Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
афтара главы Ваикра
Категория: Бней Ноах

Материал с сайта «Маханаим» — http://www.machanaim.org.il

Йешаяhу, 43:21-44:23

В недельной главе содержится подробное описание законов принесения жертв в Мишкане. В hафтаре приводятся слова пророка, упрекающего народ Израиля за пренебрежение этими законами. Его слова обращены к евреям, угнанным в Вавилон после разрушения Первого Храма. Сыны Израиля пренебрегали законами Всевышнего, но Он, по Своей воле, простит Израиль.

Глава 43:21-25. Предназначение Израиля

  1. народ этот создал Я для Себя Израиль является целью Творения. Вся история еврейского народа представляет собой процесс распространения духовных ценностей и разъяснения народам мира цели Творения. Без этих двух элементов все созданное теряет смысл и по своей значимости ничем не отличается от тоhу вавоhу — хаоса, царившего в начале Творения.

[чтобы] о славе Моей рассказывал он Через праведность народа должно раскрываться величие Всевышнего. Провозглашение славы Всевышнего народом высочайшей праведности, каковым должны быть сыны Израиля, является единственной целью их существования.

22-25. Но Израиль не справился с задачей служения Всевышнему: он не сумел раскрыть духовные ценности и преобразовать себя и весь мир так, чтобы стало возможным восприятие блага. А не получив его, он проявил неблагодарность по отношению ко Всевышнему. Наказания не являются самоцелью, в конечном итоге они должны преобразовать народ и сделать его достойным раскрытия милости Всевышнего.

  1. но не ко Мне взывал ты Они не обращались ко Всевышнему с молитвой. Принесение жертв превратилось в чисто механическое действие. Следует учитывать, что всегда, когда пророк обращается с упреком к народу, он имеет в виду не небольшую, а значительную часть населения, сохраняющую веру и соблюдающую законы не как формальные правила, а как живую традицию.
    ибо тяготился ты Мною Как в дни пророков Михи (см. Миха, 6:3) и Малахи (см. Малахи, 1:13), вера и соблюдение закона ослабли. Можно наблюдать целые эпохи, когда душа евреев затвердевает и засыхает, Израиль забывает Всевышнего, и мотивом поведения становится не искреннее стремление приблизиться к Творцу, а понятие обязанности и желание достойно выглядеть в глазах людей.
  2. не приносил ты Мне ягнят Имеется в виду ежедневное жертвоприношение, которым начиналось и завершалось дневное служение в Храме: каждое утро и каждый вечер в жертву приносили молодого барана.

не утруждал Я тебя хлебными дарами Несмотря на то, что в Вавилонии нельзя было приносить никакие жертвы, тем не менее стремление прийти в Храм и принести жертвы от чистого сердца должно было оставаться живым в народе. Однако среди народа не сохранилось даже воспоминаний о былом величии Храма и принесении жертв. Этот стих часто понимают неправильно: здесь не идет речь о непосредственном жертвоприношении. Если не помнить об этом, то будет непонятен смысл упрека, с которым пророк обращается к народу. Пророк обращается к людям, находящимся в Вавилонском изгнании в то время, когда принесение жертв прервано (Ибн Эзра). Несмотря на то, что Всевышний не обязывает приносить жертвы, тем не менее Израилю следовало бы обращаться ко Всевышнему (см. примечание «Возражали ли пророки против принесения жертв?»).

[воскурениями] ароматной смолы Которые, как правило, были неотъемлемым элементом принесения жертвы из муки злаковых (см. Ваикра, 2:1).

  1. ароматный тростник По всей видимости, одна из составляющих ароматизированного оливкового масла для помазания (см. Шмот, 30:23).

и жиром жертв своих не насыщал ты Меня См. Ваикра, 3:3.

но утруждал ты Меня грехами своими Вместо того, чтобы подчиняться Всевышнему, Израиль легкомысленно относился к своим обязанностям по отношению к Нему. Народ заставляет Всевышнего делать то, что «трудно» для Него: единственное желание Творца — спасти и избавить Свой народ от всех бед, а они вынуждают Его привести наказание.

  1. Я, Я Тот, Кто стирает преступления твои Эта фраза раскрывает всю глубину трагедии, которая заключена в каждом преступлении: человек не повинуется Тому, Кто любит его и стремится дать благо. Всевышний прощал и вновь простит, Его желание дать благо Своему народу вечно и никогда не исчезнет.

ради Себя Единственное желание Всевышнего — давать благо. Это желание отражает Его имя (каждое имя призвано указывать на основную характеристику и выражать ее в сжатой форме). Однако дать благо невозможно, если народ не обладает высокой духовностью, поэтому раскрытию имени Всевышнего будет предшествовать духовное обновление сынов Израиля.

В стихе 25 раскрывается один из основных принципов иудаизма: кроме Всевышнего нет никого, кто мог бы избавить от греха, простить, искупить или спасти. Раби Акива объясняет этот принцип следующим образом: «Счастлив ты, Израиль! Пред Кем ты очищаешь себя, и Кто очищает тебя? Твой Отец, Который на небесах».

26-28. Всевышний предлагает прощение — Израиль колеблется

  1. напомни Мне В этой фразе присутствует оттенок иронии. Всевышний обращается к народу и говорит: «Напомни Мне о своих заслугах, скажи что-нибудь в свое оправдание, что Я забыл или не учел…».
  2. праотец твой первый Адам. Некоторые комментаторы считают, что речь идет о Яакове (см. hошеа, 12:3).

и заступники твои Пророки и учителя (см. Ирмеяhу, 23:11, Млахим I, 22:10). Если учителя и пророки не остались абсолютно чисты от греха, что можно сказать обо всем народе?! Весь народ заслуживал наказания.

провинились Это еще одна из духовных трагедий Израиля. Люди, которые призваны показать всему миру красоту Торы, восстают против Всевышнего и не повинуются Ему.
28. и Я разжаловал Они будут лишены своего достоинства, связанного со святостью Храма, после его разрушения.
священников [ваших] Которые претерпели такое унижение при захвате Иерусалима.
Исраэля — на поругание Среди народов (Кимхи).

Глава 44:1-5. Обещание спасения

Отдаление Израиля от Всевышнего не бывает продолжительным. Как деревья и растения, иссушенные зноем, обретают силу и вновь зеленеют после дождя, так Божественное дыхание оживит иссохшие души народа Израиля и пробудит его сынов.

  1. а теперь слушай Слова пророка о благе, которое будет даровано в будущем.
  2. от рождения помогающий тебе С того момента, когда при переходе через море Суф сыны Израиля стали народом, истинная вера никогда не бывала ими утрачена.

не бойся Это говорится относительно неудачи в прошлом, а также потому, что народ не может осознать благо, которое будет даровано ему в будущем.

Йешурун Букв. «прямой», «отличающийся прямизной». Поэтическое имя Израиля (см. Дварим, 32:15).

  1. на жаждущее Как иссушенная земля станет плодоносной, так и Я изолью дух Свой на тебя, и твое служение Мне не будет сухим и бесполезным — оно даст плоды.

так изолью Я дух Мой Знание о Всевышнем и умение ощущать Божественное Присутствие (см. Йешаяhу, 11:2,3; Йоэль, 3:1). Для древних народов изгнание означало конец существования. Поэтому живительный дух должен был в первую очередь пробудить в человеке чувство принадлежности к потомству Яакова, понятие о Всевышнем как об источнике блага и гордость от осознания союза, заключенного с Ним.

  1. и вырастут они… как ивы Сохранившиеся ростки Израиля станут большими мощными деревьями благодаря обильным дождям.
  2. я для Бога Букв. «я принадлежу Всевышнему». Так воскликнет человек, вновь обретший веру во Всевышнего и почувствовавший гордость от того, что он принадлежит к народу Израиля.

и тот назовется именем Яакова Гордясь тем, что он принадлежит к святому народу (Ибн Эзра).

а иной напишет рукой своей Образ посвящения себя служению Всевышнему навечно.

и назовется именем Имя «принадлежащий народу Израиля» будет считаться самым почетным из всех имен, какими может быть назван человек.

6-23. Величие Всевышнего и Его могущество не имеют себе равных

  1. Я первый, и Я последний Никакое божество не существовало до Него, и никакое не будет существовать после Него, ибо Он вечен.
  2. и [если] кто-то, как Я, возгласит это Всевышний, сотворивший мир и предопределивший его развитие, знает все времена и раскрывает через пророков будущее, что не может сделать ни один из безжизненных идолов.

народ вечный Иврит: ам олам. Народ, служащий Богу, существование Которого не ограничено временными рамками, и получающий от Него благословение и силы, будет существовать вечно, в отличие от тех, кто служит выдуманным ими же самими идолам.

  1. и нет твердыни Скала всегда воспринималась как надежное место, на котором могло укрепиться войско или могла быть воздвигнута крепость (см. Йешаяhу, 26:4).

9-20. Абсурдность идолопоклонства

Пророк постоянно возвращается к этой теме, поскольку идолопоклонство не было полностью искоренено и продолжало жить среди евреев, угнанных в плен. Молодое поколение также стало проявлять признаки тяготения к чужой культуре и культам.

  1. пустота Восхваление идолов не сообщает им никакой жизненности. Не только сами идолы остаются пустой надеждой, но и всякий восхваляющий их опустошает сам себя.

и предметы их страсти Идолы, которых они любят.

бесполезны Ничего не могут дать.

сами себе свидетели они Их бессилие свидетельствует о том, что все восхваления в их адрес — ложь.

на посрамление Эти слова относятся к идолопоклонникам, которые надеялись на пустых и безжизненных истуканов.

  1. все товарищи его Все, кто поклонялся идолам.

пусть все соберутся Ироническое обращение к идолопоклонникам собраться всем вместе и объединить свои усилия.

12-17. Подробное описание процесса изготовления идолов.

  1. голоден На изготовление идолов расходуют все силы и средства и продолжают делать их даже тогда, когда остаются без куска хлеба и без воды.
  2. натягивает шнурок Чтобы определить размеры.

рисует грифелем Прорисовывает все детали.

[пригоден только] для украшения дома Идол будет поставлен в жилище или в специально построенном для него храме.

14-17. Пророк возвращается к процессу выбора дерева для изготовления идола. Человек использует дерево для того, чтобы разжечь огонь, обогреться и приготовить себе пищу, а из того, что у него остается, он делает божество.

  1. или выбирает То дерево, которое ему подходит для отопления или строительства.
  2. ибо залеплены и не видят их глаза Только безрассудство может быть причиной этих действий, лишенных всякой логики.
  3. мерзостью Слово, которое в книгах пророков часто употребляется как синоним слова «идол».
  4. питается он прахом Букв. «пеплом». Идиоматическое выражение, означающее абсурдные слова или мысли.

[ибо] обманутое сердце свело его [с пути] Дурные желания человека привели его к ошибке.
и не спасет он души своей Не сможет отказаться от преступлений.

21-23. Заключение

  1. помни это То, что изложено в этой главе.
  2. как [ветер рассеивает] тучи и облака Израилю необходимо обратиться ко Всевышнему и осознать Его любовь и постоянное желание спасти Свой народ.

и избавлю Я тебя Всевышний уже подписал указ об освобождении.

  1. ликуйте Все Творение преобразуется и получает благословение, когда народ Израиля в своем спасении оказывается поднятым на высокую духовную ступень.

равнины Букв. «бездны».

прославился Израиль станет короной славы в Его руках.

admin @ 01:13

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика