Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Яаков и Израиль: два имени и две миссии

Тора в нашей недельной главе «Ваишлах» дает нам возможность понять сложную природу еврейства. Праотец Яаков получает второе имя — Израиль — после взаимодействия с персонажем, называемым «ангелом Эсава». Каждое имя выражает миссию человека. Два имени — это две миссии.

Рассмотрим одно из важных объяснений этого феномена.

Яаков — это выражение внутриеврейского взгляда, евреи как замкнутая на своих интересах община, «бейт Яаков» — «дом Яакова», внутриеврейское пространство.

Израиль — это динамичное проявление евреев в их взаимодействии с другими народами. Это евреи как «закваска мировой революции», как «двигатель прогресса», как приобщение мира к идеям монотеизма, как деятели мировой культуры.

И две жены, которые были у Яакова-Израиля, выражают эти две разные роли.

Эта тема будет нам важна и для понимания еврейско-украинских отношений, о чем мы поговорим ниже.

Братья-близнецы

Не с любыми народами у евреев складываются близкие (но и сложные) отношения.

То, что Яаков является братом-близнецом Эсава, подчеркивает то, что евреи могут (и должны) плотно взаимодействовать с народами — потомками Эсава, то есть с западной и христианской культурой, на которую у нас может быть продуктивное влияние.

То, что в сюжете Торы после многих лет конфликтов братья Яаков и Эсав обнялись и помирились, толкуется как возможность партнерства.

Мы можем и должны преодолеть исторические «проблемы роста» и найти выход к диалогу и взаимной поддержке.

Эсав — это не Амалек

У наблюдателей за антисемитскими аспектами темы иногда возникает путаница.

В Торе есть негативный персонаж Амалек, который выражает неисправимую ненависть к евреям (в отличие от Эсава). И после Холокоста некоторые стали говорить что немцы, поляки и украинцы, которые уничтожали евреев, — это Амалек, которого нельзя исправить.

Но наши мудрецы объясняют, что сейчас среди народов западного мира нет абсолютного и неисправимого Амалека. Есть народы, которые имеют «неравнодушное» отношение к евреям, и в экстремальной ситуации Холокоста они на локальном участке истории временно «надевали на себя» роль Амалека. Но после окончания экстремального участка истории эти народы могут пройти через искреннее раскаяние и стать друзьями евреев.

Это очень непростая тема, и она требует большой мудрости в воплощении.

Мы видим, что немцы частично прошли путь исправления и украинцы тоже делают важные шаги на пути смены вектора и даже полушутя породили термин «жидобандеровец», выражающий возможности этого нового альянса.

Есть несколько основных направлений сотрудничества:

– уровень управления (включая политику, экономику и военное искусство);

– уровень мудрости (включая науки, в частности социальные и психологические);

– уровень добрых дел (включая благотворительные проекты);

– уровень духовности (включая глубинное изучение Торы/Библии, а также отдельные мистические знания).

Особенно интересным проект сотрудничества может стать для украинских евреев, которые ощущают в себе несколько граней идентичности, подобно праотцу Яакову-Израилю, имевшему два имени.

Автор: M. Bruk

 

 

admin @ 03:10

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика