Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Каждый ребенок — единственный

Люди, выросшие в постмодернистской семье (папа, мама, ребенок и собачка) относятся к многодетным семьям подозрительно, иногда почти с брезгливостью: «Люди так не размножаются, не плодятся десятками!»

Интересно, что публикации в оксфордском «Журнале семейной психологии» утверждают, что отнюдь не числом детей определяется качество воспитания. Решающим фактором оказывается изначальный подход родителей к детям. Благополучными оказываются те семьи, где с раннего возраста к каждому ребенку относятся как к неповторимой и самостоятельной личности. Но нужно ли выписывать академические журналы, чтобы узнать об этой простой закономерности?

В талмуде приводятся слова рабби Эльазара, сына рабби Шимона бар Йохая: «Легче вырастить мириад (лигъен) оливковых деревьев в Галилее, чем вырастить одного ребенка в Земле Израиля». И, чтобы не было сомнений в понимании этого высказывания, комментарий «Яфат-тоар» добавляет: «Даже если пропитание в изобилии». Да, не в пропитании тут дело. Растить детей трудно, мы знаем это из слов Всевышнего, обращенных к Хаве: «В муках будешь рожать детей». Как известно, мудрецы видят здесь намек не только на родовые муки, но и на тяготы воспитания.

Так что же может добавить к этому рабби Эльазар? По известному правилу экзегезы, слова Торы не получат нового толкования, если достаточно уже существующего. Что же нового говорит нам сравнение детей с оливковыми деревьями, сравнение шокирующее и, кажется, нелестное для самих детей?

Слово лигьен (от легион) означает не просто великое множество, но множество тождественных, строго упорядоченных безликих «единиц». Слово «один» в устах рабби Эльазара — это не количественное числительное, оно подчеркивает уникальность, единичность каждой личности. И еще: он говорит о великой задаче — вырастить «одного ребенка» означает вырастить ребенка, душа которого едина, цельного человека. Вслушаемся в эти слова. Мы не растим детей легионами, тут нет протоптанной колеи, нет незыблемых правил.

Мудрецы говорят, что первым таким был Яаков, одинаково уверенно чувствовавший себя и в степи со стадами, и в шатре учения. Красивая метафора говорит о таком гармоничном еврее «неукротимо-рыжий с кроткими глазами». Не случайно именно Яаков, «один ребенок из Земли Израиля», благословляя своих детей, дает каждому из них особое, только ему предназначенное благословение.

В главе Торы «Вайеце» мы читаем об их рождении. Начинается история не только большой семьи («семьдесят душ»), но и великого народа Сыновья Яакова пройдут долгий путь, пока не встретятся вновь в Египте. Будет в их жизни много странного, неприятного, будут и вражда, и примирение, и раскаяние. Какие они разные, как выпукло описаны характеры!

Многие путают единство с единообразием. Мы хорошо знакомы с обществом, успешно стиравшим грани между городом и деревней, между мужчиной и женщиной, между человеком и скотиной. Немногим там удалось сохранить индивидуальность, да и само это государство не простояло долго. Один из секретов еврейского воспитания — уважение автономии ребенка, его неповторимости. Вырастить такого ребенка труднее, чем тонну оливок, но труды эти дадут великий результат — он вырастет человеком.

Р-Н АЛЕКСАНДР ФЕЙГИН

admin @ 03:56

Нет комментариев на запись.

Оставить комментарий

(обязательно)

(обязательно)


Instruction for comments :

You can use these tags:
XHTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>



RSS Feed for comments | TrackBack URI

 
Яндекс.Метрика