Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Насо. Талмуд
Категория: Талмуд

Часть 35. Насо 4:21-7:89
Очищение лагеря
(5:1, 2) Ашем беседовал с Моше, говоря: «Прикажи детям Израиля выслать из лагеря любого, у кого есть признак проказы или чья плоть выделяет слизь, и всех, кто ритуально осквернен мертвыми».
• Талмуд объясняет
Выслать из лагеря. Р. Иосе говорил: «Не место красит человека, а человек красит место». Мы находим иллюстрацию этого в связи со Святилищем в пустыне. Пока оно оставалось установленным, Тора ве¬лела выслать из лагеря каждого, у которого есть признак проказы или выделений; но когда Святилище скатывали, чтобы перенести на новое место, и тем, у кого были выделения, и прокаженным разрешали войти в лагерь, поскольку Святилище было Б-ым местопребыванием Шехины, которое удостоило лагерь этой чести (Таанит 216).
Жертвоприношения
(5:10) Каждый человек должен принести свою собственную жертву; только то, что человек приносит Первосвященнику, принадлежит ему.
• Талмуд объясняет
Приносит ему. Когда еврей откладывает часть своих вещей в ка¬честве подарков Первосвященнику, этот подарок принадлежит ему в том смысле, что он сохраняет право решать, какой коген (священник) должен его получить. Р. Иоханан говорил: «Если кто-то оставит у себя
те подарки, которые необходимо передать Первосвященникам, Б-г на¬кажет его, лишив благополучия и оставив ему лишь малое количество, которое он должен был подарить служителям Б-га, поэтому говорится: «Святые вещи каждого человека должны быть его». Р. Нахман б. Ицхак говорил: «Тот, у кого есть священные дары и кто дает их когену, станет богатым, поскольку говорится в переносном смысле: «Что бы человек ни подарил когену, будет принадлежать дарителю» (Верахот 63а).
• Мидраш объясняет
Только то, что человек дает Первосвященнику, принадлежит ему. Я могу подумать, что коген способен силой выхватить дары для Перво¬священников. Вот почему говорится: «Только то, что человек дает Пер¬восвященнику, принадлежит ему». Владелец должен иметь выбор — подарить дары любому когену, которому он захочет. Ни один коген не может требовать подарка от этого человека (Сифрей).
Подозреваемая в прелюбодеянии
(5:12) Поговори с детьми Израиля и скажи им: «Любой мужчина, чья жена собьется с пути и совершит акт неверности по отношению к нему…
• Талмуд объясняет
Поговори с детьми Израиля. Р. Иоханан говорил: «Почему отрывок, который имеет дело с coma, «подозреваемой в прелюбодеянии», следует сразу же за отрывком о дарах священникам? Чтобы сказать вам, что если кто-то имеет дары священников или десятины и не дает их когену, он придет к тому, что будет подозревать свою жену в неверности, и ему понадобится услуга когена, чтобы применить суровое испытание горь¬кими водами, которому нужно подвергнуть coma» (Берахот 63а).
(5:18) Первосвященник должен поставить женщину перед Б-ом и снять с нее головной убор, а на ее ладони он должен положить пищу — в качестве жертвоприношения напоминания — это жертвоприношение пищи ревности. В руке священника — когена будут горькие воды, ко¬торые могут вызвать проклятие.
• Мидраш объясняет
Первосвященник должен… снять с ее волос головной убор Р. Иш-маэль говорил: «Священник должен… снять с волос головной убор». Это показывает нам, что замужние дочери Израиля покрывают воло¬сы. И хотя нет доказательства этого, существует намек на это, поэтому говорится: «И Тамар, после того как ее изнасиловал Амнон, надела на голову платок» (2 Шмуэль 13:19) (Сифрей).

• Иерусалимский Талмуд объясняет
Горькие воды, которые могут вызывать проклятие. Р. Танхума гово¬рил: «Числовое значение гаме’арерим, «которые вызывают проклятие» (5 + 40 + 1 + 200 + 200 + 10 + 40 = 496), равно полному числу ее 248 орггшов и 248 органов ее партнера по прелюбодеянию» (Иерусалим-ский Талмуд Coma 2:2).
(5:19) Первосвященник должен назначить женщине клятву, сказав ей: «Если ни один мужчина не ложился с тобой и ты не совершала пре¬любодеяния, с тем чтобы осквернить своего мужа, ты должна быть не¬вредимой от этих горьких вод, которые вызывают проклятие».
• Талмуд объясняет
Если ни один мужчина не ложился с тобой. Сказано: «Хелена, Ко¬ролева Адиабене, маленького царства в северной Месопотгимии (теперь Ирак), имела золотую табличку, на которой была написана клятва сота, для того чтобы когда писец списывал ее на пергамент, он копировал ее с таблички и не было необходимости разворачивать свиток Торы, с кото¬рого она копировалась. А что было на ней написано? «Если мужчина лег с тобой»; «если ни один мужчина не ложился с тобой»; «если ты соверши¬ла прелюбодеяние»; «если ты не совершала прелюбодеяния» (Иома 376).
(5:24) Затем Первосвященник должен заставить женщину выпить горькие воды, которые вызывают проклятие, и воды, которые вызывают проклятие, должны войти в нее.
• Талмуд объясняет
Воды… должны войти в нее. Почему это написано дважды, здесь и в стихе 22? Чтобы показать, что TEIK же как воды проверяют ее, так они проверяют и партнера по прелюбодеянию, когда их назначают ей. Когда ее вину обнаружат, эти воды будут иметь на него то же воздействие, что и на нее; его бедро разорвется, а его живот раздуется. И так же как ей бу¬дет запрещено быть с ее мужем, ей будет запрещено быть с ее партнером по измене (Сота 276).
(5:27) Когда эта женщина пьет воду, если она была осквернена и неверна своему мужу, воды, которые вызывают проклятие, войдут в ее тело, чтобы отравить ее, заставляя живот раздуться и бедро разорваться. Эта жешцина будет проклятием среди людей.
• Мидраш объясняет
Эта женщина будет проклятием. Когда люди будут проклинать кого-то, они будут использовать ее как пример, говоря: «То, что случилось с этой сота, должно случиться с тобой!» (Сифрей).
• Иерусалимский Талмуд объясняет
Среди людей. Когда прелюбодеяние стало обычным явлением, горь¬кие воды оказались неэффективны. Поэтому говорится: «Женщина бу¬дет проклятием среди своих людей! — только когда люди нравственны, но не когда они распущенны» (Иерусалимский Талмуд, Coma 9:9).
Примечание. Когда большинство распущенно, она является одной из них; и люди не будут произносить проклятия, называя ее.
(5:28) Однако если женщина чиста и не была осквернена перед сво¬им мужем, она останется невредимой и станет беременной.
• Талмуд объясняет
Она станет беременной. Если она обычно рожала в муках, она будет рожать легко; если у нее были одни девочки, теперь она родит мальчи¬ков; если ее младенцы были маленького роста, теперь они будут боль¬шими; если они были смуглыми, теперь будут светлыми {Coma 26а).
(5:31) Если ее муж свободен от вины, тогда жена должна взять свою вину.
• Талмуд объясняет
Если муж свободен от вины. Если муж свободен от какого-либо сексуального греха, воды эффективны при проверке его жены; ког¬да муж не свободен от аморального поведения, воды не показывают моральное состояние его жены. Поэтому когда измена стала ninpoKO распространенным явлением, горькие воды СТЕШИ неэффективными \Coma 476).
Примечание. Р. Самсон Рафаэль Хирш комментирует: «Нравствен¬ные законы Б-га не дают мужчинам большего права на прелюбодеяния и распущенность, чем женщинам».
Назирит
(6:1, 2) Б-г беседовал с Моше, велев ему поговорить с детьми Из¬раиля и сказать им: «Это является законом, когда мужчина или жен¬щина дают Б-гу обет Назирита о воздержании».
• Талмуд объясняет
Поговори с детьми Израиля. Ребби говорил: «Почему отрывок о на-зире идет сразу же после отрывка о coma? Чтобы показать, что любой, кто увидит coma в ее позоре, должен воздерживаться от вина, потому что вино притупляет ум, приводя человека к прелюбодеянию».
Примечание. Назир, или Назирит, — это человек, который дал обет придерживаться более высокой степени святости. Он должен воздерживаться от употребления вина; он должен отпускать волосы; и он не может вступать в контакт с мертвым. Обычно обет Назирита дается сроком на тридцать дней.
Дает Б-гу обет Назирита о воздержании. Шимон Гацаддик говорил: «Однажды ко мне пришел человек с юга. У него были красивые глаза, красивая внешность, и у него были густые смоляные локоны. Он при¬нял обет Назирита и пришел принести жертву и обрить голову, что на-зир должен сделать в конце периода воздержания. Тогда я спросил его: «Что навело тебя на мысль стать назиром и уничтожить свои красивые волосы?» Он ответил: «Вернувшись домой (я был пастухом), я набирал воду из колодца, и увидел свое отражение. В этот момент мною овла¬дел злой порыв и попытался заставить меня возгордиться. Но я сказал своему вожделению: «Бесполезно! Почему ты гордишься чем-то, что станет пылью, червями и личинками? Клянусь, я буду назир, для того чтобы обрить свою голову во имя неба!» Шимон Гацаддик продолжил: «Тогда я встал, поцеловал его в голову и сказал ему: «Пусть в Израиле будет как можно больше таких назиров, как ты. Ты стал назиром по верному побуждению, а именно, чтобы подавить свой злой порыв, а не для того чтобы выставить напоказ свою набожность. О таких Назири-тах, как ты, говорится: «Если мужчина или женпцина дают Б-гу обет Назирита о воздержании» {Недарим 96 и Назир 46).
(6:11) На восьмой день назир должен принести двух горлиц. Свя¬щенник должен приготовить одну горлицу как жертву греха, а другую как жертву всесожжения, для искупления того, что он согрешил про¬тив души; а он должен в этот день очистить от греха свою голову.
• Талмуд объясняет
За то, что согрешил против души. Р. Элазар Гакаппар говорил: «Го¬ворится, что назир должен «искупить вину за то, что согрешил против души». Против какой души согрешил назир? Против своей собственной души, потому что он мучил себя воздержанием от вина. И мы можем сделать из этого логический вывод: если человек, который мучает себя только в отношении вина, называется грешником, насколько большим грешником нужно называть человека, который умерш;вляет себя, от¬казываясь от всех удовольствий. Таким образом, любой, кто постится как аскет, называется грешником» (Недарим 10а).
Благословение Первосвященника
(6:23) Побеседуй с Аароном и его сыновьями, сказав: «Вот как вы должны благословлять детей Израиля». Скажи им…
• Талмуд объясняет
Вот как вы должны благословлять. Учили: «Р. Иегошуа б. Лени говорил от имени Бар Каппара: «Почему отрывок, который говорит о благословении когеном-священником, следует сразу же после отрыв¬ка о назире? Для того чтобы показать вам, что так же как назиру за-прещается пить вино, так и священнику, который собирается произне¬сти благословение, запрещается пить вино». Отсюда мы делаем вывод, что коген, который пьян, не может поднимать руку, чтобы благослов¬лять евреев, потому что его сознание спутано {Таанит 266).
Вот как вы должны благословлять детей Израиля. Это говорит мне только о детях — «сыновьях» — Израиля. Откуда я делаю вывод, что в благословение включаются также и новообращенные, женщины и слуги? Из слов «Скажи им» — всем им (Coma 38а).
(6:24) Пусть Б-г благословит тебя и хранит тебя.
• Мидраш объясняет
Пусть Б-г благословит тебя. Ясным благословением: «Благословен ты будешь в городе, и благословен в поле. Благословен будет плод тво¬его… чрева… Благословен будешь ты, когда приходишь, и благословен, когда уходишь» (Дварим 28:3 и последующие) (Сифрей).
И хранит тебя. Пусть Он хргшит для тебя завет твоих предков, посколь¬ку сказано: «Ашем — твой Господь — Б-г сохранит для тебя завет и лю¬бовь, в которых Он поклялся твоим предкам» (Дварим 7:12) (Сифрей).
(6:25) Пусть Б-г осветит Свое присутствие для тебя и будет мило¬стив к тебе.
• Мидраш объясняет
Пусть Б-г… осветит. «Осветит» касается света Торы, поэтому гово¬рится: «Поскольку мицва есть лампа, а Тора — свет» (Притчи 6:23) (Сифрей).
И будет милостив к тебе. Позволь Ему быть милостивым к тебе, выполняя твои просьбы. Альтернативная точка зрения: позволь Ему пожаловать тебе милость в глазах людей, поскольку говорится: «Он пожаловал Иосифу милость в глазах надзирателя тюрьмы» (Брейшит 39:21) (Сифрей).
(6:26) Пз^гь Б-г дарует тебе Свою благосклонность и установит для тебя мир.
• Талмуд объясняет
Пусть Б-г дарует тебе Свою благосклонность. Р. Авира уточнял: «Ангелы-помощники говорили Б-гу: Владыка Вселенной! В Твоей Торе написано: «Вызывающий благоговейный страх Б-г, который не дарует благосклонности и который не берет подношения» (Дварим 10:17). Это так? Разве Ты не выказываешь расположения к Израи¬лю? Поэтому говорится: «Пусть Б-г дарует вам благосклонность»? Ашем ответил: «Почему Мне не следует выказать расположение Израилю! Посмотри, Я написал в Торе: «Когда вы едите и насы-ш;аетесь, вы должны благословлять Господа вашего Б-га» (Дварим 8:10). Я сказал, что они должны благословлять только тогда, когда они насытятся, но они настолько послушные, что даже когда они едят совсем небольшую порцию еды, например размером с оливку или яйцо, они произносят Биркат Гамазон, Молитву после еды» (Берахот 206).
• Мидраш объясняет
И установит для тебя мир. Это покой Торы, как говорится: «Б-г дает силу — Тору — Своему народу; Б-г благословляет Свой народ миром» {Сифрей).
(6:27) Первосвященники будут связывать Мое имя с именем де¬тей Израиля, и Я буду благословлять их.
• Талмуд объясняет
Они будут связывать Мое имя с детьми Израиля. Р. Иегошуа б. Леви также говорил: «Каждый коген, который благословляет, сам получает благословение, поскольку сказано: «Я буду благословлять тех, кто благословляет тебя» (Врейшит 12:3).
Р. Иегошуа б. Леви также говорил: «Откуда нам известно, что Б-г жаждет услышать благословение Первосвяш,енника? Из фразы: «Свяш;енники будут связывать Мое имя с детьми Израиля, и Я бла¬гословлю их» (Coma 386).
Примечание. Магарша объясняет: «Б-г мог бы Сам благословить Израиль, но Он предписал это делать Первосвященникам, но кто благословляет их? Однако «и Я благословлю их» показывает нам, что хотя коганим (священники) благословляют еврейский народ, Б-г благословляет самих коганим» (Хуллин 49а).
Освящение Святилища
(7:1) В тот день, когда Моше закончил возведение Святили¬ща, он помазал его и освятил его вместе со всеми принадлеж¬ностями.
Он также помазал Алтарь и все его принадлежности и таким образом освятил их.
• Иерусалимский Талмуд объясняет
В тот день, когда Моше закончил возведение Святилища. Не го¬ворится: «В тот день, когда Моше возвел Святилище». Это показы¬вает нам, что в каждый из семи дней освящения Моше возводил Святилище и разбирал его, но на восьмой день, первого нисана, он воздвиг его и не разобрал, о чем сказано: «В тот день, когда Моше закончил возведение Святилища» — имея в виду тот день, когда процесс возведения Святилища и его демонтажа завершился {Иеру¬салимский Талмуд, Иома 1:1).
(7:9) Моше не дал никаких повозок сыновьям Кегата, так как они отвечали за большинство священных предметов, которые долж¬ны были нести на своих плечах.
• Талмуд объясняет
Моше не дал никаких повозок сыновьям Кегата. Рава уточнил: «Почему был наказан царь Давид тем, что из-за него умер Узза? Потому что он назвал слова Торы «песнями». Поскольку Давид ска¬зал: «Твои заповеди были для меня песнями» (Псалмы 119:54). Б-г сказал ему: «Тора так возвышена и глубока; как ты мог на¬звать ее «песнями»! Я заставлю тебя заблуждаться даже в том, что известно любому ребенку. Поскольку говорится: «Моше не дал ни¬каких повозок сыновьям Кегата, так как они отвечали за больпхин-ство священных предметов, которые должны были нести на своих плечах», и однако ты, Давид, поставил ковчег на повозку, вместо того чтобы перенести его, и эта ошибка привела к смерти Узза» (Co¬ma 35а).
Примечание. Когда Давид перевозил ковчег в Иерусалим, он по¬ставил его на повозку, запряженную быком. В какой-то момент по¬казалось, что ковчег упадет на землю. Не понимая, что ковчег был таким священным, что он нес сам себя, Узза инстинктивно схватил его, чтобы придать ему устойчивость. Б-г разгневался на Уззу за неуважение к святости ковчега, «и он умер там за тот промах, ко¬торый допустил» (2 Самуил 6:6-8). Давид расстроился из-за того, что не сделал необходимых предостережений, чтобы избежать этого несчастья.
(7:89) Когда Моше входил в шатер собраний, чтобы поговорить с Ашемом, он слышал Голос, говорящий с ним из места между дву¬мя керувимами на покрытии ковчега над ковчегом скрижалей. Так Б-г говорил с ним.
• Талмуд объясняет
Он услышал Голос, говорящий с ним. Не сказано «говорящий ему*, но «говорящий с ним*, что указывает на более близкий и более до¬верительный разговор. Это показывает нам, что Моше слышал этот Голос, но не весь Израиль слышал его (Иома 46).

admin @ 06:21

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика