Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Каково каббалистическое значение еврейских праздников?
Категория: Праздники

Вся наша жизнь — это процесс исправления созданного эгоизма на использова-ние его в отдаче и любви, к людям и от них, — к Творцу. Иной цели и смысла жизни, — нет. Будни и праздники
Есть обычные исправления – в будни, и особые – в субботы и праздники. Праздники делятся Торой на Хагим (Песах, Шавуот, Сукот) и Моадим (в перево-де, священные собрания, священные — потому что «отдача» называется святостью) — когда особые исправления производятся за счет большего единения (собрания) душ и т.о. достигается ими особая ступень сближения с Творцом.
В наше время Моадим нет — т.к. нет Храма, и мы не на уровне собрания душ в единую душу.
Кроме того, есть праздники исправления по датам календаря, — Суббо-ты, Рош-ходеш (новомесячье), Рош-аШана (Новый год), Йом-Кипур (день искупления эгоиз-ма).
Всего есть пять праздников: Песах (апрель), Шавуот (июнь), Рош-аШана (сентя-брь), Йом-Кипур (октябрь), Сукот (октябрь).
Каждый из них соответствует возвышению по 125 ступеням лестницы подъема в исправлении души, от уровня нашего мира, эгоистического, до полного подобия души Творцу, мира бесконечности.
Все особые дни — состояния подъема, чтобы стать как Один, как Творец. В наше время, вместо исправления эгоизма и единения душ, эти действия заменены ритуальным собранием на молитву.
Каков духовный смысл слова «хаг» (праздник)?
Слово хаг происходит от слова мэхуга (очерчивающий круг). Это означает возвращение к особому соединению, когда связь между душами находятся в особом состоянии, которое называется хаг.
К этому состоянию относятся субботы. Ведь что особенного в субботе? Давайте субботу сделаем будним днем, а будний день – субботой!
Мы учим, что в духовном есть возбуждение свыше, которое называется субботой, днями, ночами, часами, началом месяца, началом года.
Это значит, что в системе миров существует цикл, повторяющийся через некоторый духовный срок раз.
После каждых шести действий происходит седьмое, которое называется суббота. Эти шесть действий необходимо пройти внизу в виде правильной реакции на влияние свыше. Свыше приходят «дни» и «ночи», т.е. разные воздействия, в соответствии с которым человек должен выполнить определенную внутреннюю работу. В результате этой особой работы человек готовит себя к пробуждению свыше, которое называется субботой.
Есть частная суббота человека, а есть суббота общая, когда души объединяются вместе.
Есть такие состояния, когда для одного сейчас «день», а для другого – «ночь».
Существует цикличность влияния миров на души людей. Именно это мы празднуем в материальном мире.
Мы празднуем некие игры, которые в реальности происходят в духовном мире. Однако согласно мере нашего в них участия к нам приходит небольшое свечение, существующее в них, потому что весь мир питается от этой маленькой искры.
Если мы хотим соединиться и приподняться к духовным понятиям, то нам следует знать, что они отключены от понятий времени, движения и пространства, и относятся к усилиям человека.
Для человека, который не прилагает никаких усилий, духовное время не движется – он мертв, не находится в духовном. А когда он начинает прилагать усилия по направлению к духовному, совершать действия, направленные на достижение отдачи, то начинает двигаться. В этом движении он раскрывает свои прегрешения и ошибки, пока не увидит, что не способен достичь отдачи вместе с другими. Тогда он получает силу поручительства и включается в исправление.
“Грозные дни” перед Рош а-шана: с помощью света я раскрываю весь ужас кроющегося во мне зла. Это обязывает меня к исправлениям, к началу перемен, которые и символизирует Новый год.
Затем я достигаю состояния Судного дня — это еще более глубокое осознание зла, столь сильное, что теперь я могу отключиться от своего эгоизма. Всё это происходит под непрерывным воздействием света.
Рош а-шана — это праздник начала исправления, праздник рождения Человека (Адам). в духовный подъем и ускорить естественное развитие.
Самое важное для нас — требовать исправления, вне зависимости от того, понимаем ли мы изучаемый материал. В книгах каббалистов заложен свет, идущий от моих будущих состояний, и я хочу познать их, подняться к ним. От меня требуется только этот настрой — всё остальное сделает свет.
Все еврейские праздники символизируют постепенный, поступенчатый путь постижения высшего мира, постепенного сближения с Творцом вплоть до полного соединения с Ним.
Праздник Песах символизирует выход человека из ощущений материального мира в ощущения духовного мира: человек, кроме нашего мира, начинает ощущать внешний мир, начинает видеть, как из внешнего мира, нисходят в наш мир силы, определяющие все действия и события, происходящие в нашем мире – с каждым из нас и со всем человечеством вместе.
Песах – это единственный праздник, который еще связан с нашим материаль-ным миром, вернее, с выходом из него.
Все остальные праздники отражают постижение человеком духовного пространства, много выше нашего мира
Праздник получения Торы – Шавуот –символизирует получение инструкции, «кодекса» законов, в соответствии с которым происходит духовное возвышение.
В Рош аШана и десять дней после него до Йом Кипура человек создает в себе из десяти сфирот – по одной сфире каждый день – так называемый «сосуд души», который потом, в Суккот, наполнится высшим светом.
Вначале речь идет только о пустом сосуде, ощущении недостатка, и в этот период формирования сосуда души мы просим прощения, пересматриваем свои поступки и помыслы, подводим итоги своего жизненного пути до сего дня – и все это отражено в молитвах.
В Йом Кипур заканчивается построение десяти сфирот души, и она становится способной воспринять Божественный свет. В Йом Кипур мы достигаем состояния, когда наш сосуд души полностью готов к приему Света, то есть он уже полностью создан, но абсолютно пуст.
Его пустота символически соответствует пяти запретам Йом Кипура: запрещено есть и пить, мыться, смазывать тело, обуваться в кожаную обувь, вступать в половые отношения.
Причина этих запретов в том, что сосуд души еще не готов получить выс-ший свет.
В Субботу душа поднимается в мир Ацилут посредством воздействия свы-ше, а не своими силами. И поскольку такого высокого состояния она достигла не своими силами, то чтобы находиться в мире Ацилут, душа обязана не принимать в себя свет, заполняющий мир Ацилут. Это и символизируют субботние ограничения.
В Йом Кипур подъем души еще выше, чем в Субботу (Йом Кипур называется Шаббат Шаббатон – Суббота Суббот), то соответственно этому, есть дополнительные ограничения. Их всего пять, потому что душа состоит из пяти частей-сфирот: кэтэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут, – и на каждую из них есть ограничение в получении света мира Ацилут.
В Йом Кипур заканчивается построение души, она становится способной воспринять Божественный свет. В Йом Кипур мы достигаем состояния, когда наш сосуд души полностью готов к приему Света, то есть сосуд уже полностью выстроен, создан, но абсолютно пуст.
Новый год
Что означают звуки Шофара в Рош аШана? Объясните Духовный смысл Йом Кипур. Что означают 10 дней Раскаяния?
Все мироздание состоит из творения и Творца. Мы рассматриваем их взаимо-отношения в виде «сосуда — света»: дающий парцуф З»А мира Ацилут и получающая душа (сумма всех душ), малхут мира Ацилут.
Соотношения З»А и малхут являются основной темой, потому что все влияние Творца на нас — это всевозможные состояния З»А, а всевозможные состояния душ, каждой и всех вместе — это различные состояния малхут.
Малхут получает желания свыше, от З»А, а потому получает свет, наслажде-ние, совершенство, согласно полученному ранее желанию.
Получение самого большого желания, кли, сосуда называется «Грозные дни», потому что неисправленные желания не могут получить свет, наполнение, а потому ощущается их пустота, страдание.
Начинается это в 1 день Нового года, когда создана душа (Адам). Затем, в 10 дней до Йом Кипура, душа получает 10 сфирот (желаний).
Все эти дни — дни прощения, страха, потому что есть только отрицательные силы в малхут, вплоть до того, что в Йом Кипур есть 5 запретов (еда, питье, мытье, совокупление, кожаная обувь).
После получения всех сфирот малхут начинает исправляться: получает силы исправления от З»А на каждую из своих сфирот. Это происходит постепенно в 7 дней праздника Суккот, где сукка (беседка, шатер) символизирует окружающий малхут исправляющий свет.
Когда малхут полностью исправляется, достигает состояния, достойного получить свет от З»А, получает и сливается с ним.
Такое состояние З»А и малхут называется праздник «Веселье Торы» (Симхат Тора), потому что З»А называется Тора (свет), и когда он заполняет малхут, это состояние называется «веселье».
Трубление в рог соответствует духовному действию смягчения ограниче-ний и улучшения исправлений, трубление в рог — это тоже как бы приход света от З»А в малхут, а полное их слияние называется «труа гдола» — большое трубление. Почему именно рог, беседка, пост, 5 ограничений и пр. — все это соответственно исходит из духовных корней, там происходят все эти действия, а в нашем мире мы просто выполняем их механическое соответствие.

Суккот
От Йом Кипура до Суккот следуют дни отделения от прежнего состояния. Начиная с праздника Суккот в душу начинает постепенно входить ор макиф – окружающий свет. То есть окружающим он называется до праздника Суккот, потому что находится снаружи, а теперь, входя в душу, он называется «внутренний свет» (ор пними). Это особые дни, когда в душу входит свет Творца, вплоть до ее окончательного наполнения, которое завершается в Симхат Тора.
Подготовив до праздника Суккот сосуд души, мы начинаем наполнять его высшим светом. С первого дня праздника Суккот начинаются особые дни, когда в душу входит высший свет, вплоть до ее окончательного наполнения. Все семь дней праздника Суккот – это заполнение семи сфирот нашей души окружающим светом. Наполнение светом – хорошие и праздничные дни! Целиком наполненная высшим светом душа соответствует состоянию Симхат Тора – праздник «Веселье Торы». Весь высший свет, который должен в итоге заполнить душу, называется Тора. Когда это происходит, такое состояние души называется «Весельем Торы».
Вы можете спросить, а почему вдруг душа заполняется высшим светом семь дней, а не пять или десять? Откуда вдруг взялось деление души на семь частей-сфирот? Дело в том, что это наполнение души светом Торы не окончательное, а частичное (окончательное исправлении всех душ произойдет лишь на стадии Гмар Тикун). Поэтому душа заполняется не полностью, что и символизирует число семь, а не десять.
– А для чего, с точки зрения Каббалы, нужна сукка, что она олицетворяет?
Сукка – это олицетворение вместилища, сосуда души, его строения и свойств. Мы должны создать в себе такую духовную конструкцию (называемую «сукка»), которая бы олицетворяла собой отношение окружающего света с нами. Дело в том, что пока душа неисправна, не готова принять в себя высший свет, этот свет находится вне души, вокруг нее, и поэтому называется «Окружающий свет». Изучая Каббалу, мы постепенно исправляем душу и вызываем постепенное перемещение света извне внутрь души.
Чтобы свет вошел в душу, душа должна быть подобна ему. Это соответствие свету и выражают законы строения сукки. Поэтому мы так скрупулезно ее строим, особенно «схах» – покрытие сукки.
Размеры и вид сукки известны из Каббалы, как впрочем, и все остальные Заповеди – законы высшего мира, которые мы исполняем в нашем мире как отображения высших законов. А каббалисты, выполняя эти законы в своих душах, ощущают все эти праздники в себе как высшее, совершенное и вечное существование!
Высший свет может войти в нас, только если мы правильно настраиваем свое внутреннее желание на Него. Как радиоприемник, который настраивает свой внутренний контур на определенную волну для получения именно этой волны – и только тогда он «ловит» ее.
– Это что, так легко и просто – «покрутить» ручку своего «приемника» и настроиться на Божественный свет?
Нет, это несколько сложнее. Человек должен очень сильно захотеть ощутить высший мир, он должен развить в себе мощное желание. Это желание готовится очень скрупулезно, очень тонко, на это уходят месяцы и даже годы, так просто в человеке оно появиться не может. Духовное ощущение, свет, можно получить только в сосуд, созданный абсолютно правильно, по определенной и очень педантичной методике. Эту методику представляет собой Каббала, а процесс создания сосуда души описывается в «Талмуде Десяти Сфирот» – главной книге, оставленной нам великим каббалистом прошлого столетия Бааль Суламом.
– Но Вы только что говорили, что сосуд души создается в дни Рош аШана и до Йом Кипура. Это ведь не месяцы и не годы?
Этот период – олицетворение процесса создания сосуда души в нашем мире. Все наше существование в течение всего периода, от первого и до последнего кругооборота, мы можем себе представить как один год – в итоге создается сосуд, который достигает полного подобия высшему свету и поэтому полного наполнения им.
Начинается этот процесс создания сосуда души от духовного уровня, называемого Рош аШана. Следующее его исправление соответствует достижению духовного уровня, называемого Йом Кипур. Потом проходит пять дней от Йом Кипура до начала Суккот, в течение которых идет приготовление пяти частей высшего света – нэфэш, руах, нэшама, хая, ехида. Этот высший свет входит в душу в течение семи дней праздника Суккот. Потому что сосуд души состоит из семи сфирот: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, малхут.
– А что означают в Каббале этрог, лулав, адасим и аравот? И почему они всегда связаны?
Высший свет входит в душу только при определенном условии: когда душа, олицетворяющая собой малхут – «этрог», связана с высшим духовным объектом зэиром анпином – «лулавом» и с источниками света – сфирот нэцах и ход – «адасим вэ аравот». И как колебательный контур должен настроиться на внешнюю волну, чтобы принять ее, так же и душа должна настроиться своими внутренними свойствами на свойства света, Творца, – и тогда свет войдет, наполнит ее.
Для того чтобы произошла эта внутренняя настройка души на получение высшего света, необходимо, чтобы получающий сосуд (малхут – «этрог») был связан с дающим (зэиром анпином – «лулавом»), олицетворяющим собой Творца. «Адасим» и «аравот» представляют собой свойства Творца, которые душа должна приобрести.
– А откуда сравнение сукки с человеческой рукой?
Если проделаны исправления и душа приобрела свойства Творца, если она посредством определенных духовных действий помещает себя под окружающий свет Творца, то она получает от Него определенное воздействие свыше, называемое «хибук» – объятие. Есть объятие левой рукой «хибук смоль», и есть объятие правой рукой «хибук ямин». Об этом сказано в «Песни Песней»: «Левая рука его под моей головой», – это соответствует подготовке сосуда к наполнению, соответствует дням перед праздником Суккот. А затем следует объятие правой рукой, как продолжает «Песнь Песней»: «А правая рука его обнимает меня», – это соответствует постепенному слиянию человека с Творцом, вплоть до окончательного наполнения – в праздник Симхат Тора.
– Но почему вдруг в духовных мирах фигурируют такие земные понятия и связи, как объятия, и какая связь между суккой и рукой?
Все наше тело есть слепок духовных сил и соотношений (только в ином, белковом, «исполнении»). Как в духовном мире силы связаны между собой и воздействуют друг на друга, так и в нашем мире силы материализуются в различных частях человеческого тела, и эти части тела имеют соответствующие свойства, форму и связаны между собой. Наша рука состоит из плеча, предплечья и кисти. Им соответствуют в духовном мире части духовного объекта – ХаБа»Д, ХаГа»Т и НеХ»И – эти три части духовной «руки» как бы обнимают душу, охватывают еe с трех сторон в таком сочетании: плечо и предплечье, равное ему по длине, олицетворяют собой две длинные стороны сукки, а третья сторона коротка, как ладонь. Все свойства и размеры сукки исходят из свойств окружающего света и души, которые должны быть готовы для взаимного сочетания, чтобы свет целиком наполнил душу и произошло бы полнейшее сочетание между ними, называемое Симхат Тора.
В Симхат Тора, естественно, никакой сукки уже нет, так как свет уже полностью вошел в душу, целиком наполнил ее, отсюда рождается абсолютная радость, олицетворенная в самом веселом празднике – Симхат Тора, Веселье Торы, когда она полностью заполняет душу, потому что именно в этом – веселье Творца.
– Вы строите сукку, как все евреи, или как-то особенно, «по-каббалистически»?
Законы построения и покрытия сукки соблюдаются каббалистами особенно строго. Хотя в обычное время мы довольно либеральны в выполнении заповедей, но такие, как построение сукки и законы кошерности в неделю Песаха, мы выполняем (в соответствиями с указаниями Бааль Сулама) более строго, чем все остальные группы верующих. В Песах мы подчиняемся очень строгим законам, и кашрут, который мы выдерживаем в этот период времени, не соблюдается так строго никем. То же самое касается праздника Суккот и строительства сукки.
– А можно уточнить конкретные «производственные» детали?
Разумеется: ни в коем случае не должно быть никакого контакта между стенами, столбами и покрытием, крышей. Крыша «схах» – это самое главное, что есть в сукке. У каббалистов на этот счет существует очень строгий закон. «Схах» ни в коем случае не должен касаться ничего, созданного человеком – искусственного, неприродного материала (пластика, каменных блоков, гвоздей, металла). «Схах» должен быть совершенно новым, он должен касаться только деревянных планок, которые нигде раньше не употреблялись, все должно быть абсолютно чистым, ни в коем случае не покрашенным, только вырезанным. И самое главное, чтобы крыша-схах была как можно более плотной, чтобы она пропускала как можно меньше света и чтобы она лежала только на этих новых брусьях, которые, в свою очередь, уже через другие брусья, соприкасаются с каменными или металлическими опорами.
– А как объясняется то, что именно в Песах и Суккот каббалисты должны брать на себя выполнение особенно строгих законов?
Потому что именно эти два праздника олицетворяют два самых главных момента в развитии души человека, в процессе постижения им цели мироздания, в процессе получения высшего знания, постижения Творца – что и является смыслом Каббалы. Эти два момента – начало и конец духовного пути человека – олицетворяют Песах и Суккот, которые особенно строго и соблюдают каббалисты, подчеркивая их особое значение.
Предыдущая страница Следующая страница
наверх
© Материалы сайта предоставлены независимой, некоммерческой ассоциацией — Международной академией каббалы с целью распространения каббалистических знаний для повышения духовного уровня человечества и улучшения жизни во всем мире. В связи с этим использование материалов сайта разрешается при условии неизменности содержания и упоминания источника.

 

admin @ 11:56 дп

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика