Путиэла; и она родила ему Пинхаса: Т.е. Пинхас родился до того, как Аарон и его сыновья стали священниками. Этот факт будет существенным далее для понимания истории с Пинхасом из книги Чисел, гл 25.

 (7:1) Но Господь сказал Моше: «смотри, Я поставил тебя Богом перед Фараоном; а Аарон, брат твой, будет твоим пророком. (2) Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить Фараону, чтобы он отпустил сынов Израиля из земли своей. (3) Но Я ожесточу сердце Фараона и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской. (4) И не послушает вас Фараон, и Я наложу руку Мою на Египет. И выведу полки Мои, народ Мой, сынов Израиля, из земли Египетской великими казнями. (5) И узнают Египтяне, что Я Господь, когда простру руку Мою на Египет, и выведу сынов Израиля из среды их».

И Господь сказал Моше: Повторение Божественного приказания Моисею, отношений Моше и Аарона, разделение функций между ними и всей общей схемы Исхода — поскольку здесь все это включено в описание структуры левитов. Миссия левитов «нести миру Божественное слово» является частью их сущности.

И узнают Египтяне, что Я Господь: Подчеркивается, что первым народом, получившим Божественное Откровение, является Египет (а не евреи).

Знамения для Фараона

 (1о) И пришел Моше и Аарон к Фараону, и сделали тащ как повелел Господь. И бросил Аарои посох свои перед Фараоном и перед рабами его, и тот сделал змеем. (11) И призвал Фараон мудрецов и чародеев; и сделали также и они, волхвы Египетские, своими >,а. рами то же. (12) И бросили они каждый посох сво# и те сделались змеями; но посох Аарона поглотил ^ посохи. (13) И заупрямилось сердце Фараона, и он »,е послушал их, как и говорил Господь.

Знамение для Фараона отличается от похожего знамения для евреев. Когда Моше совершал знамение для евреев, ему было велено схватить змея за хвост, и тот опять становился посохом, т.е. круглое (природа) превращалось в прямое (Провидение, мораль).

Здесь же посох Аарона превращается в змея, но обратного превращения не происходит. Говорить с Фараоном о морали пока еще рано, он прежде всего должен осознать власть посланников Всевышнего над природой (змей-посох Аарона проглатывает змеев-посохи волхвов). для того, чтобы Фараон признал эту Божественную властв и начинаются Казни.

ДЕСЯТЬ КАЗНЕЙ

Первая казнь: превращение воды в кровь

Подготовка:

 (20) И сделали Моше я Аарон так, как повелел Господь. И поднял он посох, и ударил по воде, что в реке, перед глазами Фараона и перед глазами рабов его, и превратилась вся вода, что в реке, в кровь. (21) И рыба, которая в реке, вымерла, ивоссмердела река, и не могли Египтяне пить воду из реки; и была кровь по всей земле Египетской.  (22) И волхвы Египетские сделали то же чарами своими. И заупрямилось сердце Фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь.

И посох, который превращался в змея, возьми в руку твою: Посох в руке Моше показывает его власть над природой.

Превращение воды Нила в кровь соответствует третьему, последнему из знамений, которые Моше продемонстрировал евреям. Сопротивление Фараона приводит к тому, что знамения превращаются в казни.

Египтяне порабощены природой, они обожествляют ее, поэтому казни начинаются с Нила — главной природной силы и источника жизни Египта, символа египетской стабильности, которую надо было поколебать.

Отпусти народ Мой, чтобы он послужил Мне в пустыне: в разговоре с Фараоном Моше по-прежнему говорит о религии и ритуалах, а не о еврейской национальной перспективе возвращения в свою страну.

И Господь сказал Моше: скажи Аарону: возьми посох твой и простри руку твою на воды Египтян: Три первые казни направлены на разрушение представлений о незыблемости Египта, и поскольку они представляют собой «соревнование с волхвами» как с представителями Фараона, их осуществляет Аарон как представитель Моше.

И волхвы Египетские сделали то же чарами своими: эта казнь похожа на египетскую магию, ничего особенного в ней нет, и не предполагалось что она может убедить Фараона. Цель казни — «отягощение сердца Фараона», у которого только укрепилось представление о силе Египта.

9.2.Вторая казнь: лягушки

 (8: 2) И простер Аарон руку свою на воды Египетские; и вышли лягушки, и покрыли землю Египетскую. (3) Но то же сделали и волхвы чарами своими; и навели лягушек на землю Египетскую. (4) И Фараон призвал Моше и Аарона, и сказал: помолитесь Господу, чтобы Он удалил лягушек от меня и от народа моего; и я отпущу народ, и пусть принесут жертвы Господу

И исполнилось семь дней: каждая из казней Египетских занимала около месяца, включая перерывы между ними. Таким образом, весь период казней продолжался около года, в течение которого и происходило перевоспитание и египтян, и евреев.

Но то же сделали и волхвы: Хотя волхвы могут создать лягушек, они не в состоянии избавить от них Египет. Слабые лягушки оказывается сильнее египетских волхвов, и это символизирует их беспомощность.

И воззвал Моше к Господу о лягушках: Моше «воззвал», усиленно молился, т.к. ему важно чтобы казнь закончилась в точно предсказанное время.

И воссмердела земля: указание на то, что египетская цивилизация гниет изнутри, несмотря на весь свой внешний блеск.

И увидел Фараон, что стало легче, и отяготил сердце свое: процесс перевоспитания египтян и евреев еще не окончен, поэтому надо «отяготить сердце Фараона», чтобы казни продолжались.

9.3. Третья казнь: вши

(13)… и простер Аарон руку свою с посохом своим, и ударил в прах земной; и появились вши на людях и на скоте. Весь прах земной стал вшами по всей земле Египетской. (14)Пытались сделать так и волхвы чарами своими, чтобы произвести вшей, но не могли. И были вши на людях и на скоте. (15) И сказали волхвы Фараону: «это перст Божий». Но сердце Фараона заупрямилось, и он не послушал их, как и говорил Господь.

И простер Аарон руку свою: Три первые казни осуществляет Аарон.

Это перст Божий: Волхвы признают, что эта кара не мо жет быть вызвана колдовством, а это значит что она от Все вышнего.

9.4. Четвертая казнь: скопище зверей

(16) И Господь сказал Моте: встань рано утром и стань пред лицом Фараона, когда он выйдет к воде, и скажешь ты ему: так сказал Господь: «отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне, (17) Ибо если ты не отпустишь народа Моего, — то Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в дома твои скопище зверей, и наполнятся дома Египтян этим скопищем, как и сама земля, на которой они живут. (18) И отличу в тот день землю Гошен, на которой пребывает народ Мой, чтобы не было там скопища зверей, чтобы ты знал, что Я Господь в среде земли. (19) И Я сделаю различие между народом Моим и народом твоим. Завтра будет это знамение». (20)И сделал Господь так, и явился тяжкое скопище зверей в дом Фараона и в дом рабов его, и на всю землю Египетскую; погибала земля от зверей. (

Задача второй группы казней (с четвертой по шестую) — отделение Израиля от Египта. Евреи привыкли рассматривать себя как часть египетской жизни, им было сложно осознать что они не каста рабов в египетском государстве, но отдельный народ, — поэтому казни были направлены на формирование у евреев чувства национальной отделенности и на признание египтянами этого факта.

И призвал Фараон Моше и Аарона, и сказал: пойдите, принесите жертвы: Фараон начинает соглашаться, и постепенно принимает все большую часть требований. Но поскольку процесс воспитания народа не закончен, Бог продолжает «отягощать его сердце».

Конфликт между Моше и фараоном внешне выглядит, как спор о религиозно- ритуальном действии, о принесении жертв, а не об Исходе евреев. Однако эти вещи неразрывно связаны, поэтому во время второй серии казней Моше говорит о том, что в принесении жертв будут участвовать все евреи, — не только мужчины, но также женщины и дети, и они должны будут взять с собой весь скот и все имущество.

Служение евреев это не магический акт, для совершения которого достаточно было бы группы священников, но общенациональное действие, необходимое для воспитания всего народа, поэтому весь народ принимает в нем участие.

И отличу в тот день землю Гошен: традиционное место жизни евреев в Египте.И сделаю различие между народом Моим и народом твоим: это произойдет по всему Египту, а не только в земле Гошен, поскольку в то время евреи были рассеяны по всей стране.

9.5.Пятая казнь: моровая язва Подготовка:

(9:1) И Господь сказал Моше: войди к Фараону и скажи ему: так сказал Господь, Бог Евреев: «отпусти парод Мой, чтобы они служили Мне. (2) Нбо, если ты отказываешься отпустить их, и дальше будешь удерживать их, (3) То рука Господа будет на скоте твоем, который в поле, — на копях, на ослах, на верблюдах, на крупном и на мелком скоте, — моровая язва весьма тяжкая. (4) И различение сделает Господь между скотом  Израильским и скотом Египетским, и из всего, что у сынов Израиля, не умрет ничего». (5) И назначил Господь время, сказав: «завтра сделает это Господь в земле этой». (6)И сделал это Господь на следующий день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израиля не умерло ничего.(7)       И послал Фараон — и вот, не умерло из скота Израильского ничего. Но отяготилось сердце Фараона, и он не отпустил народа.

И различение сделает Господь между скотом Израильским и скотом Египетским: Отличие Израиля от Египта проявляется теперь не только в отношении людей, но и в отношении их имущества.

9.6.Шестая казнь: пыль-воспаление

 (10) И они взяли пепла из печи, и предстали пред лицом Фараона. И бросил его Моше к небу, и сделалось воспаление, развивающееся в нарывы, на людях и на скоте. (11) И не могли волхвы устоять перед Моше из- за воспаления; потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах.(12) Но Господь ожесточил сердце Фараона, и он не послушал их, как Господь и говорил Моше.

На людях и на скоте: Хотя ранее было сказано, что «вымер весь скот Египетский», это не следует понимать буквально. Возможно, например, что тогда погиб только тот скот, который был в открытом поле, но тот что находился внутри домов, не пострадал.

И не могли волхвы устоять перед Моше из-за воспаления: Эта казнь открывает следующую стадию — уничтожение Египта, и начинается оно с волхвов, его главной духовной силы. Ранее волхвы не смогли повторить то, что сделал Аарон, теперь же они не могут защитить даже самих себя. Завершается же уничтожение Египта казнью первенцев.

Господь ожесточил сердце Фараона: Сначала (8:28) говорилось «Фараон отяготил сердце свое», далее (9:7) «отяготилось сердце Фараона», а теперь «Господь ожесточил сердце Фараона».

В первых казнях у Фараона хватало самообладания самому подавлять сои эмоции и страхи («отягощать сердце»), но теперь уже у него не хватило бы собственных сил, и поэтому Бог свыше «ожесточает сердце Фараона».

Это «ожесточение сердца» не лишало Фараона свободы выбора, наоборот, у жесткосердого Фараона казни не вызвали эмоциональных переживаний, Фараоном не овладевал страх.

«Ожесточение» сдерживало эмоциональную реакцию, не мешая принятию рациональных (на взгляд Фараона) решений. А поэтому именно ожесточение сердца давало Фараону возможность свободно и без страха выбрать тот путь, по которому он сам хотел идти.

9.7. Седьмая казнь: град

 (23) И простер Моше посох свой к небу; и послал Господь раскаты грома и град, и огонь разливался по земле, и ниспослал Господь град иа землю Египетскую. (24) И был град и огонь, пламенеющий внутри градин, весьма сильный, какого не было во всей земле Египтян с тех пор, как они стали народом. (25) И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле, от человека до скота; и всю траву полевую побил град, и все деревья полевые поломал. (26) Только в земле Гошен, где были сыны Израиля, не было града

Чтобы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле: Бог не просто «сильнее других сил», но ничего не может сравниться с Ним.

Седьмая казнь показывает власть Всевышнего над естественной природой вещей.

Град которому подобного не было в Египте со дня основания его и доныне… И был град и огонь, пламенеющий среди градин: Огонь не был рядом с градом (подобно молниям в грозу), но внутри градин соединялись вода и огонь вместе, в нарушение законов природы, и такого не бывало никогда.

Если бы Я простер теперь руку Мою ты истреблен был бы с земли; Но для того Я оставил тебя, чтобы возвестить имя Мое по всей земле.

Смысл казней заключается не в том, чтобы наказать фараона или вывести евреев, но в том чтобы перевоспитать Египет и через него все человечество, подготовив их к восприятию Божественного учения, которое придет благодаря еврейскому народу.

Эти казни можно уподобить расчистке площадки, на которой далее будет размещен источник Божественного света для человечества.

Пошли собрать скот твой и все, что есть у тебя в поле: Моше обращается теперь уже не только к фараону, но и к египтянам, и предлагает им последовать повелению Всевышнего.

Тот из рабов Фараона, который убоялся слова Господа, загнал рабов своих и стада свои в дома: Среди египтян возникла группа, которая все больше отходит от фараона и прислушивается к словам Моше. В дальнейшем эта группа присоединилась к еврейскому народу и вместе с евреями вышла из Египта.

Только в земле Гошен, где были сыны Израиля, не было града: Страна Гошен снова выделена, чтобы продемонстрировать особый статус евреев не только фараону, но и всем египтянам.

И послал Фараон, и сказал: на этот раз я согрешил; Господь праведен, я же и народ мой виновны: Речь фараона меняется, он теперь не просто готов отпустить евреев, но и признает вину, причем не только собственную, но и всего Египта. Поскольку многие египтяне решили во время этой казни послушаться Всевышнего и этим признали неправоту фараона, он тоже вынужден это сделать.

И отягчил сердце свое, он и рабы его. Египтяне разделились: часть из них переходит на еврейскую сторону, а другая часть, у которых «отяготилось сердце» — наоборот, не желает идти на уступки.

Таким образом, последовательность казней выглядит так:

Сначала идут три казни, которые должны разрушить уверенность Египта в собственной стабильности. Их совершает Аарон, поскольку это соревнование с волхвами и первый этап диалога Моше с Египтом.

Вторая группа казней — выделение еврейского народа, демонстрация его избранности. Она завершается шестой казнью, поражением египетских волхвов как опоры страны.

Когда это достигнуто, третья группа казней призвана изменить представление о соотношении Бога с природой. Если сначала было показано, что Бог евреев сильнее, чем божества волхвов Египта, то теперь египтяне должны признать, что Всевышний властвует даже над базовыми законами мироздания.

При этом обостряется конфликт и противостояние внутри самого египетского общества, происходит разделение египтян на тех, кто поддерживает евреев и на тех, кто выступает против.

 

admin @ 03:30

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика