Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Талмуд. Ки Тиса 30:11-34:35
Категория: Талмуд

Вдохновенные служители

(31:2) Смотри, Я выбрал Бецалеля, сына Ури, сына Хура, из коле­на Иегуды, по имени.                                    •     Талмуд объясняет

Смотри, Я выбрал Бецалеля… по имени. Рабби Шмуэль б. Нахмани говорил: «Имя Бецалель — которое означает «в тени Все­могущего», — было дано ему, чтобы предсказать, что он станет человеком великой мудрости. Как его мудрость стала очевидной? Когда Б-г сказал Моше: «Иди и скажи Бецалелю построить Мне Святилище, Ковчег и Сосуды в таком порядке: сначала здание, а потом его содержи-

мое». (31:7) Моше изменил порядок и ска­зал Бецалелю: «Сделай Ковчег, Сосуды и Святилище» — сначала Ковчег, а потом Святилище, как они названы в Парашат Трумах (25:10-25:40). Бецалель сказал Моше: «Как правило, человек сна­чала строит дом, а потом приносит в него вещи, но ты говоришь: «Сделай Ковчег, Сосуды и затем Святилище. Куда мне ставить эти сосуды, которые ты говоришь мне сделать? Может быть, Б-г гово­рил тебе: Сделай Святилище, Ковчег и Сосуды?» Моше ответил: «Ты, должно быть, был «в тени Всемогущего», и поэтому ты знал!» (Брахот 55а)

Примечание. Моше изменил порядок, потому что ковчег, который был целью, ради которой строилось святилище, был в его сознании приоритетом.

(31:3) Я наполнил его Божественным духом, мудростью, понима­нием и знанием и (талантом) ко всем ремеслам.

•     Талмуд объясняет

Мудростью, пониманием и знанием. Р. Иегуда говорил: «Беца­лель знал, как комбинировать буквы, с помощью которых были соз­даны Небо и Земля (Брахот 31:3).

Примечание. Тора представляет собой план Вселенной. Так, Небо и Земля были сотворены из Торы, которая состоит из слов. Эти сло­ва представляют собой сочетания букв. Бецалель знал, как комби­нировать нужные буквы, чтобы создать Святилище, которое будет иметь должную степень святости.

Гемара спрашивает: «Откуда мы знаем, что Бецалель знал, как комбинировать эти буквы? Потому что при обсуждении Святили­ща Тора гласит: «Всевышний  наполнил (Бецалеля) Божественным духом мудрости, понимания и знания». А еще один стих гово­рит: «Б-г основал этот Мир посредством мудрости; Он установил Небо посредством Понимания» (Притчи 3:19). И говорится также: «С помощью Своего знания Он разделил глубокие воды, чтобы сде­лать пространство для Мира» (3:20). Таким образом, мы видим, что для сотворения Мира были использованы Мудрость, Понимание и Знание; так и Бецалелю, чтобы построить Святилище, были нуж­ны все три этих качества».

Шаббат

(31:13) Поговори с детьми Израиля и скажи им: «Но вы долж­ны соблюдать Мои Шаббаты, поскольку это знак между Мной и вами на все поколения, чтобы заставить вас осознать, что именно Я, Ашем, Господь-Б-г, освящающий вас».

•    Талмуд объясняет

Но вы должны соблюдать Мои Шаббаты (субботы). Р. Иосе б. Иегуда говорил: «Откуда мы знаем, что спасение жизни важнее соблюдения Шаббата? Говорится: «Но вы должны соблюдать Мои Шаббаты». Можно подумать, что это необходимо делать во всех об­стоятельствах, даже когда на карту поставлена жизнь человека; по­этому говорится «но», чтобы исключить те ситуации, когда нужно спасать человеку жизнь. Эта необходимость аннулирует Шаббат» (Иома 856).

Чтобы заставить вас осознать, что Я, Ашем, Господь — Б-г, освящающий вас. Б-г сказал Моше: «У меня в Моей сокровищнице есть чудесный дар, и он называется Шаббат, и Я хочу подарить его Израилю. Иди и сообщи им, что они избраны для того, чтобы получить этот дар». Отсюда мы знаем, что если вы дарите другу подарок, вы должны сообщить ему, что именно вы ему подарили (Шаббат 106).

(31:16) Дети Израиля должны соблюдать Шаббат, чтобы сделать Шаббат вечным заветом для всех поколений.

•     Мидраш объясняет

Вечным заветом. Р. Элиэзер говорил: «Чтобы сделать Шаббат вечным заветом»: разрешается делать на Шаббат то, что узаконено заветом. Что именно? Обрезание, например.

Примечание. В Шаббат запрещается делать рану. Однако, ког­да восьмой день жизни новорожденного мальчика приходится на Шаббат, должно быть сделано обрезание, поскольку мицва брит милы (обрезания) аннулирует запрет наносить рану на Шаббат (Ме-хилта).

(31:17) Между Мною и детьми Израиля навечно существует именно этот знак союза: за шесть дней Б-г создал небо и землю, а на седьмой день Он отдыхал и восстанавливал силы.

•     Талмуд объясняет

Он отдыхал и восстанавливал силы. Рабби Шимон б. Лакиш го­ворил: «В начале Шаббата Б-г помещает в человека дополнительную душу, а в конце Шаббата снова ее вынимает» (Бейца 16а).

Примечание. Раши объясняет, что «дополнительная душа» озна­чает глубокое ощущение безмятежности, которая помогает человеку больше расслабиться.

Золотой Телец

(32:1) Люди увидели, что Моше опаздывал и не спускался с горы, и люди окружили Аарона и сказали ему: «Вставай, сде­лай для нас Б-гов, которые пойдут перед нами, поскольку этот человек, Моше, который вывел нас из земли Египта, пропал, и мы не знаем, что с ним стало!»

•    Талмуд объясняет

Моше опаздывал. Произошло вот что: когда Моше поднялся к Небу, он сказал детям Израиля: «Я вернусь в конце сорока дней, в течение первых шести часов дня». Когда в конце сорока дней Моше все еще не вернулся, появился Сатан и устроил в мире сму­ту. Сатан сказал Израилю: «Где ваш учитель Monie?» «Он поднялся к Небу», — ответили они. Сатан сказал: «Шестой час пришел, а он не вернулся!»

Примечание. Моше имел в виду полных сорок дней и ночей, не считая того дня, когда он поднимался к Небу, который был непол­ным днем, потому что не включал предшествующую своему насту­плению ночь {Шаббат 89а).

(32:9, 10) Б-г сказал Моше: «Я наблюдал за людьми, и они — упря­мые люди. Теперь не пытайся остановить Меня, когда Я дам против них волю Моему гневу, чтобы их уничтожить. А от тебя произведу великий народ».

•    Талмуд объясняет

А от тебя произведу великий народ. Рабби Элазар говорил: «Когда Б-г сказал Моше: «Теперь не пытайся остановить Меня… А от тебя произведу великий народ», Моше ответил: «Владыка вселенной, если сейчас стул на трех ножках — то есть народ, который опирается на заслуги трех патриархов, — не может устоять перед тобой, что же го­ворить об одноногой табуретке — то есть обо мне самом! И более того, я опозорюсь перед моими предками. Они скажут: «Посмотрите на это­го вождя, которого они поставили над собой. Он иш;ет славу для самого себя, а не просит милости для них!» (Брахот 32а).

(32:16) Скрижали были созданы Б-гом, письмена на них были письменами Б-га, вырезанными на Скрижалях.

•    Талмуд объясняет

Вырезанными на Скрижалях. Рабби Элазар говорил: «Если бы пер­вые Скрижали не были сломаны. Тора никогда не была бы забыта в Израиле».

Примечание. Так как слова Б-га были вырезаны на Скрижалях, то Тора неизгладимо отпечаталась в сознании каждого еврея (Эравин 54а).

Вырезанный (харут) на Скрижалях. Рабби Иегошуа б. Леви говорил: «Не читайте харут, «вырезанный», но хейрут, «свободный», поскольку нет более свободного человека, чем тот, кто изучает Тору» (Авот 6:2).

(32:19) Когда Моше подошел к лагерю и увидел тельца и танцую­щих вокруг него людей, он разгневался и бросил Скрижали, которые были в его руке, разбив их у подножья горы.

•    Иерусалимский Талмуд объясняет

Когда он подошел к лагерю. Но пока он не увидел тельца и танцую­щих, он не разбивал их. Рабби Хилкиа говорил: «Это показывает нам, что вы не должны судить на основании догадок, в данном случае, и на основании слухов, потому что Б-г сказал ему: «Люди… поклонились тельцу» (32:8) (Иерусалимский Талмуд, Таанит 54:5).

(32:31) Моше вернулся наверх к Б-гу, и он сказал: «Люди совер шили ужасный грех, сделав золотого идола».

•     Иерусалимский Талмуд объясняет

Золотой идол. Р. Леви говорил: «Почему Первосвященник н служит на Йом Киппур в золотых одеждах? Потому что обвинитель то есть золото, из которого был сделан телец, не станет защитим ком, то есть инструментом получения искупления. Ношение золе тых одежд на Йом Киппур — День Суда было бы парадоксом: вчер «они грешили, сделав золотого идола», а сегодня Первосвященни] встает и служит в одеждах из золота!» {Иерусалимский Талмус И ома 7:3)

(32:32) Теперь, если Ты можешь, пожалуйста, прости их грех Если нет. Ты можешь вычеркнуть меня из той Книги, которую Ть написал.

•     Талмуд учит

Если нет. Ты можешь вычеркнуть меня. Р. Круспедай сказал «На Рош Ашана открываются три книги: одна — полностью дл^ грешников, то есть людей, которые имеют больпте грехов, чем до брых дел; одна — для праведников, которые имеют больше добры: дел, чем грехов; и одна для тех, кто между ними. Полностью правед ные сразу же вписываются и приобретают законный статус в Книг( Жизни; полностью греховные сразу же вписываются и приобретаю’ легитимный статус в Книге Смерти; приговор для тех, кто межд^ ними, состоит в том, что они остаются в подвешенном состояни! в период от праздника Рош Ашана до Йом Киппура. Если они заслу живают, их вписывают в Книгу Жизни. Если не заслуживают — из вписывают в Книгу Смерти» (Рош Ашана 166).

(33:20) Всевышний сказал Моше: «Ты не сможешь увидеть Мо( лицо (то есть полный образ Б-га), поскольку ни один человек не мо жет увидеть Мое лицо и продолжить после этого жить».

•     Талмуд объясняет

Ни один человек не может увидеть Мое лицо. Есть два противо речащих друг другу стиха: один стих говорит: «Поскольку ни оди1 человек не может увидеть Мое лицо»; а другой «Я видел Господа сидящего на высоком и величественном троне» (Исаийя 6:1). На са мом деле здесь нет противоречия, поскольку было сказано: все про роки воспринимали свои видения через затемненное стекло, но Моше проснулся, когда получил пророческое видение, и понял, что не мо] увидеть Б-га (Рамбам Иесодей Атора 7:6).

(34:27) Б-г сказал Моше: «Запиши для себя эти слова, поскольку имен­но посредством этих слов Я заключил завет с тобой и с Израилем».

•     Талмуд объясняет

Поскольку посредством этих слов, Р. Иоханан говорил: «Боль­шая часть Торы представляет собой устную традицию; меньшая — письменную, поэтому говорится: «Именно посредством (дословно «устами») этих слов я заключил с тобой завет» (Гиттин 60а).

Примечание. Большинство законов Торы, а именно Устная Тора, выводятся из Письменной Торы посредством тринадцати принци­пов толкования. Таким образом, завет был заключен на основании Устного Закона, который представляет собой большую часть Торы (Гиттин 60а).

(34:29) Моше спустился с горы Синай с двумя табличками Скрижалей в руке. Когда Моше спускался с горы, он не знал, что кожа его лица светится особым светом, поскольку Господь говорил с ним.

•     Талмуд объясняет,

Моше не знал. Рабби Хама говорил: «Если кто-то сделает свое­му соседу подарок, он не должен сообш;ать ему, что он так сделал, поскольку говорится: «Моше не знал, что кожа на его лице стала светиться, когда Б-г говорил с ним». Итак, вы видите, что Моше получил этот дар свечения от Б-га и не осознал этого. Однако это касается только того случая, когда человек в конце концов обнару­живает это, как это было с Моше. Он должен был узнать, что его лицо светится. Но если получатель подарка так и не понял, что он получил этот дар, ему следует сообш;ить об этом» (Шаббат 106).

admin @ 10:40

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика