Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Недельная глава Экев
Категория: Каббала

Искусство трепета перед небесами
«А теперь, Израиль, – чего Б-г, Всесильный твой, требует от тебя? Того только, чтобы трепетал ты перед Б-гом, Всесильным твоим, чтобы следовал всем путям Его, и чтобы лю-бил Его, и чтобы служил Б-гу, Всесильному твоему, всем сердцем твоим и всей душой. Что-бы соблюдал заповеди Б-га и уставы Его, которые я заповедую тебе сегодня для твоего же блага» (Дварим, 10:12).
Сказано: «…Чего Б-г, Всесильный твой, требует от тебя? Того только, чтобы ты трепе-тал…» Дальше следует целый список повелений, для исполнения которых не хватит всей жи-зни человека: и следовать всем путям Его, и любить Его, и служить…
Можно ли сказать «только», а затем взвалить на плечи человека тяже-лый груз?
Ответ простой: если есть трепет, человек не сможет жить без стремления быть подобным Творцу, исполнять заповеди, любить Его… И поэтому Всевышний просит только трепета – все остальное приходит само собой.
Так что же такое трепет?
В соответствии с книгой «Зоар», трепет – первая заповедь. В слове берешит («вначале») есть намек на заповедь, предшествующую всем остальным, и называется она «трепет перед Б-гом», п.ч. о трепете говорится как о начале всего: «Начало мудрости — трепет перед Богом» (Мишлей); «трепет перед Б-гом – начало сознания» (Тегилим).
Введение к «Зоару» пишет: «Поскольку трепет – начало всего, он является воротами, че-рез которые проходят, поднимаясь к вере».
С точки зрения Торы, человек, не имеющий четкой веры в Б-га, не может исполнить за-поведи – приказ Царя не может исполнить тот, кто не признает Его существования.
Начав описание всех 613 заповедей Торы, Рамбам поставил на первое место «заповедь знать, что есть Первопричина, которая не зависит от всего, что сотворено, и, даже если все сотворенное исчезнет, она останется неизменной» (Сэфер а-Мода, 1).
Человек, наблюдая за окружающим миром, должен прийти к выводу, что все имеет свою причину, а следовательно, есть и первопричина, благодаря которой возник мир. Таким образом, для Рамбама существование Творца – предмет знания, а вера требуется там, где начинается разговор о Его свойствах: о единстве, которому нет равного и подобного, о всемогуществе, о Его способности говорить с человеком и передать ему закон.
Логика Рамбама понятна: простое знание о существовании Творца очевидно и предшест-вует вере. И поэтому вера в единство Творца и Его всемогущество предшествует всем оста-льным заповедям.
Испытывать трепет перед Творцом, не ограниченным в Своих возможностях и непостижи-мым, по Рамбаму, – это четвертая заповедь Торы.
Как же в таком случае «Зоар» называет «трепет» заповедью, предшествующей вере, и воротами, ведущими к ней?
Перед кем трепещет тот, кто не верит?
И что может привести к вере, если человек не обрел ее в детстве или не пришел к ней в результате логических выводов или жизненного опыта?
Что такое трепет с точки зрения мудрецов
Чтобы понять логику книги «Зоар», необходимо задаться вопросом: что же такое трепет с точки зрения мудрецов, составивших этот труд?
Для книги «Зоар» трепет — это инстинкт, с которым рождается каждый человек. Прежде, чем ребенок осознает, что есть Творец, он уже живет с чувством, что есть Кто-то непостижимый, пос-тоянно находящийся рядом с ним. Это живое ощущение души, являющейся частью Творца, приво-дит человека к вере в единство и всемогущество Б-га.
Для «Зоара» заповедь трепетать – это повеление не препятствовать росту этого естествен-ного чувства, а дать ему развиваться. Не подавляй естественное ощущение повсеместного присутствия Всевышнего – а все остальное придет само собой: и любовь к Нему, и стремление исполнять Его заповеди и приближаться к Нему, и желание быть похожим на Него во всем.
«Сказал раби Ханина: Все в руках Небес, кроме трепета перед Небесами» (Брахот, 33б). То есть если не задавишь в себе естественное чувство, Творец поведет тебя по пути служения и при-ближения к Нему. А в близости к Б-гу – благо.
Если кто-то утратит способность действовать, подчиняясь «инстинкту души», все его старания будут напрасны: хорошее и светлое не придет в мир, п.ч. трепет (живое ощущение Б-га) – начало всего. Без него нет начала.
Заповеди перестают быть повелениями Творца в тот момент, когда они становятся привыч-ными действиями, подражанием окружающим или предыдущим поколениям, даже если у челове-ка есть вера в существование Творца.

 

admin @ 11:49 дп

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика