Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
10 сфирот и Аман

Сюжет Пуримской истории содержит не только описание внешних событий, но и скрывает в себе различные глубинные идеи, скрытые от глаз людей несведущих.
После того, как в конце Пуримской истории издается приказ повесить Амана — к этому приказу производится добавление — повесить на том же дереве десять сыновей Амана.
Говорят мистики, что часто когда в тексте упоминается дерево — это можно интерпретировать в том числе и как каббалистическое «дерево сфирот».
Десять повешенных на дереве сыновей Амана — обозначает 10 сфирот, которые отражают структуру сил антисемитизма.
Из этого мы выводим несколько важных идей.
Во-первых, это нам говорит, что структура сфирот описывает не только Высшие духовные миры Святости, но и глубинную суть сил зла.
Во-вторых, эта схема поможет нам более адекватно разобраться в самой природе антисемитизма.
Очень часто лекторы по иудаизму говорят, что антисемитизм «иррационален», потому что евреев обвиняют одновременно в противоположных «грехах», и за то что мы бедные (не работаем, а учим Тору) и за то что мы богатые (захватили мир), обвиняют нас и интеллектуалы и простаки и др.
На самом деле говорить об иррациональности антисемитизма — не всегда является полезным подходом.
Более точно сказать, что в антисемитизме присутствуют различные (в том числе противоположные) аспекты, отражающие структуру дерева сфирот.
На языке мистиков это называется «десять сфирот ситра ахра», где термин «ситра ахра» — переводится с арамейского как «задняя сторона» и обозначает силы противоположные добру.
Чтобы победить силы зла — нам необходимо активировать в себе «десять сфирот стороны святости».
Для этого Аману противостоит «дуэт» «светлых сил» — в лице Эстер и Мордехая.
Эстер (переводится как «скрытость») символизирует Высшую духовную скрытую силу, которая может очищать мир от сил зла и приводить в мир силы святости. Эта сила находится выше, чем силы Амана.
Мы должны понять, что не политика (с ее манипулятивными технологиями) должна управлять миром, а Высшие духовные силы.
Исходя из сюжета — когда Царь повесил Амана, он назначил на освободившееся руководящее место еврея Мордехая.
Мордехай — символизирует «открытые» силы добра, которые также должны быть устроены по принципу «дерева сфирот».
МЫ тему — 10 сфирот ситра ахра — сил зла. Эта тема имеет несколько разных подходов. Можно подходить к этому системно-аналитически. А можно подходить к этому, используя «подсказки» из Торы.
В Торе у нас должны быть персонажи, которые персонифицируют эти силы зла.
Главным персонажем — должен являться персонаж из сфиры кетер (корона).
Кетер — в основном своем проявлении — это ВОЛЯ.
Возможно, что именно Амалек (в истории Пурима — Аман) — является кетером дерева сфирот. (Кстати, у ситра ахра — 11 сфирот, так как присутствует и кетер и даат.
Сам Аман — представляет кетер, остальные 10 сыновей — более низшие сфирот).
Три верхние сфиры — хохма, бина и даат — пока у меня не проявились в персонажах.
(Хотя — интуитивно — туда «просится» Билаам, но я не настаиваю на его участии в этой роли).
Со сфирот хесед-гвура-тиферет — есть более-менее понятное соответствие.
Анти-хесед — это Ишмаэль
Анти-гвура — это Эйсав
Возможно, что анти-тиферет — это главный оппонент Яакова — Лаван.
С нецах и hод — система чуть менее очевидная.
Анти-нецах — это может быть фараон (он же главный оппонент Моше)
Анти-hод — есть вспомогательная гипотеза, что это Змей (из Райского Сада).
По поводу анти-йесод, можно «в первом чтении» предложить — Потифариху
(жену Потифара, которая совращала Йосефа, пытаясь нарушить его праведность).
Анти-малхут — может быть Голиаф, который был основным оппонентом (в начале карьеры) Давида.
Итак, в очень первом чтении у нас создалась «анти-команда» (пока неполная)
с «доски анти-почета».
Амалек (Аман)
Билам(?)
Ишмаэль
Эйсав
Лаван
Фараон
Змей (?)
Жена Потифара (?)
Голиаф
Первая мысль, возникшая по поводу этого списка.
Даже если мы ошибемся и есть более классический список, то наша ошибка — не уведет нас далеко от цели. Так или иначе — эти персонажи даны Торой, чтобы изучать различные аспекты сил зла.
И система может уточняться. Но идеи, взятые из данных персонажей — будут релевантны (уместны) в нашем анализе.
А теперь попробуем вывести полезные знания — из этих наших вредных персонажей.
Амалек — анти-ВОЛЯ.
Существует множество латентных (скрытых) проявлений антисемитизма. Именно ВОЛЯ — приводит их к действию.
Наиболее одиозным примером Амалека в современном мире — является фигура Гитлера. Одним из наиболее одиозных проявлений его воли — было включение в холокост множества персонажей из славянских и прибалтийских народов, которые играли наиболее активную роль палачей. Сами эти люди — могли оставаться латентными антисемитами.
Но Гитлер — дал им возможность проявить свой антисемитизм, играя роль руководящей ВОЛИ. Более того, Гитлер снимал ответственность со своих подчиненных. Он говорил им: «вы занимайтесь своим делом (расстреливая евреев). И пусть Вас не мучает совесть. Вопрос совести я беру на себя…»
Ишмаэль — анти-ХЕСЕД
Если хесед — это стремление к распространению системы в мир, то анти-хесед — это система «беспорядочного» распространения в которой стираются все границы. Таким анти-хеседом — является проституция. Этому анти-хеседу — не хватает гвуры (системы и порядка).
Яркой иллюстрацией этого анти-хеседа — является современная радикально-исламская экспансия.
а) во-первых. Сами арабы — заполнили разные страны мира (особенно развитые страны) и при этом они везде — активно плодятся и заполняют пространство, невзирая на границы…
б) во-вторых, они смешали добро со злом. Делая различные террористические акты, они смогли «заморочить голову» лево-либеральным европейцам, которые пытаются делать добро тем самым арабам, которые сами несут зло в мир.
Происходит ужасное смешение — в головах тех, на кого рассчитана пропаганда Ишмаэлевских «анти-хеседных» деятелей.
Эйсав — анти-ГВУРА.
Гипертрофированной анти-ГВУРОЙ — была Германия. Гвура — это ПОРЯДОК. (орднунг — по-немецки). Когда этот порядок был использован для зла — в виде Гитлеровской системы — то такое зло становится жестокостью — для человечества.
ГВУРА — это суд, то есть стремление к справедливости. Но когда эта справедливость стала проявляться в идеологии Гитлеризма — она привела к применению «закона джунглей» в обществе (или социальному Дарвинизму). Так фашисты — разделили народы на людей первого сорта и второго сорта. И фашисты без заззрения совести — стали относиться к народам второго сорта — с позиций «закона джунглей»…..
Также применение жесткого порядка — в гитлеровской реализации Холокоста — усугубило судьбу евреев…. (в отличие от стихийных козаков Хмельницкого, от которых можно было убежать и спрятаться, немцы — ввели жесточайшие законы, которые не давали почти никаких шансов евреям спастись).
Итак, жестокость — умноженная на законотворчество — в котором используются самые жесткие законы природы — это анти-ГВУРА.
Анти-ТИФЕРЕТ.
Идея с Лаваном — менее очевидная. Возможно, что хитрость (гибкость?) — является проявлением анти-ТИФЕРЕТа.
Яаков — тоже был хитрым, но его хитрость была связана с Вс-вышним, поэтому у Яакова были Б-гоугодные цели к которым он шел с помощью хитрости.
Лаван — также имел хитрость, но без Вс-вышнего — эта хитрость — становилась коварством. Возможно, что увлечение Лавана различными магиями — также входило в комплект анти-ТИФЕРЕТа.
Тиферет — находится между двумя крайностями — между хеседом и гвурой. Хитрость — это умение лавировать, не тяготея к одной из крайностей, а выбирая нужные аспекты из обеих сторон дерева сфирот…
Ситуация с Лаваном — мне кажется менее очевидной, но в первом чтении — это выглядит информативным.
Взаимосвязи персонажей Торы более многомерны.
Яаков также противостоял и Эйсаву, поэтому здесь нет строго «линейной» закономерности.
Анти-НЕЦАХ
Фараон — один из наиболее «простых» персонажей в первичном анализе. Он был главным оппонентом Моше (сфира нецах — в святости).
Нецах — это ассертивность, силовая устремленность к цели. (Менацеах — дирижер, который командует оркестром)
Фараон — символизирует «упертую» силу, которая выдержала девять (из десяти) «раундов» противостояния Вс-вышнему — в «поединке», который называется «Десять казней».
Упертость фараона (кшей ореф) — жестоковыйность. (паро и ореф — те же буквы) В дальнейшем, ее «откошерованная» версия — стала применяться к евреям, которые не отказываются от своего наследия.
Анти-hОД
Тут мне пока не очень понятно — куда нас заведет процесс. Пока я воспользовался эзотерической схемой из различных источников, которые в пути снизу-вверх по дереву сфирот — представляют негативные качества, которыми защищается эго — от попытки не пустить человека в более высшие сфирот. Эти системы — говорят, что: нецах — это упертость (силовая), а hод — это хитрость (интеллектуальная).
У меня есть в планах — интересные наработки. В частности — одна из идей связана с эмпатией (одно из проявлений сфиры hод) , используемой в целях манипуляции.
В качестве пары фараону (в компанию оппонентов) — напрашивается змей, который был хитрейшим из зверей.
Я не настаиваю на этой идее, но она весьма плодотворна.
Как змей — провоцировал Хаву в Райском Саду?
С помощью эмпатии. Он ей как бы сочувствовал, что она не может сделать неких вещей. И Хава «попалась на крючок».
В законах психологии — это называется раппорт — присоединение и ведение. Сначала — Змей «зацепил» Хаву, а потом он ее повел к своей цели.
Анти-ЙЕСОД
Тут мне тоже не на 100% все понятно. Но в первом чтении- у нас напрашивается на «роль» главная оппонентша Йосефа — Потифариха. В эзотерических схемах — негативным йесодом является ЭГО. Но — это отдельная и большая тема и я пока не готов ее слишком глубоко «копать». Но в первом чтении — рассмотрим Потифариху.
Праведность Йосефа — была поставлена под угрозой активной атакой Потифарихи. Как говорят французы «Шерше ля-Фам» — «Ищите женщину». И с точки зрения «здорового феминизма» 😉 мы должны дать женщине хотя бы одно место в списке анти-героев…. Но — опять же — я не настаиваю на однозначности этой кандидатуры.
Анти-МАЛХУТ
Тут тоже не все понятно. Но так как Малхут — это ДАВИД, то Голиаф — «просится» в этот список. Это такая грубо-материальность — великан, весь из себя материальный.
Если ДАВИД — был поэтом (тяга к высокому), то Голиаф — его противоположность.
Анализ текста Торы и Танаха — является не единственным путем изучения данной структуры. Имеет смысл также воспользоваться и другими методами анализа.
Рав Меир Брук

Comments

yudshin

услышал На уроке в Ешиве мощНый урок где был также комментарий Маараля почему Аман хотел повесить Мордехая На дереве в 50 амот. и также других мудрецов чьи имена Не запомНил и свои мысли добавлю.
(тоже На Сфирот видимо Намёк)
Он зНал что человек Не может подНяться в 50 ворота мудрости. даже Моше рабейну…
Аман сделал из себя Авода Зару. и претеНдовал что он в 50 вратах, тоесть считал что он божественнен и ему надо поклоняться и поэтому хотел повесить На дереве в 50 амот. что считал что 50 врата мудрости дают ему превосходство Над евреями у которых только 49. Но у евреев есть Тора пришедшая из 50 врат мудрости. Поэтому оНи силой Торы победили Амана. Поэтому имеННо в Пурим приНяли Тору с любовью. А не просто приНяли власть Бога с любовью благодаря спасению, Не просто укрепились в эмуне и молитве и тшуве — что более очевидно было бы из Мегилы. Нет… СказанНо что в Пурим приняли Тору с любовью(Хотя всё это даже из Мегилы Не очевидНо, Но думаю На это есть причина)
Поэтому говорится что в заслугу Лулава спасены из Персии (Мидраш) (4 миним — 4 галута). и другой мидраш как Лулав арох так и Аман был повешен На дереве арох.
Лулав это Тора. Письменая Тора — НачиНается с Буквы Бет закаНчивается буквой Ламед. Устная Тора — Невиим Ктувим Начинаются с буквы Вав закаНчиваются Ламед. Получается Лулав.
Либо по другому мудрецу получается так Тора начинается с буквы Бет заканчивается Ламед. и Ламед Вав (36) масехтот Талмуда. СНова Лулав.
Или так как Гаон из Вильно говорит что вся суть Торы в 5 первых пасуках кНиги Дварим. и особеННо в первых 4х. гемматрия букв первых двух ламед вав. а следующих двух ламед бет (или Наоборот). Лулав.
Получается Лулав это суть отражает Торы.
Гемматрия Лулав = ХаИМ (ЖизНь).
Мидраш говорит что Лулав отражает людей у кого есть Тора.
Поэтому как Лулав Арох. Как Тора пришла из Арох (из далека из 50 врат) также и Аман был повешен На дереве в 50 локтей. свидетельствую что в заслугу Торы пришедшей из 50 врат — Аман побежден
Тора это вНутреННя вещь вкус. В отличии от Адасы Которая символизирует добрые дела и заповеди. которые внешНие — во вНешнем мире. также и запах оН доступен вНешНе. без соприкосНовению с вещью.
а вкус оН вНутренний — скрытый — только если Начнёшь делать частью себя почувствуешь вкус (положишь в рот Начнёшь перемалывать — жевать).
поэтому возможНо даже в Мегиле Напрямую Не раскрывается что это в заслугу Торы спасение пришло. Потому что сама суть Торы это вещь вНутреняя Скрытая.
Яаков сидит в Шатрах (вНутри) и учит Тору. (Эйсав должен был делать заповеди и поэтому его природа во вНе в поле). Чтобы соприкосуться с Яаковом Нужно зайти в Шатёр. Шатёр скрывает его. а Эйсава можНо из далеко увидить. также и аромат который мог от Него исходит в заслугу его добрых дел (может поэтому аромат потом играет роль при благословении Ицхака, он увидели что Яаков как Этрог — у Него есть и вкус и аромат — оН может делать и то и то) и есть Намек в Раши — Сад что благословил Господь — Раши пишет Саде Тапухим. Но я читал что Тапухим это Не яблоки а Этроги могут быть (комментарий На Перек Шира где есть песнь Тапуаха Там это Этрог)
думаю понятНо что 49 это 7 сфирот доступных Нам и в Них 7 сфирот в каждой. а 50 это переходНый уровень к высшим сфирот.
можНо может быть перевести на ваше объяснение что Аман это проявлеНие сфирот Нечистоты, что это 50 уровень Нечистоты — максимум доступНый тут. откуда если бы евреи упали уже было бы Не подНяться (в египте). и поэтому Амалека Нужно уничтожить — 50 уровень нечистоты — Не исправляемы — Не возможно подНяться от туда.
и поэтому оНи враждуют с Богом потому что они хотят утвердить себя в такой роли. сказать что Настоящие 50 врата это оНи.
Но ВсевышНий спасает нас и мир от этой нечистоты по Милосердию своему.
admin @ 06:38

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика