Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки тиса
Категория: Христианство

Выкуп за душу

Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Исраэйлевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их. (Шем. 30, 12)

 Это серебро должно употребляться на всевозможные работы в Мишкане. Через это прино-шение каждый член общины Израиля чувствует себя неразрывно связанным с Шатром, участвуя материально в ее построении:

И возьми серебро выкупа от сынов Исраэйлевых, и отдай его на устройство шатра собор-ного; и будет это для сынов Исраэйлевых в память пред Г-сподом, для искупления душ ва-ших. (Шем. 30, 16)

Полное равенство материального служения, чтобы никто не превозносился над своим ближним:

Б-гатый не больше и бедный не меньше полшекэля должны давать в приношение Г-спо-ду для выкупа душ ваших. (Шем. 30, 15)

Почему нужно внести «выкуп за душу» для отвращения « мора»:

Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Исраэйлевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Г-споду при исчислении их, и не будет мора среди них при исчислении их (Шем. 30, 12)?

Перепись не только уравнивает всех, но и стирает различия между людьми, их индивидуа-льную неповторимость.

Это может привести к нарушению заповеди о любви к ближнему, ведь истинная любовь возможна только между личностями, осознающими неповторимость друг друга!

Наказанием за разрушение этой великой заповеди будет массовое поражение«мор»; имеется в виду массовая эпидемия, наподобие чумы.

Умывальник. Омовение коэнов

Пусть они омывают руки свои и ноги свои, чтобы им не умереть. И да будет им это уста-вом вечным, ему и потомкам его в роды их. (Шем. 30, 21)

Приближающийся к Б-гу должен очищать дела свои («руки») и пути свои («ноги»), чтобы не умереть духовно и физически. Умывальник помещался между медным жертвенником и Шат-ром и был сделан из медных зеркал женщин, собиравшихся возле Святилища.

Зеркала.

И сделал умывальник из меди и подножие его из меди, из зеркал женщин, которые толпи-лись у входа шатра соборного. (Шем. 38, 8)

В том, что умывальник сделан из зеркал, содержится глубокое нравственное поучение.

Зеркалу уподоблено в Писании слово Божье:

Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему приро-дные черты лица своего в зеркале: Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. (Яак. 1, 23–24)

Вникая в слово Божье, человек познает самого себя, видит отраженным свой внутренний мир. Это служит очищению его дел и путей, дает ему возможность «омыться» для служения Г-споду.

Елей помазания

И помажь им шатер соборный и ковчег откровения, (27) И стол, и все принадлежности его, и светильник, и все принадлежности его, и жертвенник курения, (28) И жертвенник всесожжения, и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его. (29) И освяти их, и ста-нут они пресвятыми: всякий, прикасающийся к ним, освятится. (30) И Аарона, и сынов его помажь, и освяти их на священнослужение Мне. (Шем.30:26–30).

Состав елея для помазания:

(23) Ты возьми себе лучших благовонных кореньев: мирры самоточной пятьсот шекэлей и корицы благовонной половину того – двести пятьдесят, и тростника благовонного двести пятьдесят, (24) И кыции пятьсот по шекэлю священному, и масла оливкового.  (Шем. 30, 23–24)

Сложив все числа, мы получим 1500 — число лет от исхода (1312 г. до н. э.) до прихода Машиаха

Описание священного масла пророчески указывает сроки распространения учения Машиаха. Эта эпоха наступила через 1500 лет после Моше.

Пять компонентов состава масла.

  1. «Мирра свободно текущая», т. е. свободно стекающая со ствола.

Слово «свобода» указывает на освобождение души от власти злого начала, даруемое Духом Святым, который намекает священное масло.

 2 «Корица благовонная. Слово «корица» («кинмон») связано с םוק ‹кум›«вставать», «воскресать», т.к. коричное дерево пребывает вечнозеленым. Это еще одно свой-ство, даруемое человеку Духом Святым,— постоянное обновление, ощущение вечной молодос-ти души:

Хотя внешнее наше увядает, внутреннее ежедневно обновляется. (II Кор. 4, 16)

 3.«Тростник благовонный» — ‹кэнэ́-во́сэм›. Слово «тростник», связано с ‹кана́› — «приоб-ретать».

Дух Святой одаряет человека способностью «приобретать души» для Г-спода. Он есть

…Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и бла- гочестия… (Ис. 11, 2)  

  1. «Кыция«хрупкая»: имеются в виду слои ароматного вещества, находящегося под корой дерева кыции.

О «нежности» и  «хрупкости» обитания Духа Б-жьего в человеке нужно всегда помнить, чтобы не оскорблять Его святого присутствия:

И не оскорбляйте Святого Духа Божия, которым вы запечатлены в день искупления. (Еф. 4, 30)

Слово «кыция» можно связать с «пылать», «пламенеть». Оно указывает на пламенное, рев-ностное служение Б-гу в Духе Святом:

…В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Г-споду служите… (Римл. 12, 11)

Священный состав елея – прообраз воздействия Духа Б-жьего на нашего внутреннего человека.

И с этим связан строгий запрет:

Кто составит подобное сему и кто возложит из него на постороннего, тот истребится из народа своего.   (Шем. 30, 33)

Употребление священного состава в недостойных целях равносильно поношению святы-ни и вызывает грозную кару. То же относится и к использованию в посторонних целях священ-ного воскурения:

А курение, которое ты сделаешь по составу его, не делайте для себя: святынею да будет оно у тебя для Г-спода. Кто сделает подобное для обоняния его, истребится из народа своего.

(Шем. 30, 37–38)

Суббота

Ты же говори сынам Исраэйлевым так: однако субботы Мои соблюдайте, ибо это – зна-мение между Мною и вами в роды ваши, чтобы знали, что Я Г-сподь, освящающий вас. (Шем. 31, 13)

Как предписание о Субботе связано со строительными работами?

Несмотря на повеление о возведении Шатра, Суббота не должна нарушаться даже этой священной работой. По субботам все мастера, все строители должны были отдыхать и уча-ствовать в священном собрании.

Даже такая важная причина, как возведение Святилища, не должна приводить к наруше-нию заповедей. Древние мудрецы сделали вывод, что в субботу запрещены 39 видов работ, свя-занных с разнообразной деятельностью по сооружению Шатра.

 Суббота — «знак» завета Г-сподня:

(16) И пусть соблюдают сыны Исраэйлевы субботу, чтобы установить субботу в роды их заветом вечным. (17) Между Мною и сынами Йсраэйлевыми она – знамение вечное, что (в) шесть дней создал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал.

(Шем.31)

Празднующий Субботу освящается особым присутствием Б-жьим. Сказано также, что Суббота должна соблюдаться «в роды ваши», т. е. во всех поколениях.

История свидетельствует, что евреи соблюдали Субботу во все века своей драматичной исто-рии — во времена величия и унижения, в эпохи благословений и бедствий.

Евреи хранили субботу, а суббота хранила евреев.

Первоначальная мессианская община

Первоначальная мессианская община в Иерусалиме состояла из иудеев ревнителей Закона Б-жьего, следовательно,— из соблюдавших заповеди, включая и предписание о Суб-боте. Об этом пресвитеры иерусалимской общины во главе с апостолом Яаковом сказали прибыв-шему к ним Павлу:

…Видишь, брат, сколько тысяч уверовавших иудеев, и все они ревнители Закона. (Деян. 21, 20)

В Торе, сказано:

(14) Соблюдайте же субботу, ибо святыня она для вас: кто осквернит ее, смерти да будет предан, ибо кто будет в оную работать, та душа истреблена будет из среды народа своего. (15) Шесть дней пусть делается работа, в день же седьмой – суббота покоя, святыня Г-споду: всякий, делающий дело в день субботний, смерти да будет предан.  (Шем. 31)

Кого наказывает Вс-вышний за нарушение субботы?

Творец имеет в виду не нарушителя Субботы по случайности или «по слабости», а того, кто демонстративно, дерзко нарушает заповедь, чтобы отвести людей от почитания Г-спода, т. е. тот, кто сознательно оскверняет имя Божье. Такие действия ведут к разрушению завета, к лишению народа небесного покровительства и, следовательно, к его гибели, должен был караться примерно строго.

Злостные нарушители Субботы

Желающие совершить подобный проступок, находились во все времена. Писание рассказывает о человеке, демонстративно собиравшем дрова в Субботу (Бем.15:32–36) и делал он это не ради того, чтобы не умереть от холода, а именно для осквернения заповеди, за что и подвергся каре, о которой весь народ был заранее предупрежден.

За грех совершенный по неведению, недосмотру или слабости, полагается принести жерт-ву:

(27) Если же одна душа согрешит по ошибке, то пусть принесет козу годовалую в грехо-очистительную жертву. (28) И искупит священник душу ошибшегося; так как согрешил по ошибке пред Г-сподом, то следует искупить его; и будет ему прощено.  (Бем. 15)

Грех, совершенное сознательно, в т.ч. кощунство:

(30) Тот же, кто сделает что рукою дерзкою из туземцев или из пришельцев, Г-спода он ху-лит, и да истребится душа та из среды народа своего, (31) Ибо слово Г-сподне он презрел и заповедь Его нарушил; истребится непременно душа та; грех ее на ней.  (Бем. 15, 30–31)

Речь идет о дерзости, хуле, возведенной на имя Г-сподне, о презрении к Его слову и наме-ренном преступлении заповеди — будь то совершено евреем, или присоединившимся к Израилю иноплеменником.

Хула на Дух Святой

Так же рассматривается этот грех — хула на Духа Б-жьего — и в Евангелии:

Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто ска-жет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. (Матф. 12, 31–32)

Неужели в пустыне Синай, несмотря на столько чудес, явленных народу, среди него могли еще находиться люди, сознательно и дерзко нарушавшие волю Божью?

Удивительно, но это так (ср. Иез. 8). К тайным идолослужителям принадлежал сын египтя-нина и израильтянки, который «хулил имя Г-спода» во время ссоры с неким человеком. (Ваик. 24, 10–16). К тайным беззаконникам относились и поклонявшиеся золотому тельцу (Шем. 32, 1–6) и те, о которых предупреждал Вс-вышний через Моше как о намеренных совратителях своих ближних к идолопоклонству:

(2) Если восстанет в среде твоей пророк или сновидец и представит тебе знамение или чудо, (3) И появится то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, – чтобы сказать: «пойдем-ка за Б-гами иными, которых ты не знаешь, и будем служить им», – (4) То не слу-шай слов пророка того или сновидца того, ибо испытывает вас Г-сподь, Б-г ваш, чтобы уз-нать, люби-те ли вы Г-спода, Б-га вашего, всем сердцем вашим и всею душою вашею.

(5) Г-споду, Б-гу вашему, следуйте и Его бойтесь, и заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепитесь. (6) А пророка того или сновидца того долж-но предать смерти, за то что говорил он преступное против Г-спода, Б-га вашего, выведшего вас из земли Египетской и искупившего тебя из дома рабства, – дабы совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Г-сподь, Б-г твой; искорени же зло из среды твоей.  (Двар. 13:6–7)

Делая о Субботу:

(6) И пусть соблюдают сыны Исраэйлевы субботу, чтобы установить субботу в роды их за-ветом вечным. (17) Между Мною и сынами Йсраэлевыми она – знамение вечное, что (в) шес-ть дней создал Г-сподь небо и землю, а в день седьмой перестал работать и отдыхал.  (Шем. 31)

Указание на вечность Субботы как знамения завета дважды повторено в приведенных стихах. Оно соединено с неожиданным выражением: ‹лаасо́т эт-г̃а-шаба́т› — буквально «делая субботу».

Известен запрет делать какое-либо дело в день субботний (Шем. 20, 9–10). Здесь, напро-тив, предписывается что-то «делать» в святой день, а именно «делать субботу»: служить в этот день Г-споду молитвой в священном собрании, изучением Писания, отрешением от обычных дел.

 Посему для народа Б-жьего еще остается суббота. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Б-г от Своих. Итак, постараемся войти в покой, чтобы не впасть в непокорность. (Евр. 4, 9–11)

Пребывающий в Г-споде, «субботствующий» входит в «покой»  небесной гармонии, которая установилась во вселенной после завершения шестидневного миротворения, когда все бытие определялось кратким выражением: «хорошо весьма» (Бер. 1, 31).

Новые Скрижали

И когда Б-г перестал говорить с Моше на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Б-жиим. (Шем. 31, 18)

Текст Десяти Заповедей на первых скрижалях был начертан не рукой Моше, но перстом Б-жьим. Сопоставим этот стих со словами Йешуа ха Машиаха:                      

Но если я изгоняю бесов перстом Б-жьим, тогда Б-жье Царство достигло вас! (Лук. 11, 20)

«Перстом Б-жиим» называется Дух Божий, что явствует из параллельного места Евангелия от Матфея:

Если же я Духом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. (Матф. 12, 28)

Написаны Духом Б-жьим

Следовательно, текст Заповедей на скрижалях был написан тем Духом Б-жьим, Которым был создан и весь мир (Бер. 1, 2–3; Тегел. 32, 6).

Почему Дух Святой назван «перстом Б-жьим»?

Перст является неотъемлемой частью руки и послушно следует указаниям человеческой воли, так и Дух Святой — неотъемлемая часть Божества, Его проявление в мире.

(16) И скрижали эти были делом Б-жиим, а письмена – письмена Б-жий, начертанные на скрижалях.  (Шем. 32, 16)

Золтой теленок

Отсутсвие Моше

(1) Народ же увидел, что Моше долго не сходит с горы, и собрался народ к Аарону, и сказали ему: встань, сделай нам божество, которое шло бы пред нами; ибо сей муж, Моше, который вывел нас из земли Египетской, – не знаем, что с ним случилось.  (Шем. 32, 1)

Аарон был оставлен Моше как его заместитель (Шем. 24, 14), поэтому народ в критической ситуации обратился к Аарону.

Отсутствие Моше (40 суток) было испытанием для народа: пророк взошел на гору, призва-нный Г-сподом, на глазах у всех израильтян. Его отсутствие стало не только испытанием веры в то, что Вс-вышний хранит и Своего избранника на горе, и весь народ Свой у ее подножия.

Отсутствие пророка стало испытанием народа в соблюдении Десяти Заповедей, которые ему уже были возвещены, в т.ч. и Второй Заповеди, запрещающей идолопоклонство.

Испыание для Аарона

Испытан был и сам Аарон — согласно той ступени духовности, которой он достиг.

Первосвященник должен был устоять в вере, обратиться к своей пророческой интуиции, ко-торая в свое время безошибочно указала ему время и место встречи с братом после долгой разлуки (Шем. 4, 14 и 27).

Если бы Аарон бодрствовал духовно, то он, вопросив Г-спода, узнал бы, что Моше возв-ратится на следующий день, и сказал бы об этом народу (Шем. 31, 6–7).

Он решил пойти на компромисс с толпой: с одной стороны, представить ей зримое изобра-жение божества, чтобы утихомирить ее страсти, с другой — побудить ее все же совершить «праз-дник Г-споду», а не языческому идолу:

(5) И увидел Аарон, и устроил жертвенник пред ним, и провозгласил Аарон, сказав: праздник Г-споду завтра. (6) И встали они рано на другой день, и вознесли всесожжения, и прине-сли жертвы мирные; и сел народ есть и пить, и поднялись веселиться.  (Шем. 32, 5)

Идол, которого вылил из золота Аарон, был изображением египетского солнечного божества Амона-Ра в виде тельца. Телец же был вылит из серег, которые в то время носили все израильтяне без различия пола и возраста.

(2) И сказал им Аарон: снимите золотые серьги, которые в ушах жен ваших, сыновей ваших и дочерей ваших, и принесите ко мне. (3) И снял весь народ серьги золотые, которые в ушах их, и принесли Аарону. (4) И взял он (их) из рук их, и придал им форму, и сделал из этого тельца литого. И ска-зали они: вот божество твое, Исраэль, которое вывело тебя из земли Египетской! (Шем. 32:2- 4)

 Народ, бывший свидетелем множества чудес, поспешил приписать их чужому божеству…

«Праздник Г-споду», объявленный Аароном, был превращен его участниками в действо с элементами идолослужения наряду со всесожжениями и мирными жертвами, принесе-нными Г-споду по Закону.

Какой «праздник Г-сподень» провозгласил Аарон?

День этот, названный впоследствии «17 Таммуза» (наступает через 40 дней после Пятиде-сятницы), стал траурным и доныне отмечается у иудеев постом в честь разбития скрижалей. Данный пост — «пост четвертого месяца», считая от Нисана,— упоминается в Книге пророка:

Так сказал Г-сподь Ц-ваот: пост четвертого (месяца) и пост пятого, и пост седьмого, и пост десятого будет для дома Йеуды радостью, и весельем, и праздниками хорошими, и правду и мир любите.  Захарии (8, 19)…

И сказал Г-сподь Моше: ступай, сойди, ибо развратился народ твой, который ты вывел из земли Египетской. (Шем. 32, 7)

Г-сподь говорит Моше: «…народ твой, который ты вывел из земли Египетской…»

И Моше стал умолять Г-спода, Б-га своего, и сказал: зачем, Г-споди, возгораться гневу Твоему на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою кре-пкою? (Шем. 32, 11)

Моше «напоминает» Всевышнему, что именно Он вывел Свой народ из Египта, и все, что случится с Израилем, отзовется в сознании окружающих стран и племен на их представле-ниях о Г-споде — Избавителе этого народа:

Зачем же Египтянам сказать: «со злостью вывел Он их, чтобы убить их в горах и чтобы истребить их с лица земли»? Оставь пыл гнева Твоего и откажись от погубления народа Твоего.  (Шем. 32, 12)

Заступническая молитва Моше

Заступническая молитва Моше за народ раздалась вслед за страшным определением, которое он услышал из уст Божьих:

(9) И сказал Г-сподь Моше: вижу Я народ сей, и вот, народ жестоковыйный он. (10) А теперь оставь меня, и возгорится гнев Мой на них, и Я истреблю их, и сделаю тебя народом великим. (Шем. 32)

«Жестоковыйный» —буквально «упорный хребтом» или «твердый затылком», т. е. упря-мый, не желающий склониться перед волей Г-сподней.

В другом месте Писания сказано, что Г-сподь Сам обещает вести этот народ «с подня-тою головою» (Ваик. 26, 13).

Готовность человека или народа покориться воле Божьей позволяет этому человеку или народу идти по жизни «с поднятой головой:

За то, что ты не служил Г-споду, Б-гу твоему, с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, Будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Г-сподь, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя. (Двар 28, 47–48)

Покаяние возвышает негативные черты

Даже негативные черты характера, будучи «возвышены» покаянием, могут обратиться в достоинства.

«Жестоковыйность» народа Израиля впоследствии, после покаяния, обратилась в прекра-сную чертув безусловную верность единому Б-гу и Торе, от которой не смогли отучить израи-льтян тысячелетия гонений, истреблений, насильственных обращений в иные религии…

«…Итак, оставь Меня,— продолжает Вс-вышний речь к Моше,— да воспламенится гнев Мой на них…»

Пока Моше, великий праведник, ходатайствует пред Б-гом за согрешивших, гнев Его сдерживается заступничеством пророка.

Моше прообраз другого «ходатая за преступников»Йешуа ха Машиаха после Голгофской жертвы, о чем за семь с половиной веков до ее свершения пророчествовал Исаия 53.

Моление праведника решающим образом повлияло на приговор:

И отменил Г-сподь зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой. (Шем. 32, 14)

Нет основания думать, что все без исключения израильтяне участвовали в поклонении идолу. Однако согрешивших оказа- лось очень много…

(15) И повернулся, и сошел Моше с горы; и две скрижали откровения в руке его, скрижа-ли с надписью с обеих сторон: с той и с другой было на них написано … (Шем. 32, 15)

Уничтожение тельца.

(17) И услышал Йыошуа голос народа шумящего, и сказал Моше: клик битвы в стане. (18) Но тот сказал: это не громкий клик победы и не громкий крик поражения: клик лико-вания слышу я. (Шем. 32, 17–18)

Йешуа бен Нун, будучи пророком, духовно «услышал» шум будущих поражений, которые постигнут народ за его грех. Однако Моше ответил, что он слышит только «голос поющих».

У народа, как и у каждого человека, остается возможность покаяться, и тогда он одержит победу над злом. Моше рассуждает глубже и прозорливей Йешуа бен Нуна.

И было, когда он приблизился к стану и увидел тельца и пляски, возгорелся гнев Моше, и бросил он из рук своих скрижали, и разбил их под горою. (Шем. 32, 19)

Моше поступил так не по собственной воле, но повинуясь Духу Божьему. Иначе он был бы осужден за дерзкий поступок, чего мы в Писании не находим.

Народ показал себя недостойным высшего дара — скрижалей завета, народ нарушил завет — и знаком этого послужило разбитие скрижалей.

Теперь разбитое приходилось заново «соединять» покаянием…                       

И взял тельца, которого они сделали, и сжег его в огне, и стер в прах – рас-сыпал по воде, и дал ее пить сынам Исраэйлевым.  (Шем. 32, 20)

Идол был «стерт в прах», чтобы показать его бессилие и ничтожность. Идолопоклонники не воспротивились этому: слишком велика и грозна была сила Божья, исходившая от Моше!

И сказал Моше Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? (Шем. 32, 21)

Моше прямо обвиняет в происшедшем своего брата. И кара свыше действительно вскоре постигла Аарона: двое его старших сыновей были поражены огнем Г-сподним и умерли (Ваик. 10, 1–2). Они умерли за свой грех — за то, что внесли в Шатер, пред лицо Г-сподне, «чужой огонь».

Однако «духовная первопричина» их смерти — изготовление Аароном золотого тельца, поэтому сам Аарон и «молчал», узрев их гибель (Ваик. 10, 3).

 (25) И увидел Моше народ, что он развращен, что развратил его Аарон на посрамление пред врагами их.  (Шем. 32, 25)

Из-за поклонения тельцу многие беды постигнут израильтян, они будут поражены и уни-жены своими врагами,— все это узрел Моше, ибо ему была открыта история грядущего.

Кого убивали левиты

И стал Моше в воротах стана, и сказал: кто за Г-спода, – ко мне! И собрались к нему все сыны Леви. (Шем. 32, 26)

Необузданность Леви:

…Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа; разделю их в Яакове и рассею их в Израиле. (Бер. 49, 7)

обернулись для них благословением, ведь будучи лишены собственного удела и «рассеяны» по территориям остальных колен, левиты стали учить весь народ Торе:

…ибо соблюдают они (Левиты) речение Твое, и завет Твой хранят; (10) Учат законам Твоим Яакова и учению Твоему Исраэйля; возлагают курение пред Тобою и всесожжение на жертвенник Твой.… (Двар 33, 9–10)

Из воззвания Моше и мгновенного отклика левитов становится ясно, что представители данного колена в поклонении тельцу не участвовали.

Возложите мечи свои

Слова Писания кторые часто истолковываются неверно, наперекор их смыслу в оригинальном тексте:

И он сказал им: так говорит Г-сподь, Б-г Исраэйлев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите туда и обратно, от ворот до ворот, в стане, и убивайте каждый брата своего, и каждый ближнего своего, и каждый родственника своего. (Шем. 32, 27)

Повинуясь призыву Моше левиты собрались к нему с обнаженными мечами.

Приказом «возложить мечи на бедра», т. е. вложить их в ножны, Моше показывает, что призвание левитов — не кровопролитие, но увещание народа.

Такой же призыв услышал в свое время из уст Йешуа Петр, обнаживший в Гефсимании меч для защиты учителя:

Йешуа сказал ему: «Вложи свой меч обратно, ибо всякий, употребивший меч, умрёт от меча.

(Матф. 26, 52)

Как тогда понимать призыв: «…убивайте каждый брата своего…»?

В оригинале написано — «поражайте каждый с братом своим».

Для одоления, поражения греха и зла требуется соучастие самого грешника, его раска-яние. К такому раскаянию и обязаны были побуждать народ левиты, разойдясь по стану и проповедуя.

Буквально понимаемый призыв «поражать» братьев, друзей и ближних обратился бы против самих левитов: они прежде всего сами братья и ближние друг другу как происходя-щие из одного колена.

Совместное с согрешившими «поражение» греха как нельзя лучше согласуются со следу-ющим стихом:

Ибо сказал Моше: посвятите сегодня руки ваши Г-споду, ибо каждый в сыне своем и в брате своем, дабы удостоиться вам сегодня благословения. (Шем. 32, 29)

О каком благословении могла бы идти речь, если бы левитам было предпи-сано убивать собственных сыновей и братьев? О каком «посвящении рук Г-споду» и о каком удовлетворении совершенным можно говорить в этом слу-чае?..

И сделали сыны Леви по слову Моше: и пало из народа в тот день около трех тысяч че-ловек; (Шем. 32, 28)

Древнееврейское выражение «и пал» может пониматься в смысле падения духовного, грехопадения, заключавшегося в поклонении тельцу.

Непосредственно виновных в идолослужении, насчитывалось около трех тысяч, остальной же народ провинился сочувствием им либо бездействием и молчаливым согласием.

О каре же Г-сподней, постигшей народ свыше, ясно говорит последний стих главы:              

И поразил Г-сподь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон. (Шем. 32, 35)

Если бы левиты действительно истребили тех, кто был виновен в плясках вокруг тельца, не имел бы смысла заключительный эпизод главы:

И было, на другой день сказал Моше народу: вы сделали грех великий; и теперь я взойду к Господу, может быть искуплю грех ваш. (Шем. 32, 30)

Моше вновь просит за народ

Моше вновь выступает ходатаем за народ и просит Б-га о прощении. Значит, поражения в тот миг еще не было…

И возвратился Моше к Г-споду, и сказал: о, совершил народ сей грех великий: они сдела-ли себе божество золотое. (32) И вот, не простишь ли Ты грех их? Если же нет, то сотри и ме-ня из книги Твоей, которую Ты писал. (Шем. 32, 31–32)

Здесь мы видим всю меру самоотверженности Моше! В Евангелии от Иоанна содержатся такие слова Йешуа:

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. (Иоан. 15, 13)

Книга Г-сподня

Моше готов пожертвовать ради народа не только земной жизнью, но и жизнью вечной!

«сотри и меня из книги Твоей, которую Ты писал» — книга, в которую вписываются имена предназначенных к вечной жизни!

 Более подробно описывает ту же книгу пророк Малахия:

Но боящиеся Б-га говорят друг другу: «Внимает Г-сподь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Г-спода и чтущих имя Его». (Мал. 3, 16)

Йешуа говорит о возможности быть вписанными в книгу жизни как о величайшем благе:

…Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. (Лук. 10, 20)

Смотри: (Флп. 4, 2–3)

Вот от чего отказывался Моше ради спасения своего народа: от вечного блаженства! Поистине, это — жертва неслыханная…

Готовностью к самопожертвованию Моше уподобляется Машиаху, являя собой прообраз Ходатая, страдающего и умирающего за грехи человечества:

От уз и суда он был взят; но род его кто изъяснит? Ибо он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. (Ис. 53, 8)

 Г-сподь не принял жертвы Моше за весь народ. Такую жертву был в состоянии принести один только Сын Б-жий …Г-сподь  Сам усмотрит Себе агнца для всесожжения… (Бер. 22, 8),—:

…Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира. (I Иоан. 2, 2)

Искренняя и полная самоотверженность Моше послужили утишению гнева, который мог излиться на народ. Благодаря молитве этот гнев постиг лишь тех, кто делом участвовал в по- клонении тельцу, а не всех израильтян, сочувствовавших или просто не сопротивлявшихся им.

Вс-вышний отвечает Моше:

И сказал Г-сподь Моше: кто согрешил предо Мною, того сотру Я из книги Моей. (Шем. 32, 33)

«Того, кто согрешил» — т. е. осуществил греховный замысел до конца, подав и другим при-мер полного беззакония. А это и были упомянутые выше 3000 человек.

А теперь иди, веди народ, куда Я говорил тебе; вот, ангел Мой пройдет пред тобою; и в день взыскания взыщу с них за грех их. (Шем. 32, 34)

День взыскания

Словом « день взыскания», обозначено наказание свыше за очередной будущий грех.

При следующем прегрешении народа Б-г взыщет с него и вину за предыдущий грехучастие в поклонении тельцу.

Прощение, вымоленное Моше, можно считать «условным»: оно действительно только в случае безупречного поведения израильтян в будущем.

Всякий раз, когда народ Израиля впадает в неповиновение Всевышнему, с него взыски-вается также и за поклонение тельцу, поэтому кары, претерпеваемые израильским народом, столь тяжелы.

Перемена в отношениях между Вс-вышним и народом.

Из-за согрешения израильтян Б-г уже не будет идти впереди народа в столпе облачном днем и огненном — ночью. Теперь Г-сподь пошлет ангела, чтобы вести народ дальше, и таким образом отдалится от согрешивших:

(2) И Я пошлю пред тобою ангела, и прогоню Кынаанеев, Эморийцев, Хэйтийцев, Пыри-зеев, Хиввийцев и Йывусеев; (3) (Иди) в землю, текущую молоком и медом; Сам же не появ-люсь в среде твоей, так как ты народ жестоковыйный, чтобы не уничтожить Мне тебя в пути. (Шем. 33, 2–3)

Почему ангел?

Близость Г-спода налагает более строгие обязанности, чем жизнь «вдали» от Него. Отступников в этом случае ожидает особо тяжелая кара, вплоть до полной гибели.

В решении Б-га отдалиться от Своего народа проявляется Его милость, снисходитель-ность. Народ израиля, услышав о таком определении, переживает глубокое раскаяние, а Мо-ше умоляет Г-спода отменить и этот приговор, казалось бы, гораздо более «легкий», чем пре-дыдущий:

Как услышал народ зловестие это, они восскорбели, и никто не возложил на себя украше-ний своих. (Шем. 33, 4)

Почему так восскорбел народ, почему погрузился в траур?

К народу вернулось осознание Б-жьего водительства, под которым находились святые пред-ки — Авраам, Ицхак и Яаков.

Божье водительство и было обещано Израилю как залог и смысл его миссии (Бер. 18, 18–19; Шем. 6, 6–8).

Лишаясь Б-жьего водительства, израильтяне теряют бесценное преимущество близости к Б-гу и свое положение «царства когенов и народа святого» (Шем. 19, 5–6; Ваик. 19, 2).

То, что народ, поняв это, глубоко восскорбел, свидетельствует о его необычайной духовно-сти, находящейся в тот момент в «скрытом» состоянии, о способности к полному раскаянию.

С того времени под знаком покаяния и частичного траура проходили оставшееся годы пребывания израильтян в пустыне:

И сняли с себя сыны Исраэйлевы свои украшения с горы Хорэйв. (Шем. 33, 6)

Шатер Моше за станом

Символом «отдаления» Г-спода от согрешившего общества было пребывание шатра Моше за границей стана:

Моше же взял шатер и раскинул себе вне стана, вдали от стана, и назвал его шатром со-борным; и было, каждый, ищущий Г-спода, выходил к шатру соборному, который вне стана. (Шем. 33, 7)

Знаком всенародного покаяния служило новое отношение израильтян к молитвам Моше пред Вс-вышним:

И было, когда (уже) входил Моше в шатер, спускался столп облачный и стоял у входа в шатер, и Он говорил с Моше. (10) И когда видел весь народ столп облачный у входа в шатер, то вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. (Шем. 33, 9–10)

Отношения Вс-вышнего с Моше:

  Лицом к лицу

Слова «лицом к лицу» с Вездесущим означает постоянное ощущение Его присутствия, пос-тоянное пребывание и «хождение пред Ним», подобно тому, как «ходили пред Б-гом» праведные Енощ, Ноах, Авраам (Бер. 5, 24; 6, 9; 17, 1).

Такой степени открытости Божественному воздействию, какие были свойственны Моше, не достигал больше никто от дней патриархов до Йешуа Ха Машиаха:

И не было более у Израиля пророка такого, как Моше, которого Гос- подь знал лицом к лицу… (Двар 34, 10)

Моше начинает речь, имеющую целью упросить Б-га не оставлять народ Своим водительством.

Теперь Израиль по приговору Г-сподню уподобляется другим народам и лишается суще-ственной составляющей своего призвания.

   И сказал тот Ему: если не пойдешь Сам, то и не выводи нас отсюда. (16) Ибо по чему же узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? – ведь только, если пойдешь с нами, чем и отличены будем я и народ Твой от всякого народа, существующего на земле.   (Шем. 33, 15–16)

 И сказал Он: Сам Я пойду, дабы успокоить тебя.   (Шем. 33, 14)

Г-сподь обещает Моше, что согрешивший народ, не будет оставлен прямым водительст-вом Б-жьим.

Настойчивая молитва человека, готового пожертвовать даже вечной жизнью ради спасения народа, не осталась без отзыва:

И сказал Г-сподь Моше: и то, о чем ты говорил, Я сделаю; потому что ты приобрел благо-воление в очах Моих, и Я знаю тебя по имени. (Шем. 33, 17)

Вс-вышний согласился вновь возглавить народ Свой! Если праведник выдерживает испытание, ему посланное, и не перестает молиться, его просьба не остается без ответа.

Моше просит уже и о большем:

Моше сказал: покажи мне славу Твою. (Шем. 33, 18)

Речь о наивысшем откровении, касающемся сущности Б-жества. «Слава Г-сподня», или «слава Б-жья»,— обозначение особого явления сущности Б-жьей.

Славу Г-сподню увидел перед своей мученической смертью диакон Стефан, что описано в Книге Деяний Апостолов:

Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Йешуа, стоящего одесную Б-га… (Деян. 7, 55)

 Все пророки видели славу Г-сподню лишь отчасти, в «отражении», «отблеске», «подобии». Об этом прямо сказано в Книге Иезекииля, где после описания славы следует резюме:

Такое было видение подобия славы Г-сподней… (Иез. 2, 1)

Моше же пожелал достичь наивысшей степени духовности и узреть славу Божью в ее подлинном образе, вне сокрытия и «завесы».

Поэтому в ответ на прошение: «Покажи мне славу Твою», Б-г отвечает ему более подробно:                    

И сказал Он: Я проведу пред лицом твоим все благое Мою и провозглашу по имени: «Г-сподь пред тобою!»; и помилую, кого помиловать Мне, и пожалею, кого пожалеть Мне. (20) И (еще) сказал: ты лица Моего видеть не можешь, ибо человек не может видеть Меня и оста-ться в живых. (Шем. 33, 19–20)

Даже Моше слава может быть явлена лишь отчасти, хотя и полнее, и «ближе», чем другим пророкам,— «лицом к лицу» (ср. Шем. 33, 11 с Двар 34, 10).

Слава явленная Моше – любовь Творца

«Грань», славы, которую дано увидеть Моше, связана с неисчерпаемой милостью Б-жьей, с любовью Его к человеку: «…кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею».

Кроме тогоговорится о «провозглашении имени Г-спода», т. е. о новом откровении, связан-ном с таинственным значением непроизносимого имени.

И сказал Г-сподь: вот место у Меня: стань на этой скале, (Шем. 33, 21)

Стань на скале

Чтобы быть в состоянии воспринимать высшее откровение, пророк должен «стать на скале», «утвердиться на камне».

…Извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои, и утвердил стопы мои… (Тегел. 39, 3)

Посему так говорит Г-сподь Б-г: вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утверж- денный: верующий в него не постыдится. (Ис. 28, 16)

Ха Машиах — «краеугольный камень» спасения:

Приходя к нему, живому камню, отвергнутому людьми, но избранному Б-гом, драгоцен-ному для Него, сами вы, словно живые камни, созидаемые в духовный дом, чтобы быть ко-ганим, отделёнными для Бога и приносящими духовные жертвы, угодные Ему благодаря Мессии Йешуа. Поэтому Танах говорит: «Вот, Я полагаю на Цийоне камень, камень избра-нный, драгоценный, краеугольный; и всякий, кто поверит ему не будет уничижён.  (I Кеф. 2, 4–6)

Только утвердившись на «скале веры», способен Моше выдержать и вместить то, что будет ему явлено:

…Когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду… (Шем. 33, 22)

Сам Вс-вышний будет милостиво оберегать Своего служителя при соприкосновении с тем присутствием Б-жьим, которого обычному человеку вынести невозможно.          

…И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лицо Мое не будет видимо.      (Шем. 33, 23)

Мы познаëм Б-га по делам Его — по «следам», Им оставленным в творении, видим Его как бы «сзади».

Сама же суть Божества от нас утаена и сокрыта для нашего же блага: иначе мы не смогли бы сохранить сознание своего «я» на уровне земной жизни и дух тотчас расстался бы с те-лом…

Явления славы Б-га Моше.

Вытесав новые скрижали, пророк взошел рано утром на гору Синай. Согласие Вс-вышнего вновь начертать Своей рукой на скрижалях Десять Заповедей означало возобновление завета и водительства.

(5) И сошел Г-сподь в облаке, и стал там близ него, и провозгласил имя Г-сподне. (6) И прошел Г-сподь пред лицом его, и возгласил Г-сподь: Г-сподь Б-г жалостливый и милосерд-ный, долготерпеливый и великий в благодеянии и истине, (7) Сохраняющий милость для тысяч (родов), прощающий вину и преступление, и грех; но не оставляющий без наказания; взыскивающий за вину отцов и с детей и с внуков до третьего и до четвертого поколения, (если и они грешат). (Шем. 34, 5–7)

Моше уразумевший тайну Его имени, был посвящен и в тайны Б-жественного управления миром. Ему открылось, как милость Всевышнего проявляется в судьбах поколений, обора-чиваясь наказанием для исправления грешных душ.

Перечисленные здесь «тринадцать свойств Б-га» были впоследствии включены в иудей-ские покаянные молитвы и вспоминаются всякий раз, когда народ взывает о милосердии и прощении грехов.

Б-г возвращает Израилю Свою милость

И сказал Он: вот, Я заключаю союз: пред всем народом твоим совершу чудеса, какие не творились по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты нахо-дишься, дело Г-сподне, столь дивное, которое Я сделаю для тебя. (Шем. 34, 10)

«…вот Я заключаю завет…»свидетельство восстановления завета, чуть было не раз-рушенного грехом поклонения тельцу.

Обещание совершать «чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов», испол-нилось не только в пустыне Синайской и при завоевании земли обетованной.

Чудесами полна и вся последующая история еврейского народа вплоть до наших дней. В ней наиболее полно осуществляются пророчества Писаний, с ней связана земная жизнь Йешуа Ха- Машиаха и апостолов, великие повороты всемирной истории.

Чудесная судьба Израиля

Судьба этого народа столь чудесна, что указывая на нее, Гос-подь говорит, обращаясь к грядущим поколениям:

Пусть все народы соберутся вместе и сойдутся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: «Правда!» А Мои свидетели, говорит Г-сподь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Б-га и после Меня не будет. (Ис. 43, 9–10)

Заново заключая завет, Б-г вновь перечисляет основные условия завета. Они изложены в стихах 11–26 обсуждаемой нами главы.

Условия завета ни в коей мере не являются «Вторым вариантом» Десяти Заповедей, как пытаются представить дело некоторые библейские критики. Если бы это было так, то условия за-вета Б-г начертал бы на скрижалях. Между тем Он устно сообщает их Моше, и ни слова не сказано об их записи на каменных скрижалях. Перечисление условий завета начинается так:

Соблюдай же то, что повелеваю тебе ныне;… (Шем. 34, 11)

Ты не должен поклоняться богу иному

Прежде всего народ израильский должен был научиться соблюдать верность Г-споду, и только Ему. Для этого нужно было самым решительным образом отвергнуть идолослужение, столь соблазнительно «расцветавшее» в Ханаане:

Но жертвенники их разрушьте и столбы их сокрушите, и кумирные дерева их срубите, (14) Ибо ты не должен поклоняться Б-гу иному, потому что Г-сподь – «ревнитель» имя Ему; Б-г-ревнитель Он. (15) А то, если заключишь союз с жителями той земли, а те будут развра-щаться, следуя за Б-гами своими, и приносить жертвы Б-гам своим, то пригласит кто тебя, и ты будешь есть от жертвы его. (16) И брать будешь из дочерей его за сыновей своих, и когда дочери его будут развращаться, следуя за Б-гами своими, то развратят они (и) сыновей тво-их Б-гами своими.  (Шем. 34, 13–17)

Эти предписания соответствуют Первой и Второй Заповедям Декалога.

Народ должен был приурочить все моменты земледельческого цикла к священным собы-тиям, сопряженным с исходом из Египта, и научиться видеть руку Божью во всей своей жизни. Поэтому дальнейшие предписания касаются праздников Г-сподних и тех постановлений, которые связаны с ними.

Праздники

(18) Праздник опресноков соблюдай; семь дней ешь опресноки, как Я повелел тебе, в наз-наченное время месяца Авива; ибо в месяце Авиве вышел ты из Египта. (19) Всякое перво-рождение утробы – Мне, как и весь скот твой мужского пола, перворожденный бык или ягненок. (Шем. 34, 18–19)

Три раза в году должен являться всякий мужчина твой пред лицо Владыки, Г-спода Б-га Исраэйлева. (Шем. 34, 23)

Таким образом, жизнь народа связана с памятью о завете, с его возобновлением. Чтобы народ всякий раз заново ощущал близкое присутствие Г-спода, Он обещает во время трех го- довых паломничеств к Храму охранять страну от Вторжения врагов.

Насколько же безраздельной верой в покровительство Божье нужно обладать народу, что-бы трижды в год оставлять без охраны свои поля и виноградники по всей стране, отправляясь на поклонение!

Ибо Я прогоню народы от лица твоего и расширю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, когда пойдешь являться пред лицо Г-спода, Б-га твоего, три раза в году. (Шем. 34, 24)

Три годовых праздника

Песах

Не изливай при квасном крови жертвы Моей, и да не переночует до утра жертва праздни-ка пэсаха. (26) Первые плоды земли твоей приноси в дом Г-спода, Б-га твоего. И сказал Г-с-подь Моше: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израи-лем. (Шем. 34, 27)

Слова на Вторых скрижалях, как и на первых, начертал Сам Вс-вышний (ср. Шем. 31, 18 с 32, 16 и 34, 1). Здесь же Он повелевает Моше «написать себе» упомяну-тые слова, иначе говоря, вписать их в Книгу завета — в Тору.

Согласно Писания, Тора была завершена лишь накануне смерти Моше:

И было, когда закончил Моше писать слова учения этого в книгу до конца,  (25) Повелел Моше Лейвитам, носящим ковчег завета Г-сподня, сказав: (26) Возьмите эту книгу закона и положите ее сбоку ковчега завета Г-спода, Б-га вашего, и да будет она там против тебя сви-детельством, (Двар 31, 24–26).

И пробыл он там у Г-спода сорок дней и сорок ночей: хлеба не ел и воды не пил; и напи-сал на скрижалях слова завета, десятословие. (Шем. 34, 28)

Здесь говорится о Г-споде, написавшем вновь Заповеди на скрижалях.

Поддерживаемый непосредственно силой Божьей, Моше смог вновь 40 дней и 40 ночей обходиться без пищи телесной, как и в первый раз (Шем. 24, 18; Двар 9, 9 и 18). Его дух бодрствовал все это время, принимая наставления свыше.

В течение такого же срока постился Йешуа Ха Машиах

Затем Дух повёл Йешуа в пустыню для искушения Противником.Пропостившись сорок дней  иночей, Йешуа был голоден.  (Матф. 4, 1–2).

Вторично на Синае

И было, когда сходил Моше с горы Синая, и обе скрижали откровения в руке Моше при сошествии его с горы, то Моше не знал, что стало лучами сиять лицо его от разговора Его с ним.  (Шем. 34, 29)

Моше Вторично взошел на Синай первого числа шестого месяца. Это последний месяц лета, после вавилонского пленения получивший вавилонское название «Элул».

Через 40 дней и ночей наступил День Очищения (Ваик. 16, 29–31; 23, 27–32). Именно в этот торжественный, единственный в году день всенародного покаяния и отпущения грехов пророк сошел с горы, неся новые скрижали — знак прощения и восстановления завета.

Необыкновенная святость, связанная с пребыванием вблизи Всевышнего, отразилась на лице Моше сиянием, нестерпимым для обычного человеческого взора.

Сияние лица Моше

Когда Б-г говорит с человеком, это всегда отражается на его облике. Лицам истинно верую-щих людей во все времена свойственно особое выражение: скрытый свет души проявляется на них.

И увидели Моше Аарон и все сыны Израилевы, и вот лицо его сияет, и боялись подойти к нему. (Шем. 34, 30)

Талит

Моше, общаясь с народом, закрывал лицо свое молитвенным «покрывалом», именуемым «тали́т», с кистями, украшенными голубой нитью (Бем. 15, 38–39; Двар 22, 12).

Входя же в шатер, бывший временно Скинией собрания, для бесед с Г-сподом (Шем. 33, 7–9), Моше снимал с лица покрывало «талит» (Шем. 34, 33–34).

И увидели сыны Исраэйлевы лицо Моше, как кожа лица Моше воссияла, и опять налагал Моше покрывало на лицо свое, пока не входил для беседы с Ним.  (Шем. 34, 35)

Ап.Павел о покрывале

Ап. Павел, говоря о духовных преимуществах познания Б-га, объясняет этот эпизод алле-горически:

14 Кроме того, их разум был ослеплён; так как по сей день, то же самое покрывало остаётся на них, когда они читают Старый Договор; оно всё ещё остаётся неснятым, потому что снять его может только Мессия. 15 Да, досего дня, когда читают Моше, покрывало лежит на их сердцах.  (II Кор. 3, 14–17)

Как Моше снимал с лица покрывало, обращаясь к Г-споду в Шатре, так и с глаз каждого человека спадает завеса, когда он обращается к Г-споду…            

 

admin @ 17:14

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика