Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
ЗАКОНЫ РОШ АШАНА
Категория: Праздники

Рав Хаим Сунитски

 1. Как известно, Рош Ашана (еврейский новый год) – это в первую очередь время суда. Дни суда в нашей Торе вызывают совсем другие ассоциации, чем суд у неевреев. Вспоминая Рош Ашана, мы думаем о возвышенности этих дней. Даже мелодии в синагогах вызывают неописуемое желание вернуться назад, раскаяться. Как отдалились мы от Создателя. Этого не должно было произойти… Создатель нас так любит… Мы молимся: «И до дня смерти ты все ждешь его …» – Он так ждет нашего раскаяния. Всевышний по милости Своей выделил десять дней в году, чтобы в эти дни мы подвели итог всего года и исправили все, что сделали не так. В эти дни можно почувствовать, как Всевышний возвращает нас назад. Если использовать эти дни правильно, можно очень высоко подняться. Один словацкий нееврей после перехода в иудаизм рассказал, что на него повлиял вид евреев в течение этих дней раскаяния: «Это были совсем другие люди, не те, с кем я привык вести бизнес в течение года – это были ангелы».

 2. Рош Ашана – это в первую очередь праздник. Поэтому обычные законы праздника относятся к этим дням. Кроме того, что нельзя делать работу, запрещенную в Йом Тов, нужно сделать этот день праздничным – есть две трапезы, одеваться красиво (некоторые носят китл – белую одежду, другие надевают китл только в Йом Кипур). Принято во время вечерней трапезы есть определенные виды пищи, как хороший знак, показывая, что мы полагаем, что будем оправданы на предстоящем суде. Так, например, халу макают в мед (согласно сефардскому обычаю, в соль её тоже требуется обмакнуть). В сидурах напечатано, что говорят, когда едят различные символические виды пищи.

3. Тора заповедует нам слушать в Рош Ашана трубление шофара. Существуют сложные законы трубления, детальное обсуждение которых выходит за рамки этой книги. Скажем, в общем, что перед трублением нужно иметь в виду выполнить заповедь Торы, и с начала трубления нельзя разговаривать и отвлекаться, а нужно слушать внимательно, не пропуская ни одного звука. В шофар трубят после чтения Торы, то есть перед молитвой мусаф, и потом во время самой молитвы. Согласно обычаю, всего мы слышим сто звуков шофара в течение праздника.

 4. По закону, женщины не обязаны слушать шофар, но обычай всех еврейских женщин постараться услышать хотя бы минимальное количество звуков – то есть тридцать. В большинстве общин устраивают специальные трубления для женщин в разные времена, когда им удобно. Если женщина не может пойти в синагогу ни в одно из назначенных времен, для нее трубят дома (её муж или любой знающий еврей). В Субботу в шофар не трубят, и двигать шофар нельзя, он является мукцей.

5. День после Рош Ашана – пост Гедалии. Таким образом, сразу после праздника все евреи постятся. Некоторые продолжают поститься (хоть до полудня) во все дни раскаяния кроме Субботы и дня перед Йом Кипуром. Разумеется, главное – это не пост, а раскаяние и решение изменить дела. Особенно нужно работать над дурными качествами.

 Талмуд учит нас, что в Рош Ашана Творец судит всех людей, но приговор не запечатывается до Йом Кипура. Потом Талмуд поясняет, что праведники уже в Рош Ашана записываются на жизнь, а грешники – на смерть. Приговор обычных людей остается «подвешенным» до Йом Кипура и зависит от их раскаяния в эти десять дней.

Один из первых вопросов, который задает себе каждый, состоит в том, почему же тогда столько явно нехороших людей живут счастливо до старости. С другой стороны, множество праведных людей умирает молодыми, значит, они были записаны на смерть.

 На самом деле этот вопрос стар как мир. И в письменной Торе, и в Талмуде упоминается не раз, что награда и наказание в этом мире не всегда зависят от праведности. Иногда Создатель даёт злодею за некоторые хорошие дела, которые тот сделал, награды и счастливую жизнь, но в будущем душа этого человека будет уничтожена (Дварим 7:10). Также иногда праведник страдает в этом мире за те возможные промахи, которые он допустил, страдания очищают его, и после смерти он получает награду за всё хорошее, что он сделал.

Кроме всего сказанного, нужно также учесть, что награда и наказание каждой личности определяются согласно всем жизням этой души. Бывает, что в одной жизни человек грешит, а в своём следующем «гилгуле» он получает наказания за грехи. Таким образом, мы вообще не можем определить, почему одни люди получают награду в этом мире, а другие – страдают.

Как же тогда объяснить утверждение Талмуда насчет праведников, записываемых на жизнь, а грешников – на смерть. Пишет Виленский Гаон что под «жизнью» и «смертью» здесь подразумевается положение в будущем мире. Дело в том, что хотя каждое наше дело не забывается и за все в результате придется держать ответ, но существует общая сумма всех наших дел. Добрые дела, как поплавки, тянут нас наверх, а грехи – вниз. Дела человека окутывают его духовную сущность как одежда, и общий итог всех дел может быть позитивным, негативным или нулевым. В Рош Ашана врата Ган Эдена (рая) и Геинома (ада) открываются, и духовность каждого человека тянется туда, куда ведут его дела. Праведник сразу оказывается в Ган Эдене и записывается на вечную жизнь, а грешник оказывается в Геиноме и записывается на смерть. В отношении обычных людей решение о жизни и смерти не принимается в Рош Ашана, они остаются «подвешенными» до Йом Кипура, когда решается окончательно их приговор.

 Все вышесказанное относится к жизни в будущем мире. С другой стороны, что касается жизни следующего года в этом мире, Виленский Гаон пишет, что все записываются в Рош Ашана, но с помощью добрых дел и раскаяния часто можно изменить приговор, т.к. запечатывание не происходит до Йом Кипура. Поэтому мы благословляем друг друга в Рош Ашана: «Да будете Вы записаны на хороший год».

ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 Рав Ицхак Берковиц

 В определенном смысле праздник Рош а-Шана предназначен для того, чтобы напомнить человеку, что время мчится вперед и ждать никого не собирается. Можно попытаться уйти от реальности. Или – встретить ее лицом к лицу. Выбор – за вами…

 Одна из основных тем Рош а-Шана – Малхийот, признание Всевышнего нашим Царем. Это признание влечет за собой и подчинение Его высшей власти. В результате у человека возникает ощущение, что над ним существует определенная сдерживающая сила. Он понимает, что не может делать только то, что ему хочется, потому что в его мире есть Хозяин, который правит всем.

 Но чему же именно мы подчиняемся? Какие условия выдвигает перед нами это подчинение?

В Торе сказано: «Я предоставляю вам выбор: жизнь и добро или смерть и зло. Так выбирайте жизнь». Творец сообщает нам, что выбор – жизнь или смерть – остается за нами. Поразительно!

 Всевышний – Царь, а выбор все равно за человеком?!

 Это кажется парадоксальным. Считается, что подчинение подразумевает беспомощность. Однако в данном случае мы на самом деле повинуемся чувству ответственности – перед собой. Мы признаем, что должны действовать, прежде всего, руководствуясь собственным пониманием мира.

Читая исповедь Видуй, мы всякий раз повторяем: «Я оказался недостоин своей ответственности и не сделал то, что мог сделать для себя». Мы сожалеем о собственной инфантильности и безответственности.
Рош а-Шана – это день, когда каждый еврей должен стремиться к тому, чтобы почувствовать себя духовно зрелой личностью и признать, что в своих действиях человек обязан руководствоваться понятиями справедливости и добра, а не сиюминутным настроением.

Заповеди и традиции праздника Рош а-Шана

 Рав Элиягу Эссас

 Первый день года, Рош а-Шана является, естественно, и первым днем месяца Тишри. Как известно, еврейский месяц начинается в новолуние (что, кстати, находит отражение и в русском слове — «месяц»!). Всевышний передал еврейскому народу заповедь: еврейский Высший религиозный суд (Сангедрин) должен, на основании показаний двух свидетелей, видевших накануне Луну, устанавливать точный день новолуния (лунный месяц равен 29 с половиной дня и каждый конкретный месяц может продолжаться 29 или 30 дней). Поскольку не исключено, что рассмотрение свидетельских показаний может затянуться почти до захода солнца, то может случиться, что постановление о начале месяца Тишри и провозглашении Рош а-Шана будет вынесено слишком поздно. Поэтому еврейский закон предусматривает для Рош а-Шана два дня — 30-й и 31-й дни от начала предыдущего месяца Элула, всегда продолжающегося 29 дней.

 Сангедрин может функционировать лишь в Эрец Исраэль и только если выполняются некоторые специальные условия. Поэтому после изгнания евреев из Эрец Исраэль Сангедрин перестал собираться, и мы перешли на фиксированный календарь, замечательно рассчитанный нашими мудрецами. В нем все дни новолуний и даты праздников установлены наперед. Однако поскольку Рош а-Шана отмечали в Эрец Исраэль два дня и во времена, когда функционировал Сангедрин, этот порядок был оставлен без изменений.

 Второй день Рош а-Шана по своим законам и обычаям не отличается от первого. Правда, первый день праздника может прийтись на субботу, и тогда в шофар трубят только во второй день, который на нее не выпадает.

 ПОРЯДОК ПРАЗДНИКА

 • Как и все еврейские праздники, Рош а-Шана начинается незадолго до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи — и с этого момента в дом приходит праздник.

 • Вечерняя служба в синагоге — особая, ее слова настраивают на внутреннее содержание этого дня.

 • Затем — праздничная (вечерняя) трапеза. Как и каждую субботу и в другие праздничные дни, она начинается с «освящения дня» — делается «Кидуш“ — в переводе: освящение) — произносится специальное благословение над бокалом вина.

 • После — омовения рук (нетилат ядаим), произносится благословение над самым важным продуктом питания человека — хлебом. В субботу это обычные халы, в Рош а-Шана — круглые, символизирующие цельность, которую мы желаем себе и всему народу Израиля в Новом году.

• Кидуш, нетилат ядаим, благословение на хлеб — так начинается любая субботняя и праздничная трапеза. После этого принимаются за еду.

 • Во время Рош а-Шана принято использовать круглую халу – олицетворение полноты и завершенности. После благословения на хлеб, его макают не в соль, как обычно, а в мед, что символизирует надежду, что новый год будет сладким.

• Когда большая часть куска хлеба съедена, берут кусок яблока и тоже обмакивают его в мед и желают присутствующим и всему Израилю хорошего и сладкого года.

 Перед тем как съесть этот кусок яблока, следует сказать благословение. А после того надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы новый год был для нас добрым и сладким».
Зачем нужен этот «повтор»? Разве слово «добрый» не подразумевает – «сладкий»?

 Еврейская традиция учит нас, что все происходит к лучшему. Все – часть Замысла Всевышнего. Даже то, что может показаться нам «плохим», на самом деле несет в себе добро. Мы знаем: все, что случится в новом году, пойдет нам на благо. Однако в дополнение к этому мы просим Творца даровать нам «сладкий» новый год – чтобы добро, ожидающее нас впереди, было «явным» и «сладким» на вкус.

 • Завершается трапеза (как, впрочем, любая, частью которой был хлеб) благословением — (биркат а-мазон) — благодарностью Всевышнему за еду, за землю Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что мы ежедневно от Него получаем. В праздничный день Рош а-Шана, читая Биркат а-Мазон (благословение после еды), мы добавляем вставку – Яале ве-яво.

 • Утром — особо торжественная (и довольно продолжительная) служба в синагоге. В течение ее несколько раз трубят в шофар, причем обязанностью молящихся является внимательное вслушивание в его звуки. Как и в субботу и в праздники, в зал вносят свиток Торы и по нему читают посвященные Рош а-Шана места, а вслед за этим — отрывок из Книг Пророков.

 • Дневная праздничная трапеза в Рош а-Шана по своим традициям и обычаям не отличается от вечерней. Рош а-Шана продолжается два дня.

 СИМВОЛЫ ПРАЗДНИЧНОЙ ТРАПЕЗЫ

 Во время праздничной трапезы в Рош а-Шана полагается съесть определенные продукты, символизирующие то хорошее, которое мы надеемся обрести в новом году. Размышляя над тем, что олицетворяют собой эти продукты, мы как бы соединяемся с самим Источником добра.

 Символика этих продуктов основана на игре их ивритских названий и связана с определенной надеждой, которую нам хочется осуществить в новом году.

 Приведем взятый из Талмуда и сокращенный список таких продуктов-символов:

 1. Лук порей. Лук-порей на арамейском “карти“, ивритский глагол “ликрот“, имеющий тот же корень, что и “карти“, значит “отсечь“. Съев это, надо произнести: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы недруги наши были отсечены».

 2. Свекла. На арамейском звучит как “силка“, ивритский глагол “листалек“, имеющий тот же корень, значит “убраться“. Съев немного свеклы, мы произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у нас противников».

 3. Финики. Финики на арамейском “тамри“ – мы едим финики и просим Вс-вышнего, чтобы все наши враги были истреблены (“йетаму“). Съев финик, произносят: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли».

 4. Морковь. Морковь на иврите “гезер“. С тем же корнем есть и глагол “лигзор“, который означает “постановить». Съев немного моркови, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не было приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою».

 5. Гранат. Съев зернышки граната, произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы умножились наши заслуги как зерна граната».

 6. Голова рыбы (или барана). Съев кусочек, произнесите: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы были во главе, а не в хвосте».

 К празднику готовят, конечно же, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза была вкусной и разнообразной.

Сеуда мафсекет

Сеуда мафсекет (в переводе — «завершающая трапеза») – последняя трапеза перед постом праздника Йом Кипур.

 Традиционным элементом трапезы является бульон с «креплах» (пельмени), символизирующими приношения в Иерусалимском Храме. Храм был разрушен по нашей вине, мы должны напоминать себе об этом даже во время торжественной трапезы.

 Накануне поста готовят праздничные блюда. Различные салаты из овощей, бульон из домашней птицы с лапшой, жаркое из мяса или домашней птицы, сладкие цимесы и компоты и обязательно пекут медовый пряник, который приносят родственникам, друзьям и соседям со словами поздравления.

 РОШ а-ШАНА — НЕ ПРОСТО НОВЫЙ ГОД

Рав Элиягу Эссас

 Новый год приближается… Еще одно звено во временной цепочке нашей жизни. Позади горести и радости, заботы и достижения, тревоги и надежды, сбывшееся и несбывшееся. А впереди? Годами меряем мы свою жизнь и жизнь своих детей, своего народа и всего человечества. Ну, а как быть с точкой отсчета? Свою жизнь мы, разумеется, отсчитываем от дня рождения. А жизнь народа, всего мира?

 Скорее всего, от самой важной для каждого народа даты. Народы Европы избрали точкой отсчета один день, китайцы – другой, арабы – третий.

 Наш Новый год, Рош а-Шана, (точный перевод: голова года, точное написание: Рош hа-Шана) – это день сотворения первого человека – Адама, шестой день творения. В Торе – Книге, которую Всевышний даровал евреям после исхода из Египта, — рассказывается о сотворении Вселенной – природы и всего живого в ней. Там рассказано и о сотворении Адама, и о жизни первых поколений людей.

Двадцать поколений сменилось на земле к моменту, когда на ней появился первый еврей — Авраам. Тора сообщает нам продолжительность жизни каждого «доисторического» поколения; от Авраама и до наших дней в еврейском народе от отца к сыну, от учителя к ученику передавалась точная историческая хронология, неотъемлемая часть еврейского наследия. Поэтому мы точно знаем, что сейчас заканчивается 5767 год от сотворения мира. Наступающий Рош а-Шана будет первым днем нового, 5768 года.

 С этих замечаний начинается и ими же заканчивается сходство (мы не обсуждаем различия в системах летосчисления) представлений о Новом Годе у нас и у других народов. Ибо через Тору и традиции Всевышний открыл нам удивительные принципы, согласно которым Он управляет миром. Эти принципы действуют, разумеется, круглый год, но некоторые из них особенно остро проявляются в день Рош а-Шана. Рассмотрим их хотя бы в самом первом приближении.

 Принцип первый: память.

 Все наши мысли, намерения и поступки не проходят бесследно, не «канут в Лету». Они «регистрируются» в высших мирах, вплетаясь в состоящую из миллионов и миллиардов «стежков» ткань, представляющую собой колоссальное полотно — свиток Всеобщей истории человечества. (Разумеется, нет никакой возможности точно описать на человеческом, ограниченном языке устройство высших миров, а также смысл понятий, с ними связанных. Изучая Тору — во всем ее объеме и многообразии — мы постепенно приближаемся к их пониманию.)

Принцип второй: суд и приговор.

 В праздничный день Рош а-Шана все это полотно заново просматривается Всевышним. Наши мысли и поступки рассматриваются и взвешиваются — в точном соответствии с их истинной значимостью, в их взаимосвязи с нашими способностями и нашим прошлым, с поступками других людей и внутренней логикой развития судьбы каждого из нас.

Рассматриваются и точно взвешиваются. В тот же день Небесный суд выносит справедливый приговор. (Точнее, его первую редакцию. Через десять дней, в Йом Кипур, он утверждается.)

Кому-то в новом году суждено возвыситься и преуспеть, кого-то постигнут несчастья… Одним будет сопутствовать удача, а другим суждены страдания. Одним предстоит прожить долгую жизнь, другим — умереть до конца года, не дожив до старости…

 Принцип третий: наше исправление и исправление приговора.

 Творец в любом случае желает не смерти человека, а его исправления (по-еврейски: тшува). Наступивший год может стать последним годом его жизни, а может — новой возможностью для его исправления и утверждения Добра в мире. Та самая логика нашей судьбы, которая привела к одному варианту приговора, при правдивом самоанализе и решимости изменить свою жизнь может привести и к совсем иному варианту.

 Помочь нам в самоанализе и исправлении, утвердить веру в Высшую справедливость — именно этому служат и атмосфера, и содержание праздника.

 Здесь нет ошибки. Именно праздника. Потому что если в день заседания земного суда разумный человек не позволит себе «праздновать», то частью нашего исправления в день Суда Всевышнего становятся праздничные одежды, праздничная трапеза, радостные пожелания, да и вся атмосфера — одновременно праздничная и возвышенная.

 Шофар
Центральной особенностью Рош а-Шана, по существу, ассоциирующейся с этим днем, являются трубные звуки шофара. Шофар — это полый бараний рог, в который во время новогодней молитвенной службы в синагоге трубят несколько раз. (Если первый день Рош а-Шана приходится на субботу, исполнение заповеди, связанной с шофаром, откладывается на завтра.) Да и сам праздник Рош а-Шана назван в Торе — «йом труа» (в переводе: день трубления). Это указывает на исключительную значимость трубного звука шофара.

 Что же такое заложено в душе каждого еврея, что делает вслушивание в звуки шофара столь необходимым в день Высшего Суда?

 Давайте вспомним, что говорит на эту тему еврейская традиция, по сути, наша коллективная память:

 • В тот великий день, когда все евреи стояли у горы Синай и получали Тору, как бы на волнах звука шофара они восприняли слухом и сердцем слова Десяти Заповедей, произнесенные голосом Всевышнего…

 • За четыреста лет до этого на вершине другой горы — Мория, — там, где впоследствии был построен Иерусалимский Храм, стояли первый еврей Авраам и его сын Ицхак. Они выполняли удивительный приказ Всевышнего: Авраам был должен принести в жертву своего любимого и единственного сына Ицхака. Сердца Авраама и Ицхака мгновенно откликнулись на этот приказ: мы выполним все, что исходит от Всевышнего. В ту же секунду они были признаны достойными исторической миссии — от них должен был произойти еврейский народ, каждый из нас. И в ту же секунду Авраам увидел запутавшегося в кустах барана, и тогда было сказано Аврааму: «Вместо Ицхака принеси в жертву его…»

 • И еще мы вспомним, что в священном языке иврите, на котором говорил с нами Всевышний и на котором написана Тора, слово «шофар» — — происходит от корня — «исправление», «улучшение»…

 От Рош а-Шана к Йом Кипуру

 Рош а-Шана, как и все еврейские праздники, заканчивается с появлением первых звезд. Однако его атмосфера не исчезает. Первые десять дней года «от Рош а-Шана до Йом Кипура» называются «десять дней Тшувы» (раскаяния и исправления), и завершаются они Йом Кипуром — самым торжественным и ответственным днем года.

 Мы закончим традиционным для Рош а-Шана пожеланием:

 Лешана това тикатеву!

 (Пусть вам будет записано хорошее решение [суда Всевышнего] на следующий год!)

 По материалам сайта www.shiur.com

admin @ 1:21 дп

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика