Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ки тиса 
Категория: Бней Ноах

В нашей недельной главе евреи совершили одну из самых трагических ошибок в своей истории. По масштабам ее можно сравнить лишь с ошибкой первого человека – Адам а-ришон. Однако Адам совершил самую большую ошибку в истории всего человечества, евреи же в нашей недельной главе совершают грех Золотого тельца – самую трагическую ошибку в истории самого еврейского народа. Сказано нашими мудрецами, что все последующие наши ошибки и грехи проистекают именно из того самого греха Золотого тельца, о котором и пойдет речь.

Человеку, читающему Тору, невозможно не задать несколько вопросов. Мы не понимаем, как евреи могли упасть так низко! Как они могли, только что слушая слова прямо из уст Вс-вышнего, построить какой-то абсолютно материальный объект – идола, и ему поклоняться. Мы также не понимаем реакцию Моше, который сходит с горы Синай и решает, что не просто нужно разбить скрижали, но вообще такой народ должен подлежать полному уничтожению.

Почему же именно греху Золотого тельца придается такое важное значение? Как мы знаем, евреи на горе Синай приняли Тору из страха. Несмотря на то, что к этому они очень долго шли и понимали, что именно в получении Торы воплощается вся цель Творения мира, они испугались близости. Это подобно боязни подолгу смотреть в глаза любимому человеку, хотя именно этого больше всего хочется. Как мы знаем, евреи, услышав две первые заповеди, сказали: дальше мы слушать не можем, пусть слушает Моше и передаёт нам. После получения Торы евреи решают сделать некий материальный объект — тельца, через который смогут служить Вс-вышнему. Так в нашем материальном мире, боясь посмотреть в глаза любимому человеку, мы смотрим на его фотографию – на что-то материальное, приближенное к нему, однако более близкое нам. Проблема лишь в том, что эти взаимоотношения посредством некоего материального воплощения не может вызвать ощущения настоящего проникновения в мир другого человека.

Сказано, что во время дарования Торы евреи видели колесницу, некий образ Вс-вышнего, этакого Тельца, и впоследствии просто попытались изобразить его в материальном мире, таким образом, через него приблизившись ко Вс-вышнему. Именно из желания близости, только немного по-иному, наши мудрецы называют эту трагическую ошибку самой святой. Несмотря на  столь низкое падение, оно проистекает из желания самой большой святости. Поэтому когда Вс-вышний и Моше понимают, что сделали евреи, первым желанием Вс-вышнего является полное уничтожение народа, ведь таким образом они отвергли всю цель Творения. Цель Творения однозначна – приближение человека ко Вс-вышнему, полное слияние души с Источником. Сделав Золотого тельца, они как будто показали Вс-вышнему, что им это не нужно, что они хотят даже ко Вс-вышнему обращаться через что-то внешнее. Они как бы желают не приближения человека ко Вс-вышнему, а приближения Вс-вышнего к человеку. Другими словами, желают немного спустить Вс-вышнего на землю, что невозможно по определению.

Как же народ все-таки вышел из этой ситуации, почему не был стерт? На это есть два ответа. Во-первых, Моше Рабейну встает полностью на сторону евреев и говорит, что если Ты уничтожаешь этот народ, сотри меня из Своей Книги; я не хочу, чтобы от меня пошел никакой другой народ. Таким образом, Моше как бы ставит все свои заслуги на одну чашу весов, а грехи народа – на другую. В какой-то момент чаша заслуг Моше перевешивает именно потому, что он не боялся той самой близости. Именно поэтому он проводил столько времени на горе Синай один. Но еще более интересным является факт, что вторые скрижали были даны евреям после первых, разбитых Моше, совершенно по-другому: очень тихо, без грома и молнии, без всего того, что было в первый раз у горы Синай. Написано: «Нет прекрасней того, что сделано в скромности».

Почему Вс-вышний дает их именно так? Он говорит нам: если вы еще не научились использовать внешнее для внутреннего, если вы еще не научились делать так, чтобы внешние проявления Моего могущества просто помогали вам пережить эту близость, то Я буду делать все очень скромно. Я дам вам это, и это будете видеть только вы. Это не будут видеть другие народы, это не будет каким-то масштабным явлением, но тогда вам станет проще рассмотреть суть вещей.

На самом деле в этом состоит вся идея еврейской скромности. Очень часто человека могут ослепить какие-то наши красивые внешние проявления, и мы это скрываем, закрываем и пытаемся показать себя изнутри. Поэтому во время еврейского знакомства люди показывают себя друг другу сначала только с точки зрения внутренних качеств – рассказывают о своих мечтах и надеждах, своих целях и ожиданиях от брака, своем мировоззрении, совершенно не общаясь на уровне телесном. Все это для одной цели — чтобы внешнее не ослепило партнера, чтобы в будущем, когда налажены внутренние взаимоотношения, это внешнее смогло только помочь.

Глава «Ки тиса» актуальна в любое время, потому что самое большое человеческое желание – это желание близости, и самый большой человеческий страх – это страх той же самой близости. Именно то, как евреи боялись, как они ошиблись и как впоследствии смогли пусть не исправить до конца, но хотя бы заслужить право на жизнь, учит нас правильно идти к этой близости, правильно ее воспринимать и не ослеплять ни себя, ни другого человека.

 

admin @ 16:29

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика