Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Недельная глава Ваэра

«Забота» о фараоне

«Но я ожесточу сердце фараона… И не послушает вас…» (Шмот, 7:3).

Не совсем справедливо выглядит эта ситуация. Сперва отняли у фараона возможность раскаяния, а после приходят к нему с претензиями?!

Как-то раз один германский вельможа спросил у рава Йонатана Эйбешица: почему евреи перед судом всегда пытаются подкупить представителей властей? Ведь Тора запрещает давать взятки! Пояснил рав Эйбешиц, что Тора запрещает нам давать взятки, потому что взятка нарушает равновесие при принятии решений. Однако у ваших судей изначально нарушен баланс. Как только они видят еврея, судящегося с неевреем, автоматически чаша их внутренних весов склоняется не в сторону еврея. Поэтому мы и даем взятки: не искривить правду, а вернуть судью к первоначальному состоянию душевного равновесия.

У всех живущих на земле людей при виде египетских казней не осталось бы никакого выбора. Фараон не был исключением. Однако возможность иметь нормальное право выбора полагается тем, кто всегда ведет себя достойно. Что нельзя было сказать о фараоне, в душе которого давно было нарушено равновесие по отношению к евреям. И ожесточение его сердца Всевышним было не наказанием и не лишением возможности выбора. Это был лишь возврат фараона к его естественному состоянию внутреннего равновесия.

В заслугу трех вещей

Говорится, что Всевышний вывел народ Израиля из Египта в заслугу трех вещей: за то, что они не изменили своих еврейских имен, одежд и языка. Но разве щепетильным отношением к этим трем вещам евреи выполнили настолько большие заповеди, что эти заслуги помогли им удостоиться избавления? Ясно, что здесь важность выражалась не в весомости и строгости этих заповедей, а во влиянии, которое они оказывали. И действительно, если посмотреть на египетское изгнание, окажется, что более чем двести лет пребывания наших праотцов на этой земле евреи абсолютно не были подвержены ассимиляции. Произошел всего один случай, когда египтянин под видом еврейского мужа пробрался к Шломит, и Тора описала это. И это все при том, что египтяне имели власть над ними и над их имуществом. Вдобавок у евреев еще не было самого сильного оружия против ецер а-ра – Торы.

Совершенно иначе дело обстояло во время вавилонского изгнания, которое длилось семьдесят лет. Были среди них величайшие мудрецы Торы: Даниэль, Барух бен Нерия, Эзра, Мордехай и Нехемия, несколько пророков Всевышнего: Ирмияу, Йехезкель, Хаггай, Зхария и Малахи, — а уровень ассимиляции был ужасающим.

Это хорошо видно из нескольких мест в Писании. Так сказано в книге Эзры (9:2): «Так как брали они дочерей их в жены для себя и для сынов своих, и смешали семя священное с народами других земель; и рука главных и старших была первой в этом преступлении. И когда услыхал я об этом, то разорвал я одежду свою и верхнее платье, и рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел я ошеломленный». А вот пример из книги Нехемии (13:23-24): «Видел я еще в эти дни тех иудеев, что снова взяли жен из Ашдода, Аммона и Моава. А сыновья их не умеют говорить по-иудейски – наполовину говорят по-ашдодски и на языках других народов». А в трактате Кидушин (69а), говорится, что десять видов родословной поднялись из Вавилона в землю Израиля. И среди них халулим — коэны, потерявшие право выполнять службу в Храме из-за запрещенных браков и некоторых других причин; мамзеры; штуким — те, у которых известна еврейская мать, но не известен отец; асуфим – подброшенные.

Вавилонское изгнание длилось семьдесят лет. Из них восемнадцать лет евреи продолжали жить на своей земле. Лишь с момента разрушения Первого Храма царь Навуходнецар изгоняет их в Вавилон. Всего пятьдесят два года евреи прожили среди других народов, в Вавилонии и Персии, и какие тяжелые последствия ассимиляции!

Все это проливает свет на важность того, что евреи не меняли своих имен, одежд и языка в Египте. Благодаря этому на народе Израиля словно была печать Всевышнего. И благодаря этим трем вещам евреи сохраняли дистанцию от народов мира.

Рав Михель Зильбер

Лидер с проблемами

«И взял Амрам Йохевед, тетку свою, себе в жену; и она родила ему Аарона и Моше» (Шмот, 6:20).

Сказано в трактате Йома (22б), что не устанавливают над общиной Израиля лидера, если за ним не числятся проблемы (имеются в виду проблемы с происхождением). А зачем нужно лидеру обладать подобными проблемами? Чтобы он не возгордился. (Один из величайших хасидских наставников раби Цадок а-Коэн пишет, что это является сгулой на обретение величия в Торе.) А если это произойдет, то люди смогут напомнить ему: «Оглянись назад. Посмотри, от кого ты происходишь». И если многие из лидеров нашего народа обладали одной такой проблемой (как Давид, происходивший от Рут-моавитянки), то у Моше были целых две. Первая проблема — Амрам женился на своей тете. И пусть это не было запрещено до дарования Торы, в будущем Тора запретит делать это. А о второй проблеме рассказывает нам тана раби Йонатан бен Узеэль.

Когда фараон приказал бросать всех еврейских младенцев в Нил, то Амрам решил развестись со своей женой Йохевед. Но Йохевед не согласилась с позицией мужа. В чем это нашло выражение? Йохевед вышла замуж. И ее новым супругом стал один достойный еврей, которого звали Элицафан бен Парнах. И в этом «промежуточном» браке у новой пары родились два сына — Эльдад и Мейдад. Да, да! Те самые Эльдад и Мейдад, что будут пророчествовать, говоря: «Моше умрет, не войдя в Святую землю. А введет нас туда новый лидер, Йеошуа».

Позже Мирьям, дочь Амрама, стала увещевать отца: фараон распорядился убивать еврейских мальчиков, а ты сделал еще больше, не позволяя родиться на свет и еврейским девочкам! Отец принял этот упрек и… Йохевед развелась со своим вторым мужем и вернулась к Амраму! А после дарования Торы и это было запрещено — нельзя вернуть бывшую жену после того, как она вышла за другого. Уже в этом браке у них родился великий сын, избавитель народа Израиля — Моше.

Наш Б-г

«Но под Именем Йуд-Кей-Вав-Кей Я им не открывался» (Шмот, 6:3).

Есть огромная разница между Именем Йуд-Кей-Вав-Кей (которое читают и переводят как «Г-сподь») и между Именем Элоким (что переводят как «Б-г»). Имя Б-г существует и в других языках. Но Имя Йуд-кей-вав-кей невозможно по-настоящему перевести на другой язык. Это Имя, в частности, означает «Создающий реальность», и только еврей в состоянии воспринять, что Всевышний постоянно заново создает действительность.

Человек — по сравнению с силами природы – это крошечное создание, его несет по волнам бурного моря. Силы природы действуют с невероятной мощью, и у маленького человека нет никакой власти над ними. Это реальность нашего мира.

Всевышний создал мир, и мир этот полон опасностей, болезней, проблем с пропитанием и т.д. Его невозможно пройти естественным путем. Чтобы его пройти, обязательно нужен «Б-г», находящийся над рамками природы, обладающий мощными сверхъестественными силами, Который будет держать маленького человека за руку и спасать его от бурь этого мира. Поэтому в прежних поколениях абсолютно любой человек понимал, что нельзя выжить в этом мире без того, чтобы Б-г держал его за руку! (В наше время людям Б-г уже «не нужен». Есть больницы и страхование жизни, есть СМИ и микроволновая печь, – и все уже «устроено»…)

Появился праотец Авраам и сообщил всем невероятную новость: Тот Самый Г‑сподь, Который создал саму действительность силой Своего желания, и есть – Б-г. Он не только является действительностью, но еще и Тем, Кто стоит рядом, заботится о нас, понимает, держит нас за руку и ведет по дороге этого мира, полной опасностей!

Именно это мы говорим в благословениях: «Г-сподь» – Тот, Кто создает действительность, и есть «Б-г наш» – Тот, Кто наблюдает и ведет нас. И мы подчеркиваем: кроме того, что Он – Б-г всего мира, Он заботится о народе Израиля во всех деталях, больше, чем о других народах, Он – «наш Б-г».

Это Имя употребляется во множественном числе – Элокейну («наш Б-г»), чтобы показать, что Он – Б-г каждого еврея, даже того, кто отказывается признать эту реальность!

Если бы это Имя было написано в единственном числе, какой-нибудь глупец мог бы сказать: «Он – не мой Б-г. Я грешник и злодей, я уже нарушил все, что написано в Торе, и полностью разорвал связь с Ним». Поэтому мы и говорим во множественном числе. Ты можешь закрыть глаза и проигнорировать великое богатство, которое тебе принадлежит, но ничего не поможет: пока ты – один из сынов Израиля, Всевышний – твой Б-г! И Он охраняет тебя особым образом.

Подготовили рав Нахум Шатхин и г-жа Лея Шухман

 

admin @ 07:05

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика