Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки Таво. НАРОД ИЗБРАННЫЙ

[1. Не «философы и ученые», а «царство священников и народ святой»]
«И поставит тебя выше всех созданных Им народов во славу, прославление и красу. И будешь ты народом, посвященным Господу, твоему Богу…» (Втор. 26:19).
Об избранности еврейского народа много говорят. Иногда, как о еврейском расизме, а иногда в стиле кухонном: «А такой-то (здесь ставится фамилия, например, Лев Ландау или Папа Римский) тоже еврей». Далее следует разговор о том, какие мы, евреи, хорошие, умные и т.п. Можно подумать, что Всевышний избрал нас за то, что мы такие умные. «Ор аХаим» (р. Хаим бен-Атар 1686, Марокко — 1743, Иерусалим) пишет: «Всевышний не избрал еврейский народ за то, что он самый умный и образованный среди всех народов…» За тысячу лет до него ту же мысль выразил автор Мидраша: «Если тебе скажут, что у народов есть мудрость — верь этому» (Эйха Раба 2:17). К тому же сама Тора не обещает, что евреи станут народом философов и ученых. Она предсказывает совсем иное: «И будет Мне царством священников и народом святым» (Шмот 19:6). [2. Евреи избраны, чтобы «исполнять законы Его и установления»]
Говоря об избранности еврейского народа, следует помнить, что Всевышний действительно избрал евреев и посвятил Себе. Однако Он сделал это для весьма конкретной цели: «…Исполнять законы Его и установления…». Р. Саадия-гаон (882, Египет — 942, Вавилон/Ирак) приписывается следующее высказывание: «Наш народ остается народом, только благодаря Торе» — Книге, в которой записаны законы и установления Всевышнего. Правильно эта цитата выглядит так: «Так как Всевышний обещал, что наш народ будет существовать до тех пор, пока небо существует над землей, то тем самым наша Тора будет существовать пока небо пребывает над землей». То есть р. Саадия-гаон доказывает вечность Торы через гарантированную Всевышним вечность еврейского народа. Тогда как Рамбам поступает ровно наоборот и доказывает, ссылаясь на слова пророка Ишаи (59:21), что Тора должна существовать вечно, а, следовательно, еврейский народ, которому она дана, будет существовать вечно.
[3. «Народ, которому принадлежит Книга», или «Народ, принадлежащий Книге»]
Евреев часто называют «народ Книги». Первым наш народ так назвал Мухамед, основатель Ислама. С тех пор все евреи горды тем, что они «народ Книги». Последний оборот допускает два понимания. Первое: «народ, которому принадлежит Книга», а второе: «народ, который принадлежит Книге». Нетрудно заметить, что р. Саадия-гаон придерживается первого понимания этого оборота — «Тора принадлежит народу Израиля», а Рамбам — второго.
До недавнего времени, да и в наши дни, всякий еврейский дом славится огромным количеством книг. У любого религиозного еврея в доме есть библиотека и неважно пользуется ли хозяин ей или нет, важно, что все основные книги украшают еврейскую квартиру. Когда-то евреи города Слуцка доказывали свое право на представительство в еврейском Совете четырех земель. Дело они выиграли, доказав, что у них в общине больше Талмудов, чем в Брест-Литовске. Прикасаясь к Писанию, каждый еврей ощущает, что — это его. Весь мир может утверждать что угодно, может изучать Тору любым угодным ему образом, но все равно она принадлежит только нам, всем вместе и каждому в отдельности, даже самому простому еврею, который толком и прочесть ее не может, и больше никому. Мы посвящены Господу, а Его дар — Тора принадлежит нам.
[4. Книга создала народ]
В другом, рамбамовском понимании: «…В начале была Книга», а потом появился еврейский народ. Не народ, в лице своих выдающихся представителей, например, Моисея и пророка Ишаи, создал великий еврейский канон. Все произошло ровно наоборот — Книга создала народ. И если наш народ имеет право называться «народом избранным», то только потому, что он посвящен Слову Всевышнего, Его Торе.

Меир Левинов

Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il

 

admin @ 08:12

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика