Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Каин и Эвель. Лекция 2 (конспект)
Категория: Лекции

Глава 4.

  1. И ПОЗНАЛ ЧЕЛОВЕК ХАВУ, ЖЕНУ СВОЮ, И ОНА ЗАЧАЛА И РОДИЛА КАИНА, И СКАЗАЛА: «ОБРЕЛА Я ЧЕЛОВЕКА С БОГОМ». 2. И ЕЩЕ РОДИЛА БРАТА ЕГО ЭВЕЛЯ, И БЫЛ ЭВЕЛЬ ПАСТУХОМ ОВЕЦ, А КАИН БЫЛ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕМ.

Что это за фраза такая: «Обрела я человека с Богом»?

 «Обрела человека с Богом» – потому что невозможно зачать или породить только в эгоистическом желании, оно только всасывает в себя и ничего не отдает наружу.

Порождение чего-то нового основано на двух желаниях: на желании впитывать в себя и на желании отдавать из себя. Например, плюс-минус, давление-разрежение, тепло-холод – всевозможные соединения между двумя противоположностями порождают следующие состояния.

Просто мертвая земля, прах, не в состоянии ничего породить. Нужно добавить к состоянию намерения только ради себя намерение ради кого-то или чего-то. Вот это и есть порождение. Я должен кого-то родить, беспокоиться, думать о нем. В нашем мире мы рассматриваем отношение матери к ребенку, как состояние любви, отдачи.

Свойство отдачи изначально заложено в человеке от Творца, и он начинает его потихонечку развивать. Все развитие человечества – это, практически, постепенное развитие к свойству отдачи, когда человек начинает понимать, что оно на самом деле лучше, чем его первородное эгоистическое свойство.

Получается, что женщина обладает большим свойством отдачи? Она может родить!

Женщина может родить только от мужчины. В ней существует свойство получения благодаря тому, что мужская часть соединяется с нею… Мы помним, что речь не идет о женщине и мужчине нашего мира, а о двух свойствах: женщина – это свойство получения, мужчина – это свойство отдачи. Только если они могут соединиться вместе, они могут произвести из себя следующую ступень. То есть это уже свойство отдачи со свойством получения, находящиеся в некоем симбиозе, конструктивном соединении, которое представляет собой продвижение к большему познанию, постижению, к развитию.

Свойств – Каин и Эвельь: один – пастух, другой – земледелец, это противоположные свойства, которые говорят о разных ступенях развития:

земледелец – это еще на ступени растительного, пастух – это уже на ступени животного.

Они начинают постепенно работать между растительным и животным состоянием – в растительном и животном желании, порождать всевозможные новые свойства и таким образом развиваться. От неживого к растительному, к животному, к человеку – такой путь развития должен пройти каждый из нас.

  1. И БЫЛО, СПУСТЯ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ПРИНЕС КАИН ОТ ПЛОДОВ ЗЕМЛИ ДАР БОГУ. 4. А ЭВЕЛЬ ПРИНЕС ТАКЖЕ ОТ ПЕРВОРОДНЫХ ОВЕЦ И ОТ ЖИРНЫХ ИХ; И БЛАГОВОЛИЛ БОГ К ЭВЕЛЮ И К ДАРУ ЕГО; 5. А К КАИНУ И К ДАРУ ЕГО НЕ БЛАГОВОЛИЛ, И ОЧЕНЬ ДОСАДНО СТАЛО КАИНУ И ПОНИКЛО ЛИЦО ЕГО.

Для чего сеется вдруг эта вражда?

Этим показывается, что, находясь на животном уровне развития и правильно используя его, человек находится ближе к свойству отдачи, нежели находясь на растительном уровне развития.

Внутри нас существуют: неживое, растительное, животное – эгоистические свойства, которые развиваются все больше и больше. Для приближения к Творцу полезны, необходимы свойства более продвинутые т.е. — Животные

Все наши желания делятся на неживые, растительные и животные.

Животные желания – самые эгоистические на нашем земном уровне. Когда человек использует свой животный эгоизм на отдачуэто называется «принести жертвы Творцу», то есть я жертвую своими самыми высшими желаниями, для того чтобы уподобиться Творцу.

«Жертва» – это сближение с Творцом. «Жертва» – на иврите «корбан» – от слова «каров» сближение, приближение.

Если я могу сблизиться с Творцом, исправляя свои самые эгоистические свойства – это более высокое состояние, чем, уровень растенияг во мне.

Поэтому и сказано так иносказательно, что Творец благоволил к Эвелю, а не к Каину.

Поэтому приносили жертвоприношения животными, — это отражало желания приблизиться к свойству отдачик Творцу.

  1. И СКАЗАЛ БОГ КАИНУ: «ОТЧЕГО ДОСАДНО ТЕБЕ И ОТЧЕГО ПОНИКЛО ЛИЦО ТВОЕ? 7. ВЕДЬ ЕСЛИ КЛОНИШЬСЯ К ДОБРУ, ТО ПРОСТИТСЯ ТЕБЕ, ЕСЛИ ЖЕ НЕ КЛОНИШЬСЯ К ДОБРУ, ТО У ДВЕРИ ГРЕХ ЛЕЖИТ, И К ТЕБЕ ВЛЕЧЕНИЕ ЕГО; ТЫ ЖЕ ДОЛЖЕН ВЛАСТВОВАТЬ НАД НИМ».

То есть Человек находится на растительной (серединной) ступени между неживым и животным желанием.

Если он стремится вперед, то его желание разовьется до животного уровня, и он сможет приносить свои плоды на уровне Эвель.

Если же не стремится, то может повернуть назад, – то есть он находится в состоянии, в котором не может быть уверен, что идет правильным путем, он только начинает.

Это – промежуточное состояние, и есть путь в обе стороны.

«У двери грех лежит», смотри, не споткнись на нем, – то есть человек может уйти из правильного направления. И действительно, так и получается.

Может ли уровень Каин властвовать над этим состоянием?

И да, и нет. Я не хочу вас запутывать. Мы пытаемся объяснить «Пятикнижие» на правильном, но на самом минимальном уровне. И здесь как ребенку надо дозировать. Ложечку, еще ложечку…

К сожалению, это непросто рассказать.

В принципе, для того чтобы идти вперед, человеку необходимо каждый раз ошибаться, спотыкаться, совершать грех, и только после этого, видя результат, исправлять его, и снова оступаться, входить в грех, и снова исправлять его, как сказано: нет праведника в мире, который бы не оступился, а затем, исправив себя, стал бы праведником.

Получается, что по-настоящему грешен тот, кто не чувствует, что он грешен, а на самом деле у него закрыты все пути.

Здесь говорится о двух свойствах, по которым мы развиваемся:

Эвель – это свойство отдачи, и Каин – это свойство получения.

Одно желание Адама и Евы разделяется на два: свойство Каин и свойство Эвель, и они параллельно должны существовать и развиваться.

  1. И ЗАМЫСЛИЛ КАИН ПРОТИВ ЭВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И КОГДА ОНИ БЫЛИ В ПОЛЕ…

Что значит «замыслил»?

Он желает то, что получил Эвель, то есть взять свет, который получил Эвель, исправив свои состояния на близкие к Творцу. Более низкое желание в человеке желает использовать этот свет ради себя.

Если я с помощью учебы, с помощью своего развития, постиг какие-то новые интересные законы. Это желание во мне называется «Эвель».

А потом у меня возникает желание использовать это ради себя или даже во вред другим, допустим, атомную энергию или что-то другое.

Если я использую это ради себя во зло другим – это свойство Каина.

Достижение идет за счет расширения свойства отдачи, которое есть в нас от Творца.

Неживая природа не может ничего породить, если в ней не существует искры света Творцасвойства отдачи, свойства расширения.

А затем, используя это свойство, подарок Свыше, ради себя, мы становимся каинами.

Я еще раз прочту:

  1. И ЗАМЫСЛИЛ КАИН ПРОТИВ ЭВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И КОГДА ОНИ БЫЛИ В ПОЛЕ, ВОССТАЛ КАИН НА ЭВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И УБИЛ ЕГО.

Первый случай убийства.

Что такое «убил брата»? «Убил брата»это значит, свойство, которое всё было на отдаче, теперь использовано Каином ради себя.

То есть «убил Эвеля» – это применение свойства отдачи, добра, любви для себя, ради собственного наполнения.

То есть уходит свойство отдачи, и остается только одно свойство – для себя.

Это называется «отдача ради получения»использование духовного свойства, хорошего самого по себе, ради собственного эгоизма, ради того чтобы преобладать над другими.

Далее идет «первое расследование», и следователь – Творец.

  1. И СКАЗАЛ БОГ КАИНУ: «ГДЕ ЭВЕЛЬ, БРАТ ТВОЙ?» А ОН СКАЗАЛ: «НЕ ЗНАЮ; РАЗВЕ СТОРОЖ Я БРАТУ МОЕМУ?» 10. И СКАЗАЛ ОН: «ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ? ГОЛОС КРОВИ БРАТА ТВОЕГО ВОПИЕТ КО МНЕ ИЗ ЗЕМЛИ».

Тем, что эгоистическое свойство, называемое «Каин», начало применять свойство отдачи ради себя, оно низвело его до свойства крови – до неживого свойства – «дам».

«Дам» – от ивритского слова «домэм»«неживое».

«Вопиет из земли» – то есть свойство отдачи сейчас находится в подчинении у эгоистического желания, это называется «вопиет» оттуда. Но конечно же, это необходимо для развития.

Мы не можем рассуждать, как дети: «Как это Творец не знал, что они убьют друг друга?» – и так далее.

Это как бы двуличное состояние и это не сказки, которые рисуются людям на их уровне. Нам надо понимать свойства творения, которые существуют в нас, что говорится только о природе человека, и что он должен с нею сделать.

«Разве сторож я брату моему?», «Голос крови брата вопиет…» – эти фразы разошлись по миру и стали крылатыми, и сейчас многие так говорят.

Люди продолжают применять их, трактуя как им удобнее. Не зря Каин их произносит, поэтому и мы, как следствие греха Каина, тоже произносим их.

Возможно ли человек понимать о чем говорит Тора на русском языке?

Невозможно. Он должен обязательно понимать иврит или учиться у рава.

До конца средневековья практически все ученые, богословы, философы знали иврит. Ньютон прекрасно знал иврит и даже писал на нем некоторые свои статьи.

Невозможно изучать «Пятикнижие» (я не говорю о каббалистическом уровне, а даже о ее простом уровне), понимать то, о чем оно говорит на самом деле, без знания иврита, без чтения древних комментариев к ней. Как только Моисей закончил писать «Пятикнижие», практически сразу же началось написание комментариев к нему на уровне пророков.

Пророки – это великие каббалисты, которые более просто поясняют нам, что он хотел сказать.

Еще ведь не было никаких религий и Пятикнижие совершенно надрелигиозное.Оно было написано за полторы тысячи лет до возникновения религий.

А потом люди начали трактовать в соответствии со своим уровнем постижения, каждый, как ему удобно. С уровня Каина.

Как в нашем мире это происходит – если я ничего не делаю, мне нечего сказать о своих высших познаниях, так, по крайней мере, я могу критиковать других. Это естественное занятие человека.

А чем плохо Каину? Нет, конечно Эвель достиг чего-то, у него есть что-то свое собственное, у него есть какая-то связь с Творцом…

Но Каин хочет большую связь с Творцом, чем Эвель, но за счет другого. Надо понимать, что это – естественный путь развития.

И эти каины в нас и вне нас не исчезнут до тех пор, пока мы не раскроем всю природу человека и не захотим приподняться над ней.

/11/ И НЫНЕ ТЫ ПРОКЛЯТ ОТ ЗЕМЛИ…

Осознание нами состояния «проклятие» необходимо.

Человеку, который развивается, очень важно понять, что:

использование свойства отдачи, Эвеля, для получения  ради себя, Каина, ставит его относительно Творца в положение проклятия.

Получение ради себя противоположно Творцу. Это и есть убийство Эвеля.

Что такое «проклятие» вообще?

Проклятиеэто наша противоположность Творцу. Это  выяснение и осознание нами этой противоположности.

Я сейчас скажу, быть может, крамольную фразу. Мы прокляты! Мы находимся в эгоистических желаниях в состоянии абсолютно противоположном свойству отдачи. И дай нам Бог достичь понимания того, что мы прокляты.

Дай нам Бог, настолько проявить свой эгоизм, чтобы мы, даже от самих себя  не смогли этого скрыть. Чтобы мы это увидели.

Когда у человека маленький эгоизм, он думает, что все нормально.

Немного больший эгоист говорит: «Ничего страшного, все такие…». Человек оправдывает себя.

Чрезмерный эгоист понимает – я не в порядке.

В таком состоянии, из этого чрезмерного эгоизма, человек начинает ощущать свою противоположность Творцу.

Из самого низкого падения у человека есть возможность начать подъем.

А тот, кто не падал низко, не сможет подняться.

Поэтому сказано, что когда человек упал, согрешил и проявил себя как самое последнее ничтожество, то есть достиг низа и чувствует, что он – ничто и никто, именно из этого состояния, возникает подъем.

Для такого осознания и существует весь эволюционный процесс. Человек развивается ко все большему и большему осознанию того, что находится в плену эгоизма.

А мы зачастую, наоборот, считаем, что самого ужасного человека невозможно исправить. Лучше уничтожить…

Продолжим:

/11/ И НЫНЕ ТЫ ПРОКЛЯТ ОТ ЗЕМЛИ, КОТОРАЯ ОТВЕРЗЛА УСТА СВОИ, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ КРОВЬ БРАТА ТВОЕГО ОТ РУКИ ТВОЕЙ. /12/ КОГДА БУДЕШЬ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЗЕМЛЮ, ОНА БОЛЕЕ НЕ ДАСТ ТЕБЕ СИЛЫ СВОЕЙ; ВЕЧНЫМ СКИТАЛЬЦЕМ БУДЕШЬ ТЫ НА ЗЕМЛЕ». /13/ И СКАЗАЛ КАИН БОГУ: «ВЕЛИКА ВИНА МОЯ, НЕПРОСТИТЕЛЬНА».

 «Вечным скитальцем будешь ты на земле».Крылатая фраза.

Желание человека будет искать,  как насладиться,  хоть чем-то. Будет что-то отдавать и что-то получать за это, и снова что-то отдавать и что-то получать.

Будет  использовать свойства Эвеля, для себя, для Каина. И не понимает, что никогда не сможет удовлетворить свое эгоистическое желание.

Мы находимся в таком состоянии и по сей день, все время бежим за разными наслаждениями. Не заканчивая одно, уже думаем: а что будет потом? А в следующий раз?

Вся наша жизнь  — в таких страданиях, в таком проклятии.

Нет у нас места на земле…

Каждый раз бегство за новыми наслаждениями. И каждый раз, заранее понимая бесплодность своих усилий. А куда деться?! Не ощущая хоть какую-то микродозу удовольствия, я чувствую пустоту жизни.

И отсюда – наше сегодняшнее состояние: наркотики, депрессия, отрешение от жизни.

Так происходит постижение состояния «скиталец».

Зачем скитаться по этой земле, в этом бесплодном желании?

Слово «земля»«арец», имеет еще одно значение: «рацон» желание. Это желание ненасытно, я его никогда не наполню. Наше поколение уже начинает искать выход из этого состояния.

Читаем далее:

/15/ И СКАЗАЛ ЕМУ БОГ: «ПРИ ВСЕМ ЭТОМ, ВСЯКОМУ, КТО УБЬЕТ КАИНА, ОТОМСТИТСЯ ВСЕМЕРО». И ДАЛ БОГ КАИНУ ЗНАМЕНИЕ, ЧТОБЫ НЕ УБИЛ ЕГО ВСЯКИЙ, КТО БЫ НИ ВСТРЕТИЛ ЕГО.

Каина нельзя убить?

Кто может его убить? Никого же больше нет! Так, иносказательно, Тора говорит человеку о развитии его внутренних свойств.

Человек постепенно раскрывает всю мощь единственной силы, управляющей им«Каина».

Он должен понять до конца, на всю глубину, что это свойство его полностью уничтожает, отделяет от чего-то лучшего, высшего.

Это свойство  будет присутствовать в человеке до тех пор, пока мы не устремимся всеми силами выйти из него. Мы должны увидеть, что этот «Каин» убивает нас.

Об этом говорится в древней притче, примерно того же времени. Человек настолько нуждается в толике жизни, что даже, когда к нему приходит ангел смерти и протягивает меч, на конце которого находится капелька яда, несущая в себе микродозу наслаждения, человек не в состоянии от нее отказаться. Он хочет, он обязан почувствовать эту капельку жизни. И сам раскрывает рот, принимая ее. Так человек умирает. И не может ничего сделать.

В принципе, все время, всю жизнь, мы идем навстречу смерти, зная, что, в итоге, ничего кроме разочарования не получим. Но сейчас у меня эта микродоза есть, —  я украду, потом немного наслажусь, а дальше….  И знаю, что будет плохо, но не могу себя остановить. Это и есть состояние истинного проклятия.

В книге «Тикуней Зоар», существует толкование слова  «Вначале», из самой первой библейской фразы «Вначале создал Бог небо и землю».

Название этой книги переводится на русский язык как «Исправления Зоара». Не имеется в виду исправление «Книги Зоар».

В ней говорится об исправлении человека. Так вот, вся книга, называемая «Тикуней Зоар», построена на комментарии к слову «Вначале». Кроме слова «Вначале», в Торе, в принципе, ничего и нет. А все, что сказано затем – дополнение и расшифровка этого первого слова.

Авторы этой книги раскрывают  нам силы, действующие в творении, показывают их правильное использование. Это как бы лесенка, нисходящая к нам из духовного мира.

Первое слово в Торе, «Вначале»,  и есть та первая ступень лестницы,  по которой человек начинает подниматься. Главное для нас правильно понять устройство, природу этой первой ступени. А потом, все последующие ступени уже станут ясными. Самое главное – это первая ступень.

Зачем эти великие каббалисты так подробно растолковали нам слово «Вначале»?

Они показали  нам разницу между ступенью, на которой находимся мы и первой духовной ступенью. Человек не представляет себе, как он должен измениться.

Как можно объяснить находящемуся в утробе зародышу о том, что существует иной мир? В нем живут люди, много людей. Они между собой общаются, понимают друг друга, страдают, радуются. На своем уровне, пребывая в организме матери, зародыш имеет все необходимое.

Как ему понять, что существует и еще что-то — другое?

Мы находимся в состоянии, еще более отсеченном от духовного, чем  зародыш от этого мира. Он тоже станет человеком, просто сейчас его уровень развития считается «неживым».

Сам он не существует, его жизнь поддерживается с помощью высшего организма – матери. Затем он будет проходить дальнейшие ступени своего развития, но все они выстроены по одной прямой линии.

Но человек  имеет противоположные с духовным миром свойства. Чтобы взойти на первую духовную ступень, мы должны изменить свои свойства на абсолютно противоположные.

Мы должны поменять все свои плюсы на минусы, должны изменить все свое осознание, все решения, с «ради себя» – на «ради отдачи», с «мне» – на «ради других». Мы должны «полюбить ближнего, как себя».

Слово  «Вначале», на иврите «Берешит»,  раскрывает нам свойства первой  ступени лестницы, восходящей к Творцу.

Отличия, существующие на этой ступени от нас, сегодняшних, самые трудные для понимания и освоения. Очень важно хоть как-то приблизить человека к такому осознанию.

А все последующие уровни уже подобны друг другу, там происходит простое  накопление знаний о новом мире. Мы вовлекаемся, как бы в чудесное путешествие.

То, что мы увидим, осознаем и впитаем на последующих ступенях, будет происходить по уже известным законам.

Не раз мы слышали, когда о ком-то говорят: это высоко духовный человек. Получается, что все слова и понятия  о том, что такое «духовное», здесь, в нашем мире, неверны?

Духовный мир построен на свойстве отдачи, а мы не то, что не знаем, мы даже не представляем себе, что это такое.

Мы рисуем себе духовный мир в каких-то земных образах, только витающих где-то там, далеко в пространстве. Нет пространства, нет перемещения, нет времени.

Духовное – это то, что мы постигаем в свойстве отдачи,  а не в свойстве получения. А свойства отдачи в этом мире нет.

Человек начинает видеть духовный мир только в своих исправленных свойствах. Мы  раскрываем новую реальность в нашем устремлении к другим,  когда отсекаем свое «я» и собственное благополучие от своих действий.

Духовный мир проявляется не во мне, а в моем ощущении «других». В них я начинаю чувствовать то мироздание, которое сейчас для меня скрыто.

Сейчас мы воспринимаем только то, что попадает в наши пять животных органов чувств. Если мы меняем свое восприятия на противоположное, то начинаем ощущать мир таким, каким он есть, без нашего возмущения. И этот мир называется Высшим миром.

Продолжим читать.

/15/ И СКАЗАЛ ЕМУ БОГ: «ПРИ ВСЕМ ЭТОМ, ВСЯКОМУ, КТО УБЬЕТ КАИНА, ОТОМСТИТСЯ ВСЕМЕРО».

Так создаются условия для осознания человеком своего наиболее низкого состояния. А когда человек во всей глубине раскроет в себе свойство «Каин»,  начнется подъем. Но прежде  мы обязаны спуститься  до ада.

Итак, происходит наше нисхождение, появляется человечество.

«И познал Каин жену свою, и она зачала и родила Ханоха, И родился у Ханоха Ирад, а Ирад родил Мехуяэля…» и так далее.

Один из них кузнец, второй землепашец, третий пастух. О чем здесь говорится?

Нам рассказывают о том, каким образом человеку нужно использовать свои свойства для исправления эгоистических желаний.

Работа человека над собой в этом мире, так называемая «духовная работа» («аводат аШем») разлагается на очень много специальностей. Конечно, и в нашем мире есть кузнецы, землепашцы, пастухи, но здесь говорится о том, как надо правильно использовать каждое из данных тебе свойств.

В Торе написано, что люди жили до 900 лет и более. Как это понять?

Называются уровни развития, постижения человеком его духовных ступеней.

А люди думают, что человек может дожить до 900 лет!

Тогда люди с трудом доживали до 20-25 лет.

УПушкина, по-моему, есть выражение: «Вошел старец лет сорока»?

Мы этого не представляем, но только интеллигенция, философы, литераторы, и вообще, люди, жившие в достатке и благополучии, доживали до 60 и 70 лет. Жизнь простых людей была очень короткой.

В Пятикнижии говорится только о высоких духовных ступенях, о продвижении человека в сторону отдачи, о его исправлениях в отраженном свете. Они измеряются «годами». После потопа, например, возраст человека сократился.

Зачем нам знать, кто и когда из людей родился?  Эта святая книга говорит только о тех духовных качествах, которые человек может создать в себе для сближения с Творцом. В этом ее ценность.

admin @ 01:22

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика