Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Семь дней творения
Категория: Лекции
  1. 1. В начале сотворил Всесильный небо и землю, /2/ Когда земля была пуста и хаотична, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, /3/ Сказал Всесильный: «Да будет свет»; и стал свет. /4/ И увидел Всесильный, что он хорош, и отделил Творец свет от тьмы, /5/ И назвал Всесильный свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день Один.

Так начинается Берешит (книга Бытие) — первая глава Торы (Пятикнижия). У каждого из нас эти слова вызывают перед глазами определенную картину. Многие из нас слышали различные толкования содержания Торы на уровне — простого смысла. Однако эти доступные объяснения оставляют массу вопросов.

1.Какое  духовное значение этих событий для нас?

Все святые книги говорят об одномо Высшем мире, о его сотворении, а уже затем, как из него образовался и наш мир. Причем они не просто повествуют о том, что там находится, а учат человека, как увидеть духовный мир.

Постепенное раскрытие Высшего мира называется духовным подъемом, или ступенями духовного возвышения человека.

Тора описывает рождение Высшего мира, а затем процесс сотворения человека. Однакоэто не человек нашего мира. Речь идет о создании желания насладиться, называемого Душа или Адам, с целью наполнить это желание – творение — душу вечным наслаждением.

Желание насладиться — и есть единственное творение. Кроме него существует только Творец. Поэтому все, исключая Творца — лишь различные величины желания насладиться.

Также и в нашем мире: то, что отличает друг от друга все объекты — это разная величина желания насладиться, которая определяет свойства каждого объекта.

Творец желает наполнить Свое творение наслаждением полностью, до ощущения творением совершенства и вечности. Именно в таком состоянии пребывает Он Сам и потому желает дать его нам.

Кроме желания Творца насладить и желания творения получить, насладиться нет в мире ничего. Все подчинено этому.

Все, что бы мы ни сказали о творении, на всех стадиях его развития: неживой, растительной, животной и человеческой все желает получить какую-то частичку света, желает насладиться

Творец совершенен и единственен. В силу Своего совершенства Он желает дать творениям совершенствоСвое состояние.

Поэтому задача творенияв достижении совершенства Творца, в способности получить то, что Он хочет дать.

Творец создал творение для того, чтобы оно, получив свет, наслаждалось не просто эгоистически, а в абсолютном совершенстве: бесконечным и ничем не ограниченным наслаждением.

Мы не представляем себе, что это значит. Если свет входит в сосуд и наполняет его полностью, то сосуд уже больше ничего не хочет получать, свет убивает желание, а с исчезновением желания исчезает наслаждение.

Получать неограниченно можно лишь в том случае, если принимаешь не ради себя, т.е. наслаждаешься ради дающего.

Тогда свет, входящий в сосуд, не аннулирует желания насладиться. Мы все знаем из собственого опыта, что даже будучи очень голодными и начав кушать, мы через некоторое время утоляем голод и не желаем более ничего, какой бы вкусной ни была пища.

Как же сделать наслаждение совершенным и неограниченным?

Для этого Творцом задумана особая модель. Заключается она в том, что если испытываешь наслаждение не от получения для себя, а от того, что даешь наслаждение другому, оно становится неограниченным, потому что зависит от того, сколько и кому ты еще можешь дать, и чем большему количеству людей ты даешь наслаждение, тем больше наслаждаешься сам.

Такое состояние порождает вечное существование, совершенство и относится уже к свойствам Творца. Именно к этому состоянию Творец желает привести постепенно все творения.

То есть получается своего рода обмен: Творец дает наслаждение творению, оно соглашается его принять, но только в том случае, если этим доставит наслаждение Ему.

Тайная Тора изучает то, что происходит в Высшем мире, откуда нисходят силы в наш, порождая и вызывая все события в нем. Изучая Тайную Тору, человек начинает видеть Высший мир.

В видении Высшего мира человек явно познает Творца и то, каким образом Он создал духовный мир. Этот акт Творца называется в каббале «Первый день творения».

В последующие дни, Творец создал управляющие силы Высшего мира. Последним действием Творцашестым днем творениябыло сотворение Адама.

Поскольку Адам был последним действием Творца, он и является целью всего творения. Все, что было сотворено ранее, предназначалось ему.

(26) И сказал Б-г: создадим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

2.Что же должно произойти с Адамом по замыслу Творца?

Адам должен достичь подобия Творцу, стать во всем равным Ему и вместо Творца управлять всем творением, своей судьбой:

да властвуют над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всей землей, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Причем человек обязан самостоятельно достичь этого совершенного состояния. В начале он должен оказаться в наихудшем положении, полностью противоположном Творцу, а затем, своими силами, подняться из него.

С помощью Тайной Торы человек видит оба мира: наш мир, Высший мир и взаимодействие между ними.

Из Высшего мира к нему нисходит духовные силы и на его глазах реализуются в материю. Реакция человека на эту информацию поднимается в Высший мир и там определяет, в каком виде (хорошем или плохом) низойдет и материализуется перед ним его будущее, его завтра. (Умножение хлебов и рыб Йешуа)

Вначале создал Творец небо и землю.

Небо Добро или милосердие.

Земля зло, эгоизм, душа.

Между этими потивоположными свойствами действует вся система мироздания, а так же находится душа человека.

Тора начинается с рождения творения, Высшего мира и сотворения человекадуши, Адама.

Назначение Торы —  дать нам в этом мире инструкцию, каким образом мы можем подняться к совершенному состоянию.

3.Мы неисправный инструмент.

В своем исходном состоянии творение, или Адам — не исправлено. Оно должно исправить себя, достигнув состояния «Конец исправления».

Представьте, что инструмент, которым вам предстоит работать, не исправен. Прежде всего необходимо его починить, а затем использовать.

Тора как раз и говорит о том, как мы можем исправить непригодный инструмент — данную нам свыше нашу душу.

Во время исправления человек находится между двумя мирамиВысшим и низшим. Его душа в этот период приобретает необходимые навыки, знания, опыт, а главное — у человека возникают новые ощущения, появляются новые, духовные, свойства.

Когда человек полностью завершает исправление души, он приобретает такие качества, благодаря которым сможет существовать в Высшем мире, в состоянии вечности, покоя, совершенства.

4.История развития мироздания

«Вначале создал Творец небо и землю…» — здесь говорите о сотворении двух свойств: эгоистического или злаземли; и альтруистического или добра–  неба.

С помощью добра — «неба» исправляется зло —  «земля» — душа. Весь процесс исправления происходит в течение семи состояний, называемых «семью днями творения».

Это условное обозначение и никакого отношения к земным дням не имеет. Здесь говорится не о земных сутках, физических качествах света или тьмы.

Речь идет о духовных состояниях, духовных ощущениях человека, проходящего эти стадии исправления, о системе, в которой исправляется его душа, находящаяся пока еще на уровне «земля».

Необходимо поднять душу с уровня «земля» на уровень «небо», то есть, зло преобразовать в добро. Это достигается путем семи последовательных исправлений, называемых «семь дней недели».

Тора объясняет, что в «каждый день» человек должен сделать со своей душой.

5.Первый день

/1/В начале сотворения Всесильным неба и земли, /2/ Когда земля была пуста и хаотична, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, /3/ Сказал Всесильный: «Да будет свет; и стал свет. /4/ И увидел Всесильный, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. /5/ И назвал Всесильный свет днем, а тьму назвал ночью. И был вечер, и было утро: день Один.

«И отделил Бог свет от тьмы». Что это значит?

Человек должен следовать в своих исправлениях сообразно действиям Творца.

Самая первая заповедь, которую он обязан выполнить — разделить мысли и желания внутри себя так, чтобы увидеть, какие из них светлые — «небо», а какие темные «земля».

Этот процесс называется  — «осознание зла», когда человек начинает анализировать, какие его свойства относятся к духовным, а какие к животным или плотским.

Основой сотворения (любого) мира, является категория «хесед».

Слово «хесед» означает «желание дать», «раздачу».

Слово «хесед» в Писании переводят иногда также как «любовь».

Внутренняя связь этих оттенков смысла ясна: именно любовь к кому-то является причиной того, что я хочу ему что-то дать.

Противопоставление этих свойств друг другу, разъединение их. Отделение одного от другого и представляет собой первый шаг к исправлению.

Это первый день сотворения человеком Человека в себе.

5.Второй день

/6/ И сказал Всесильный: «Да будет пространство посреди воды и отде-ляет оно воду от воды». /7/ И создал Всесильный пространство, и разделил между водою, которая под пространством; и стало так. /8/ И назвал Всесильный пространство небом. И был вечер, и было утро: день Второй.

После того как человек разделил в себе Зло и Добро, он должен начать процесс исправления.

Каким образом это делается?

Это осуществляется с помощью особого света Творца.

Из Творца нисходит два вида света:

Свет хохма или мудростиэто весь исходящий от Творца свет включающий в себя все, что желает дать нам Творец, определяется как сущность и жизнь творения и эгоизм жаждет получить его весь для себя.

Свет хасадим или милосердия, добраэто свет, который творение желает дать, вернуть Творцу.

И получает от этого огромное наслаждение от подобия Творцу, от того, что ты находишься вместе с Ним, что ты в Творце.

Ты знаешь Его мысли, чувства, ты постигаешь то, что есть в Нём, находишься на одной ступени с Ним. Это состояние Машиах. ( Я и Отец одно).

Используя свойство света милосердия (хасадим), называемого «вода», человек овладевает способностью отдаватьальтруизмом.

Свойство отдачи исправляет эгоизм, позволяет использовать его Правильно, на пользу себе и другим.

В исправленном эгоизме — человек ощущает Высший мир, Творца, видит свою прошлую жизнь и свой путь к цели творения.

Именно в душе, которая вечна человек может увидеть все свои кругообороты жизней.

Не исправивший душу не может узреть ничего выше нашего мира.

Второй День Творения — это категория ограничение ,«удержание» (гвура).Это категория, уравновешивающая как наш эгоизм, так и добродетель .

6.Третий день

/9/ И сказал Всесильный: «Да стекается вода, что под Небом, в одно место, и да явится суша»; и стало так. /10/ И назвал Всесильный сушу землею, а стечение вод назвал морями, и увидел Всесильный, что это хорошо. /11/ И сказал Всесильный: «Да произрастит земля зелень, траву семеносную, дерево плодовитое, производящее по роду своему плод, в котором семя его на земле»; и стало так. /12/ И произвела земля зелень траву семеносную по роду своему и дерево плодовитое, в котором семя его по роду его. И увидел Всесильный, что это хорошо. /13/ И был вечер, и было утро: день Третий.

Стекается вода под небом и обнажается суша. Часть первозданной земли появляется из-под воды.

После исправления водой она становится пригодной для того, чтобы на ней зародилась жизнь, потому что обладает теперь и свойствами воды, и свойствами земли одновременно.

«Земля»эгоистическое свойство получать, вбирать все в себянаша изначальная природа.

Вода, свойство отдачи пропитывает землю и делает ее пригодной к появлению на ней жизни.

Вода, сама по себе, так же губительна для жизни, как и сухая земля. Вспомним, как Ной выпустил голубя, чтобы тот нашел сушу.

Именно на основе оптимального сочетания альтруистических и эгоистических свойств «неба» и «земли» внутри души человека построено исправление и использование этих свойств Творца и творения.

Вода – это женское начало, которое есть эгоизм. До рождения  ребенка, это одинокая женщина эгоистка живущая для удовлетворения своих потребностей.

С рождением ребенка ее эгоизм усиливается многократно; она требует от мужа все больше и больше материальных благ, но она уже исправила свой эгоизм и теперь он служит альтруизму т.е.

ОТНЫНЕ ВСЕ ДЛЯ РЕБЕНКА, а для себя ровно столько, что бы обеспечить нормальное существование ребенка.

Такое исправление называется «кав эмцаи»«средняя линия» т.е. линия между эгоизмомзлом и полной отдачей – добром.

Наша естественная эгоистическая природа, называемая земной это левая линия.

Правая линия — есть свойства Творца, свойства воды, свойства альтруизма, отдачи.

Средняя линияэто то, что должен сделать человек: «выбрать жизнь». То есть взять столько «воды», чтобы в сочетании с «землей» обе эти линии дополняли друг друга и плодоносили.

Три линиисистема, позволяющая прийти к подобию Творцу:

левая линияжелание получать (свойство творения),

правая линия желание отдавать (свойство Творца),

среднюю линию человек создает самостоятельно собственным стремлением к соответствию, подобию Творцу.

На оптимальном сочетании этих двух свойств должно вырасти из земли «Древо Жизни» — духовный человек, ощущающий все мироздание, вечно и счастливо существующий во всех мирах.

Вечно — потому что, отождествляя себя не с временным телом, а с вечной душой, человек начинает ощущать себя как душа, а свое тело воспринимать — как преходящую, сопутствующую оболочку.

Этот переход чисто психологический и происходит по мере приобретения свойства отдачи.

7.Четвертый день

 /14/ И сказал Всесильный: «Да будут светила в пространстве неба для отделения дня от ночи, да будут они знамениями и для времен, и для дней и годов. /15/И да будут они светилами в пространстве небесном, чтобы светить на землю»; и стало так.   /16/ И создал Всесильный два светила великих: светило большее для владения днем, и светило меньшее для владения ночью, и звезды. /17/ И поместил их Всесильный в пространстве небес, чтобы светить на землю, /18/ И чтобы владеть днем и ночью, и чтобы отделять свет от тьмы. И увидел Всесильный, что это хорошо. /19/ И был вечер, и было утро: день Четвертый.

 В четвертый день появились небесные светила, определяющие смену дня и ночи, месяцы, годы.

 «И да будут они светилами в пространстве небесном, чтобы светить на землю»Небесные светила характеризуют смену состояний души, проходящей исправление, отделяют эти состояния друг от друга.

 День и ночь — различные состояния души.

Небо —свойство отдачи в человеке.

Солнце в духовном мире отдающее, рождающее, наполняющее начало.

Луна это  получающее начало.

Да будут они знамениями и для времен, и для дней и годов…

Когда говорится о времени, нужно помнить, что речь не идет о наших земных днях, месяцах и годах.

В духовном нет понятия времени, есть только смена состояний, которые характеризуют движение по духовной лестнице. Поэтому понятие

«День» олицетворяет смену состояния — подъема и падения на уровне одной ступени, перед переходом на другую.

Месяц — (на ивр. — «ходеш» от слова «митхадеш» — обновление) — возращение к прежнему состоянию, но уже на другом уровне, обновленном, более высоком.

Год — (на ивр. — шана — от слова «лешанен» —. возвращаться) — подобно движению по спирали, завершение определенного периода исправления, но на более высоком уровне.

8.Пятый день

 /20/Исказил Всесильный: «Да воскишит вода кишением живых существ и птицы да летают над землею по пространству небесному». /21/ И сотворил Всесильный больших морских животных и все существа живые, пресмыкающиеся, которыми воскишела вода по роду их, и всех птиц крылатых по роду их. И увидел Всесильный, что это хорошо./22/ И благословил их Всесильный, сказав: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воду в морях, и птицы да размножаются на земле». /23/ И был вечер, и было утро: день Пятый.

«Книга Зоар» описывает каждый день творения как возведение  — небесных чертогов, под которыми подразумеваются залы (желания).

Эти залы по мере исправления эгоистиче-ских свойств души на альтруистические постепенно заполняются Высшим светом.

Отдаленно такое состояние можно сравнить с тем, что описывают люди, пережившие клиническую смерть. Они рассказывают об особенном, чудесном, неземном чувстве покоя и радости, которое охватило их при виде этого света.

Постепенное наполнение зал приводит все души к состоянию окончательного исправления и совершенства.

В Высшем мире нет времени — оно исчезает, потому что все состояния совершенны. Также ведется и повествование Писания, там нет разделения по времени.

Земное ощущение времени необходимо для контроля  за различными духовными состояниями человека.

Пятый день рассказывает нам о желаниях, исправление которых происходит раньше других, потому что эти желания легче поддаются исправлению, они как бы только касаются земли,

«…и птицы да летают над землею по пространству небесному…», касаются а не произрастают из нее, то есть не произрастают из эгоистического желания непосредственно,из земли (земля — на иврите «эрец» происходит от слова «рацон»желание (эгоистическое), из которого сотворен человек).

«Плодитесь и размножайтесь…» —это означает, что человек должен исправить свои желания, увеличивая их, чтобы ускорить продвижение к Творцу.

«Плодитесь и размножайтесь» подразумевает образование все новых и новых желаний и намерений ради отдачи, что позволит приумножить получение Высшего света и таким образом продвигаться по духовным ступеням.

7.Шестой день

Сделаем человека в образе нашем, по подобию нашему, и пусть властвует над рыбой морской, над птицей небесной и над скотом…

Что значит, «сотворил по образу и подобию»?

В Торе сказано: «Бэ целем Элоким бара…».

«Целем» означает часть света, спускающегося в душу и придающая ей свойства Творца.

Этот свет — это духовная сила, который руководит всеми душами, их путями и порядком исправления.

Все, что происходит с нами, зависит от этой силы. Наш мир – это собрание всех душ, которые следует исправить. Для того, чтобы исправить наш мир, в нее нисходит свет, который и позволяет сделать это.

Такой свет, который каждая душа в нашем мире получает свыше, называется «целем» — образ. Имеется в виду набор свойств Творца, Его образ.

Без способности воспринимать духовные миры, мы не знаем, как поступать, как сделать следующий шаг, не понимаем, что от нас требуется.

Для того, чтобы у человека образовались свойства, необходимые для продвижения, этот свет — должен его обучить, показать ему, как и что следует делать:

Ещё о многом я хочу сказать вам, но сейчас вы не в состоянии понять. 13Впрочем, когда придёт Дух Истины, он направит вас к истине, потому что будет говорить не от себя, но лишь то, что услышит. Кроме того, он возвестит вам о будущих событи­ях. 14Он прославит меня, потому что примет от моего и передаст вам. 15Всё, что у есть у Отца, принадлежит мне, поэтому я сказал, что он примет от моего и сообщит вам. Йох 16:12-15

Это и осуществляет в нас «целем»нисходящий Дух Истины. Он проникает в нашу душу и вызывает в ней все необходимые исправления.

Поэтому сказано, что с помощью целем создается из нас Человек.

Да, именно, говорю тебе, что до тех пор, пока человек не родится от воды и Духа, он не может войти в Бо­жье Царство. 6От плоти рождается плоть, дух же рождается от Духа.Йох.3:5-6

8.Седьмой день

   В седьмой день человек поднимается все выше и выше. Шесть раз он делал в себе соответствующие исправления: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод.

Эти шесть последовательных исправлений и называются шестью днями, или шестью тысячелетиями творения.

 Последняя состояниецарство «малхут»не в состоянии исправиться само, но, после принятия свойств шести предыдущих состояний, она может получить от них их свойства.

Поэтому действия седьмого дня состоят в том, что все накопленное и созданное за шесть дней входит в малхут.

Суббота считается особым днем, так как в этом состоянии происходит заполнение душ Высшим светом. Единственным условием является «не мешать» этому процессу, что символически выражается в субботних законах.

Для человечества эти семь дней проходят, как семь тысячелетий.

Шесть тысяч лет эквивалентны шести дням недели — будням, в течение которых человечество сначала неосознанно, а затем сознательно, «в поте лица», исправляет себя.

В итоге, оно и достигает седьмого тысяче-летия или седьмого дня — Субботы, состояния, когда сверху его исправленные свойства наполняет Высший Божественный свет наслаждения и изобилия.

 Управляющая нашим миром система состоит из 7 частей. Отсюда в нашем мире происходит деление на 7 и 70: 70 народов мира, 7 дней недели, 70 частей, из которых состоит душа человека, его жизнь исчисляется 70-летиями и пр.

Весь путь человечества состоит из 6 дней6000 лет исправления.

Общее сознательное исправление мира началось с 1995 (5755) года.

За оставшиеся до 6000 лет время, мы, все человечество, должны будем исправить себя, а затем в седьмом тысячелетии получить заслуженное, заработанное вознаграждение.

Единственное, что мы в состоянии сделать это, вмешавшись в процесс, запущен-ный свыше на все 7 тысячелетий, ускорить его. Те, кто может подойти к этому процессу инди-видуально, раньше других достигают выхода в Высший мир, ощущения Высшей совершенной реальности.

  Да и сам путь исправления, если люди проходят его сознательно, личными усилиями, воспринимается как созидание, романтическое устремление, а не получение ударов судьбы.

  Мы изучаем устройство и функционирование всей системы мироздания именно для того, чтобы точно знать, где и как мы имеем возможность вмешаться, что-то изменить.

Напрямую, человек не может влиять на свой корень, на источник, из которого он низошел, ибо находится на ступень ниже и является его производным.

Исправляя себя, уподобляясь по свойствам своему корню, человек изменяет в себе ощущение того, что получает свыше: вместо ударов судьбы, постоянных неприятностей, повседневных трудностей он начинает испытывать блаженство, покой, совершенство и полное познание.

Творец создал нас в этом мире, чтобы мы с помощью Тайной Торы освоили Высший мир и сами стали управлять своей судьбой.

К счастью, время работает на нас и близится внутреннее — духовное и внешнее — физическое освобождение всего человечества.

Ведь, как не может человек существовать в нашем мире, не имея знаний о нем, так и его душа после смерти тела не в состоянии существовать в Высшем мире, если не получит предвари-тельных представлений о нем.

Поэтому знание Тайной Торы не только обеспечивает нас комфорт-ным существованием в этом мире, но и вознаграждает вечным и совершенным существованием в мире будущем.

9.Природа человека

Наша Вселенная была создана как огромное собрание неживой материи: глыб минералов, скоплений газов и т. д. С течением времени, в результате борьбы между силами природы, образовалась Солнечная система и, в том числе, наша планета.

За миллионы лет складывались условия, благодаря которым стало возможно зарождение жизни на Земле. Вслед за неживой, растительной, животной природой появляется человек, и далее процесс его развития идет до появления Адама.

Адам имел нулевой уровень эгоизма (всего имеется пять эгоистических уровней), в соответствии с этим условием, он и описывает систему мироздания, которая оказалась доступна его восприятию.

Затем эгоизм начинает расти и достигает первого уровня, проявившегося в Аврааме.

Авраам, воспользовавшись своими возросшими эгоистическими желаниями, имеет возможность глубже проникнуть в мироздание . Он продолжает дальнейшую разработку этих знаний.

Следующий — третий уровеньМоисей. По сравнению с предыдущими — это качественный скачок.

Он пишет Тору, дающую описание всего мироздания, а не его отдельных частей.

Моисей, возросший количественно восхо­дит на ступень, которая называется Храм.

Храмэто не просто здание, возведенное на земле. Если  есть люди, которые про­никают сквозь наш мир в мир Высший, то Храм олицетво­ряет собой духовную ступень, на которой они находятся. В то время группа пребывала на уровне Первого Храма, на уровне света  мудрости (хохма).

Затем эгоизм снова возрос, а духовный уровень народа упал. Народ отправился в Вавилонское изгнание.

В то вре­мя, когда люди смогли построить Второй Храм, ступень, на которой он находился, соответствовала уже свету хасадим, а не свету хохма, то есть группа опустилась на ступень ниже.

Затем эгоизм возрастает еще более, и весь народ опус­кается с уровня Второго Храма, попав в состояние, которое называется изгнанием.

В нашем мире это событие соответствует, действитель­но, изгнанию из земли Израиля, но если смотреть сквозь него на Высшие корни, то это воспринимается как падение с духовных уровней.

Весь народ вдруг оказался ограниченным в своих ощу­щениях только возможностями пяти органов чувств и ут­ратил способность проникновения в духовный мир.

До крушения Второго Храма у них имелся шестой орган вос­приятия. После крушения эта способность была полностью утрачена, и в распоряжении людей остались лишь естест­венные пять органов чувств.

Именно это и называется из­гнанием.

Изгнание продолжалось до 1995 года по гражданскому летоисчис­лению, или до 5755 года, если производить отсчет от рож­дения Адама.

admin @ 03:11

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика