Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
hафтара главы Ваецэ
Категория: Бней Ноах

(для ашкеназских общин)
hошеа, 12:13-14:10

hошеа — пророк времени упадка и падения северного Израильского царства. Его старший со-временник — пророк Амос.
Правление Йоровама II — время процветания Израильского царства. Значительная часть населе-ния утопает в роскоши и предается идолопоклонству, распространившемуся везде и всюду. Но около 740 г. до н.э. картина меняется, начинается упадок, и вскоре Израильское царство прекра-щает свое существование. Падению, как это часто бывало в истории, предшествует правление не-скольких узурпаторов, сменяющих друг друга; страна быстро погружается в экономический и по-литический хаос. Вместо того, чтобы следовать Слову Всевышнего, Израиль становится на путь бесконечных «международных» интриг и, устанавливая связи и отношения с соседними государ-ствами, наполняет страну божествами различных племен и народов, поклонение которым связано с отвратительными культами. Но на историческом горизонте появляется Ассирия как сила, с которой никто не может соперничать. «Если бы Израиль вернулся к Богу и воззвал к Нему в отчаянии, если бы он искал Бога — еще не поздно…» — с такими словами обращается пророк hошеа к народу. Его душа полна любовью к своему народу, а пророческое видение той беды, перед которой они стоят, приводит к эмоциональному взрыву, с пафосом и силой выразившемуся в строках его книги.
Глава 12
13. и убежал Яаков Пророк предлагает людям взглянуть на начало их ссоры, вспомнить нача-ло их истории. Это предложение является связующим звеном между недельной главой и hафтарой. Именно тогда, когда Всевышний, казалось, оставил Яакова, и тот вынужден бежать, спасая свою жизнь, праотец обращается с молитвой, и Всевышний отвечает ему, дает ему силы и охраняет его. Сыны Израиля в Египте также были освобождены Божественной силой, а в пустыне Всевышний вел и защищал их. hошеа умоляет народ вспомнить, что Всевышний — единственный их Спаситель, и об этом свидетельствует вся их истории.
15. Эфраим Северное Израильское царство часто называли по имени самого многочисленного из всех населявших его колен.
Глава 13.
Последний суд над Эфраимом
1. когда Эфраим говорил Здесь приводится краткий обзор истории Израильского царства. Вначале Эфраим обладал могуществом и величием, и его боялись все окружающие племена и на-роды. Первый правитель царства десяти колен Йоровам происходил из Эфраима. «Он грешил и увлек Израиль в грех». Эта фраза из книги Мелахим II прежде всего относится к золотым тельцам, которых установил Йоровам в Дане и Беэр-Шеве.
Баала См. Мелахим I, 16:31.
погиб В духовном смысле. Поклонение идолам было причиной кризиса и деградации и, в конечном итоге, привело к падению государства. Таким образом, можно сказать, что за духовной гибелью последовала физическая смерть.
2. поцелует тельцов См. Мелахим I, 19:18. Культ быков был распространен среди тех народов, которые приносили человеческие жертвы.
3. утреннее облако Образ, который использует пророк для того, чтобы описать быстрое падение Израильского царства. Утреннее облако тает на глазах того, кто наблюдает за ним. Так же растает царство Израиля. Это пророчество исполнилось через двадцать лет.
7-9. Всевышнего, Который мог бы им помочь, они сделали своим врагом и сами навлекли на себя беду.
11. дал Я тебе царя во гневе Моем Йоровам И стал царем Израиля в тот момент, когда десять колен отложились от единого царства, во главе которого стоял сын царя Шломо.
и отнял в ярости Моей Намек на целый ряд узурпаторов престола накануне разрушительного удара, нанесенного Ассирией.
12. связано в узел преступление Эфраима Грех Эфраима не будет забыт.
13. Израиль сравнивается с женщиной в родовых муках, а также с ребенком, который мгновенно теряется в трудной ситуации.
14. избавил бы их Я Всевышний — как отец для народа, а связь между отцом и сыном отличается тем, что она не разрывается даже тогда, когда отец наказывает сына. Страдания Израиля будут причиной того, что Всевышний освободит народ.
15. и высохнет источник его Враг, разрушающий Израиль, описывается пророком как злобный ветер.
Глава 14
1. Шомрон Столица Израильского царства. Здесь используется как название всего государства целиком.
2-10. Отчаянный призыв к раскаянию.
2. вернись, Израиль, к Богу Любовь и милость Всевышнего бесконечны. Даже после того, как Израилю объявлен приговор, остается надежда на прощение, если только народ пойдет по пу-ти раскаяния.
3. возьмите с собой слова Всевышний не требует ни даров, ни жертв. Все, что Ему нужно, — это истинное раскаяние и молитва (Мидраш).
4. Ашур не спасет нас Люди больше не надеются на союзников-идолопоклонников, таких, как Ассирия и Египет.
не будем ездить верхом Намек на помощь, ожидаемую из Египта (см. Мелахим I, 10:28; Йешаяhу, главы 30 и 31).
5-7. Всевышний с любовью отвечает на эти слова раскаяния и веры. Он готов дать благослове-ния, которые послужат силой для духовного возрождения Израиля.
6. расцвет он как лилия Израиль будет подобен лилии, символу красоты, а корни его будут глубоки, как корни ливанских кедров.
7. аромат его — как лес ливанский У подножия гор растут ароматные травы (см. Шир hаШирим, 4:11).
9. от Меня — ты получишь плоды Израиль должен осознать, что все блага, в том числе и мате-риальные, дает ему Всевышний.
10. а грешники на них споткнутся Они споткнутся так, как будто эти пути извилисты: их дур-ные желания и ошибочное восприятие Учения не позволяют им понять смысл заповедей Всевыш-него и исполнять их. Поэтому они поступают плохо и спотыкаются даже тогда, когда кажется, что они избрали верный путь.
Стихи 2-10 главы 14 входят в hафтару Субботы раскаяния (Шабат тшува). Само по себе понятие тшува, означающее оставление грехов и возвращение к Всевышнему, играет важнейшую роль в иудаизме.
(для сефардских общин)
hошеа, 11:7-12:12
Пророк hошеа пришел к еврейскому народу как посланец Всевышнего, чтобы передать только одно: «Всевышний любит Израиль». Для того чтобы объяснить всю глубину этой любви, потребо-валось много слов и образов. И все же человеческое сознание не в состоянии в полной мере пред-ставить себе всю силу любви Всевышнего к еврейскому народу. Пожалуй, самое сильное выраже-ние этой любви — призыв к народу: «О, Израиль! Вернись ко Всевышнему, Богу твоему!» Он зву-чит всегда, даже в то время, когда народ, забыв о Творце, идет искать источники благополучия у чужих богов.
hафтара перекликается с некоторыми эпизодами жизни Яакова, о которых рассказывается в этой недельной главе. Неожиданно пророк говорит о том, что в некоторых поступках Яакова имелись недостатки, несмотря на чистоту и искренность всех его намерений. Недостатки праотца повторились, хотя, возможно, и в другой форме, в поступках его потомков.
Глава 11
7. нерешителен в возвращении ко мне Всевышний добивается от народа искренней любви, а сомнения, возникающие на пути возвращения, указывают на то, что люди, пытаясь найти пра-вильный жизненный путь, за основу берут собственное благополучие.
зовут (все) вместе его Пророки обращаются к народу, призывая его подняться на духовную высоту, однако не находится никого, кто бы мог это сделать.
8. Грех Израильского царства велик, — и приближается момент наказания. hошеа описывает тревогу Всевышнего, проистекающую из Его бесконечной любви к Своему народу.
Адме… Цвоиму Города, разрушенные вместе со Сдомом и Аморой (Брейшит, 19).
9. ведь … (Бог) Я Поэтому и проявляется мера милости, сдерживающая гнев и надолго ото-двигающая наказание.
10. Обращение Всевышнего должно было бы породить беспокойство в Израильском царстве. Образ рычащего льва, зовущего своих детенышей, раскрывает страстное желание того, чтобы приблизились сыновья, но также мощь и иссякающее терпение.
затрепещут Букв. «поспешат».
11. как голубь Голубь, который известен своим быстрым полетом, является символом быст-рого возвращения Израиля.
Глава 12
Оставив картину будущего возвращения народа к Всевышнему, пророк продолжает описывать современное ему состояние народа.
2. Эфраим ветер пасет Образ напрасных и бесплодных попыток опереться на кого-либо из соседних народов, рассчитывая на них как на союзников.
масло Образ богатых даров, которые hошеа, последний царь Израильского царства, посылает в Египет в надежде найти там защиту от Ассирии.
4. Для того чтобы привести народ к раскаянию, пророк напоминает людям о молитве Яакова и о том, как Всевышний ответил ему.
и силой своей боролся с ангелом Боролся на духовном уровне.
5. плакал тот Яаков. мы найдем Букв. «Он найдет его». Всевышний нашел Яакова в Бейт-Эле.
и будет Он там говорить с нами Говоря с Яаковом, Всевышний обращается также ко всем его потомкам.
6. Бог — (этим именем) Его поминают Имя Всевышнего не изменилось, оно то же, что и прежде. Как Он принимал молитву Яакова, так же Он примет молитву его потомков, народа Из-раиля.
7. добро и справедливость храни Эта фраза суммирует все учение hошеа. Одной справедли-вости оказывается недостаточно. Вместе со стремлением к истине должны проявляться милость и любовь.
8. торговец Букв. «кнаанеец». От призыва к раскаянию пророк вновь переходит к описанию тех дурных дел, которые творятся в его дни. Все идеалы Израильского царства сводятся к одному: к стремлению к богатству, которым отличались племена Кнаана. Кнаани («житель Кнаана») стало синонимом торговца.
9. сказал Эфраим Эфраим похваляется своим
богатством и заявляет, что оно было приобретено честным путем, даже не подозревая, что многие из тех способов, которыми он пользовался, чтобы увеличить свое достояние, являются обманом и грабежом. Богатство и жажда наживы ослепили его и не позволяют увидеть свое истинное духовное состояние. Израильское царство превратилось в Кнаан и не подозревает об этом.
10. еще тебя поселю в шатрах Израилю придется уйти в изгнание и пройти путь возвраще-ния с самого начала так же, как те, кто когда-то вышел из Египта.
11. Напрасно пророк раскрывает волю Всевышнего через образы, представшие перед ним в видениях. Это не помогает привести народ к раскаянию.
12. Упоминание о языческих обычаях, которые распространились в Гилгале. Пророк говорит, что человек, поклоняющийся идолам, становится похож на них.

admin @ 14:52

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика