Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Женщина в иудаизме
Категория: Спроси у раввина

Уважаемый рав! Откуда в современном иудаизме такое превозношение женщины? Неоднократно попадаются утверждения, что в женщине меньше йецер-ара (дурного начала), так как в ней меньше сексуальности; что женщина ближе к совершенству, потому что больше радуется жизни. А как же Иезавель, как же жена Кораха? А разве главные пророки были женщинами? Ведь Моше и Шломо — не женщины. Да и в женщине не меньше сексуальности, просто сексуальность в ней скрытая. И то, что женщина больше радуется — кошка тоже больше радуется жизни. Однако не говорится ведь, что кошка ближе к совершенству. Один мой знакомый объяснял, что женщина меньше грустит, потому что проще устроена. Проще — не всегда ведь лучше. Мне кажется, что возвышение женщины — это какая-то ошибка в современном иудаизме. Я согласен, что христиане, особенно католики, занижали роль женщины, однако завышать ее тоже неполезно, должна быть золотая середина. Иначе получается феминизм и массовый распад семей. При всем этом, я согласен, что женская молитва сильнее. Алекс.

Уважаемый Алекс! Вы собрали вместе много разных вопросов. Давайте попробуем, как говорится, разложить их «по полочкам».

Прежде всего, хочу заступиться за современный иудаизм. Если мы говорим о традиционном иудаизме, а не о реформистском, то он в принципе не может себе позволить превозносить или порицать что-либо без опоры на Первоисточники – т.е. Письменную и Устную Тору. Но поскольку спектр высказываний Мудрецов по «женскому вопросу» действительно чрезвычайно широкий, то, чего греха таить, при желании можно подобрать подходящую цитату к любой идее – как превозносящей женщин, так и наоборот. Почему высказывания Мудрецов так многообразны – вопрос очень глубокий и сложный, требующий серьезного изучения. Я отделаюсь отговоркой, что, как правило, они зависят от контекста, в котором упоминаются. Возвращаясь к Вашему вопросу, позволю переформулировать его так. Почему современные раввины часто делают акцент на те выдержки из ТаНаХа и высказывания Мудрецов, где восхваляется и превозносится роль женщины?

Простой и прозаический ответ на него, потому что зачастую мужики, особенно выходцы из восточных общин, относятся к женщинам пренебрежительно, глядя на них, грубо говоря, как на подстилку, прислугу и няньку для детей. Этот стереотип сложился не за один день, а на протяжении поколений, когда подход «Я – глава, и мужчина — я» был принят в окружающем мире; и евреи, находясь в изгнании, его отчасти переняли. Сегодня, когда женщина стала экономически независимой, думающей и принимающей самостоятельные решения, продолжение применения такого подхода  стремительно и неизбежно ведет к распаду семьи. По этой причине раввины так подчеркивают и развивают идею Талмуда о  том, что уважение к женщине приводит в дом благословение и достаток.

Другая, более глубокая причина такого подхода раввинов к «женскому вопросу» в том, что даже, если муж не ведет себя как восточный деспот, не обижает и не презирает жену, старается о ней заботиться, покупая ей, к примеру, дорогие подарки к праздникам, тем не менее, очень часто в семьях отсутствует взаимопонимание, а зачастую, и элементарная коммуникация между супругами. И по этой причине, даже при отсутствии хулиганского мужского экстремизма, множество пар, вырастив и поставив на ноги детей, благополучно разводятся – просто людей больше вместе ничего не держит. Увидеть в жене личность, собеседницу, единомышленницу – это огромная работа, о которой многие мужья даже не догадываются, если их этому не учить. Поэтому многие раввины, в том числе и рав Шалом Аруш в книге «Сад мира», взяли на себя эту неблагодарную работу.

До сих пор мы говорили о текстах и уроках, обращенных непосредственно к мужчинам. Интересно, что в книгах для женщин эта идея женского достоинства используется несколько по-иному. Основная проблема нашего поколения в том, что сегодня люди, в том числе и женщины, утрачивают свою самоидентификацию. Это грустная тема, поэтому я не хочу в нее углубляться. Для того, чтобы побудить человека стать самим собой, нужно прежде всего напомнить ему о его достоинстве. Раби Нахман развивает эту идею в Притче о царском сыне, который вообразил себя индюком. Поэтому современной женщине нужно очень деликатно напоминать о том, что она – дочь Царя, главные достоинства которой – это скромность, вера, уважение к мужу и воспитание будущего поколения. И действительно, скромность (внешняя и внутренняя) и вера  – это качества, присущие большинству женщин. И они являются основой, на которой строится личность. Очень важно, чтобы девушки и женщины это осознавали. Этой теме рав Шалом Аруш посвятил специальную книгу для женщин «Мудрость женщин».

Что касается радости, она приходит вместе с верой. Радость дается женщине нелегко. Поэтому, одна из главных обязанностей мужа – это радовать жену. Между прочим, если ему это удается, она готова простить ему многие недостатки. Кстати говоря, именно здесь главный экзамен его мужских достоинств. Настоящий глава семьи – это тот, кто дает ощутить своей жене, что она – королева. Только тогда он – настоящий король в доме. И заметьте, когда жена радуется, эта радость освещает весь дом. Мне кажется, что главное послание еврейских Мудрецов к мужу в отношении жены можно вкратце прочитать так: «Тебе доверили Свыше драгоценный камень, но только от тебя зависит, как отшлифовать его, чтобы он сверкал, искрился и радовал тебя своей красотой…»

Наконец, есть еще одна причина, по которой Мудрецы так превозносят женщину. Они говорят, что так же, как освобождение из Египта произошло благодаря женщинам, так же и Грядущее Освобождение произойдет в их заслугу. Мудрецы говорят, что перед приходом Машиаха (Мессии) станет очевидным, что нам не на кого больше надеяться, кроме как на нашего Небесного Отца. А в том, что касается веры и молитвы, женщины, как вы сами отметили, сильнее мужчин. Поэтому нам, мужчинам, нужно молиться, чтобы это Освобождение поскорее пришло в заслугу праведных женщин, и по мере сил, помогать им в этом.

 

admin @ 12:15

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика