Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ха­ей Са­ра
Категория: Талмуд

Об­раз Ада­ма и кра­сота его бы­ли как си­яние не­бос­во­да, вы­сяще­гося над все­ми не­бос­во­дами, как тот свет, ко­торый ук­рыл Тво­рец для пра­вед­ни­ков в бу­дущем ми­ре. (40)

Сколь­ко ис­прав­ленных мест есть у Твор­ца в том ми­ре. И во всех них есть жи­лища для пра­вед­ни­ков, для каж­до­го – сог­ласно его сту­пени, как по­доба­ет ему. (123)

Счас­тли­вы пра­вед­ни­ки, для ко­торых сок­ры­то мно­го бла­га в  том ми­ре. Но у всех этих пра­вед­ни­ков мес­то не столь сок­ро­вен­ное, как у тех, кто зна­ет тай­ну сво­его Вла­дыки и уме­ет сли­вать­ся с Ним каж­дый день.

Же­ла­ющи­ми пос­тичь муд­рость и жду­щими ее, что­бы по­нять суть ве­щей и поз­нать сво­его Гос­по­дина, прос­лавля­ет­ся Гос­по­дин их каж­дый день. Имен­но они всту­па­ют в ок­ру­жение выс­ших пра­вед­ни­ков, они вхо­дят во все выс­шие вра­та, и ник­то не мо­жет по­мешать им. Бла­гос­ло­вен их удел в этом ми­ре и в ми­ре бу­дущем. (136-137)

«От­крой гла­за мои, что­бы уви­деть мне чу­дес­ное в То­ре Тво­ей».98

Нас­коль­ко не­разум­ны лю­ди, не зна­ющие То­ры и не пы­та­ющи­еся изу­чить ее. Ведь То­ра – это вся жизнь, вся сво­бода и всё бла­го в этом ми­ре и в ми­ре бу­дущем. «Жизнь она в этом ми­ре» – что­бы лю­ди удос­то­ились со­вер­шенных дней в этом ми­ре, и удос­то­ились дол­го­летия в ми­ре бу­дущем, по­тому что это – со­вер­шенная жизнь, жизнь в ра­дос­ти, жизнь без пе­чали, нас­то­ящая жизнь, сво­бода в этом ми­ре, сво­бода во всем. По­тому что над тем, кто за­нима­ет­ся То­рой, не влас­тны на­роды ми­ра. (219)

Счас­тли­вы со­вер­ша­ющие воз­вра­щение, ко­торые в од­но­часье, за один день, в од­но мгно­вение приб­ли­жа­ют­ся к Твор­цу. Та­кого не бы­ло да­же у за­вер­шенных пра­вед­ни­ков, ко­торые го­дами сбли­жались с Твор­цом. Ав­ра­ам дос­тиг этих выс­ших дней толь­ко к ста­рос­ти. О Да­виде то­же ска­зано: «И царь Да­вид сос­та­рил­ся, дос­тиг прек­лонных дней».99 Од­на­ко со­вер­ша­ющий воз­вра­щение сра­зу же вхо­дит и сли­ва­ет­ся с Твор­цом.

В мес­те, где стоя́т со­вер­ша­ющие воз­вра­щение в том ми­ре, не впра­ве сто­ять за­вер­шенные пра­вед­ни­ки. Пос­коль­ку они бли­же всех к Ца­рю и прив­ле­ка­ют выс­шее изо­билие с бóль­шим на­мере­ни­ем сер­дца и с са­мой боль­шой си­лой, что­бы сбли­зить­ся с Ца­рем. (121-122)

В то вре­мя, ког­да ис­тинные муд­ре­цы вы­яс­ня­ют тай­ны написа-н­но­го, те сту­пени, о ко­торых го­ворит­ся в этих от­рывках, са­ми яв­ля­ют­ся к муд­ре­цам и со­дей­ству­ют то­му, что­бы те при­вели к их рас­кры­тию. И ес­ли бы не их по­мощь, муд­ре­цы не смог­ли рас­крыть ни­какой тай­ны.(188)

Бла­гос­ло­вен удел пра­вед­ни­ков в бу­дущем ми­ре, пос­коль­ку То­ра в их сер­дце по­доб­на силь­но­му ис­точни­ку – хо­тя и пе­рек­ры­ва­ют его, все же бла­года­ря мно­жес­тву вод, прор­вутся и от­кро­ют­ся ис­точни­ки, из­ли­ва­ющи­еся во все сто­роны. (94)

Ав­ра­ам приб­ли­зил­ся к Твор­цу. Все дни свои он стре­мил­ся приб­ли­зить­ся к Не­му. Не за один день и не за один раз приб­ли­зил­ся Ав­ра­ам, од­на­ко доб­рые де­ла приб­ли­жали его день за днем, от сту­пени к сту­пени, по­ка не под­нялся он на свою сту­пень.

К ста­рос­ти он взо­шел на выс­шие сту­пени как по­доба­ет. Ска­зано: «Ав­ра­ам сос­та­рил­ся», и тог­да «дос­тиг прек­лонных дней»100 – выс­ших дней, тех дней, ко­торые из­вес­тны пос­тигшим ве­ру. «И Тво­рец бла­гос­ло­вил Ав­ра­ама во всем». Есод выс­ших Аба ве-Има на­зыва­ет­ся «всё», и от­ту­да вы­ходят все бла­гос­ло­вения и всё бла­го, по­тому что изо­билие его не прек­ра­ща­ет­ся ни­ког­да. (119-120)

В тот час, ког­да Тво­рец бу­дет ис­числять на­род Свой, что­бы вы­вес­ти из из­гна­ния, Кне­сет Ис­ра­эль, Шхи­на, вер­нется пер­вой из из­гна­ния и нап­ра­вит­ся к Хра­му, по­тому что Храм бу­дет отс­тро­ен вна­чале как соб­ра­ние из­гна­ний, в ко­тором пре­быва­ет Шхи­на. По­это­му Шхи­на то­же спе­шит вый­ти из из­гна­ния. И ска­жет ей Тво­рец: «Встань из пра­ха». И, отоз­вавшись, спро­сит Шхи­на: «В ка­кое мес­то пой­ду я – ведь Храм мой раз­ру­шен, свя­тили­ще сго­рело в ог­не?!» Но лишь ког­да Тво­рец сна­чала отс­тро­ит Храм и ус­та­новит свя­тили­ще и отс­тро­ит го­род Й­еру­шала­им, пос­ле это­го Он вос­ста­новит Шхи­ну из пра­ха. (270)

В час, ког­да Тво­рец бу­дет ожив­лять мер­твых, все те ду­ши, ко­торые про­будят­ся пе­ред Ним, пред­ста­нут пе­ред Ним по ви­дам сво­им – каж­дая в том ви­де, в ка­ком бы­ла в этом ми­ре. И Тво­рец низ­ве­дет их к те­лам сво­им, и на­зовет их по­имен­но, как ска­зано: «Всех их по име­ни на­зовет Он».101 И каж­дая ду­ша вой­дет на свое мес­то в те­ло, и вос­ста­нут к жиз­ни в ми­ре как по­доба­ет. И тог­да мир об­ре­тет со­вер­шенс­тво. (212)

admin @ 09:15

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика