Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
»
«
Реинкарнация душ. Лекция 5
Категория: Каббала

Ибур

Мы уже знаем, что такое гилгуль. Теперь пришла пора поговорить о таком понятии как ибур. Слово это в переводе с иврита буквально означает «беременность, зачатие», — в кабале же обозначает временное подсоединение души уже умершего праведника к душе живущего человека.

О праведниках сказано, что они «и после смерти называются живыми» [70] .

Одно из объяснений этой парадоксальной, на первый взгляд, фразы заключается в том, что души праведников, не имея покоя, жаждут помогать тем, кто жив и пока что плохо справляется с выполнением собственного предназначения и с умножением добрых дел.

Видя с высоты своей безграничности такого бедолагу, душа того или иного праведника (и так вплоть до еврейских праотцев и, в том числе, самого Авраама) может подсоединиться к его душе и войти в его тело (отсюда аналог с беременностью, породивший понятие ибура).

Происходит это не насовсем, а на время, пока запутавшийся в жизни еврей не найдет выход из тупиковой ситуации или не сделает что-то важное для собственной самореализации и блага мира.

Праведники добавляют жизненных сил и тем, к кому они пришли на помощь, и самим себе.   

В высших мирах нет возможности для духовного роста за счет добрых дел, а в нижнем мире такая возможность ЕСТЬ сплошь и рядом. И они этим широко пользуются.

В состоянии Ибур (в отличие от гилгуля) – души праведников вошедшие в земные тела, не разделяют ответственности за грехи своих временных хозяев.

Добрые дела, вдохновленных такими душами, засчитываются и им, и их небесным помощникам.

Если же человек совершает промах, это не вредит возвышенным пришельцам и они покидают его тело – свое недавнее пристанище, чтобы устремиться на помощь очередному страждущему.

Души праведников не обязаны возвращаться в этот мир в очередном воплощении. Они чисты, и им нечего исправлять.

Их пребывание здесь добровольно и проникнуто лишь любовью к ближнему и чувством взаимовыручки.

Что же касается обитателей нижнего мира, то поддержка Свыше иногда оказывается для них просто незаменимой.

И если кого-то из нас внезапно посетит вдохновение, откровение, озарение, избавление и т. д., то теперь мы будем знать, кому говорить за это спасибо!

Две души в одном человеке

Попытаемся разобраться, как это бывает, когда в одном человеке соединяются сразу несколько, иногда противоречивых душ. И для этого вспомним уже рассмотренный нами вначале рассказ об эпидемии в Шитиме.

Началась она из-за греха израильтян с мидьянскими женщинами, а закончилась благодаря самоотверженному поступку Пинхаса, уничтожившего главных развратников – Зимри и Козби, как уже цитировалось выше («Балак», 25-7-9):

«И увидел это Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, и встал он из среды общины, и взял копье в руку свою. И вошел вслед за израильтянином в нишу, и пронзил обоих их, израильтянина и женщину в чрево ее; и прекратился мор среди сынов Израиля».

Кажущаяся жестокость Пинхаса на самом деле была истинным самопожертвованием «ревнителя», который рискуя собойне только физически, — ему могли отомстить родственники убитых, но и духовно, ибо он совершил убийство, в то время как в Торе написано: «Не убей!»).

Но он не мог поступить иначе, не мог удалить скверну из народа и не мог бездействовать в момент, когда эпидемия косила тысячи его братьев.

Вот почему за его импульсивный, но мужественный поступок Пинхас получил награду, с описания которой начинается следующая в Торе и, кстати, названная в честь него же глава («Пинхас», 25:10–13):

«И Г-сподь сказал Моше, говоря: Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, вступившись за Меня среди них; и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей. Посему скажи: вот, даю Я ему Мой завет мира; И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного, за то, что он вступился за Б-га своего и искупил сынов Израиля».

Мудрецы кабалы утверждают, что понять смысл не возможно без теории переселения душ. Без этого знания нельзя достичь полноценного понимания самой истории Пинхаса, его личности, его прошлого, настоящего и будущего.

Для начала определимся с его первичной душой, которая была дана ему от рождения. Иногда в ходе жизни человеку меняют душу или добавляют другую, а то и несколько, о чем свидетельствует красноречиво история Пинхаса.

_______________________

67Эйн-Дор – деревня в Галилее.

68Меиль (на иврите «плащ», «пальто») – особый плащ, который носил пророк Шмуэль.

69Плиштимляне – древний народ, населявший приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы). Неоднократно упомянут в Торе, а также в ассирийских и египетских источниках.

70Цитата из Талмуда (трактат «Брахот»).

Его душа непосредственно связана с его происхождением. С одной стороны, по отцовской линии он относится к колену Леви. Он внук первосвященника Аарона, и родословная его блестяща.

С другой стороны, вот что пишет о нем Раши (Комментарий на первую фразу главы «Пинхас»): «Представители других колен говорили о нем неуважительно: „Посмотрите на этого внука Пути (другое имя Итро)! Отец его матери откармливал тельцов для жертвоприношений идолам (его отец женился на дочери Путиэля, он же Итро), а он убил предводителя одного из колен Израиля!“»

Пинхас был также внуком Итро, и этот факт ему ставили в упрек, чтобы указать ему его «истинное», как казалось насмешникам, место.

Чем же провинился Итро в их глазах?

Первый раз мы знакомимся с Итро в Египте, где он занимал должность советника фараона. Он был самым справедливым его советником и единственным, кто был против суровых указов по отношению к еврейскому народу.

По этой причине он и лишился своей должности и вынужден был покинуть Египет и поселиться в Мидьяне, где потом Моше и женился на его старшей дочери – Ципоре.

Когда Моше оказался в Мидьяне и попал в дом к Итро, тот пребывал в весьма тяжелом положении. Будучи чрезвычайно образованным и являясь специалистом во всех мировых религиозных культах, он успел перепробовать их все в поисках истинного смысла жизни, но вынужден был отказаться от каждого как от ложного и не связывающего человека с настоящей божественностью.

Разочарование Итро в мировых религиях усугублялось тем, что его соотечественники подвергали его издевательствам и даже бойкотировали его и членов его семьи. Он со своими духовными поисками был чужд их простому пониманию жизни и очень их раздражал.

Знакомство с Моше помогло Итро обрести истинный смысл существования и, в результате, Итро и вся его семья приняли гиюр и стали частью еврейского народа.

Теперь мы встречаемся с внуком ИтроПинхасом, которого дразнят за его происхождение от бывшего язычника. Подобные нападки не были прямым оскорблением самого дедушки.

Современники Пинхаса полагали, что он унаследовал такие черты характера, которые были свойственны Итро еще до обращения в иудаизм. Пинхасу припоминают, что его дед когда-то выкармливал тельцов для языческих жертвоприношений и ему следует быть скромнее, особенно когда ему приходит в голову совершать суд над главами колен (коим являлся Зимри).

Но насмешники не знали, что он является не только внуком своего деда, но еще и новым воплощением части души самого Итро. Об этом свидетельствуют мудрецы кабалы и добавляют, что Пинхас от рождения, действительно, был довольно груб и необуздан, но он смог обратить свои качества к добру, обратить их на пользу своему народу и всей своей жизнью доказать, что служение Единому Б-гу – основное его призвание.

Помощницей в этом процессе являлась вторая часть души Пинхаса, которая ранее принадлежала другому праведнику – Йосефу [71] , сыну Яакова. Правителю Египта, второму лицу в государстве после фараона, мудрому руководителю, спасителю своих подданных и своих родственников от страшного голода.

Искры душ двух этих людейправедного Йосефа и мудрого Итро соединились в одну душу, которая была душа Пинхаса от рождения.

Чтобы понять, какие метаморфозы претерпела эта личность со временем и почему.

Позволим себе отклониться от его биографии несколько в сторону и коснуться жизни его близких родственников. Точнее, двух его дядей, сыновей Аарона, которых звали Надав и Авиу.

Они были старшими из четырех сыновей Аарона. (Двух младших звали Элазар и Итамар. Элазар – отец Пинхаса.) Надав и Авиу не женились и не имели детей.

Они не испытывали особой привязанности к этому миру и больше тяготели к духовности, а их души постоянно находились как бы в состоянии оторванности от материи и в желании вернуться к своему Источнику.

Жизнь на земле не являлась большой ценностью в их глазах, и именно поэтому их настигла преждевременная смерть.

Тора описывает, как они, желая ощутить контакт с Б-гом, сделали запретный шаг и, неся с собой особую смесь благовоний, вошли в Храм, в Святая Святых [72] , что даже  первосвященнику разрешалось раз в году, в Йом-Кипур.

Но там Б-жественное присутствие оказалось таким сильным, что души Надава и Авиу, словно притянутые большим магнитом, выпорхнули из их тел и слились с источником своих стремлений. Бездыханные же тела остались лежать на храмовом полу, как сказано («Шмини», 10:1–2):

«И взяли сыны Аароновы, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него курений, и принесли пред Г-спода огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом».

В еврейской литературе есть тенденция осуждать двух братьев за легкомысленный шаг, по сути равный самоубийству. Но на самом деле у них есть оправдание.

Их стремления были чисты и возвышенны: они хотели Б-га, и только Его. И в этом желании они размыли границы между разумным и опасным, заповеданным и запрещенным.

Но они совершили ошибку, которая требовала исправления. И их души ждали возможности вернуться и выполнить в этом мире ту работу, которая изначально была им уготована и которой они пренебрегли.

Это работа священников и первосвященника, которую после смерти их отца Аарона унаследовали не они, а их младший брат Элазар.

И такая возможность представилась после эпидемии в Шитиме и подвига Пинхаса. Давайте еще раз вспомним, какую награду он получил за свой поступок. Б-г обозначил ее так:

«…вот, даю Я ему Мой завет мира. И будет он ему и потомству его после него заветом священства вечного…»

Что же это за заветы и о каком мире и о каком священстве идет речь.

По еврейскому закону священниками являются коэныпрямые потомки Аарона. И началось это с того самого момента, когда Всевышний избрал для этой роли самого Аарона и его сыновей. Сыновей и внуков, но тех внуков, которые уже были рождены к моменту этого первичного назначения.

Иначе говоря, Аарон, Надав, Авиу, Элазар и Итамар, а также все их будущие дети автоматически обретали статус священнослужителей. Но те внуки Аарона, которые уже родились до момента, когда Аарон стал первосвященником таковыми являться уже не могли.

Пинхас – сын Элазара родился до начала служения Аарона и посему коэном не мог быть уже никогда.

Никогда – по логике вещей, которая, впрочем, поддается изменению, по принципу «мера за меру», если человек, попирая естественную логику вещей, идет на подвиг и самопожертвование, как это сделал Пинхас.

Он показал, что служение Б-гу ему дороже его престижа, положения в обществе, и даже самой жизни. И это оказалось решающим для того, чтобы Б-г изменил для героя установленное Им же Самим правило и даровал ему и всем его потомкам на веки вечные статус священничества [74] .

Так это выглядит на уровне ПШАТ. Но есть здесь и более внутренняя, мистическая подоплека. Обретение статуса должно сопровождаться духовным обогащением.

В ситуации с Пинхасом это было подселение к его изначальной душе дополнительного элемента.

Думаю, что вы уже догадались, что этим дополнением были души тех, кто до этого потерял такой же статусдуши Надава и Авиу.

Войдя в тело Пинхаса, они смогли реализовать свой растраченный понапрасну в прошлой жизни потенциал и вместе с ним, с его телом заходить в Святая Святых уже на законных основаниях.

На этом исправление их былой ошибки не закончилось, и только в следующем воплощении, они смогли достичь гармоничной полноты в сиянии своих душ.

И эта гармония связана со вторым заветом, который Б-г заключил с Пинхасомс «заветом мира», о котором речь пойдет в следующей главе.

Пинхас – это Элияу

Сказали еврейские мудрецы: «Пинхас – это Элияу [75] ». Попробуем разобраться, что означает эта фраза. Сразу заметим, что она очень странная, и вот почему.

Представим себе, что мы хотим объяснить кому-то, кем является некий незнакомый ему пока человек, и для этого проводим сравнение: «Он похож на такого-то».

Логика требует, чтобы тот, на кого похож незнакомец, был известен нашему слушателю.

Но тогда почему мудрецы сказали, что Пинхас – это Элияу? Если они имеют в виду возвращение души Пинхаса в новом теле, то уместным, скорее, показался бы иной оборот: Элияу – это Пинхас. Ведь Элияу жил на несколько столетий позже Пинхаса, а посему именно Элияу надо сравнивать с его предшественником, а не наоборот.

__________________________________

71Йосеф – один из сыновей Яакова, родоначальник двух колен: Менаше и Эфраима. Был продан своими братьями в рабство, позднее стал вторым человеком после фараона в египестком государстве.

72Святая Святых (на ивр. «Кодеш а-кодашим») – самое сокровенное место сначала в Переносном Святилище, а затем и в Иерусалимского Храме.

73Коэн (ивр. , мн. ивр.  – коаним) – представитель еврейского сословия священнослужителей из рода потомков Аарона. Коэны исполняли священнослужение сначала в Переносном Святилище, а впоследствии в Иерусалимском Храме. Статус коэна передаётся по наследству по отцовской линии при условии соблюдения ряда определённых ограничений.

74Во время существования 1 Храма 18 персвосвященников были потомками Пинхаса, во время Храма – восемьдесят.

75Элияу – пророк времени разделенного (на две части: Израиль и Иудею) царства.

И все же еврейские мудрецы не ошиблись. Они сказали, то, что сказали, потому что знали из кабалы, что на самом деле Элияу в некотором смысле существовал ранее Пинхаса. И мы разрешим это противоречие с помощью той же информации, которой владели они.

Как мы помним к изначальной душе Пинхаса присоединились души Надава и Авиу.

Но это присоединение не могло произойти органичным образом,

а новая сущность Пинхаса не могла стать гармоничной без того, чтобы разные и несовпадающие части его сложной объединенной души были склеены каким-то мощным и еще более высоким, чем все они, началом. Таким, которое сгладило бы их внутренние противоречия и сплотило бы их накрепко.

Этим началом стала еще одна дополнительная душа. Ее отличие от всех других заключалось в том, что она была совсем новой и еще ни разу не одевалась ни в какое материальное тело.

Такие души спускаются в мир очень редко, чуть ли не раз в тысячелетие, и у них есть особая задача и особые силы для ее выполнения.

Они несут человечеству столько света, добра и духовности, сколько неподвластно объять другим.

Они очень возвышенны и максимально приближены к Источнику бытия.

Они так прекрасны и благородны, что вся грязь и вся ложь этого мира не в состоянии их испачкать.

Они достаются избранным и их не просто заслужить.

Новую душу, которая оделась в тело Пинхаса и помогла сплочению всех остальных его духовных составляющих, звали Элияу (в переводе с иврита – «Г-сподь – мой Б-г»). И именно на эту душу и это имя намекали мудрецы, когда говорили, что Пинхас – это Элияу.

А то, что душу Пинхаса в следующем воплощении тоже звали Элияу, так это потому, что свой высочайший потенциал она реализовала именно в этот раз, в теле пророка.

На эту будущую реализацию и намекают слова Всевышнего о заключении с Пинхасом «завета мира».

Ведь основная функция пророка Элияу – это нести мир всему творению и стать провозвестником прихода Мошиаха и, соответственно, новой эпохи – эры мира на земле.

Что это значит? Попробуем разобраться основательней.

Саму жизнь пророка Элияу трудно назвать мирной. Он наставлял народ в дни одного из самых жестоких и грешных царей ИзраиляАхава [76] , как сказано («Мелахим 1», 21:25): «Но не было (еще) такого, как Ахав, который предался (тому), чтобы делать злое в очах Г-спода».

Элияу за свои правдивые пророчества и за укор, которому он подвергал политику Ахава и его личную жизнь подвергался гонениям. Сама жизнь его неоднократно была под угрозой, и ему приходилось скрываться, иногда по нескольку лет.

Он предрек, а затем был свидетелем страшного голода, разорительных войн и других бедствий. Язычество процветало тогда в стране, а следовать законам Единого Б-га было не только непопулярно, но и опасно. Многие праведные пророки поплатились жизнью за верность принципам Торы, Элияу же спасся и, предсказав конец дома Ахава, пережил жестокого царя.

И все-таки, несмотря на тяготы, которые выпали на долю пророка Элияу, тот «завет мира», который был обещан его душе, когда она еще находилась в теле Пинхаса, сопутствовал ему еще тогда, и продолжает сопутствовать по сей день.

В те времена Элияу изо всех сил старался вернуть народ к истинной вере и, тем самым, отменить суровые приговоры, принятые на Небесах в наказание «жестоковыйной» [77] нации. Также он помогал достойным людям, спасал их от бед, совершал для этого разные чудеса и даже однажды оживил мертвого.

Что же касается сегодняшнего дня, то функция пророка Элияу привносить мир и радость в жизнь евреев.

Дело в том, что, как описывается в книге «Пророков», Элияу не умер, но живым вознесся на небо, чтобы с тех пор курсировать между нашим миром и мирами духовными и помогать живущим здесь, внизу исправлять ошибки, совершать добрые дела и приближать приход Мошиаха.

Вот как рассказывается в Торе о вознесении пророка Элияу, или, иными словами, о приобретении им вечной жизни («Мелахим 2», 2:1,7–8,11):

«И было, когда Г-сподь (захотел) вознести Элияу вихрем в небо, шел Элияу с Элишей [78] … А пятьдесят человек из сынов (учеников) пророков пошли и стали напротив вдали, а они оба стояли у Иордана. И взял Элияу плащ свой, и свернул, и ударил воды, и расступились они туда и сюда, и перешли они оба посуху… И было, когда они шли, и, идучи, разговаривали, вот, (появилась) колесница огненная и кони огненные, и отделили они одного от другого; и вознесся Элияу вихрем в небо».

С тех пор он незримо, а иногда и являясь наяву, присутствует в нашей жизни.

Он открывает мудрецам секреты из Торы, он приходит на помощь в час беды, он приходит в качестве почетного гостя на каждое обрезание [79] и на каждый Пасхальный Седер, где положено готовить особый стакан с вином именно для него.

Но главная его функция в реализации пресловутого «завета мира» – это стать провозвестником прихода Мошиаха, как сказано мудрецами, что за день до прихода Освободителя придет пророк Элияу и объявит об этом. А уже тогда начнется эпоха абсолютного мира и гармонии. Не будет ни конфликтов, ни страданий, ни болезней, ни даже смерти, и народ на народ не поднимет оружия, ибо в то время все «перекуют мечи на орала» [80] .

Такова награда Пинхаса – Элияу. Таков гармоничный финал этой сложной комбинированной судьбы, в которой в результате объединения двух крайностей вырисовался удивительный симбиоз.

Судите сами. Соединились:

новая душа – самая возвышенная сущность (Элияу, вошедший в Пинхаса),

старые души, тоже необыкновенно возвышенные и оторванные от материальности (Наддав и Авиу),

грубое земное тело Пинхаса, унаследовавшее некоторые нехорошие черты от предков, бывших язычников – и, в результате, получилось абсолютно святое, возвышенное и вечное тело (пророк Элияу), в котором слились и исправились все остальные противоречивые составляющие.

Что же касается окончательного исправления Надава и Авиу, которое произошло через пророка Элияу и о котором мы обещали рассказать в предыдущей главе, то дело было так.

Царь Ахав и его жена Йезевель [81] наводнили Израиль языческими культами. Божки и их служители размножились до фантастических чисел. И однажды, в ходе борьбы с этой все больше распространяющейся скверной пророку Элияу пришлось проделать эксперимент, который вернул сердца честных евреев к истинной вере.

Вот как об этом рассказывает Тора («Мелахим 1», 18:17–39): «И было, когда Ахав увидел Элияу, то сказал ему Ахав: ты ли это, наводящий беду на Израиль? Тот сказал: не я навел беду на Израиль, а ты и дом отца твоего, тем, что вы оставили заповеди Г-сподни, и ты следовал Баалам [82] . А теперь пошли собрать ко мне весь Израиль к горе Кармэль [83] , и четырехсот пятьдесят пророков Баала, и четырехсот пророков Ашейры [84] , питающихся от стола Йезевели. И послал Ахав ко всем сынам израилевым, и собрал пророков к горе Кармэль. И подошел Элияу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Г-сподь есть Б-г, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова. И сказал Элияу народу: я один остался пророком Г-сподним, а пророков Бааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, и огня не подложу. И воззовите вы именем Б-га вашего, а я воззову именем Г-спода. И будет, тот Б-г, который ответит огнем, Он и есть Б-г. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо слово это. И сказал Элияу пророкам Бааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и воззовите именем Б-га вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, которого он дал им, и приготовили, и взывали именем Баала с утра до полудня, говоря: о, Баал, ответь нам. Но не было голоса, и не было ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. И было, в полдень Элияу стал смеяться над ними и сказал: кричите громче, ибо он Б-г; (может быть) он занят беседою, или в отлучке, или в пути; а, может, он спит, так он проснется. И стали они громко взывать, и царапали себя, по своему обыкновению, мечами и копьями, так что кровь лилась по ним. И было, когда прошел полдень, они (все еще) бесновались…, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуху. И сказал Элияу всем людям: подойдите ко мне. И все люди подошли к нему. И он восстановил разрушенный жертвенник Г-сподень. И взял Элияу двенадцать камней, по числу колен сынов Яакова… И построил (из) этих камней жертвенник во имя Г-спода, и сделал вокруг жертвенника ров… И разложил дрова, и рассек тельца, и возложил на дрова. И сказал он: наполните водою четыре кувшина и вылейте на всесожжение и на дрова. А (потом) сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте (так же и) в третий раз. И сделали они (так) в третий раз. И потекла вода вокруг жертвенника и наполнила ров водою. И было, при приношении дара подошел Элияу, пророк, и сказал: … Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать народ этот, что Ты, Г-споди, – Б-г, и Ты обратишь (к Себе) сердце их. И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал. И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г».

Какая связь между этой историей и былым прегрешением священников Надава и Авиу?

Самая прямая. Как мы помним, их ошибка состояла в том, что они сделали запрещенное действие – принесли «чуждый огонь» в Святилище.

Сейчас пророк Элияу борется с «чуждым огнем» язычников, и, как мы видим в ходе его эксперимента, «чуждый огонь» не спускается на «чуждый» жертвенник. Но на жертвенник Истинного Б-га – спускается огонь.

______________________

76Ахав – царь израильский. Вследствие брака с дочерью сидонского царя Эфбаала, он ввел в свое царство языческие культы и подверг преследованию пророков, не перестававших, однако, обличать пагубную для народа деятельность царя. Ахав с переменным успехом вел с сирийским царем три войны, в последней из которых был убит.

77Жестоковыйный – так характеризуется в Торе народ Израиля за свое упрямство. Жестоковыйный – значит упрямый, от словосочетания «жесткая выя (шея)».

78Элиша – танахический пророк, избранный ученик пророка Элияу. С его именем связывается множество чудес, описанных в Книгах Царств (Мелахим 1 и 2).

79Обрезание (на иврите «Брит мила» – «Союз обрезания») крайней плоти – одна из немногих заповедей в Торе, предписанных еще до синайского Откровения. Проводится с еврейскими мальчиками на 8-й день после рождения.

80 «Перекуют мечи на орала» – цитата из книги пророка Йешаяу (2:4).

81Йезевель – жена израильского царя Ахава, дочь сидонского царя Эфбаала (или Этбаала), который достиг престола через убийство брата. Дочь унаследовала от него деспотическое высокомерие, непреклонную настойчивость, кровожадную жестокость и более всего фанатическую преданность языческим культам. Сделавшись царицей израильского народа, она презирала его религию и поставила своей целью водворить в Израиле идолопоклонство. Ахав полностью подпал под её влияние, из-за чего послужил причиной множества народных бедствий. Когда Йезевель переполнила чашу своих беззаконий, она была сурово наказана Творцом: выброшенная из окна, она была растоптана всадниками и растерзана собаками.

82Баал (в переводе с иврита «господин») – первоначально нарицательное обозначением божества того или иного племени, потом местности (Баал Тира, Баал Сидона и др.). Позже Баала считали богом солнечного света, немного спустя – творцом всего мира. Практически во все времена культ Баала сопровождался сладострастными оргиями, причём, при этом жрецы в экстазе наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.

83Гора Кармель – горный массив на северо-западе Израиля. С запада хребет ограничен Средиземным морем, с севера – Хайфским заливом и долиной Звулун.

 

84Ашейра – культовое дерево, которое обычно находилось на возвышенной местности, а под этим деревом устанавливался идол.

В соответствии с принципом «мера за меру» грех Надава и Авиу полностью исправлен.

Их души, соединенные крепкой невидимой связью с душою Пинхаса – Элияу, достигают полного блеска и совершенства.

И да будет так с каждой еврейской? душой, которая еще ждет своего триумфального часа!

Откуда берутся геры

Мы уже несколько раз, весьма поверхностно и вскользь, затрагивали тему гиюра. Сейчас поговорим об этом поподробнее, причем, не только с точки зрения еврейского закона, но и (и прежде всего) в ключе теории переселения душ.

В Торе по поводу присоединившихся к еврейскому народу сказано так: «гер, который принял гиюр…» [85] Обратите внимание, не «нееврей», а «гер».

Тора дает нам важную информацию: не каждый человек может принять иудаизм, но лишь тот, кому это изначально предназначено и он уже априори называется гером.

Это такой человек, у которого пробуждение в поисках истины и, как следствие, приход к еврейской религии обусловлены изначальной связью с особой еврейской душой, которая жаждет облечься в его тело.

Как это происходит.

Будущий гер удостаивается обретения подобного статуса за счет того или иного духовного подвига.

Какая же душа спустится, чтобы облечься в его тело и сделать его полноправным евреем, если она не была сопричастна ему от рождения?

Кабала объясняет нам этот механизм.

Дело в том, что в каждом следующем земном воплощении исправляется лишь та или иная часть души.

Той же ее составляющей, которой не удалось достичь совершенства, придется ждать следующего раза.

Причем, если мы представим себе, что душа состоит из более низких (если мерить по духовной шкале), и более возвышенных частей, то можно предположить, что и их исправление должно быть поэтапным.

Сначала доводится до блеска та часть, которая ниже (и потому к ней меньше требований),

потом следующая, более высокая часть, и так далее по вертикали.

И вот случается так, что нижняя составляющая (на иврите она называется «нефеш» – собственно, «душа») достигла абсолютной гармонии и ей незачем больше возвращаться на землю.

Что же будет с теми частицами, которые выше, и потому судятся строже, и потому же еще не обрели совершенства?

Им надо снова дислоцироваться в материальном мире. Только вот беда: чтобы соединиться с грубым телом, им нужна, в качестве посредника, та частица, которая стояла ниже и которая от них уже оторвалась, завершив путь исправления.

Кажется, ситуация неразрешимая, но не тут-то было. Выход есть, ибо в данном случае необходимым для возвышенных душ посредником оказывается душа избранного для принятия гиюра.

И происходит полное и гармоничное единство: гер обретает новую ступень с помощью принятия уготованной ему возвышенной души.

Душа же эта имеет шанс спуститься в новое тело (тело гера), чтобы довершить свои странствия и достичь абсолюта.

Вот почему души принявших иудаизм считаются в еврейской традиции особенно высокими (как мы увидели, так оно и есть) и вот почему Б-г Сам относится и нам велит относиться к этим людям с особенной любовью и чуткостью.

Врать нехорошо

Сейчас мы поговорим о том, как теория переселения душ помогает нам иногда интерпретировать странное и неправильное, на первый взгляд, поведение героев Танаха. Это может помочь нам иными глазами взглянуть и на поступки наших современников, чтобы они предстали перед нами в ином свете и помогли нам примириться с собой и достигнуть выполнения важнейшей заповеди: «И возлюби ближнего как самого себя!» [86]

Вернемся к первой книге Торы, к жизни еврейских праотцев, в которой зачастую происходили весьма драматические события. Например, такое («Толдот», 27:1-): «И было, когда Ицхак [87] состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал Эсава, старшего сына своего, и сказал ему: сын мой! И сказал ему: вот я. И сказал: вот, я состарился уже, не знаю дня смерти моей… приготовь мне кушанье, какое я люблю… чтобы благословила тебя душа моя, прежде чем я умру.

Ривка же слышала, когда Ицхак говорил Эсаву, сыну своему. И пошел Эсав в поле ловить дичь. Ривка сказала Яакову так: …Теперь же, сын мой, послушайся голоса моего в том, что я прикажу тебе. Пойди же в стадо и возьми мне оттуда двух козлят хороших; и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит. И ты принесешь отцу твоему, и он поест, чтобы он благословил тебя перед смертью своею.

И Яаков сказал: ведь Эсав человек волосатый, а я человек гладкий. Может ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком, и наведу на себя проклятие, а не благословение.

И сказала ему мать: на меня проклятие твое.

И сделала мать его кушанье, какое любил отец его. И взяла Ривка любимую одежду Эсава и одела Яакова. Шкурки козлят надела на руки его и на гладкую шею его. И дала кушанье и хлеб в руку Яакову.

И пришел он к отцу и сказал: отец мой! И тот сказал: кто ты, сын мой? И сказал Яаков: я Эсав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; поднимись, сядь и поешь от дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя.

И сказал Ицхак: что так скоро нашел ты, сын мой? И сказал тот: потому что Г-сподь Б-г твой доставил мне этот случай.

И сказал Ицхак Яакову: подойди же и я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Эсав, или нет? И подошел Яаков к Ицхаку, отцу своему; и он ощупал его и сказал: голос, голос Яакова; а руки, руки Эсава. И не узнал он его, потому что руки его были, как руки Эсава, брата его, волосатые; и он благословил его».

Анализируя этот отрывок, невозможно не поразиться, как это те великие и праведные, как принято считать, люди, от которых произошел весь еврейский народ, могли действовать так вопиюще «аморально», причем, совершенно продуманно и хладнокровно.

И это еще при том, что Яаков в еврейской традиции всегда ассоциируется с качеством прямоты и истины. И даже его второе имя – Исраэль при делении его на две части «яшар кель» [88] – «честный перед Б-гом».

С другой стороны, изначальное имя Яаков связано с глаголом «лааков», т. е. «обхитрить».

Может быть, с этим связан его странный поступок, который привел к обманному получению отцовского благословения?

Как Яаков вообще смел надеяться, что благословение, добытое ложью, останется благословением и не обернется проклятием. Тем более, благословение Творца, переданное Его пророком.

Не мог же Яаков рассчитывать, что Б-г отвернется, не заметит, прикроет глаза вместо того, чтобы покарать обманщика, воспользовавшегося слепотой и беспомощностью собственного отца.

Но что еще более потрясает, так «подстрекательная» позиция Ривки. Она подбивает своего сына на вранье, она идет против желания своего мужа, против интересов своего второго сына, да еще и готова жертвовать ради этого собой, говоря Яакову: «на меня проклятие твое».

А Яаков? Как он мог согласиться на этот аргумент?

Родная мать предлагает снять с него наказание и принять его на себя. А сын, который до этого, как кажется на первый взгляд, боясь расплаты, отказывался от опасного шага, вдруг молниеносно успокаивается и соглашается на обман.

Не правда ли, очень странная история?

И, надо признать, что она не раз бросала тень на весь еврейский народ – потомков Яакова – на протяжении его истории. И когда народы мира называли (и продолжают называть) евреев хитрыми и бессовестными, они могли опираться на простое и кажущееся таким очевидным прочтение разбираемого нами здесь отрывка.

Впрочем, не будем отвлекаться на происки антисемитов и их претензии в адрес евреев. Лучше попробуем разобраться, какова подоплека неадекватного поведения Ривки и ее младшего сына. И начнем для этого издалека.

Попытаемся вспомнить, какая ложь впервые прозвучала на нашей планете. Где это было и когда?

Правда, догадаться нетрудно? Ну, конечно, еще там, в Ган Эдене, после того как Адам и Хава уже получили заповедь не есть с Древа Познания, а, вместе с этим, и свободу выбора, послушаться или нет. И вот что рассказано в Торе («Брейшит», 3:1–6):

«Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Г-сподь Б-г. И сказал он жене: подлинно ли сказал Б-г: „не ешьте ни от какого дерева в саду…“? И сказала жена змею: из плодов деревьев этого сада мы можем есть, Только из плодов дерева, которое в средине сада, сказал Б-г: „не ешьте от него и не прикасайтесь к нему, а то умрете“. И сказал змей жене: умереть не умрете, но знает Б-г, что в день, в который поедите от него, откроются глаза ваши, и вы будете, как великие, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для еды, и что оно услада для глаз и вожделенно дерево для познания; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу, (что) с нею, и он ел».

Как ни печально, но хитрость змея является краеугольным камнем всемирного страдания. Не будь того обмана, человек не стал бы смертным. Болезни и старость не омрачали бы нашу жизнь. Люди не ведали бы ни ненависти, ни агрессии. А природные катаклизмы никогда не смогли бы разыграться под Солнцем и Луной.

Мудрецы говорят, что тот, кто соблазнил доверчивую Хаву, не был простым животным. В его материальную плоть оделся грозный ангел, функция которого подстрекать человека на гадости, а затем наказывать его же за то, что повелся на подстрекательства. И он приложил все усилия и все данные ему Свыше полномочия на то, чтобы заставить первых людей нарушить тот единственный приказ, который у них был и от выполнения которого зависела вся дальнейшая жизнь всего мироздания, всех нас.

________________________

85Цитата из Талмуда (трактат «Йевамот»).

86 «И возлюби ближнего как самого себя!» – заповедь, записанная в Торе в книге «Ваикра» (глава «Кдошим», 13:18). По мнению раби Акивы, эта заповедь является важнейшим правилом Торы.

87Ицхак (2048–2228 от с.м.) [1712–1532 до н. э.] – сын Авраама и Сары, второй из праотцев Израиля. Первый человек, обрезанный на восьмой день после рождения по повелению Б-га. Женился на Ривке, которая родила ему близнецов: Яакова и Эсава. Передав свое благословение Яакову, Ицхак умер в возрасте 180 лет.

88Буква «к» вставлена для того чтобы избежать написания и произнесения слова, которое является одним из имен Б-га и которое нельзя произносить всуе, вне канонического текста Торы и молитв. Что касается ивритской буквы «шин» ((, то она, написанная без огласовки, может быть озвучена и как «с» и как «ш».

Это было страшное деяние, чудовищная ложь. И ее чудовищность заключилась не только в тех последствиях, к которым она привела, но и в том, что стало с нею самой.

Не очень понятно с кем с нею? Ответ простс самою ложью.

Что это значит, спросите вы. Разве ложь не есть однозначно отрицательное явление, которого надо всячески избегать?

Разве ложь не является абсолютным корнем любого зла?

Разве каждое преступление, совершенное на этой планете, не спровоцировано ложью и не является причиной следующей, еще большей лжи?

И разве не стоит однозначно придерживаться тех трех правил, которые знаменитый ребе Рашаб [89] – однажды определил как основные в жизни человека:

  1. Никогда не обманывать себя.
  2. Никогда не обманывать других.
  3. Никогда не позволять другим обманывать себя?

И что же тогда нам делать с историей про Яакова и Ривку и их маленький спектакль?

admin @ 15:42

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика