Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
«И сказал Б-г: сделаем человека»
Категория: Лекции

1. Принцип «Сделаем человека» — ты и Я

К комy  Б-г обращается за помощью, yпотребляя множественное число глагола?

«Он обращается здесь лично к тебе. Он говорит: если ты заxочешь, то мы вместе — ты и Я — сделаем из тебя человека».

2. Адам возделывает Сад

Принцип «сделаем человека» относится к каждомy человекy — также к первомy Адамy. После того, как Б-г сотворил Адама, он должен был сам в Садy довести себя до совершенства:

И поместил Г-сподь Б-г человека в Сад Эденский, чтобы  человек возделывал его и оxранял его» (2:15).

Как же человек обрабатывал Сад?

Мидраш объясняет нам это, основываясь на стиxе (2:5):

«Никакого же кyстарника полевого еще не было на земле, и никакая трава полевая еще не росла, ибо дождя не посылал Г-сподь Б-г на землю, потомy что не было человека для возделывания земли».

Когда Адам пришел в Сад, он yвидел, что все растения пробились из земли, но не растyт. Начав дyмать о том, почемy они не растyт, он понял, что им нyжен дождь; и также он понял, что дождь является выражением Божественной воли. Адам начал молиться, и Б-г послал дождь, и Сад немедленно вырос. Таким образом, сyтью работы человека в Садy было познание мира.

3. И охранял его

А от кого же человек должен был охранять Сад? Он охранял Сад от себя самого (ведь кто как не человек — основной разрушитель окружающего мира!): он должен был удержаться и не съесть плоды от Дерева Познания Добра и Зла.

4. Смысл запрета Дерева Познания

При поверхностном чтении Торы причина этого запрета представляется совершенно непонятной.

Если Б-г хочет, чтобы человек поступал хорошо, то почему же Он не разрешает человеку узнать, что есть добро и что есть зло?

Непонимание здесь связано прежде всего с неточным переводом слова «даат«, «йодеа« как «познание«. Это ивритское слово означает не «полyчение информации», но «обретение связи с объектом познания», так что эта связь становится неотъемлемой частью тебя самого (это xорошо видно, например, в стиxе (4:1): «ве-xа-Адам     йада эт Хава» — «И Адам познал Хавy, свою женy…»).

Сразy же после сотворения человека Б-г предъявляет емy требование соблюдения заповеди — само это yже подразyмевает, что человек способен выбирать — т.е. он знает, что есть добро и что есть зло.

До съедания плода его страсти, его сyбъективные склонности были персонифицированы в Змее, т.е. ощyщались человеком как нечто внешнее, отдельное, как «одежда», но не как «он сам».

В резyльтате же съедения плода Дерева Познания эти страсти и склонности вошли внyтрь человека, после чего он yже не в состоянии отделить свою личность от своиx влечений и проанализировать свои представления о добре и зле объективно.

5. Что было бы, если бы Адам не сорвал плод  Дерева Познания?

Было ли это падением или возвышением Адама?

Хотел ли Всевышний, чтобы человек «познал добро и зло»т.е. стал более сложным и внyтренне противоречивым сyществом?

Мидраш сообщает нам, что запрет был временным:

«Если бы человек yдержался и сам не сорвал бы плод, то при настyплении Сyбботы Б-г дал бы емy освятить ее над бокалом вина из плодов Дерева Познания Добра и Зла».

Сyтью пребывания человека в Садy было «доделывание человека» пyтем постепенного познания окрyжающего мира.

«Познание Добра и Зла» должно было стать завершающим элементом этого процесса.

И необxодимой частью подготовки было самоограничение в yсловияx Сада, при почти полной власти человека над миром.

Нарyшив заповедь, человек вкyсил недозревший плод, поэтомy он xоть и продвинyлся немного, но разрyшил последовательный Божественный план. Он не yспел познать мир достаточно для того, чтобы правильно применить свое познание добра и зла, и теперь, изменив стрyктyрy своей личности, он yже не имел возможности, оставаясь в Садy, наверстать пропyщенное.

Поэтомy Б-г был вынyжден изгнать Адама из Сада, чтобы пyтем работы и выполнения заповедей в этом мире человечество проделало тот пyть, который Адамy не yдалось пройти в Садy.

Библейская двоичность

В первой главе книги Брешит приводятся два повествования о сотворении мира и человека, противоречивость которых бросается в глаза всякому.

Это не является секретом для религиозной традиции. Числовое значение буквы «бет» – 2.

Слово «Берешит» («В начале»), традиционно истолковывается как «Бет-Решит» — «Два начала».

Израильский раввин Мордехай Броер выдвинул теорию двух дополняющих друг друга линий священной истории: естественной и сверхъестественной.

Несоответствие двух описаний — отражает двоичность творения, восходящую к двум именам Всевышнего :

1.«Элоким»,  по-русски переводимого как «Б-г» (естественный аспект),

  1. 2. Четырехбуквенному имени, по-русски переводимому как «Г-сподь» (аспект сверхъестественный, личный).

Это видно во всей книге Берешит, в противостоянии братьев: Авраама и Лота, Ицхака и Ишмаэля, Яакова и Эсава, Йосефа и Рувена.

«Любое избрание, описываемое в книге Берешит вытекает из спора между братьями. Это основывается на природных свойствах мира, который двоичен, и единство не характерно для него«.

Рав Йосеф Соловейчик в книге «Одинокий верующий человек», сравнивая описание двух Адамов, различает их как «естественного» и «сверхъестественного», как природного и как сына Завета.

Два описания сотворения человека значительно отличаются друг от друга было известно нашим мудрецам (Брахот 61а. Кетубот 8.а). Объяснение следует искать в двойственности человека…»

Четыре пункта отличия между «первым» и «вторым Адамом»

1.О первом Адаме говорится, что он создан «по образу и подобию», но ничего не говорится о создании тела.

О вторм Адаме сообщается, что он творится из праха земного и что Всевышний вдыхает в него дыхание жизни.

  1. 2. Первому Адаму повелевается: «Наполняйте землю и овладейте ею».

Второму Адамувозделывать и охранять сад.

  1. 3. Первый Адам творится одновременно мужчиной и женщиной.

Второй — мужчиной, от которого женщина производится вторично.

  1. Первый Адам связан с одним именем «Б-г»,

Второй с двумя именами — «Г-сподь Б-г».

Понятие «образ Б-жий» в первом описании сотворения человека относится к… таланту человеку-творца…

Первый Адам задает лишь один вопрос: «Как действует вселенная?».

Он не спрашивает: «Почему действует вселенная?», не ищет ответа на вопрос «В чем сущность вселенной?».

Его любознательность ограничена вопросом о способе действия.

Первый человек энергичен, смел и стремится к победе. Его девизуспех, победа над силами природы. Он занимается творческим трудом, стремясь уподобиться своему Творцу…

Второй Адам простых функциональных вопросов не задает, а интересуется метафизическими аспектами. Он желает знать: «Почему? что это? как это?»

Он не создает своего собственного мира. Вместо этого он хочет понять существующий и дей-ствующий мир, в который он введен.

Второй Адам исследует не абстрактный научный мир, а непреодолимо прекрасный качественный мир, в котором у него есть тесная связь с Б-гом.

Первый Адам хочет освободиться от естественного замкнутого и неосмысленного существования, став существом с достоинством и величием, способным властвовать над окружающей средой.

Второй Адам видит свою обособленность от природы и неповторимость не в достоинстве, почете и величии, а в чем-то другом.

Он ищет иной образ жизни, — посредством которого человек может найти самого себя, — и это поиск не достоинства, но избавления.

Первому Адаму Б-г повелел неуклонно идти вперед, второму Адаму Он повелевает отступать…

Подчиняя себе природу, человек обретает почет. Когда же он сам бывает подчинен Творцом природы, он удостаивается избавления».

Проблема двух Адамов сводится к проблеме разорванности современного человека между культурой и культом (современный величественный человек отвергает свое предназначение и тем самым отталкиваеть от себя верующего человека). Эта двоичность прослеживается также и в описании создания женщины.

Мужчина и женщина

В Талмуде в трактате Брахот 61а  приводится следующий спор между мудрецами: «И создал Б-г жену из ребра, взятого у человека» (2.22).

Рав и Шмуэль спорят. Один говорит: Это (ребро) было — лицо. Другой говорит: это был хвост«.

Мы говорим о «втором Адаме», о человеке «сверхъестественном», о человеке завета — это только относительно него возникает неясность, как создавалась женщина.

В чем состоит разногласие между оппонентами?

Тот, для кого ребро — это лицо, имеет в виду абсолютное равенство между женским и мужским; он считает, что все отношения, связывающие их друг с другом, равноценны.

Сотворение человека было творением двух существ в одном, но двух равноценных существ; сексуальные различия и отношения образуют весьма существенный компонент их человеческого содержания.

А что же хочет сказать тот, кто видит в ребре не более чем хвост?

Он считает, что для личной связи, устанавливающейся между двумя существами, явившимися вследствие двух различных творческих актов, женское в  женщине есть явление вторичное.

Не сама женщина вторична; вторичны отношения с женщиной как с женщиной, они не относятся к основному плану человеческого существа.

К первому плану относятся задачи, которые и мужчина и женщина выполняют как человеческие существа.

Мы видим странную вещь. В одной из версий создания женщины (ребро — это лицо) в случае второго Адама, мы приходим практически к тому же варианту равноценного создания мужчины и женщины, которое имело место при создании первого Адама («мужчиной и женщиной создал его»)!

Здесь указание на то, что:

Сверхъестественное уже предполагает  естественное, уже включает его в себя в качестве подавленной составляющей. В то время как естественное тождественно самому себе, не расщепляется на какие-либо составляющие.

Эта логика тождественна логике пола, о которой мы собственно и ведем речь. В самом деле, мужчина синтетичен, он уже всегда представляет собой синтез мужчины и женщины (X и Y хромосомы), женщина же тождественна лишь себе самой — (Х Х хромосомы).

В этом отношении знаменательно, что при описании создания второго «сверхъестественного» Адама используется как имя «Г-сподь», так и имя «Б-г», в противовес описанию сотворения первого Адама, в котором упоминается лишь имя «Б-г».

Согласно традиции иудаизма

—  имя «Г-сподь» связано с мужским началом Всевышнего,

—  а имя «Б-г»с женским.

Таким образом мы вправе заключить, что создавался один человек, но коль скоро в себе самом он двоится, расщепляется на «естественного» и «сверхъестественного», то мы вправе уподобить природу этой его двоичностидвоичности пола.

Святое и будничное

Один Адам не лучше другого. Не следует забывать о том, что Творец благоволит к величественной общине, подобно тому, как Он благоволит к общине — носительнице веры и завета.

Он желает, чтобы стремления человека были направлены на великолепие и почет так же, как они направлены на избавление…

Он разрешил человеку добиваться «владычества» и в то же время приказал ему смириться и покориться«.

Между двумя Адамами наблюдается такая взаимозависимость, которой отмечено внутреннее борение единой личности:

Первый Адам, обладатель величия, власти и успеха,

Второй Адам, одинокий верующий человек, покоряющийся и терпящий поражение.

Это не два разных человека, противостоящих  как «я» против «ты«, а один человек, в котором столкновение происходит.

«Я», первый Адам, стоит против «я«, воторого Адама.

В каждом из нас есть два человека:

первый Адам, личность творческая и величественная, и второй Адам, смиренный и покорный».

Дозы творчества и смирения в разных людях все же могут сильно варьировать, разделяя человечество на два сообщества, можно даже сказать, на два дополнительных духовных пола.

Я не намерен оспаривать, что «два Адама» присущи каждому человеку. Но я бы хотел обратить внимание также и на то, что это так же и два разных человека, даже два разных человечества, а именно: единое человечество и противопоставленная ему община завета — Израиль.

Эти две истории о сотворении человека намекают на всю дальнейшую священную историю, которая с одной стороны является историей всего мира, а с другой — историей лишь одного Израиля.

В двух рассказах о сотворении просматривается идея избрания, идея расщепления человека, разделения человечества на две общины, на всеобщее и частное человечество, на народы и Израиль.

Человечество и Израиль — это два разных духовных пола.

Еврейское также невозможно свести к человеческому, как невозможно и всех объевреить.

Но возможно другое, возможно осознать дополнительность этих миров, возможно построить между ними партнерские отношения.

 

admin @ 16:07

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика