Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Большая Тора для маленького человека

Не прошло и двух недель после Шавуота, а мы уже успели позабыть о дне Дарования Торы… Что же мы взяли с собой в этот праздник?Один еврей пришел к раби Нахману из Бреслева и начал жаловаться на то, как он далек от Творца. Он долго и нудно перечислял свои многочисленные недостатки. Как он плохо молится, мало учит Тору, постоянно думает о всяких глупостях и т.п. Разве Творец может любить такого человека? А если так, как он может радоваться в этой жизни?
Раби Нахман прервал его:
— Я тебе больше скажу. Все гораздо хуже. В тебе нет ни капли добра. Ты совершенно погряз в грехах. Я вообще не понимаю, как Творец может терпеть такого человека.
Хасид пришел в шок:
— Извините, пожалуйста, Ребе. Но все не настолько плохо, как Вы говорите. Ведь я все-таки выполняю какие-то заповеди, помогаю бедным, молюсь каждый день и даже учу Тору. Я соблюдаю Субботу, семейную чистоту и кашрут. И самое главное, я ХОЧУ быть хорошим евреем!
Ребе улыбнулся:
— Вот видишь, все не так плохо, как ты говоришь. Постарайся радоваться своим достоинствам и Творец поможет тебе избавиться от недостатков. Сосредоточься на добре и умножай его!
Чему нас учит эта история? Недавно на еврейском календаре промелькнул праздник Шавуот – день дарования Торы. Именно промелькнул. Мы долго готовились к этому дню. В течение семи долгих недель мы отсчитывали день за днем, дожидаясь этого великого праздника. В ночь Шавуот многие учили Тору. Утром была молитва с особенной мелодией. Затем мы по традиции устроили молочную трапезу и отправились досыпать те часы, которые недоспали ночью. Не успели оглянуться – и праздник уже закончился. А на следующий день мы уже окунулись с головой в наши обычные обязанности. И от вкуса праздника не осталось и следа.
Это называется Дарование Торы? Где Тора и где мы?
В одном из своих уроков (Ликутей Моаран, II.7) раби Нахман намекает нам на смысл обычая вкушения молочной трапезы в праздник Шавуот[1]. Он говорит, что получение Торы – индивидуально и зависит от уровня каждого человека. И подобно тому, как запрещено давать младенцу пищу взрослого человека, поскольку его питание – материнское молоко, — также и с духовной пищей. Она не должна нанести человеку вред. Молочная трапеза в Шавуот напоминает нам, что мы, подобно малым детям, пока что делаем лишь первые шаги на пути в мир Торы, и поэтому не должны требовать от себя слишком много. Рав Офер Эрез пишет в книге «Из глубин», что обычай дурного побуждения — вводить в заблуждение человека, подталкивая его предъявлять к себе завышенные требования. Ведь когда в какой-то момент он срывается, не дотягивая до высокой планки, которую он себе поставил, его очень легко повергнуть в отчаяние.
Поэтому, главное, что от нас требуется – это радоваться тому, что Тора есть в нашей жизни, и, по мере сил учить ее, поскольку она является источником нашей жизненной силы и хранит нас от дурного побуждения[2].
И, все-таки, что же мы получили в праздник Шавуот? Или ничего не получили? Внимание – это снова уловка дурного побуждения: или все или ничего. Однако, даже по большому счету – мы получили в Шавуот самое главное – желание приближаться к Творцу. Безусловно, все наши усилия и молитвы во время отсчета Омера, подготовка к празднику, сама учеба и молитва в Шавуот – все это осталось с нами. Это то, «что в любых испытаниях у нас никому не отнять» — желание близости к Творцу, стремление к Нему.
Хасиды никогда не говорят: «Праздник прошел». Они говорят: «Праздник зашел». День Дарования Торы – это «праздник, который всегда с тобой». Он всегда с нами. В книге Зоар сказано, что Творец, Тора и народ Израиля являются единым целым. В Шавуот эта высокая истина раскрылась в мире. Каждый удостоился ее в той мере, в которой вмещает его сердце. И даже, если мы только делаем первые шаги в приближении к Творцу, мы, в своей сущности, хотим единения с Ним. И это – главное.

admin @ 11:15

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика