Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Албанские мусульмане, спасители евреев: «Мы будем вашей защитой в дни бедствия»
Категория: Мораль и общество

Этнические и культурные традиции Албании не оставили равнодушным албанский народ к трагедии евреев в годы Холокоста Албания — это единственная страна из многих других мусульманских государств в Европе, сохранившая в большинстве своих албанских евреев и тех, кто бежал на территорию Албании в годы Второй мировой войны. Действительно, многие евреи Албании выжили в Холокосте.Яд ва-Шем, мемориальный центр Катастрофы и героизма в Израиле, признал 75 албанцев праведниками народов мира. Небольшая албанская еврейская община, насчитывающая в довоенные годы всего двести человек и выжившая в течение Холокоста, — это уже немало.
Более того, албанские еврейские общины в течение Второй мировой войны спасались неоднократно, не менее десяти раз, в самых разных обстоятельствах, в отличие от крупных еврейских общин в Литве или Польше. Албанцы спасли не одну сотню еврейских беженцев из Германии, Австрии и других стран.
Невероятной храбростью албанцев управлял внутренний кодекс чести, существующий и по сей день. «Канун», или албанский «кодекс чести» — это древнейшая система родственных связей и кровной мести, приводящая зачастую к ссорам и насилию. К этому кодексу имеют отношение только мужчины, в то время как женщины и дети.
Как правило, от участия в следовании традиции «кануна» освобождены.
В условиях «кануна» любой мужчина может стать жертвой преследования и насилия; жизнь его семьи также может быть на грани опасности. Нельзя точно установить дату зарождения и происхождения кануна. Бытует мнение, что он появился вместе с горцами северной Албании; тесно связан с албанским князем и национальным героем Лекой Дукаджини, который хотел узаконить обычаи древних горцев, в том числе и традицию кровной мести. «Канун» передавался от отца сыну исключительно в устной форме, мальчики впитывали его с молоком матери, и, неудивительно, что такая традиция корнями проросла и окрепла в народе до нынешних времен.
Ключевым понятием «кануна» является честь. Любые оскорбления чести (публичное оскорбление, неуважение к родителям, гостю, соседские распри и многие другие) караются смертью. Последствия таких ссор могут длиться не один десяток лет, ибо «откупиться» от наказания невозможно, а право на то, чтобы «вершить суд и справедливость» имеют все мужчины из рода обиженного. Когда виновник расплатится своей жизнью в знак отмщения за нанесенное ему оскорбление, его семья может встать на кровавый путь, даже если погибший был по-настоящему виновен в распре. Таким образом, вражда между семьями может длиться вечно. С другой стороны, подобный «кодекс чести» приучает албанских мужчин к опасности и жизни на грани смерти.
«Когда албанцы увидели, что нацисты убивают женщин и детей», — поясняет профессор Элиэзер Папо, историк израильского университета имени Бен- Гуриона, — они пришли в ужас. Мужчины, убивающие других мужчин, — это часть албанской традиции, но поступать так с женщинами и с детьми — неслыханная и невозможная бесчеловечность. Это чудовищно».
Помимо «кануна», есть и другой родовой закон албанцев — «беса», обязывающий хозяина защищать гостя или пришельца. Когда албанцы, движимые этим законом, чувствуют необходимость в оказании приюта евреям, они делают всё возможное и невозможное, рискуют своей жизнью и своими семьями ради спасения и защиты гостей. Такая защита «гостей» влечёт за собой немало опасностей. «Немцы взяли под контроль Албанию, и на каждом дереве, на каждом электрическом столбе мы видели повешенных партизан: многих повесили, чтобы держать народ в страхе, чтобы никто не укрывал ни партизан, ни евреев», — вспоминает Аарон Аладжем, чью семью спасли албанцы, открывшие свои двери для евреев с риском для жизни.
Аарону Аладжему в 1943 году было всего 10 лет, когда он и его родители, Ниссим и Сарра Аладжем, бежали из Болгарии в Албанию. Они были схвачены пятью албанскими полицейскими, работавшими на захватчиков. Но вместо того, чтобы передать семью Аладжем власти оккупантов, албанские полицейские перенаправили беженцев в руки местных албанцев, а те дали им приют.
О героизме албанцев молчали долгое время. В годы коммунистической диктатуры многие албанцы опасались рассказывать о своём теплом гостеприимстве и участии в спасении евреев. Сегодня нам открываются многие подробности из жизни албанских Праведников народов мира, «прославившихся» благодаря подвигу в годы Катастрофы.
Весел и Фатима Весели и их трое сыновей Хамид, Рефек и Джемаль поведали о том, как они спасали еврейских беженцев. Ещё до начала войны семья наняла на работу двух евреев — беженцев из Югославии. Йосеф бен Йосеф работал сменщиком Хамида в магазине одежды, а Моше Мандиль — Рефека в художественной студии. «В 1943 году, с наступлением немецких оккупантов, обе еврейские семьи перебрались в наше семейное гнездо в городе Круя», — вспоминали Хамид и Джемаль Весели.
Братья рассказали о том, как «проходила операция» по спасению. «Джемаль с родителями «патрулировали» улицу днём и ночью в течение 36 часов, чтобы обезопасить приход беженцев в их дом. Мы переодели их в наших односельчан», — вспоминает Джемаль. — «Через два дня перевезли детей в Крую. Днём мы прятали детей в горной пещере, находившейся около нашей деревни. Их дети играли с нашими и соседскими детьми. Все соседи знали, что мы скрывали евреев. Здесь были и другие албанские семьи, прятавшие евреев. Однажды немцы ворвались в наши дома в поисках исчезнувшего оружия. Они не нашли его, равно как не нашли и тела казнённых солдат, потерявших вооружение». Семья Весели не прекращала давать приют еврейским семьям в течение девяти месяцев подряд, до тех пор, пока не закончилась война. Они не теряли связи с семьёй Мандиль, позже переехавшей в Израиль.
Как и другие албанцы, семья Весели объясняла своё героическое поведение кодексом чести, требующим оказывать гостеприимство всем нуждающимся. «Мы, албанцы, четыре раза открывали двери нашей страны и нашего дома, — отметили братья, — сначала — грекам (во время голода во Второй мировой войне); затем итальянским солдатам, оказавшимся в нашей стране в бедственном положении после того, как Греция сдалась союзникам; евреям — во время немецкой оккупации и, последним, — албанским беженцам из Косово, спасавшимся от сербов. Но только евреи выразили нам свою благодарность».
Рефек Весели стал первым албанским Праведником народов мира, признанным Институтом Катастрофы и героизма Яд ва-Шем в 1987 году. Одним из спасенных Рефеком Весели детей был Гавра Мандиль, выросший уже в Израиле; в 1987 году он лично обратилась к президенту Албании с просьбой разрешить приезд семьи Весели в Израиль на торжественную церемонию. На удивление, президент Албании согласился: Рефеку Весели с его женой разрешили приехать в Иерусалим для того, чтобы участвовать в торжественном событии. В 2004 году, после предоставления всех необходимых документов, Яд ва-Шем признал Хамида и Джемаля Весели Праведниками народов мира.
Другая албанская семья, рисковавшая собственной жизнью в деле спасения евреев, — семья Ходжа. Она приютила Аарона Аладжема, с его родителями, после того как евреи были арестованы албанской полицией: вместо захватчиков, их встретили сочувствующие евреям местные жители.
Нуро Ходжа был мусульманским учителем и верующим человеком. Несмотря на приближающийся главный мусульманский праздник и множество заказов, он закрыл свою пекарню и в один из самых «прибыльных» дней в году, отвёз семью Аладжем в свой дом, заранее приготовив для них место для ночлега.
Старший сын Нуро Сазан вспоминал, какими были те дни: «Мне памятны те ужасные дни, когда нацисты оккупировали Влёру (мой родной город), а евреи там спрятались. Мне тогда было 10 лет. Мой отец дал убежище четырём еврейским семьям. Все они подружились с нами. Как сейчас помню слова моего отца, обращённые к несчастным беженцам: „Теперь мы — одна семья. Впредь вы не станете страдать и терпеть лишения. Я со своими сыновьями буду вашей защитой в дни бедствия, даже ценой собственной жизни“.
Мы спрятали семьи в подвале, который проходил под всем большим домом. Подвал стал убежищем для трёх поколений больших семей Илии Солломони и Моше Негрин (две еврейские семьи, спрятанные в подвале, состояли из 12 человек. Были и другие семьи, имена которых я уже не припомню. Приносить еду беженцам в подвал и покупать им всё самое необходимое, — это стало моей обязанностью. Все жители
Влёры ненавидели фашистов и знали, что многие семьи прячут у себя евреев».
Нуро Ходжа был признан Праведником народов мира в 1992 году. Сын Нуро Реджеп Ходжа искренне убежден: вспоминать подвиг отца — это потрясающе! «Мой дедушка был муллой», — поясняет он, — «Для него оставить свой дом и приготовить комнату для еврейской семьи — событие особой важности, нечто из ряда вон выходящее; не было терпимости и красоты большей, чем в таком поступке, как этот». В 2000 году Реджеп Ходжа с самыми теплыми побуждениями возвратил потомкам семьи Аладжем, проживающим в Израиле, три еврейских молитвенника, оставленных беженцами в его доме.
Обязанность «Беса» настолько проникла в сердца албанцев, что некоторые евреи чувствовали себя в полной безопасности и не стремились скрываться, ибо были уверены в том, что соседи-албанцы их никогда не выдадут. Один албанский еврей Рафаэль Якоэль позже вспоминал, как немецкие солдаты вошли в Албанию. Рафаэль и его шурин встретились с мэром города Влёра. «Коль скоро вы находитесь у нас», — успокаивал он, — вам нечего бояться, но немцы — они и в Африке немцы, и поэтому вам лучше перебраться в столицу».
Рафаэль со своим шурином двинулись в Тирану, столицу Албании, и встретились там с Джафером Дева, министром внутренних дел Албании, официально сотрудничавшим с нацистами. Министр Дева показал еврейским беженцам список евреев, разыскиваемых немецкими властями. Джафер Дева никогда бы не сдал их Германии. Помощник мэра спрятал остальных членов семьи Якоэля в своём городе Влёра. Дети Якоэля играли с детьми помощника министра и были в надёжных «государственных» руках. После войны, наряду с другими албанскими евреями, Рафаэль Якоэль репатриировался в Израиль. Историки и исследователи не прекращают находить документы, свидетельствующие об удивительных подвигах албанских мусульман, помогавших евреям и спасавших их. Скажем словами музея Катастрофы и героизма Яд ва-Шем:
«АЛБАНЦЫ ПРЕВЗОШЛИ МНОГИХ В ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ; БОЛЕЕ ТОГО, ОНИ ДОСТОЙНО ВЫГЛЯДЯТ В СРАВНЕНИИ С ДРУГИМИ СТРАНАМИ, КОТОРЫЕ СПАСАЛИ ЕВРЕЕВ. ТАКИЕ ПОСТУПКИ ПРОДИКТОВАНЫ СОСТРАДАНИЕМ, НАИВЫСШИМ МИЛОСЕРДИЕМ И ЖЕЛАНИЕМ ПОМОГАТЬ НУЖДАЮЩИМСЯ ИНОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ».
Сегодня в честь албанских героев, именуемых отныне и навечно Праведниками народов мира, посажены и растут на Алее праведников в Иерусалиме 75 деревьев. Каждое дерево символизирует судьбу одного из албанских героев-спасителей.
От Доктор Иветта Альт Миллер
14.03.2018

admin @ 12:41

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика