Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Экев. Хлеб для души.

«Оттого не хлебом единым жив человек, что всем, исходящим из уст Всевышнего, жив человек»
Дварим (8:3)
В этой хрестоматийно избитой христианами фразе не очень понятна (в моем варианте перевода, а также в оригинале) связь духовного с материальным. Недостаточность хлеба, который дает Творец (а кто же еще?!) происходит от разнообразия ассортимента («всем, исходящим из уст Всевышнего»), предлагаемого Создателем.Раби Ицхак Лурия (Аризаль, 16 век, Цфат) предлагает следующее понимание этой фразы. Как известно, за всем сотворенным стоят слова Всевышнего – Его воля и мудрость. Как сказано: «По слову Всевышнего были сделаны Небеса», «Десятью сказаниями сотворен мир». Следовательно, духовная энергия, вложенная Всевышним в материальную пищу, является основой существования души в теле.
Всякий раз, произнося браху (благословение), еврей вступает в контакт (душевно-духовный) с энергетической сущностью, вложенной Всевышним в хлеб насущный. И, доставляя пищу телу, мы таким образом (через браху) не забываем и о потребностях души, поддерживая хрупкий баланс связанности души и тела.
Мораль: тщательно (осмысленно, с благословением) пережевывая пищу, ты помогаешь … себе.
Уважаемые ученики, шалом!
Как и в прошлый раз, мы вновь присоединяем к комментарию р.Гитика на недельную главу его лекцию из серии недельные главы Торы, цикл 1.
Этот текст – распечатка звукового файла, так что заранее приносим извинения за шероховатости и сохранённую устную речь… Надеемся, что содержание компенсирует возможные неудобства.
Шабат шалом.
«Экев»
Итак, наша следующая недельная глава, третья по счету в пятой книге Пятикнижия, называется «Экев», и мы, как и в большинстве предыдущих уроков, в основном займемся именно заголовком и позволим себе только некие мелкие комментарии, касающиеся других мест недельной главы. Начнем мы с комментария РаШИ.
Слово «Экев», во-первых, на иврите означает «из-за, по причине». И самая первая из них, о которой сказано в Торе, звучит так: «И будет по причине того, что будете слушать законы эти и оберегать и делать их». То есть, если мы будем оберегать и исполнять законы и поступать как следует, то Всевышний со своей стороны будет оберегать союз и давать хесед, как Он и поклялся нашим праотцам. (35.20) Так вот, мы начнем с комментария РаШИ, точнее с комментария на комментарий РаШИ.
Как РаШИ комментирует название главы? Он интерпретирует слово «экев» как «пятка». Еще одно значение этого слова — «пята». И «пятка» — это самое нижнее в духовной конфигурации человеческой фигуры, это то, что мы топчем своими ногами. То есть, «пятка», это то, что входит в соприкосновение с самым нижним. Наступая пяткой на что-то, вы нивелируете значение того, на что вы наступили.
Я вспоминаю сейчас, что у Евгения Гуляковского в повести «Планета для контакта» есть замечательный пример теста, который устраивают инопланетяне землянам на предмет «человечности». Герои — два космонавта в скафандрах, находящиеся в экстремальной ситуации: они уверены, что у них кончается воздух, заканчиваются последние его крохи, и они пытаются спастись. Они идут и замечают какое-то движение муравьев подобное ручейку. Эти космонавты, естественно, своими бахилами стараются не давить муравьев и пытаются пройти аккуратненько по камням, но ни в коем случае не идут в обход. Идя по камням, оступаются и начинают давить муравьев. После чего весь эксперимент прекращается, поскольку они провалили тест за пренебрежение к иной жизни. Нет сомнения, что то, на что мы наступаем, мы ценим достаточно низко. И делает РаШИ следующий комментарий: «Если легкие мицвот (имеется в виду в наших глазах), которые обычно человек, что называется «давит своими пятками», не замечает их важности. Если будете их соблюдать, тогда Всевышний …», и т.д. по тексту Торы. Вот это комментарий РаШИ.
Комментарий на этот комментарий звучит следующим образом. В этом Мире, знаем мы, нет НАГРАДЫ и НАКАЗАНИЯ, в этом Мире, и это уже много раз нами повторялось, есть только УСЛОВИЯ ТРУДА, что означает обещание Всевышнего «оберегать для нас союз» И РаШИ здесь комментирует слова Торы о клятве, которую Всевышний дал праотцам: «И тогда Всевышний соблюдёт обещанное им!» Немножко странно, не кажется ли вам? Разве может быть иначе? Если Всевышний обещал, так за ним дело не станет. О чем же идет речь? Вот ответ.
Что такое «легкие» или кажущиеся нам незначимыми законы Торы? Обычно это, как любой начинающий и пытающийся соблюдать Тору со мной согласится, какие-то обычаи. Даже не столько сами законы, сколько те ограды, которые введены мудрецами, чтобы не нарушить законы. И начинающий говорит (и это в общем-то правильно): извините, господа, у меня не хватает сил на законы, а тем более на изучение оград.
В чем ошибка начинающего? В том, что смысл и назначение ограды — бережное, любовное отношение к самой Торе. И речь здесь идет о принципе «мера за меру»! Наше трогательно нежное отношение к оградам, к тем изгородям, которые возвели мудрецы и на которые так легко наступить, вызывает ответную реакцию Всевышнего. Это не мицвот в прямом смысле слова, это отношение к мицвот. Но отношение рождает отношение. Как вы относитесь к заповедям, так в конечном счете вы относитесь к себе. То есть, ваше отношение к «ним», это ваше отношение к себе. «Они» только зеркало.

admin @ 13:50

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика