Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
hафтара главы Экев
Категория: Бней Ноах

Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il

Йешаяhу, 49:14-51:3

Это вторая из «hафтарот утешения». Главы из книг пророков, которыми дополняют чтение недельных глав Торы все семь суббот, следующих за Девятым ава, связаны одной общей темой: проявлением признаков окончания тяжелых времен, возвращением изгнанников на родину, обновлением народа и его успокоением от бед. Но мудрецы, выбиравшие тексты из книг пророков для чтения в синагоге, даже решив придать той или иной субботе особый характер подготовки к празднику освобождения, ожидания Судного дня, приближения Девятого ава или утешения, никогда не отказывались от того, чтобы найти hафтару, создающую определенную атмосферу и в то же время повторяющую основные темы самой недельной главы. Глава Экев и соответствующая ей hафтара не являются исключением. Недельная глава Торы посвящена обязанности, возложенной на сынов Израиля, сохранить свой духовный уровень, несмотря на соседство ханаанских племен, погрязших в идолопоклонстве и разврате. Она также содержит напоминание о том, что человек черпает жизненные силы и радость не только из материальной составляющей мира, но прежде всего из духовных сфер: «не одним лишь хлебом живет человек». hафтара в свою очередь призывает понять причину выпавших на долю сынов Израиля лишений и страданий. Если они осознают, что все наказания, обрушившиеся на них, были вызваны тем, что люди забыли о духовности, и были направлены на то, чтобы снять с их глаз пелену и устранить завесу грубого восприятия действительности, то сыны Израиля станут настоящими «слугами Всевышнего», исполняющими Его поручения с радостью и без принуждения.

Глава 49

14-23. Утешение Сиона

Большая часть еврейского народа утратила надежду на восстановление государственной независимости. Многие из сынов Израиля считали, что история еврейского народа закончена.
14. Сион Пророк выбирает одну из гор, на которых стоит Иерусалим и на которой стоял царский дворец, и использует ее как собирательный образ всего еврейского народа. Он представляет Сион как жену, изгнанную мужем, как женщину, потерявшую своих сыновей и оплакивающую их. Она жалуется на свое горе и не видит ему конца. «Всевышний забыл меня», — говорит Сион.
15. даже если эти могут забыть Даже горе матери, утратившей ребенка, притупляется со временем. Но память Всевышнего о Своем народе постоянна и никогда не ослабевает: Его переживание за судьбу сынов Израиля всегда остается столь же острым, как в первый день их изгнания.
16. начертал Этот пророческий образ указывает на то, что все происходящее в мире происходит по воле Всевышнего и направлено к достижению одной-единственной цели: восстановлению Сиона, его стен, домов и Храма, который находился на горе Мория. И если это скрыто от глаз людей и все события мировой истории кажутся проявлением игры случая, то пред лицом Творца все они выстроены в стройной последовательности, завершающейся восстановлением стен Сиона, которые пред глазами Всевышнего уже сейчас стоят отстроенными.

17-23. Возвращение сыновей к матери, которая не надеялась когда-либо увидеть их

  1. спешат Стремятся к своей матери, собираясь со всех концов земли.
    разрушители твои и опустошители твои Некоторые комментаторы рассматривают это выражение как указание на те отряды, которые были оставлены вавилонянами в Стране Израиля, но были вынуждены бежать после падения Вавилона. Кимхи относит эти слова к злодеям, вышедшим из среды сынов Израиля, которые стали причиной разрушения государства. Фраза меhарсайих умахаривайих мимех йецеу («разрушители и опустошители твои уйдут от тебя») стала поговоркой. Ее смысл заключается в том, что злейшие враги Израиля, причинившие ему больше всего горя и опозорившие славное имя его, вышли из самого народа.
    18. все они собрались, пришли к тебе Пророк подчеркивает, что даже те дети Сиона, которые изменили ему, вернулись теперь домой (Ибн Эзра).
    как украшение Сион рад своим возвращающимся детям, как невеста — нарядным украшениям. Возрождение Сиона похоже на тот случай, когда женщина, думавшая, что она овдовела, нашла своего мужа. Украшение приходит на смену знакам вдовства.
    19-20. «В свете неожиданной радости, вызванной столь быстрым возвращением многочисленных детей, гора Сион должна подумать о том, как расширить свою площадь и город вокруг себя, приготовив место для все новых и новых потоков возвращающихся сынов Израиля» (Скиннер).
    19. ибо теперь станешь ты тесен Для многочисленных пленников, угнанных в чужие земли и теперь возвращающихся к тебе.
    20. сыновья твои, [которых считал ты] погибшими Речь идет о новом поколении, которое приходит преисполненное сил и любви к Сиону, словно не было долгих лет изгнания.
    21. кто родил мне этих Горе Сион трудно представить себя матерью этих многочисленных пленников, расплодившихся и размножившихся на чужбине и теперь возвращающихся к ней.
    в изгнании Сион долгие годы находился в одиночестве, т.к. еврейское присутствие на Святой земле прекратилось.
    22. подниму знамя Мое Знамя будет сигналом конца изгнания, собирания изгнанников, а также укажет то место, куда все народы должны будут вернуть пленных сынов Израиля, находящихся под их властью.
    в полах [одежды своей] Подобно тому, как раньше переносили маленьких детей.
    23. воспитателями Пророк предсказывает, что все правители будут охранять сынов Израиля и помогать им. Восстановление государства произойдет с согласия всех народов (Винер).
    и прах ног твоих лизать В знак полного подчинения. Подобно тому, как на востоке побежденные склонялись перед победителями.

24-26. Судьба народов, которые не подчинились воле Всевышнего

  1. а плененное у праведника Пророк как бы ведет диалог с теми сынами Израиля, которые сомневаются в возможности исполнения всего того, что предсказано им. «Неужели Израиль может быть спасен от такого мощного врага как Вавилон?» — спрашивают они. В ответ звучит утвердительный ответ пророка, произносимый от имени Всевышнего: «Да, Я, Господь, спасу их».
    26. и накормлю Я притеснителей твоих их собственной плотью Они сами уничтожат себя в бесконечных междоусобных войнах.

Глава 50

Еще одна мысль не давала покоя изгнанникам: «Сохранился ли союз, заключенный когда-то с праотцами, а затем у горы Синай с народом, вышедшем из Египта, или Всевышний, устав от преступлений сынов Израиля, перестал считать союз действительным? Не является ли изгнание свидетельством разрыва союза? Не похоже ли это на тот случай, когда муж прогоняет жену, ведь закон Торы допускает развод и существует правило написания разводного письма?». Ответом сомневающимся в вечности и неразрывности союза стали слова пророка, которые никогда не смолкают и продолжают звучать в каждом поколении: «Где разводное письмо, врученное вашей матери, которое единственно могло бы быть доказательством развода?». Пророк говорит обо всем обществе Израиля как о замужней женщине, заключившей брачный союз, а об отдельных людях — как о ее сыновьях. Если моментом заключения союза можно считать дарование Торы, то изгнание из Святой земли никто из пророков не назвал расторжением союза. Наоборот, все они подчеркивали неразрывность и вечность связей, установленных Всевышним со Своим народом. Наказания лишь помогут проявиться сущности еврейского народа, которая и заключается в том, что он является народом, хранящим прямую и непосредственную связь с Творцом. Эта связь не зависит от внешних обстоятельств, а наказания за совершенные преступления, раскаяние и очищение от греха лишь проявят ее новые аспекты.
1. разводное письмо Поскольку не существует документа, который подтвердил бы факт развода, брак не считается расторгнутым, а это значит, что двери открыты для возвращения.
кто тот из заимодавцев Моих, которому продал Я вас Разве Всевышний нуждается в ком бы то ни было и был должен просить взаймы, а потом, не будучи в состоянии выплатить долг, отдал кредиторам Своих детей в услужение? Конечно же, это не так. Лишь за свои грехи были изгнаны сыны Израиля, а потому никто не сможет помешать Творцу собрать Свой народ, когда время наказания закончится.
были вы проданы Бедные родители часто отдавали детей в услужение в чужой дом.
2. почему, [когда] пришел Я Пророк упрекает людей за сомнения и неверие в избавление, которое произойдет в ближайшем будущем, за то, что призыв Всевышнего не находит у них живого отклика.
неужели коротка стала рука Моя Мощь Всевышнего ничем не ограничена, ей не могут противостоять народы и даже законы природы — не преграда для Бога, когда Он приходит избавить Свой народ.
могу Я осушить море В этих стихах приводится несколько намеков на те чудеса, которые совершил Всевышний для сынов Израиля при исходе из Египта.
3. облачу Я небеса мраком Во власти Всевышнего как земля, так и небеса (Ибн Эзра).

Слуга Всевышнего объясняет смысл деяний Творца

4-9. Это одно из четырех мест второй части книги Йешаяhу, где либо говорится о слуге Всевышнего, либо приводятся его слова. Все эти отрывки отличаются необычайной красотой и глубиной религиозной мысли, однако к ним трудно подобрать комментарий, дающий достаточно убедительное объяснение на простом уровне. Слугой Всеывшнего является самая чистая и возвышенная часть народа Израиль — люди, которые готовы умереть, но не изменить вере отцов. Они готовы терпеть притеснения, гонения и несправедливость со стороны своих же собратьев, которые не сумели подняться до понимания истинных ценностей жизни и не смогли увидеть признаков начала нового времени. Эта лучшая часть народа с еще большей требовательностью, чем когда бы то ни было, призывает человека посвятить себя служению Всевышнему. См. также Йешаяhу, 42:1-4, 49:1-6, 52:13-53:12.
4. чтобы обучать Раскрыть смысл учения.
чтобы говорить, когда [приходит] время Предсказать срок наказаний, которые обрушатся на народ в том случае, если сыны Израиля не раскаются и не исправят свои поступки.
чтобы слушал я Понял глубокий смысл событий прошлого, настоящего и будущего.
5. назад не отступал Не сомневался в том, что делаю и говорю, не страшился никого и в точности передавал слова пророчества.
6. спину свою подставлял я Был покорен Божественной Воле.
7. поэтому не [боюсь] я поругания У Йешаяhу никогда не возникало вопроса, почему праведник должен переносить страдания, как человек святой, проникнутый любовью ко Всевышнему, может оказаться в положении гонимого и презираемого.
что не буду посрамлен Глубина понимания всего происходящего и страстное желание помочь народу отбрасывают на задний план все остальные чувства. (См. Ирмеяhу, гл. 17; книгу Иов и Теhилим, гл. 22.)
8. оправдывающий меня Борьба с идолопоклонством и чуждым влиянием окружающих народов образно представлена как судебный процесс, происходящий пред лицом Всевышнего (Давидсон).
станем мы вместе Пред лицом Судьи.
9. что признает меня виновным Пророк надеется на заступничество Всевышнего, т.к. знает, что он не сам пришел поучать людей, а был послан сказать им гневные слова обличения.
10-11. Послание, призванное вселить надежду, но в то же время содержащее предупреждение, которое можно назвать «Песнь верного слуги».
10. тот из вас Основная масса сынов Израиля сопоставляется с людьми исключительной праведности. Именно она представлена в образе верного и праведного слуги.
если ходит он во тьме В отчаянии, утратив всякую надежду.
11. идите в пламень огня вашего Огонь служит в данном случае образом коварных замыслов, направленных на то, чтобы погубить служителей Всевышнего. Попытка безбожников и язычников уничтожить лучшую часть сынов Израиля обернется погибелью для них самих. См. Теhилим, 7:15.

Глава 51

1-3. Произнесены слова утешения, и пророк начинает рассказ о будущем. Чудеса, которые произошли во время исхода из Египта, сыны Израиля увидят еще раз, хотя, возможно, и в несколько другой форме. От людей, преисполненных веры, требуется только одно: ни на мгновение не сомневаться в том, что несмотря на свою малочисленность они смогут отстроить Сион.
1. взгляните на скалу… и в отверстие ямы Этот образ указывает на праотцев.
2. взгляните на Авраhама Следует вспомнить обещание, которое Всевышний дал Авраhаму — сделать его многочисленным народом и благословением для всех семейств земли. Разве оно не исполнилось? Настало время воздать награду всем тем праведникам, которые мечтали о восстановлении Сиона и никогда не теряли веры.
ибо его одного призвал Я В то время, когда у него не было ни одного ребенка. Всевышний избрал Авраhама, чтобы произвести от него многочисленный народ. «Авраhам был один, и он унаследовал землю» (Йехезкель, 33:24).
3. и [так же] утешит Бог Сион Эти слова преисполнены уверенности, потому что они являются пророческим видением будущего. Утешение будет полным, несмотря на то, что лишь немногие способны внимать голосу Всевышнего.
пустыню Вне всякого сомнения, изгнанники, вернувшиеся из Вавилонии, долго сомневались, прежде чем решились отправиться в путь в незнакомую для них страну, оставляя плодородную почву, обильно орошаемую водами дождей и богатые пастбища с сочной травой на берегах многочисленных крупных и мелких рек. Поэтому пророк обещает, что заброшенные земли опустевшей Иудеи вновь обретут плодородие и произойдет это очень быстро (Эрлих). В наше время мы все стали свидетелями того, как Страна Израиля расцветает и даже пустынная местность становится плодородной, когда народ, любящий свою Родину, возвращается в ее пределы.
и звуки пения Радость переполняет людей, и они поют и в дороге и во время работы.

admin @ 13:52

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика