Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
hафтара главы Ки Таво
Категория: Бней Ноах

Йешаяhу, 60:1-22

Второе обращение Моше к народу заканчивается рассказом об обещании Всевышнего поставить сынов Израиля над всеми народами. В hафтаре главы Таво, шестой из семи «hафтарот утешения», приводится разъяснение этого обещания Всевышнего возвысить народ Израиля. Понятию избранности и превосходства над другими народами придается высокий духовный смысл, который не позволяет трактовать первенство среди всех племен земли как право навязывать свою власть другим людям и порабощать тех, кто, якобы, относится к более низкой расе. («Ибо пришел свет [избавления] твоего, [Иерусалим], и слава Бога над тобой воссияла… И будут ходить народы при свете твоем и цари — при блеске сияния твоего».) Задача избранного народа — раскрыть поток невиданной до сих пор радости, предварительно преобразовав весь мир так, чтобы он мог воспринять дарованный ему духовный свет. Иерусалим вновь используется пророком как образ возродившегося и набравшего после долгих лет изгнания физические и духовные силы народа. Величие города — величие народа, возвращающегося в Сион.
Свет долгожданного освобождения должен вот-вот заблистать, подобно лучам утренней зари, рассеивающей темноту ночи. Только сыны Израиля способны воспринять духовный дар такой силы. Для других народов этот Божественный свет становится темнотой, подобно тому, как слишком сильное свечение, не позволяя человеку смотреть и заставляя его закрыть глаза, только усиливает темноту. («Ибо вот, мрак покроет землю и мгла — народы, а над тобой воссияет [свет] Бога…».) «Темнота окутывает весь мир. Она сама по себе становится завесой, скрывающей Божественное Присутствие, ракрытие которого подобно сиянию света, дарующего радость. Но почему же благо ускользает от народов мира и раскрывается только для сынов Израиля?
Для того, чтобы не казалось, что в этом есть элемент несправедливости, стоит вспомнить, что народы мира никогда до этого не стремились к раскрытию Божественного Присутствия и даже были готовы препятствовать этому. Лишь самые верные из сынов Израиля ждали этого дня. Этот образ света, который дарует радость одним, но становится пугающей темнотой для других, перекликается с описанием одного из десяти наказаний, обрушившихся на Египет. Густая мгла окутала египтян, не позволяя не только видеть, но и не оставляя возможности сдвинуться с места, в то время как во всех жилищах евреев был свет. В конце времен новый, никогда еще не виданный людьми свет, подобно свету освобождения из египетского рабства, становится источником радости для евреев и пугающей темнотой для всего мира. Только через народ Израиля, через то свечение, которое исходит от него, пробивая мрак и темноту, народы мира могут прийти к восприятию нового света — раскрывающегося с невиданной силой Божественного Присутствия» (Чейн).
Глава 60
1. воспрянь [радость] Пророк обращается к Сиону и призывает его пробудиться, т.к. ночь отчаяния, в которое повергла людей чуждая народу власть и деспотия, закончилась.
ибо пришел свет Близится твое спасение (Кимхи).
2. мрак покроет землю Пророк видит все государства и царства земли погруженными во мрак. В то же самое время у народа Израиля (и только у него) горит свет во всех местах проживания его. Этот свет — радость по поводу начала проявления Присутствия Творца (М. Арнольд).
3. при свете Твоем Пользуясь светом Твоим. Они пойдут навстречу излучаемому Тобой свету, чтобы разделить с Израилем радость от проявления Божественного Присутствия.
4. сыновья твои Грусть и тревога сердца могут быть успокоены только возвращением потерянных детей.
рядом [с царями] воспитываться будут Дочери Сиона возвращаются вместе с сыновьями. Несмотря на то, что в изгнании они были унижены и сведены до положения рабынь, они преисполнены достоинства, которое делает их подобными царским дочерям.
5-9. Сион процветает: все народы приносят свои дары Святому городу. Они жертвуют на восстановление Храма и возобновление жертвоприношений.
5. и преисполнится сердце В ожидании полного избавления от рабства, горестей и печалей. «Подобно тому, как человека охватывает дрожь в ожидании избавления» (Ибн Эзра).
благодарностью За избавление (см. Теhилим, 118:5).
[всН] изобилие [стран] Запада Иерусалим будет переполнен богатыми дарами, привезенными из отдаленных стран.
6. покроет [всю страну] твою Длинные вереницы караванов, груженные драгоценностями, будут тянуться непрерывной цепью, наполняя Страну Израиля всем самым лучшим, что только можно найти в восточных и южных странах.
из Мидьяна и Эйфы Области на севере Аравийского полуострова.
все [жители страны] Шва Современный Йемен.
и о величии Бога возвестят, [вернувшись домой] Раскрытие Божественного Присутствия, озаряющее Сион, станет очевидным для всех, кто только посетит Святой город.
7. Кейдара… из Невайота Древние племена, обитавшие на севере Аравийского полуострова.
будешь ты возводить Народы мира приведут стада скота для принесения в жертву.
украшу Я Красота проявляется там, где ощущается проявление духовности, преобразующей материальные объекты. Дом, в который возвратится Божественное Присутствие, ракрывающееся с еще большей силой чем прежде, будет необыкновенно красив.
8. словно голуби — к окнам [голубятен] своих Пророк, обративший свой взгляд на восток, в сторону степей Моава, смотревший на юг и на север, видел картины будущего: караваны, нагруженные богатыми дарами, приближающиеся к Сиону со всех сторон. Теперь он смотрит в сторону моря и видит, что и с западной стороны поступают в город великолепные подарки. Он видит корабли, мчащиеся по волнам Средиземного моря.
9. [жители] островов Привезут сынов Израиля на своих кораблях.
стекутся В ожидании благословений, часть из которых будет адресована им.
из Таршиша Финикийское поселение за Гибралтаром. Во времена пророка Йешаяhу, т. е. еще до первого изгнания и образования диаспоры, евреи посещали города Средиземноморья и даже более далекие места.
серебро их и золото их с ними Богатства Израиля (Луццатто, Мальбим). Они соберут все, что принадлежало им в диаспоре, и вернутся в страну предков с большим имуществом. Нет необходимости понимать «серебро их и золото их» как «богатство народов мира». Такое прочтение текста предлагают только нееврейские комментаторы, стремясь доказать, что идея эксплуатации других народов культивировалась пророками.
10-14. Все народы будут помогать отстроить Иерусалим.
10. сыны чужих народов Те, кто разрушал, должны будут восстановить город. В том, что им будет дозволено принять участие в строительстве, они будут видеть особое Божественное благоволение к ним.
и будут строить… стены твои В древнем мире стены города были как средством обороны, так и его украшением.
11. приведены будут, [как рабы] «Один за другим» (Луццатто). Осознав, что их благополучие зависит от взаимоотношений с Израилем, цари из далеких стран прибудут в Святой город и будут терпеливо ждать своей очереди войти в его ворота. «С ними вместе прибудет большое число возвращающихся сынов Израиля» (Кимхи).
12. тот народ Ни один из народов не добьется успеха, благополучия и процветания, если не будет служить Единому Богу, Который избрал сынов Израиля. «Народы добровольно примут на себя обязанность повиноваться и исполнять повеления, исходящие с Сиона, т.к. духовное величие Святого города станет очевидным и неоспоримым» (Дж. А. Смит).
13. прославленные [деревья] Ливана Великолепные ливанские кедры будут привезены в Иерусалим, чтобы украсить его. На территории самого Храма не должны расти деревья, но озеленение всех его окрестностей станет одним из самых первых дел возродившейся Иудеи.
и подножию Моему Храм. См. Йехезкель, 43:7.
15-18. Преобразование Сиона
15. вместо того бытия твоего Все признаки печали уйдут из повседневной жизни. Только радость будет наполнять город.
сделаю Я тебя правителем до конца времен Никогда больше не подвергнется Сион разрушению и не будет находиться в рабской зависимости от других государств. Его благополучие станет основой радости и счастья всех последующих поколений.
16. и будешь ты пить молоко Ср. Дварим, 33:19.
из грудей царских Как ребенок впитывает с молоком матери все, что ему необходимо для жизни, так и Сион возьмет у всех народов то самое чистое и лучшее, что есть у них.
17. вместо меди Народы на протяжении долгих столетий пользовались тем имуществом, которое они награбили в Иудее. Они также забирали все лучшее у сынов Израиля, разбросанных и рассеянных в странах изгнания и вынужденных использовать свои знания и способности на служение чужим народам. Теперь настало время, когда убытки, понесенные многострадальным народом, будут возмещены.
[стражами] справедливости Не тираны, захватывавшие власть в результате дворцовых переворотов, интриг и убийств, будут править над народами мира, определяя законы нравственности и морали, а народ, избранный Всевышним, станет правителем над народами, которые с радостью примут его власть.
18. слова [благодарности] за спасение Будут слышаться повсюду, как непрекращающаяся никогда песнь.
[о] славе [Всевышнего] Рассказывая о все чудесах, которые сделал Творец для своего избранного народа.
19. солнце Солнце больше не будет служить источником света, позволяющим передвигаться и работать (Раши). Свет проявления Божественного Присутствия станет источником, позволяющим не только увидеть внешнюю оболочку предметов, но и понять их глубинную суть, что сразу же исключит возможность многих ошибок в действиях и поведении. Этот свет не будет угасать к вечеру — он будет сиять непрерывно, никогда не ослабевая.
20. не зайдет более За горизонт.
будет тебе светом вечным Солнце и луна не прекратят своего существования и по-прежнему будут находиться на своих местах на небосводе, продолжая привычное движение. Однако Иерусалим, озаренный отблесками проявления Божественного Присутствия, не будет нуждаться в светилах (Эрлих, Давидсон). Духовный свет делает ненужным то свечение, которое исходит от материальных объектов, какими являются солнце и луна.
21. все праведники Люди, представ перед Божественным судом и признав свои ошибки, удостаиваются прощения и становятся величайшими праведниками. Эти слова из книги пророка Йешаяhу легли в основу учения о праведности всех еврейских душ: «Все сыны Израиля имеют удел в будущем мире» (Талмуд). Тот, кто грешил, но раскаялся — будет прощен.
навеки Даже те, кто не были людьми мудрыми, обретут знания Торы и страстное желание исполнять все ее законы.
22. самое малочисленное [из колен Израиля] станет в тысячу раз [многочисленнее], а младшее [из колен] — народом огромным Изгнанники, вернувшиеся в город, представляют собой лишь малую часть от его многочисленного населения, которое наполнит его дома и улицы в самом ближайшем будующем. Не только Иерусалим будет преполнен новыми жителями, но и горы Иудеи покроются городами и многочисленными селениями.
в назначенное [для избавления] время Которое известно Всевышнему.

Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il

admin @ 08:01

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика