Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Спасение Моше

О матери маленького, только что родившегося Моше написано: «И увидела, что хорош он, и спрятала его». Такое ощущение, что одно связано с другим: прятала потому, что хорош. И это странно: какая мать не спрячет свое дитя от смертельной опасности, будь он совсем-совсем не хорош! Так что же здесь написано? Полистаем комментаторов.

Раши пишет: когда родился Моше, весь дом наполнился светом.

Как поясняет Элияу Мизрахи, Раши здесь отвечает как раз на наш вопрос: мать поняла, что сын будет играть важную роль в истории, и поэтому… Только нам это не помогает: мы ожидаем от матери любви без аргументов.

 «Кли якар» пишет: дело было как раз в этом, необычайно ярком, свете — она боялась, что он привлечет внимание людей, поэтому и прятала Моше.

 «Ор а-хаим» и Рашбам разрывают связь между «увидела, что он хорош» и «спрятала». Они поясняют: Моше родился шестимесячным, недоношенным, но мать увидела, что — о чудо! — он здоров и вполне развит. А еще она его спрятала, само собой. Как и любая мать поступила бы. Два не связанных между собой факта о дне рождения Моше. Это уже лучше, но… тогда непонятно, зачем писать о банальном? Это же естественно, что мать спрятала сына, спасая его от смерти, зачем это оговаривать отдельно? Возможно, это должно показать, что, хоть все и закончилось корзинкой с Моше, плывущей по реке, но, пока была такая возможность, мать прятала его, прикидывалась по-прежнему беременной.

Мы слишком далеко от тех времен, от тех реалий, от понимания менталитета древних, поэтому я, возможно, напишу здесь совсем ерунду. Но, мне кажется, Тора здесь хочет показать, насколько тяжким был гнет египетского рабства. Да, обычной матери тогда было не по силам прятать своего сына! Только удивительные особенности Моше подвигли его мать на риск. А иначе бы она не решилась. И не ее вина в том, что у евреев-рабов на тот момент были подавлены уже все человеческие инстинкты. Именно об этом, возможно, повествует Тора, когда пишет о спасении Моше.

Раамсес и Питом: на краю бездны

В Торе сказано, что евреи построили два города-хранилища для Фараона — Питом и Раамсес. Мудрецы в Талмуде (Сота 11) считают, что одно из этих имен – настоящее название города, а второе – его неофициальное название. Но город был одним. Такое восприятие двух названий, перечисленных Торой рядышком, в Талмуде не редкость. Тора – не учебник географии, нет смысла просто перечислять названия населённых пунктов, однако посредством названий можно отобразить их суть и роль в судьбе евреев. Так вот, по одному из мнений, истинное название построенного города было Раамсес, а Питом было кличкой. Как, к примеру, Нью-Йорк кличут «Большим яблоком». Питом – от словосочетания «пи тэом», т.е. «край бездны». Как известно, почва на месте строительства походила на ту, что была под ногами строителей Петербурга. Болотистая была почва, и все построенное за день успешно погружалось в топи. Главным было — заставить делать бессмысленную работу. Это деморализует и истощает сильнее, чем осмысленная деятельность. Поэтому-то, наверное, египтяне заставляли евреев-мужчин выполнять женскую работу. Тоже вариант изощренного издевательства; проверено, что на исполнение непривычной работы человек тратит на треть больше калорий! Помню, как-то читал воспоминания одного еврея, который работал на фашистов в концентрационном лагере. Через забор он видел, как его товарищи закапывали и вновь выкапывали траншеи на одном пятачке, зато у него была осмысленная работа: он собирал крылья для бомбардировщиков! Эти бомбардировщики вполне могли потом бомбить его семью, но он хотя бы делал что-то разумное, созидательное.

…А название Раамсес… Уроки истории не вспоминаете? Фараон Рамзес второй, помните? Есть историки, которые считают, что именно он – тот самый фараон, что в Торе. А город носил его имя.

Неправедный фатализм

Согласно мидрашу, египтяне сначала призвали всех евреев «добровольно» участвовать в субботнике во благо страны. Отказались только представители колена Леви — не хотели отвлекаться от изучения Торы. В итоге именно оно не было порабощено, а остальные колена отправились строить пирамиды. Удивляет подобная щепетильность египтян. Неужели это так уж важно? Ну не сработала одна хитрость, можно же придумать другой повод. А то и без повода, чего уж. Нет, оставили левитов в покое. Возможно, это доведенный до абсолюта египетский фатализм, тот же, который во многих странах освобождает висельника, если у него порвалась веревка. Значит, свыше не хотят, не судьба. Интересно: мы ведь знаем от наших мудрецов, что Египет был самым «дном», антиподом святости. А фатализм — это, казалось бы, такое праведное упование на высшие силы. Но на самом деле все наоборот: это отказ признать, что нам здесь велено жить, действовать, влиять на реальность. Не богоугодна эта пассивность.

Проверка свыше

«Субботник», который решил судьбу потомков Авраама, Ицхака и Якова, сделав их рабами на долгие 210 лет, был такой проверкой свыше. Кто учил Тору и не стал даже ради хороших отношений с властями отвлекаться, остался свободным человеком. А те, кто побоялись прогневать фараона, стали рабами.

Надо думать только за себя и делать то, что должен. Эта история хорошо иллюстрирует это простое правило. А нужды общества – материя зыбкая; если только мудрецы говорят о том, что надо потратить время и силы на общественные нужды, что ж, надо закрыть книгу и пойти. Но, если мудрецы молчат, — в духовных вопросах своя рубаха ближе к телу!

автор текста: Раввин Ури Суперфин

 

admin @ 01:58

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика