Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ницавим — Ваелех

Уважаемые господа, шалом.

Пусть приговор для нас и для всего Израиля будет очевидно благоприятным.

М.-М.Гитик.

Видуй

Мы виновны — ашамну. Признание вины как вступление в просьбу о прощении.

Мы предавали . Предательство по отношению к собственной божественной сущности. Искри-вленные мидот (черты характера), неадекватно выражающие душу — это измена: Нет на свете горше измены, чем измена себе самому.

Мы грабили — газальну. Использование данного Всевышним не для работы на Него, а ради эго. Даже воздух для дыхания, который мы потребляем — грабеж средь бела дня, если мы работаем на удовлетворение желаний тела.

Основа всех нарушений.

Мы говорили не прямо — дибарну дофи — непрямота, увиливание, всё, что вкладывается в ёмкое — двуличие.

Искажали истину. Искривляли то правильное, что мы делали для других.

Поступали мерзко. Мерзавцем называется, например, поднявший руку (даже не ударивший) на другого человека или плохо на него влияющий.

Злоумышляли — задну. Действия вопреки пониманию нехорошести того, что делаем.

Разбойничали – хамасну. Присваивали силой (используя своё положение, влияние) чужое.

Добавляли ложь (в истину) — тафальну шекер. Использование Истины ради Лжи.

Советовали нехорошее — йацну ра — . Ради собственной выгоды давали нехороший совет.

Разочаровывали — кизавну. Не продолжили начатое добро.

Мы насмехались — лацну. Проявляли недостаточное уважение к мудрости.

Мы восставали — марадну. Сознательное нарушение запретов Торы.

Мы укалывали — ниацну. Оскорбляли Имя Всевышнего. Любой вор утверждает: Он не видит. Молитва Творцу об успешности плохого: взлом сейфа с Божьей помощью зачисляет Создателя в шайку.

Мы владельцы — сарарну — . Я здесь главный, Ты мне не указка.

Мы искривляли — авину. Искривляли самого себя.

Мы совершали преступления — пашану. Халатность в отношении людей — наше преступление.

Мы доставляли неприятности — царарну. Неприятности другим людям.

Мы упрямились — кишину орэф. Неготовность принять иное мнение.

Мы стали мерзавцами — рашану. Превратили себя в мерзавцев.

Мы уничтожали — шихатну. Уничтожение человеческих качеств. Уничтожение себя как боже-ственной личности через самые странные преступления: прелюбодеяние, убийство, чужую работу.

Мы брезговали — тиавну. Неуважение к ученикам мудрости.

Мы ошибались — таину. Хотели как лучше:

Мы вводили в заблуждение — титану — cебя и других. Привычка и лицо. Опоздание как вторич-ность.

Попробуем копнуть слово ахор, ахер, леахер.

Ахор — сзади, ахораим – зад. Леахер — опаздывать, ахер – иной. Противопоставление здесь, которое поможет нам соединить все эти, казалось бы, совершенно разные понятия — опаздывать, быть в этом смысле позади и просто сзади. Каким образом они связаны друг с другом? Через слово лицо — паним.

Что такое паним?

От какого слова происходит? Пан, лифнот, направление. Лицом мы указуем направление в котором мы двигаемся. Цель указываем.

Что такое оборотная сторона цели? Это — автоматизм. И этот автоматизм, тот самый, который был антиподным героем нашей беседы, это и есть соединение всех этих слов.

Что делает опаздывающий человек? Он не сдержал свое слово. Опаздывающий человек, это тот, кто нарушил обещание.

Что такое нарушение обещания? Это, по сути, разрушение реальности. Это то, что противо-стоит движению к цели. Это утверждение того, что время незначимо, можно прийти позже, можно

опоздать, никакого значения это не имеет. И, тем самым, слово сзади.

Сзади — это значит не суть, не важно, не главное. Т.е. лицо — это главное, то, что сзади, тот, кто идет позади, это не сутьевое, это не главное, это — второстепенность. Вот это как раз и есть общий смысловой знаменатель.

Понимаете, что такое, иные силы? Что помимо главной силы Вс-вышнего, есть еще и иные силы, второстепенные. Конечно же, первопричина – самое главное. Но зато они ближе к нам, эти второстепенные силы.

Кто идет позади? Ведомый, впереди — ведущий, сзади — ведомый.

А тот, кто опаздывает, что утверждает? Второстепенность, неважность. Ничего страшного. Все это, было, было, было. Таким образом, мы замыкаем круг.

В этом — вся задача ахарит hа-шана, месяца Элуль, и потому Машиах связан именно с ахарит hа-йамим, с оборотной стороной дней.

Что сделает Машиах? Он раскроет, что оборотная сторона дней, это, как раз, рейшит. Что рейшит ве-ахарит — это одна и та же точка, это не две разные точки.

И это и есть задача, удивительно важная месяца Элуль — преодолеть автоматизм, духовную усталость, пробудиться от духовной спячки. И таким образом, замкнуть круг, перейдя из ахарит — оборотной стороны к обновлению, Бхинат эйнайим — категории глаз к стране Израиля.

Чем мы завершаем? Тем, что все, что мы сказали, соединяется именно через Страну Израиля.

Страна Израиля, это начало и времени и пространства. В физике говорят, что сначала про-странство, а уж его восприятием может быть движением пространства, говорят мудрецы, это и есть время. Это изначальность в конечном итоге. И в этом замысел Вс-вышнего. Цель должна быть в максимальном удалении от себя.

Что такое ахарит hа-йамим? Это оборотная сторона дней. Т.е. мы максимально уходим от рейшит.

И что мы, максимально уйдя от начала, изначальности, должны обнаружить? Конечно цель, в этом смысл движения.

Находясь на максимальном расстоянии от изначальности, что мы обнаруживаем? Цель, т.е. изначальность. И потому Машиах приходит в ахарит hа-ямим. И потому Элуль – заключите-льный месяц года, его задача — преодолеть идею привычки, усталости.

Помните, три раза в году эра эт панеха — Увидит [Всевышний] лицо твоё, три раза в году, там, где регель, посещение Храма Вс-вышнего.

С чем нужно было приходить в регель? С лицом.

Что образумит пятку? Предложение головы.

Что побеждает привычку? Глаза, стана Израиля.

Трижды приходя в год в страну Израиля, что делал человек? Он разбивал привычность, он разбивал автоматизм. И потому, это именно лицом надо было приходить. Эра эт панеха, должно было быть увидено лицо этого человека в Храме.

А тот кто не приходил, что делал? Ихер, он опаздывал. А опоздание — вторичность, второсте-пенность, т.е. неважность. И оказывается, что последние станут первыми. И задача месяца Элуль, самостоятельная задача, как последнего месяца предыдущего года — разбудить, под-нять, заставить действовать вопреки духовной усталости и привычности.

р.М-М.Гитик

admin @ 00:29

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика