Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Трактат «В начале» (5738 г.)
Категория: Каббала

й Ребе, рабби М.М. Шнеерсон

1

«В начале сотворил Б-г небо и землю».1

Говорят наши мудрецы2: «Сказал рабби Ицхак: ‘Тору следовало начать со слов «Этот месяц для вас – начало месяцев…»3 Ибо это первая заповедь, которую получили евреи. А вся цель Торы в том, что в ней даны заповеди евреям.

Почему же она начинается со слов «В начале»?4

Зачем нужен весь рассказ о сотворении мира, о наших праотцах, о рабстве в Египте?

Этим рассказом Он «мощь Своих деяний поведал Своему народу, отдавая им наследие других народов»(если скажут народы мира евреям: «Вы грабители, потому что захватили землю семи наций», – то ответят им:

«Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и отдал тому, кто в Его глазах заслуживает этого. По Своему желанию Он отдал ее им и по Своему желанию отнял у них и отдал нам»‘.

» И объясняется в комментариях наших Реббеим6, что «следовало начать со слов ‘Этот месяц для вас…’«, потому что слова «этот месяц» подразумевают единение трансцендентного и имманентного света Всевышнего:

«месяц» относится к категории «Малхут», как в выражении «Ходеш, его жена» – и указывает на имманентность. Диврей Аямим 1, 8:9. В Диврей Аямим перечисляются родословные потомков Яакова. Среди упомянутых имен – Шахараим, одну из жен которого звали Ходеш, что буквально означает «месяц». Таким образом, согласно одному из методов толкования Писаний, здесь содержится указание на то, что месяц обладает «женскими» качествами. Это проявляется очевидным образом в физиологическом феномене месячных. Малхут – один из 10-и атрибутов, посредством которых Всевышний сотворил все миры. Творение мироздания осуществляется Всевышним через систему сжатий изначального первичного Б-жественного света. Результатом каждого сжатия является определенный мир. Самый верхний из миров – мир эманации Ацилут, за которым следуют мир создания Брия, мир формации Йецира, и самый нижний – мир действия Асия. Миры Брия-Йeцира-Асия по сравнению с миром Ацилут являются существенно ограниченными. Каждый из миров строится на 10-и атрибутах – сфирот, – изменяющихся в соответствии с уровнем каждого из миров. Сфирот представляют собой как бы инструмент трансформации из бесконечного в конечное и включают в себя два аспекта: «свет» и «сосуды». Свет – это духовная творящая энергия Бесконечного, бесконечный аспект сфирот, а сосуды – это формы, благодаря которым происходит партикуляризация света. Таким образом, сосуды – это аспект конечности сфирот, определяющий их индивидуальность. 10 сфирот представляют собой систему из 3-х более высоких, интеллектуальных атрибутов – Хохма (мудрость), Бина (понимание), Даат (знание), – и 7-и нижних, эмоциональных атрибутов – Хесед (доброта), Гвура (суровость), Тиферет (красота) (она же Рахамим (милосердие)), Нецах (победа), Од (сияние, благодарность), Йесод (основа) и Малхут (правление). Верхние 6 из 7-и эмоциональных сфирот представляют собой «мужской» аспект эмоциональных атрибутов. В терминологии Каббалы все вместе они называются З»А (аббревиатура слов Зъэйр Анпин, букв. «Малый Лик»). Последний из 7-и эмоциональных сфирот, Малхут, представляет собой «женский» аспект эмоциональных атрибутов. Атрибут Малхут принимает духовную энергию от всех верхних атрибутов и модифицирует ее в нижний мир, как бы «рождает» более нижний мир и, соответственно, имеет с более нижним миром относительно непосредственную связь, в отличие от остальных 9-и атрибутов. В этом, в частности, отражается «имманентность» атрибута Малхут. – Прим. пер. См. Ор Атора, стр.155 и 178.

Слово «этот» указывает на раскрытие, как об этом говорили наши мудрецы: «показывает пальцем и говорит: ‘Это… ‘» В Талмуде (конец трактата Таанит и комм. Раши; см. комм. Раши к стиху Шмот, 15:2) говорится, что Святой, благословен Он, соберет хор для праведников и Сам будет восседать среди них в саду Эдема, и каждый будет показывать пальцем, как сказано (Йешаяу, 25:9) : И скажет в тот день: «Вот это наш Б-г…» То-есть в Грядущем мире произойдет такое раскрытие Всевышнего, что, образно говоря, можно будет на Него «пальцем показывать», говоря «вот это Он».– Прим. пер.Раскрытие Б-жественного света проявляется в сфере Йесод в частности и в З»А в общем. При сотворении более нижнего мира Б-жественный свет сжимается из сфиры Малхут. В более верхних сфирот свет находится в состоянии раскрытия и остается трансцендентным по отношению к нижним мирам. Таким образом, слова «этот месяц» выражают единение трансцендентного и имманентного света.

Это означает, что в имманентном свете («месяц») происходит раскрытие трансцендентного света («этот»).

И следовало бы начать Тору со слов «этот месяц для вас», потому что цель Торы и ее заповедей – в единении трансцендентного и имманентного.. Привлечь бесконечное раскрытие бесконечного света Всевышнего в конечный физический мир.

2

Привлечение трансцендентного света посредством изучения Торы и исполнения заповедей в своем изначальном источнике представляет собой привлечение бесконечного света Всевышнего в том виде, как он существует до первичного сжатия.11

Сжатие трансцендентного света (цимцум) – понятие каббалы, описывающее качественный переход от бесконечного к конечному. Всевышний по определению бесконечен и един, то есть кроме Него нет ничего, что существовало бы независимо. В бесконечном свете Всевышнего как бы нет места ни для чего другого. Для того, чтобы создать миры, Всевышний «сжимает» свой бесконечный свет, создавая потенциал для существования своего творения. Парадокс цимцума состоит в том, что он является сжатием только для сотворенных миров, но для самого Всевышнего он ничего не изменяет.

Как сказано в начале книги «Эмек Амелех»12, сотворение миров произошло благодаря первичному сжатию, имевшему место в бесконечном свете Всевышнего, когда образовалось «пустое пространство», в результате чего появилась возможность для формирования «сосудов» и, соответственно, существования миров.13 Понятие абсолютного простого единства Всевышнего подразумевает, что кроме Него не существует и не может существовать ничего другого. Если бы существовало что-то еще, это бы само по себе нарушило простоту Его единства: получилось бы, что существует Он и нечто другое, и таким образом необходимо возникала бы некая связь, положительная или даже только отрицательная, между Ним и этим новым нечто. Соответственно, Его единство не могло бы быть простым: к этому единству прибавилась бы новая связь. Однако, творение действительно существует, но существует не отдельно от Всевышнего, а как бы в Нем Самом. «Свободное пустое пространство» – это каббалистическое понятие, примерно означающее потенциал для появления всего творения в результате первичного сжатия.

И в этом состоит смысл сказанного: «В начале Б-г сотворил…»

А далее сказано: «и поместил его в саду Эдена, чтобы возделывать его и охранять его».14 Берейшит, 2:15. В конце шести дней творения Всевышний сотворил человека и поместил его в саду Эдена.

Это относится к изучению Торы и исполнению заповедей:

«возделывать« – исполнять 248 повелительных заповедей,

«хранить» – не нарушать 365 запретительных заповедей.15 Благодаря им посредством «кава» привлекается дополнительный приток бесконечного света Всевышнего из его изначального состояния, пока в конце концов этот свет не раскроется полностью в «пустом месте» в том виде, в котором он существует до сжатия.16  «Кав» – луч Б-жественного света, исходящий из бесконечного света Всевышнего, проникающий сквозь завесу изначального сжатия в «пустое пространство» и несущий в себе всю энергию творения. Постоянный приток света в сотворенные миры через «кав» в результате изучения Торы и исполнения заповедей со временем приведет к качественному изменению – раскрытию первичного Б-жественного света в том виде, как он существует до первичного сжатия. Таким образом раскроется Грядущий мир. В Талмуде (Макот 23б) говорится: сказал рабби Симай: «613 заповедей даны были Моисею – 365 запретов… и 248 повелений…» См. Ор Атора, т.6, стр.2082 от имени мудрецов. См. Ликкутей Тора, Шир Аширим, 48г; Зогар, т.1. стр.27а; Тиккуней Зогар, Тиккун 21 (62а) , Тиккун 55 (88б).

Таким образом, «Тору следовало начать со слов «Этот месяц для вас…» потому что рассказ о сотворении мира говорит всего лишь о том, что происходило после первичного сжатия, а суть изучения Торы и исполнения заповедей состоит в привлечении бесконечного света, который выше сжатия.

Поэтому Тору следовало начать не с рассказа о сотворении мира, а со слов «Этот месяц«, поскольку слово «этот» указывает на трансцендентный свет, коренящийся в изначальном бесконечном свете Всевышнего.

3

Почему же она начинается со слов «В начале»?

Этим рассказом Он «мощь Своих деяний поведал Своему народу, отдавая им наследие других народов». Очевидно, «мощь Его деяний», проявившаяся в том, что «отдал им наследие народов» – еще возвышенней, чем привлечение трансцендентного бесконечного света из его первичного состояния, в котором он существует до первичного сжатия. Конечная цель изучения Торы и исполнения заповедей – в том, чтобы привлечь существенно новый свет, представляющий собой сущностный аспект бесконечного первичного света.

Привлечение этого света осуществляется не иначе, как служением очищения искр.17 Соответственно, преимущество «мощи Его деяний, … ибо отдал им наследие народов» перед сущностью «этого месяца» состоит в следующем.

Суть «этого месяца» состоит в привлечении трансцендентного света, который в своем источнике является светом, изначально наполнившим «освобожденное место». А посредством служения по «очищению искр» святости, упавших из «семи царей Эдома» в различные аспекты этого мира, привлекается новый свет, более возвышенный, чем тот, что наполнял «свободное место».18

Эту святость Всевышний «по Своему желанию отдал им», согласно сказанному нашими мудрецами19: строит миры и разрушает их. А евреи очищают их и таким образом получают их в наследство – все миры становятся «наследием Яакова».20 И так же, как в мире в целом – в совокупности миров Брия, Йецира и Асия, где происходит существенная партикуляризация света, – так и в конкретных деталях происходит очищение искр святости посредством «завоевания земель семи народов», которые евреи превращают в страну Израиля.21

4

И из того факта, что «По Своему желанию Он отдал ее им» на определенный период времени с изначальным намерением взять у них и отдать нам, ясно, что если сильно захотеть, то можно очень легко очистить «земли семи народов» и весь мир, чтобы он стал «жилищем для Него, благословенного»22.23

И если на первый взгляд кажется, что для этого требуются великие усилия и неимоверный труд, особенно учитывая то, что «народы мира»24 выступают против очищения25: «Вы грабители!» – это всего лишь из-за духовной тьмы и сокрытия Б-жественного света, когда не ощущается того, что «вся земля принадлежит Святому, благословен Он» и «все – от Тебя»26.

Однако, вся суть и цель сокрытия – чтобы «воззвали оттуда»27, чтобы евреи искали и находили Всевышнего во всем, что есть и происходит в мире, в Его сокрытии28, подобно отцу, который прячется от своего маленького сына для того, чтобы сын проявил свой ум, ища и находя отца. И Тора обещает и заверяет, что когда «воззовете оттуда», без сомнения «найдете»29, потому что «завоюете» весь мир и сделаете из него жилище для Всевышнего, так что в результате «заменю народам язык на чистый язык и т.д. и будут служить Мне плечом к плечу»30. «И будет владычество – Всевышнего»31.

5

И следует связать это с идеей того, что «Яаков отправился своим путем» на исходе субботы, в которую в Торе читают главу «Берейшит» – «В начале».32 Хотя Яаков и «отправляется своим путем» – возвращается к необязательной деятельности и будничным делам в течение года, – он не боится этого, он идет «своим путем» уверенно и с радостью.

Поэтому существует обычай на исходе субботы, особенно субботы главы «Берейшит», когда еще более, чем на исходе праздника Симхат-Тора проявляется то, что «Яаков отправился своим путем»33, говорить «Не бойся, раб мой Яаков»34, поскольку «на исходе субботы удаляется вторая душа, и приходится возвращаться и опускаться на уровень Яакова, раба моего, на все шесть дней Творения, чтобы очищать искры святости в мирах Брия, Йецира и Асия.35

И говоря «не бойся, раб мой Яаков», имеют в виду «не бойся опускаться на уровень Яакова» и таким пожеланием придают необходимые для этого силу и могущество».36 А бояться ему не следует потому, что «Г-сподь Б-г – с ним» – с каждым евреем, даже с тем, кто находится всего лишь на уровне Яакова, в любом месте в любое время и по любому поводу. Даже за пределами страны Израиля в будни и в его будничных занятиях – «Г-сподь Б-г – с ним»37 настолько, что еврей становится партнером Самого Всевышнего в процессе творения38. Как Святой, благословен Он, обновляет свое творение, так и еврей своим служением по «очищению искр» обновляет творение. И как раз в субботу главы «Берейшит» мы читаем в Торе о том, что «вначале сотворил Б-г небо и землю».39

А служение по «очищению искр» превращает мир в «жилище для Всевышнего», то-есть превращает в нечто совершенно новое «и небеса, и землю и все их воинства», так что появляются «новые небеса и новая земля»40.41

Перевод Якова Ханина

ПРИМЕЧАНИЯ

17.

Понятие «очищения искр» относится к поднятию элементов мира Тоу, попавших в мир Тикун в результате «разбиения сосудов». Основными элементами устройства духовных миров являются свет – Б-жественная энергия, дающая миру способность существовать, – и сосуды – атрибуты или Б-жественные эманации, определяющие структуру мира. Мир Тоу (букв. «хаос») представляет собой интенсивно духовный первичный хаос. Каждый из составляющих его Б-жественных атрибутов действует независимо, будучи не в состоянии объединиться с противоположным атрибутом. Поэтому атрибуты мира Тоу олицетворяют собой самомнение, самовозвеличивание и, как следствие, неспособность терпеть никого другого, что в сочетании с величайшей интенсивностью облекающегося в них света приводит к разрушению. В трудах хасидизма это называется «разбиением сосудов» мира Тоу. Мир Тикун (букв. «исправление») представляет собой упорядоченное и, по сравнению с разрушившимся миром Тоу, ограниченное состояние Творения. В мире Тикун составляющие его Б-жественные эманации или атрибуты не только допускают существование противоположных атрибутов, но и способны объединяться друг с другом: один может включать другой и помогать ему. Атрибуты мира Тикун олицетворяют собой смирение, отказ от свего «я». И конечная Б-жественная цель состоит в том, чтобы зрелая упорядоченность сосудов мира Тикун стала преобладающей, соединившись с мощью света Тоу. Осуществляется это следующим образом. В результате «разбиения сосудов» искры святости света мира Тоу «упали» в мир Тикун, включая физический мир. Посредством исполнения заповедей эти искры высвобождаются – «очищаются» – и поднимаются к своему источнику, раскрывая его в физическом мире. – Прим. пер.

18.

См. серию маамарим 5666 в начале – стр. 4; стр.337 и далее; стр.33740 и далее; маамар «Праздник Рош-Ашана», 5710 и др.
В Торе (Берейшит, 36:31-39) упоминаются семь царей, которые правили в Эдоме (Эдом – другое имя Эйсава и, соответственно, имя его царства), а затем умерли. В учении Каббалы объясняется, что, помимо буквального значения этого отрывка, здесь также приводится аллюзия на семь эмоциональных атрибутов мира Тоу. В мире Тоу сфирот не объединяются одна с другой, и, соответственно, сам мир Тоу не может существовать устойчиво. Тора аллегорически выражает это как смерть семи царей. Тем не менее, мир Тоу гораздо выше, чем мир Тикун, поэтому в аллегории указано, что семь царей, олицетворяющих атрибуты мира Тоу, царствовали раньше, чем еврейские правители. Слово «раньше» указывает на то, что атрибуты мира Тоу предшествуют, то-есть находятся на более высоком уровне, чем атрибуты мира Тикун. Искры этих атрибутов в результате «разбиения сосудов» попали в различные аспекты физического мира. – Прим. пер.

19.

Коэлет Рабба, 3:11.

20.

См. серию маамарим «И так», 5637, гл.68; маамар «Им руах Амошел», 5695, гл. 6 и др.

21.

Когда еврей исполняет заповеди с помощью вещей, которые часто используются для потакания своим животным желаниям, например, ест деликатесы в субботу, исполняя предписание наслаждения субботой во время трапезы, или дает деньги на благотворительность, он тем самым превращает их из «собственности семи народов» в «еврейскую собственность» – «страну Израиля».– Прим. пер.

22.

Мидраш Танхума, гл. Нассо.

23.

«Семь народов» олицетворяют семь эмоциональных атрибутов со стороны, противоположной святости. Например, атрибут «хесед» – «доброта» – со стороны святости может проявляться как любовь к ближнему, а со стороны, противоположной святости, превращается, например, в стремление к прелюбодеянию. «Гвура» – «суровость» – со стороны святости может проявляться как организованность, строгое следование законам Всевышнего, а со стороны, противоположной святости, как жестокость. Очистить «земли семи народов» – очистить атрибуты собственной души и очистить эти качества во всем мироздании. Этим достигается цель творения – создать для Всевышнего жилище в нижнем мире. – Прим. пер.

24.

Внешние и внутренние препятствия служению еврея, его дурное начало и жизненные обстоятельства, отвлекающие его от исполнения заповедей, изучения Торы и побуждения других служить Всевышнему: евреев – исполнять 613 заповедей, неевреев – исполнять 7 заповедей сыновей Ноя. – Прим. пер.

25.

Ор Атора, гл. Бо, стр.162; Ликкутей Сихот, т. 10, стр. 3, 5.

26.

Диврей Аямим 1, 29:14. См. Ор Атора, гл. Бо, стр.162.

27.

Дварим, 4:29. См. Ликкутей Тора, гл Ръэ, 32г.

28.

И поскольку со стороны сокрытия и тьмы очищение производит нечто абсолютно новое, подобно творению нечто из ничего, соответственно, именно в очищении искр проявляется основная суть привлечения нового света. (Серия маамарим 5666, стр. 354-5) Результат очищения искр – раскрытие «потустороннего», трансцендентного света – абсолютной противоположности тьмы.

29.

Диврей Аямим 1, 29:14. См. Ликкутей Тора, Суккот, 82а; Предисловие к «Шаар Аэмуна», серия маамарим 5666, стр. 248 и далее, а также конец стр. 380 и далее.

30.

Цфанья, 3: 9.

31.

Овадья, 1:21.

32.

Яаков убежал в дом своего дяди Лавана в страну Харан. Там он женился на дочерях Лавана, родил своих детей, которые впоследствии стали родоначальниками колен Израиля, и разбогател, чем вызвал зависть Лавана. Тогда он направился назад, в страну Израиля. Лаван хотел остановить его, но Всевышний не позволил ему это сделать. Когда Яаков и Лаван наконец расстались, Тора говорит, что «Яаков отправился своим путем». В хасидском учении объясняется, что эта история может служить аллегорией месяца Тишрей, когда в течение праздников – Рош-Ашана, Йом-Кипур, Суккот, Шмини-Ацерет и Симхат-Тора – еврейский народ приобретает духовное богатство, а по окончании праздников возвращается к своей повседневной жизни – «Яаков отправился своим путем» – с тем, чтобы привнести в будни святость праздников. Суббота главы «Берейшит» – первая суббота после праздников. Суббота соответствует атрибуту Малхут, который, с одной стороны, принимает творящую энергию из всех остальных атрибутов, а с другой стороны, является источником для миров, находящихся на более низком духовном уровне. Суббота главы «Берейшит» воспринимает духовную энергию всех предыдущих праздников и дает возможность привлечь ее во все остальные дни года. Соответственно, идея «Яаков отправился своим путем» проявляется наиболее очевидно на исходе субботы главы «Берейшит». См. Ликкутей Сихот, т.20, стр.269. – Прим. пер.

33.

См. Ликкутей Сихот, т.20, стр.269.

34.

Напр. Йешайяу, 44:2; Йирмеяу, 30:10. Хотя произносить «Не бойся, раб мой Яаков» на исходе субботы не является хабадским обычаем, Алтер Ребе в «Ликкутей Тора», а также и другие Реббеим в различных маамарим и беседах нередко приводят и объясняют нехабадские обычаи.

35.

В Талмуде (Бейца, 16а) говорится, что в субботу еврей получает дополнительную душу, а по окончании субботы Всевышний забирает ее назад.

36.

(Цитата из Ликкутей Тора, гл. Балак, 72б.) После того, как наш праотец Яаков боролся с ангелом своего брата Эйсава и победил его, ангел сказал ему, что отныне Яакова будут называть Исраэль. Позднее Всевышний Сам подтвердил Яакову, что его второе имя будет Исраэль. Еврейский народ называется «сыновья Яакова», «дом Яакова», а также «народ Израиля». Имя Яаков выражает способность взаимодействовать с физическим миром. Имя Исраэль выражает способность подняться выше не только физического, но и выше духовных миров, являющихся частью творения, и соединиться с внутренним, сущностным аспектом Б-жественности. В субботу и праздники еврей поднимается на уровень Исраэля, а в будни возвращается на уровень Яакова. Когда духовную энергию, активизированную в субботы и праздники, – уровень Исраэля – привлекают в наступающие затем будни – уровень Яакова, – то можно не бояться, что повседневные заботы заставят забыть о святости. Более того, конечная цель нашего духовного служения – наполнить повседневность святостью. – Прим. пер.

37.

Бемидбар, 23:21. См. Ликкутей Тора, Балак, 71, конец столбца «г». В стихе 23:21: говорится: «Г-сподь Б-г – с ним ,и с ним – Королевская дружба». В Ликкутей Тора объясняется, что «Б-г – с ним» говорит о помощи Свыше Яакову – более низкой ступени еврейского народа – и эта помощь связана с «Королевской дружбой». Слово «дружба» на святом языке – «труа» – омоним слова «трубление» и, соответственно, намекает на служение трубления в шофар в Рош-Ашана – Новый Год. В еврейском учении объясняется, что омонимы в святом языке связаны и по смыслу. См. Ликкутей Тора, Рош-Ашана, 54г, а также Балак, 72, конец столбца «б».

38.

Шаббат, 119, начало страницы «б». См. Ликкутей Сихот, т.6, стр.22, прим.73.

39.

И в книге Тания объясняется, что Всевышний, сотворив мир, постоянно поддерживает его существование, чтобы мир не обратился в ничто, как это было до его сотворения.

40.

Йешайяу, 66:22.

41.

Пророк Йешайяу говорит о том, что с приходом Мошиаха – по завершении работы «очищения искр» – Всевышний сделает «новые небеса и новую землю». Новшество состоит в сущностном раскрытии Всевышнего в сотворенном мире – превращении физического мира в «жилище для Всевышнего» в результате «очищения искр святости» изучением Торы и исполнением заповедей. См. Сефер Амаамарим 5678, стр. 284, где объясняется, что это будет привлечение категории сущности Бесконечного Всевышнего, которая выше раскрытия «кава» и выше света, который наполняет»пустое место». – Прим. пер.

ЛЮБАВИЧСКИЙ РЕБЕ, РАББИ М.М. ШНЕЕРСОН

 

admin @ 10:42

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика