Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Беседа о недельной главе Торы «Ноах»
Категория: Лекции

1. Создание Адама было последним действием Творца, как цель всего творения. Все сотворенное ранее создавалось для него. Что же должно произойти с Адамом по замыслу Творца?

Каббала отвечает на этот вопрос определенно: Адам должен достичь подобия Творцу, стать во всем равным Ему. Но буквально через несколько страниц по окончании «Берешит» мы читаем следующий текст:

«И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и сожалел в сердце Своем. И сказал Господь: «Сотру человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до гадов и до птиц небесных, ибо жалею, что создал их». Hoax же понра-вился очам Господа. Вот родословие Ноаха: Hoax, муж праведный, был непорочней-шим в поколениях своих; пред Всесильным ходил Hoax. И родил Hoax трех сыновей: Шема, Хама и Йефета. И растлилась земля пред Всесильным, и наполнилась земля злодея-нием. И увидел Всесильный землю, что вот: растлилась она, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле. И сказал Всесильный Ноаху: «Конец всякой плоти настал предо мною, ибо вся земля наполнилась насилием от них, и вот я истреблю их с землею. Сделай себе ковчег из дерева гофер, с клетями сделай ковчег, и покрой его внутри и снаружи смолою… А я вот наведу потом, воду на землю, чтобы истре-бить всякую плоть, в которой есть дух жизни».

 2. Как же объясняет Каббала смысл этой недельной главы Торы?  Что такое «Hoax»? Что такое «ковчег»?

В Торе заключены тайны Мироздания выраженные в простых словах и как будто бы истори-ческих описаниях. И это уводит от видения правильнго понима-ния картины Мироздания.

Если мы поверхностно смотрим на описываемое Торой, мы тем самым низводим ее до земного уровня, и пропадает вся ее ценность, ибо ее основная задача — служить инструкцией выхода в высший мир.

3. Два мира

Наш мир живет и поддерживается маленькой искрой духовного света, которая прорвала гра-ницу духовного мира и проникла в наш мир. Представим себе духовный мир, который весь – спло-шной свет, в миллиарды миллиардов раз больше этой искорки, дающей нам все удовольствия наше-го мира. Какие наслаждения там пребывают! Какие постижения! Ощущение вечности, свободы, парения, наполненности!

Разница между остальными мирами и нашим миром лишь в том, что в нашем мире желание получить наслаждение, находится на своей самой низшей ступени, называемой материальным телом.

4.Тора — собрание законов управления миром

Для этого нам и дана Тора. В ней Творц изложил законы управления  мирами. Законы эти — духовные. Они — та сеть, на которой лежат миры, и эта сеть сил ими управляет.

Вначале создана была только эта сеть — более тонкая материя — это «духовные миры».

Затем в ней образовывалась  более грубая материя,  называемая «наш мир». Тора написа-на каббалистом Моше, она описывает законы миров иносказательно, земным языком, и потому нам кажется, что Тора — это исторический рассказ.

5. О чем же на самом деле говорит Тора?

Творец создал творение — Адама и дал творению возможность развития. В итоге развития, на десятой ступени, потребовалось наделить творение свойствами сфиры «бина» — отдачи, милосер-дия, иначе творение подошло бы к самоуничтожению.

От Адама до Ноаха — 10 поколений — 10 ступеней — 10 сфирот: Адам, Шет, Энош, Кинах, Мэхалелель, Еред, Ханох, Метушелах, Лемех, Ноах — Кэтэр, Хохма, Бина, Хэсэд, Гвура, Тифэрэт, Нэцах, Ход, Есод, Малхут.

6. «Растление земли»

«И растлилась земля пред Всесильным, н наполнилась земля злодеянием. И увидел Всесильный землю, что вот: растлилась она, ибо извратила всякая плоть путь свой на земле…» имеют ли эти слова отношение к Потопу, или как-то связаны и с нашим временем?

Этот процесс постоянно происходит в Мироздании и в каждом из нас. Тора говорит о том, что это состояние человека, когда он видит все свои низменные желания хочет выявить с помощью какого желания он может духовно развиваться, а какие желания он должен утопить.

«Hoax» — это свойство отдачи в человеке. В каждом человеке присутствует его личное желание, но оно подавлено всеми чужими желаниями. Мы рождаемся и существуем в обществе, живущем под диктовку рекламы, агитации и т.д. и это страшнейший бич. Мы постоянно подверга-емся мозговому и эмоциональному штурму.

Сколько дается человеку возможностей для духовного роста, столько же есть и сил, его атакующих, ему мешающихи это вовсе не враждебные силы, они необходимы человеку для внутрен-ней работы, для отсортировки и осознания собственных свойств.

7.Точка в сердце

Есть в человеке изначально одно-единственное желание (называемое «некуда ше ба-лев», «точка в сердце» — центре наших желаний), связывающее его с Творцом. Но оно абсолютно подавлено всеми остальными желаниями, всеми стремлениями, которыми захлестывает человека окружающий мир.

Необходимо выявить из всех сил и желаний, которые есть у человека, одно главное, личное. Мое личное — оно направлено исключительно вверх.

 Душа — то единственно личное, что есть у человека, все остальное — наносное и совершенно постороннее. Истинно чистое желание именуется «Hoax в человеке».

8.Человек — завершающая стадия творения -«целем Элоким» (образ Божий).

Человек является завершающей стадией творения:

1.В начале созданы более чистые творения – это уровни нашего пдъема от неживого до человека.

Без падения невозможен подъем т.к. невозможно подня-ться если не упал. Количество падений индивидуальны для каждого, но они ограничены 70х7 (Мф.18:21).Если это количество падений не исправляет, тогда «человек не справился с порученной работой» и затем следует увольнение и реинкарнация.

2.Только в конце создается человек — наиболее грубое из всех творений в мире.

  1. Затем человек приобретает экран, наделенный максимальной антиэгоистической силой.

4.Сперва этот экран отталкивает свет самого высокого качества.

5.Наконец, обретая наибольшее желание и выстраивая соответствующий ему экран, человек достигает наивысшего уровня получает его внутрь, достигая этим наивысшего уровня среди всех творений мира. Эта тайна и есть  -«целем Элоким» (образ Божий).

Когда же экран разбивается, то разбитые «келим» (жeлaния) падают ниже всех остальных. «Целем Элоким» — это бина, желание отдавать.

В человеке присутствует частица «целем Элоким», чтобы он мог хоть немного понять, что такое отдача, что такое Творец. Поэтому человек имеет право выбора.

Если он найдет правильное соответствие между собой и Творцом, то сможет использо-вать свой эгоизм для отдачи и при этом расти и продвигаться.

Если он захочет наслаждение, получаемое от Творца, использовать в своих целях, то упадет ниже всех.

«Целем Элоким»это сила, данная человеку свыше для правильного употребления эгоизма. Ни одно другое создание не получило подобного.

 9. А більший меншого штовхае та щей б’є …

«И боязнь, и страх перед вами будет на всяком звере земли и на всякой птице небесной, на всем, что движется на земле, и на всех рыбах морских…»

В природе, заведено так, что младший испытывает смирение и трепет перед старшим, перед человеком.

Но когда согрешил человек от Древа познания, то высокий уровень света, полученный им раньше, исчез, и осталось лишь опустошенное желание, наибольшее из всех сотворенных в мире желаний.

Тогда почувствовал себя человек самым низменным из всех созданий мира. И все измени-лось: теперь он начал испытывать страх перед творениями. Как говорят праведники, грех ослаб-ляет человека. А если бы не согрешил, то экран, который он поставил над своим эгоизмом, воздал бы ему хвалу постижением высшего света. После же прегрешения человек лишился достигнутого им высокого уровня света.

 

10.Что такое «целем Элоким»?

Это та частица в человеке, которая подобна свойству бины — свойству отдачи. Поэтому человек способен понять Творца и Его свойства. И, сделав правильный выбор, — работать во имя отдачи. «Целем Элоким» — это сила отдачи, которую Творец дал исключительно человеку.

11.Как же нам следует воспринимать смысл действия воды — ведь мы привыкли к тому, что вода очищает? А здесь она уничтожает все живое…

Обычно вода — это очищающая среда, это бина, свет «хасадим» — свет милосердия. Но здесь — сильные потоки воды, окружив человека, затопляют, убивают.

Что же это за силы, внешне похожие на воду, а внутри их — смерть?

Когда страшные и противоречивые мысли, желания одолевают человека — это подобно Потопу. Но хотя Потоп и приходит как очень жестокая сила, способная все погубить, она же своей жесткостью очищает. И очищает она человека только тогда, когда он, как Hoax, сооружает вокруг себя ковчег. Hoax — это человек, попадающий в состояние, когда бурные воды потока пытают-ся увести его с пути.

12.В Брит hа Хадаша так же говорится об этом:

  1. В те дни многие обманутся и начнут предавать и ненавидеть друг друга,
  2. появится множество лжепророков, которые многих введут в заблуждение;
  3. и любовь многих охладеет из-за всё большей отдалённости от Торы.
  4. Но продержавшийся до конца, спасётся.
  5. И эта Добрая Весть о Царстве будет провозглашена по всему миру как свидетельство всем гоим. Тогда и настанет конец. (Матф.24:14)

6.Йешуа ответил им: «Причина, по которой вы заблуждаетесь, в том, что вы не знаете ни Танаха, ни силы Божьей. (Матф.22:24)

 Талмуд содержит такое примечание к стиху:

 «Царство обратиться в ересь»: «Ивритское слово здесь -минут может означать «ересь» в общем или «христианство» в частности, 22:31-32. Под ‘Царством’ имеется в виду Римская империя, а утверждение является замечательным пред-сказанием Р. Нехемьи (150 г.н.э.) об обращении Рима в христианство во время правления Константина Великого в 313 году».

 Между тем, считается, что цитата имеет в виду не обращение Рима, но «просто передаёт идею о том, что распространение ереси и последующий за ним упадок религии будут иметь вселенский масштаб (Христианство в Талмуде), стр. 209). Отрывок продолжается: «Это подтверждает слова Раби Ицхака, который говорил: ‘Сын Давида не придёт до тех пор, пока весь мир не обратится в верования еретиков’. Раба спросил: ‘Какой стих [доказывает это]? [Ответ:] ‘всё превратилось в белое: он чист'(Левит 13:13)». (Сангедрин 97а)

Примечание в издании Сончино гласит: «Это [в свете Левита 13:9-17] относится к проказе: белая опухоль — свидетельство нечистоты; тем не менее, если вся кожа поражена, она провозглаша-ется чистой. Так и здесь: когда все станут еретиками — это будет o знамением, что вскоре мир будет очищен пришествием Мессии».

Если человек будет «путаться» среди посторонних сил и помыслов, они для него превратятся в Потоп. Он не сможет никуда от них деться. Он будет постоянно находиться под уничтожающим действием желаний всех тех, кто его окружает, и они будут диктовать ему, чего и как он должен желать. Кто-то желает денег, кто-то — власти, кто-то — славы, кто-то…

13.Мы обязаны бороться с чужими желаниями

Все вокруг нас пропитано чужими желаниями. От них можно спастись через еще более прочноую связь с целью творения. Иного пути нет. Необходимо создать вокруг себя слой экрана, который защищал бы от внешних помех, пытающихся каким-то образом увести человека, соблазнить, запугать.

Если человек этого не добьется, то не сможет духовно расти.

Ковчег — это своеобразный экран, это защитная сила, которую он сам создает. Тот, кто держится за цель творения, не подвергается никаким другим воздействиям. Он просто не хочет более внутренне контактировать с окружающими, продолжая внешне участвовать в общей жизни. Ковчег — это одно из многих действий, которые приходится совершать человеку, если он намерен духовно расти.

Hoax — следующий после Адама человек. Человек, с которого начался весь путь на Земле.

Ноах (Ной) — это стадия нашего духовного развития, когда человек осознает свой эгоизм как зло, и осознает, что спастись от него он сам не может, т.к. это его природа и только выс-шая сила способна его изменить.

Поэтому, когда он строит ковчег — своими просьбами, высшим светом, в нем создается свойство Бины (отдачи), в котором он находится, а все его эгоистические желания, свойства, уже не властвуют над ним. Он как бы, или поднимается над эгоизмом, или входит в сферу, свойство отдачи, изолируясь от своего эгоизма, своей природы.

Сегодня каждый из нас и весь мир в целом, начинают ощущать себя в угрожающем состоянии Ноаха. Нам угрожает  внутренний  (индивидуальный)  и внешний (общемировой) «потоп» (эгоизм), который мы сами вызвали, но с которым мы сами справиться не можем. Спасение — только в укрытии в ковчеге — в обретении каждым и всеми вместе свойства отдачи, подъеме выше нашего эгоизма, — тогда всё придет к согласию, как все виды творений в ковчеге, — и «ПРЕД ВСЕСИЛЬНЫМ ХОДИЛ НОАХ»

Земля на иврите — «эрец», это наше внутреннее желание, «рацон». Невозможно начать путь на Земле, то есть преобразовать что-либо в себе, если не заручиться заранее такой силой, такой поддержкой, таким устройством в себе, когда будешь полностью свободен от любых внешних помех.

Ковчег — это средство, выбранное Ноахом (то есть душой, что находится на такой ступени) для продвижения к цели.

14. Ноах не один остался в ковчеге. По указанию Творца он взял «каждой твари по паре». Разве это не есть весь внешний мир, то есть помехи?

Душа человека включает в себя весь мир. В ней — представители всего сущего, в ней основы, корни всего мира.

Человек находится на самом высоком уровне нашего мира, то есть его душа включает в себя все животные, все растительные, все неживые души.

Весь мир изменяется в соответствии с человеком: изменился в лучшую сторону человек — чуть лучше стал и мир. Поднимаясь, преодолевая помехи, человек возвышает и всю остальную при-роду.

15. В этой недельной главе нам показано на примере Ноаха, как человек должен вести себя в особом окружении, где возникают помехи.

Человек должен взять все исправленные части своей души (то есть животную, раститель-ную и неживую — что называется, «каждой твари по паре») и соорудить вокруг себя ковчег, такую оболочку, которая будет противостоять всем внешним помехам.

Что это за оболочка? Всецело альтруистическая. Если человеку ничего не нужно, если ему безразлично все, кроме цели творения, ему ничто вокруг не может навредить. Связанный с целью творения, он поднимается так высоко, что не ощущает помех, и они не могут повлиять на его путь.

16.И затвори Б-г за ним.

Творец указывает человеку, каким образом он должен строить вокруг себя эту защитную оболочку. Сказано в недельной главе, что Hoax входит в эту оболочку, и «Творец закрывает за ним дверь».

Между ним и Творцом находятся огромные нечистые, отвлекающие силы.

И он должен в течение всего этого времени работать над тем, чтобы на следующем этапе, когда пройдет Потоп, исправить эти мешающие силы. В том и заключается наш путь вперед.

Построение ковчега  это необходимость замкнуться в себе, ограничить себя от внешних воздействий. Нужно разобраться в себе. Оторваться от всего, что нам в этом мире мешает, попыта-ться не взаимодействовать с жестоким окружением, чтобы взрастить в себе именно то, из чего потом начнет развиваться человечество.

«Человечество» — это силы, с помощью которых достигают Творца.

И тогда силы, которые были готовы человека уничтожить в своих волнах, потихоньку исправляются им одна за другой. Их исправлением и достигается цель творения.

17. Вмире сотворенном Вс-вышним нет зла.

Ни в коем случае не надо рассматривать какое-либо воздействие как отрицательное. Наоборот, все они необходимы и желательны для достижения цели. Поэтому силы, возникающие как помехи, в действительности не вредны. Наоборот, я чувствую в них призыв Творца к тому, чтобы использо-вать их для своего духовного продвижения.

Новая земля

Только после этого человек сможет обрести новую землю, она уже будет очищенной, потому что он станет смотреть на нее по-другому. И тогда он сможет продолжить свое духовное возвышение.

18. Должен ли человек сокращать свои желаня чтобы стать счастливым? Противоречит ли это каббалистическому подходу, в соответствии с которым человек должен не уменьшать, а увеличивать свои желания. Почему удовлетворение желаний не делает человека счастливым?

Все, что создано вокруг нас, создано для нашего духовного сближения с Творцом. Нет ничего, что было бы создано не ради этой цели. Вся проблема в том, как разумно использовать все средства для достижения вечной, истинной цели, хотя еще надо определить, истинна ли она и в чем именно состоит.

Все имеющиеся в нас желания, все наслаждения, которые нас окружают, существуют неспроста, ненапрасно. Отказываться от них человек не должен.

19. Hoax не укрывался, не уединялся до тех пор, пока не грянул Потоп. Что означает Потоп?

Потоп — та сила, которую надо вызвать на себя интенсивным изучением Каббалы. Когда эта сила подействует в полной мере, она заставит вас войти в состояние, именуемое «ковчег».

Для этого и существует период, когда человек отрешается от всех своих желаний и замыкается наедине с собой, но потом он привлекает все прочие желания, использует их. Без них он не в состоянии двигаться вперед.

Эгоизм, жажда наслажденияэто единственная наша движущая сила, то единственное, что создал Творец.

Великие каббалисты уходили от мира, уединялись. Но совершали это, находясь на очень высоких ступенях и только для определенной цели.

Человек должен подняться до такого уровня, чтобы жить как в нашем мире, так и в остальных мирах — одновременно. Он должен ощущать все Мироздание. Ведь мир един, а нам надлежит выбраться из внутренней скорлупки, которая не позволяет нам видеть ни наше сегодня, ни завтра, не позволяет осмыслить, кто ты есть, зачем рождаешься и куда уходишь после смерти.

Цель Творца и состоит в том, чтобы человек не был скрыт в этой маленькой скорлупе, чтобы он открыл для себя всю сферу Мироздания.

20. Как определяется момент и состояние выхода из ковчега ?

Ноах находился в ковчеге, пока земля, то есть все желания не погрузились в воду, утонув в свете «хасадим» (водой в Каббале называется очищающий свет «хасадим»).

Ноах пребывал в ковчеге до тех пор, пока остальные желания не очистились до такой степени, чтобы он мог ими правильно пользоваться во имя своего единственно личного желания.

  1. В какой момент это произошло?

Когда он сумел отделить свои желания от не своих, поставив во главу угла сугубо персо-нальное стремление к духовному, тогда он вернулся ко всем прочим желаниям и продолжил с их помощью путь духовного продвижения.

22. Завет с Ноахом

И вот Ноах выходит из ковчега, и Творец предлагает ему Завет — связь, союз с Собой.

Для чего нужен Завет?                                                                                           .

Чтобы получить силы от Творца, дабы начать жить. На новой почве должен он был взра-щивать свои следующие состояния.

Исправление, совершенное Ноахом (он выдержал свои внутренние, душевные силы в закрытом состоянии), позволяет ему удостоиться новой земли. Земля, кото-рая раньше была проклята Творцом, начинает плодоносить, на ней зарождается жизнь, постепенно приводящая человека к исправлению, к цели творения.

 

23. Виноград

До прегрешения Адама у него не было ничего от этого мира, то есть не было «келим» (сосудов) для получения света «хохма», и рожал потомство только от силы «бины», света «хасадим».

Виноград — это «ор хохма». Если «ор хохма» получают без экрана, то пьянеют, то есть теряют способность принимать ради отдачи. А когда «ор хохма» получают в одеянии «ор хасадим», то вино приносит радость от получения света «хохма» ради отдачи.

24.  Во время Потопа погибло много людей.Что Вс-вышний подразумевает под словом смерть?

Человека не надо приговаривать к смерти. Исчезновение света — смерть сама по себе. В Торе нет наказаний за какое-то нарушение.

Духовная смерть — это потеря связи с Творцом. Этого уровня мы в нашем мире еще должны достичь.    .

Тот, у кого и раньше не было связи с Творцом, не ощущает ее потери. Мы не называемся мертвыми, потому что не ощущаем жизни духовной, находимся ниже линии «махсома» (границы, разделяющей духовный и материальный мир).

Мертвым может называться тот, кто сознавал, что жил, кто ощущал свет Творца, а потом перестал получать Его.

Только сам человек, находясь в этом состоянии, может констатировать свою духовную смерть. Это состояние приводит его к сожалению о происшедшем и к необычайным страданиям, что уже само по себе является силой, способной привести его к жизни на более высоком духовном уровне.

Без ощущения духовной смерти «ахораим» невозможно прийти к ощущению жизни «паним». Нет такого праведника, который, делая хорошее, не согрешил бы. Грех всегда пред-варяет Заповедь. И с осознанием всего зла, с осознанием смерти приходят к Творцу и просят жизни.

25.Шем. Хам. Яфет.

Каббала говорит, что трое сыновей Ноаха — это три принципа, лежащие в основе человечес-кой цивилизации: этика (Шем), эстетика (Яфет) и энергетика (Хам). В этом, а не в примитивно-биологическом, смысле надо понимать генеалогию приведённую в нашей главе.

Этический Вавилон, эстетическая Греция, энергетический Египет — характерные примеры вариантов развития культуры.

Благословение Ноаха формулирует ту модель развития, которая является оптимальной по Торе:

Яфет (эстетика) живёт в шатрах Шема (этика — основа цивилизации), а Хам (энергетика) служит им (т.е. является не причиной, а жизнеобеспечителем).

 

 

НОАХ

(Берешит [Бытие], 6,9 — 11,32)

 

Семья праведника Ноаха.

Земля вся наполнена искажением: Ноах и его род — единственное исключение.

Единый говорит Ноаху о приближении Потопа и сообщает точные параметры Ковчега. В Ковчег надлежит взять семью Ноаха; также все живые существа Земли придут в Ковчег попарно; «чистых» животных Ноах должен взять по семь. Ноах построил Ковчег по указаниям Единого.

 

Потоп

На шестисотом году жизни Ноаха, 17-го числа 2-го месяца, начинается великий Потоп. Вся земля была заполнена водой, и ничего не осталось в живых вне Ковчега. Сорок дней лился дождь, а вода покрывала землю сто пятьдесят дней.

По прошествии ста пятидесяти дней Ковчег находит успокоение на Араратских горах. Ноах посылает многократно ворона, чтобы узнать, схлынула ли вода; затем — голубя, чтобы узнать, можно ли ступить на землю. На второй раз голубь принёс веточку оливы. На третий — не вернулся, Через год и десять дней после начала Потопа земля высохла; обитатели Ковчега высадились на земле.

Ноах строит алтарь и приносит жертву Единому. Единый принимает решение, что Потоп не повторится, и заключает договор с человечеством в лице Ноаха; Ноах получает заповеди. Радуга служит знаком договора.

Грех Хама, «отца Кна’ана»; благословение и проклятие Ноаха своим потомкам.

Родословие потомков Ноаха в исторических терминах народов Передней Азии.

Вавилонская башня — попытка человечества вмешаться в структуру мироздания, не достигнув равновесия между могуществом и этикой. Единый пресекает попытку, «смешав языки» людей.

Происхождение Аврама, сына Тэраха — будущего Авраама — от Шема, сына Ноаха.

 

Ещё в конце предыдущей главы нам говорится, что человечество испортилось и Единый решил его уничтожить — за исключением Ноаха, который «понравился Единому». Так поступают с испорченным творогом или супом, но с каких это пор можно вести себя так по отношению к целому человечеству? Неужели согрешили и младенцы эпохи Потопа? Что за жестокий идол-демиург уничтожает свои создания, едва они ведут себя не так, как Он ожидал — да и какой Он после этого всеведущий, если не знал заранее, как поведут себя люди? И какой Он всемогущий, если не мог создать их так, как хотел?

 

Такие аргументы высказывают различные философы, начиная с очень древних — так и хочется сказать «допотопных» — времён. Но, полагаясь на Тору там, где касается наказания, они предпочитают не доверять ей там, где она говорит о преступлениях. В Торе же сказано: и рассмотрел Судия землю, и вот, она испортилась; ибо испортила всякая плоть свой путь на земле (6,12; а за три стиха до этого Ноах назван исключением из этого правила).

 

Мы спешим сказать: так не бывает, ибо наш опыт показывает, что в любом обществе есть люди добрые и злые, а есть и такие, о которых нельзя сказать, что они принадлежат тому или иному лагерю. Наш опыт говорит нам, что любое обобщение есть несправедливость. Но наш опыт не включает в себя и такого явления, как Потоп! Если мы принимаем — пусть на мгновение, пусть (пока) в качестве легенды — возможность колоссального наводнения, от которого спасается одна семья в корабле, наполненном вперемешку волками и овцами, мы обязаны принять — пусть только условно, но для рассмотрения этой истории — и предпосылку Потопа: что всякая плоть на земле, кроме Ноаха, оказалась безнадёжно испорченной грехами, настолько, что этот горб могла исправить только могила; что всеведущий и всемогущий Единый, Истина в первой и последней инстанции, постановил стереть с лица земли тех и только тех людей, которые были безмерно развращены некими деяниями, ставившими под угрозу не только их самих, но и существование мира как такового.

 

Как такое могло получиться? Какие преступления настолько неисправимы?

 

Герой рассказа Клиффорда Саймака «Кто там, в толще скал?» — человек по имени Дэниэльс — становится свидетелем наказания, которому неведомые судьи подвергают преступника космического масштаба. Мозг Дэниэльса слышит телепатическую речь исполнителей приговора: — Итак, во исполнение воли великих и приговора суда, мы высылаем тебя на эту бесплодную планету и оставляем здесь в искренней надежде, что теперь у тебя достанет времени и желания поразмыслить о содеянных преступлениях и в особенности о… (тут последовали понятия, которые человеку не дано было постичь, — они как бы сливались в долгий невнятный гул, но самый этот гул или что-то в этом гуле замораживало кровь в жилах и одновременно наполняло душу отвращением и ненавистью, каких Дэниэльс в себе раньше не ведал). Воистину достойно сожаления, что ты не подвержен смерти, ибо убить тебя, при всём нашем отвращении к убийству, было бы милосердней и точнее соответствовало бы нашей цели, каковая состоит в том, чтобы ты никогда более не мог вступить в контакт с жизнью любого вида и рода. По всей видимости, мы не можем понять конкретную суть преступлений, совершаемых людьми допотопной реальности — и сама эта реальность, и законы её, находятся от нас столь же далеко, сколь от Дэниэльса — непонятные «замораживающие кровь» названия прегрешений космического изгоя. (А как рассказать скотоводу эпохи Исхода из Египта о таких знакомых нам по повседневности и сравнительно невинных преступлениях, как компьютерный взлом или биржевые махинации?)

 

Вместо этого Тора использует геометрические представления. Стих 11 главы 6 можно перевести примерно так: и пала земля в отношении Судии, и наполнилась земля экспансией зла. Неуклюжие русские слова заменяют здесь точные термины иврита: с землёй случился корень ШХТ по отношению к Богу, и она вся наполнилась хамас (корень ХМС). ШХТ (шин-хет-тав) означает стремительное вертикальное движение вниз с отрицательной этической окраской (отсюда шахат «бездонная яма»). ХМС (хет-мем-самех) означает стремительное экспансивное движение в горизонтальной плоскости с отрицательной этической окраской (отсюда хамас «злодеяние, совершённое по отношению к лицам того же статуса»; в следующей недельной главе Сара пожалуется Аврааму на свою беременную служанку, высокомерно относящуюся к ней: на тебе (вина в) хамасе, (совершённом по отношению ко) мне).

 

Мы можем извлечь нравственный урок из преступлений допотопного поколения: наш отход от Пути Единого подобен инфекционному заболеванию, и может привести к гибели не только нас, но и мир, в котором мы живём. Потоп был не столько наказанием, сколько спасительной мерой. Поэтому Тора не говорит об отдельных людях того времени, кроме Ноаха и его семьи: то, что совершило шахат и наполнилось хамас, называется «всякая плоть» или «вся земля»: грех из проблемы нравственной превращается в проблему медицинскую на глобальном уровне.

 

Примечание: название нынешней арабской террористической организации «ХАМАС» — аббревиатура «харакат аль-мукавама аль-исламийя», «движение исламского сопротивления»; с точки зрения этимологии (и только с этой точки зрения) это название не связано с корнем ХМС.

 

* * *

 

На шестисотом году жизни Ноаха, во втором месяце, семнадцатого числа — в этот день разверзлись все источники великой бездны, и каналы небесные раскрылись; и был дождь на земле сорок дней и сорок ночей (7,11-12). Что за великая бездна? Откуда эта вода? Мы сразу вспоминаем метафорическое описание Творения в предыдущей главе «Берешит»: слово «вода» обозначает там первичный, неструктурированный материал творения: протоматерию. Первое, что упоминается в свежесотворённом мире Первого Дня — бездна (теhом) и вода. Итак, если вода — простой и доходчивый способ обозначить протоматерию, то бездна (теhом) — такое же обозначение для ещё не структурированного протопространства, где отсутствуют верх и низ, парсек и миллиметр. Как только во Второй День Творения создаётся «свод» — принцип разделения материи — бездна более не упоминается. Сегодня же, в день Потопа, она вновь даёт о себе знать: из явившегося вновь протопространства течёт протоматерия, и мир стремительно теряет все признаки упорядоченности, возвращаясь как бы в начало Второго Дня. И по океану хаоса плывёт герметизированный со всех сторон микрокосмос — Ковчег с его обитателями. Особая, продиктованная свыше структура этого корабля сохраняет в нём свойства физического мира, тогда как вокруг мироздание распадается и собирается вновь.

 

Ноах — средоточие конструктива человеческого рода. С ним и его родом — животные, призванные возродить экосистему после окончания катаклизма. После того, как вода спадает (материя и пространство возвращаются в исходное состояние), они выходят из Ковчега и становятся нами.

 

Так был ли потоп?

 

Тора говорит, что был — и этого одного достаточно, чтобы верить. Но в подтверждение слов Торы легенда о потопе присутствует фактически во всех мифологиях и сказаниях земного шара, и примерно в одинаковой форме. В Полинезии и Китае, в Индии и Южной Америке, в Греции и Египте — всюду можно найти сюжет о глобальном затоплении и спасшейся семье. Геологи не находят следов Всемирного Потопа, но это не должно нас удивлять: Потоп лежит за рамками обычного хронологического времени, да и вода его — не обычная вода. Незачем искать и могилу Ноаха: мы все — Ноах.

 

 

* * *

 

Потопа больше не будет. Единый обещал. Но ковчег как способ выживания во враждебной среде годится не только на время потопа. Каждый из нас в тяжёлое время наделён правом сооружать ковчег и приглашать в него окружающих. Придут ли они — дело выбора: как мы уже знаем, Тора учит, что свободный выбор — основная движущая сила Вселенной.

 

Водоворот событий, которые потрясают сейчас мир и меняют его лицо, оставит за собой не меньший след, чем некогда — потоп; но сейчас желающему выжить необязательно строить деревянный корабль. Достаточно держаться вместе со своими родными, с друзьями-единомышленниками — со всеми, кого наша эмоциональная сфера в силах удержать, со всеми, кто захотят придти.

 

Дом каждого из нас может послужить персональным ковчегом, островком безопасности для людей нашего круга общения. Для этого надо, чтобы вода не проникла сквозь трещины в душах хозяев дома и его гостей. Сделай ковчег и покрой его изнутри и снаружи смазкой (6,14) — говорится строителю первого ковчега. Слово кофер, которое в данном случае означает «смазка», происходит от того же корня (К-П-Р), что и Йом Киппур, День Всепрощения и Очищения (значение этого корня: покрыть, очистить, искупить). Когда мы искупаем свои ошибки — друг перед другом, перед людьми, перед Единым — мы покрываем стены своего дома смазкой, непроницаемой для катаклизмов.

 

Надежды — прочь. Сомнения — долой. Забыта и досада, и бравада.

Граница между небом и водой уже неразличима, и не надо.

По-прежнему свободный свой разбег сверяя с параллелью голубою,

плывёт неутомимый наш ковчег, волнуемый лишь смертью и любовью.

/…/

Воистину ничем не дорожа за этим легкомысленным занятьем,

мы верим, что не будет платежа; но если он и будет — мы заплатим.

Чего бояться нам? Тюрьмы? Тоски? Ущерба очагу? Вреда здоровью?

…Но это всё — такие пустяки в сравнении со смертью и любовью.

 

— Михаил Щербаков.

 

Шаббат шалом!

 

 

Эли Бар-Яалом («Хатуль»)

 

 

Обсуждаем комментарий

ЙЕШИВА «МААСЭ-РЕШЕТ»

admin @ 08:39

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика