Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Талмуд. Аазину 32:1-32:52
Категория: Талмуд

Песня Моше

(32:1) Слушай, небо! Я буду говорить! Земля! Услышь эти слова из моих уст!

•    Мидраш объясняет

Слушай небо… Почему Моше взывал к Небу и к Земле нести от­ветственность за Израиль? Он говорил детям Израиля: «Наблюдайте Небо и Землю. Хотя они не вознаграждаются за повиновение законам В-га, планеты и звезды не отклоняются от своих намеченных путей. Вы, которые вознаграждаетесь, когда заслуживаете это, и наказыва­етесь, если грешите, безусловно, не должны отклоняться от предпи­санного вам пути» (Сифрей).

Слушай, небо… Почему Моше взывал к небу и земле, чтобы они взяли на себя ответственность за Израиль? Моше сказал: «Я плоть и кровь; завтра я умру. Если они захотят сказать: «Мы никогда не по­лучали Тору», кто опровергнет их? Поэтому я призы-ваю свидетельство­вать за них двух свидетелей, которые будут жить вечно» (Сифрей).

(32:2) Пусть мое учение падает как дождь, пусть мои слова текут как роса, подобно ураганам над растениями и ливням над стеблями и листьями травы.

•    Талмуд объясняет

Пусть мое учение упадет как дождь. Здесь говорится: «Пусть мое учение упадет как дождь». Но за этим следует «пусть мои слова текут как роса». Зачем разные сравнения? Если ученик — богобоязненный человек, тогда Тора для него подобна росе, которая всегда есть бла­гословение; если же он не такой, она уничтожает его, так же, как сильный ливень уничтожает посевы (Таанит 7а).

Пусть мое учение падает как дождь. Рав Иегуда говорил: «Тот день, когда идет дождь, так же велик, как тот день, когда была дана Тора, поскольку сказано: «Пусть мое учение падает как дождь». Рава говорил: «Это даже более великий день, чем тот день, когда была дана Тора, поскольку сказано: «Пусть мое учение падает как дождь». Когда вы проводите аналогию, что с чем вы сравниваете? Конечно, меньшую вещь — учение, то есть Тору, — сравниваете с большей, более очевидной, то есть с дождем» {Таанит 71).

Примечание. Магарша объясняет: «Скрытый смысл в следующем: Тора для духовного существования еврея является столь же суще­ственной, как дождь — для физического существования людей».

•    Мидраш объясняет

Подобно ураганам над растениями. Так же как ветры обруши­ваются на растения и вызывают их рост, создавая все их вари-ан­ты — зеленые, красные, черные и белые, — так же точно слова Торы создают все варианты людей: раввинов, набожных свет-ских людей, мудрецов, цадиков (праведных людей) и хасидов (набожных религи­озных людей) (Сифрей).

(32:4) Деяния Всемогущего совершенны, поскольку все Его пути справедливы. Он — верный Б-г, никогда не быва-ет несправедливым, Он праведный и нравственный.

•    Талмуд объясняет

Деяния Всемогущего совершенны. Когда Р. Ханина б. Терадиона и его жену и дочь римляне вели, чтобы сжечь на костре, они приняли праведность божественного суда. Р. Ханина сказал: «Деяния Всемо­гущего совершенны, поскольку все Его пути справедливы». Его жена продолжила: «Он верный Б-г, никогда не бывает несправедливым, он праведный и нравственный». Его дочь присоединилась к ним, сказав: «Великий Ашем в совете и могущественный в деянии, Твои глаза видят все пути человече-ства, так же как воздают человеку в соответ­ствии с его путями и последствиями его поступков» (Иеремия 32:19) (Авода Зара 18а).

Он верный Б-г. Так же, как порочные будут наказаны в буду­щем мире даже за малейший грех, так и праведные наказываются в этом мире за малейший грех. «Никогда не бывает несправедли­вым»: так же, как праведник получает награду в будущем мире, даже за второстепенную мицву, так и грешники получают награду в этом мире даже за второстепенную мицву, которую они выполнили (Таанит 11а).

Он праведный и нравственный. Мудрецы говорили: «Когда че­ловек покидает этот мир, ему разъясняют все его поступки и ему говорят: «Делал ли ты такую-то и такую-то вещь в таком-то и таком-то месте в такой-то и такой-то день?» Он отвечает: «Да». Тогда они говорят ему: «Подпиши», и он подписывает. Но не только это, чело­век признает, что суд справедливый; и он говорит: «Вы судили меня правильно, чтобы выполнить стих: «Тебя судят, когда ты говоришь» (Теилим (псалмы 51:6) (Таанит 11а).

(32:6) Это способ, которым вы благодарите Б-га, вы неблагодар­ные, неблагоразумные люди? Является ли Он ва-шим Отцом, вашим Господином? Он создал и организовал вас?

•    Талмуд объясняет

Он создал и организовал вас. Р. Меир обычно уточнял этот стих следующим образом: «Он создал и организовал вас» — еврей-ский народ представляет собой общество, в котором представлены все классы: из своих собственных рядов они выдвигают свя-щенни­ков, пророков, военных и царей, поскольку сказано: «От них про­изойдут краеугольные камни, от них — крючья для шат-ров, от них — боевые луки, и каждый лидер также произойдет от них» (Зехариа 10:4).

(32:13) Он поднял их над самыми высокими местами земли, что­бы порадоваться урожаю на полях. Он позволил им вкусить мед из скалы, масло — из кремнистого утеса.

Он позволил им вкусить мед из скалы. Р. Авира уточнил: «В Египте, когда женщины Израиля рожали, Б-г посылал с не­бес ангела, который дарил младенцам две лепешки — одну из меда и другую — из масла. Так как женщины хотели защитить своих младенцев от египтян, он рожали тайно и не могли сде­лать какие-либо приготовления, поэтому ангел кормил их: «Он позволил им вкусить мед из камня и масло из кремнистой скалы!» (Coma 116).

(32:14) Масло коровы и молоко овцы с жиром ягненка, баранов, рожденных в Башане, и козлов, с пшеницей, та-кой же тучной, как почки; и вы будете пить кровь винограда, как вкусное вино.

•    Талмуд объясняет

Пшеница, тучная, как почки. Это намекает на тот факт, что в будущем зерно пшеницы в Земле Израиля будет такой же величи­ны, как почки большого быка. И не удивительно для земли Израиля, что даже после того, как лиса сделала себе нору в репе, то, что оста­лось от репы, весило шестьдесят фунтов Циппори (Ктубот 1116).

Примечание. Фунты Циппори — это гири Сепфориса, городка в Верхней Галилее (Израиль).

И вы будете пить кровь винограда. Это указывает, что мессиан­ская эра не похожа на этот мир и на эти годы. В этом мире суще­ствует тяжкий труд сбора урожая и его отжимания. Но в мессиан­скую эру человек будет привозить на повозке или на корабле одну виноградинку, класть ее в угол своего дома и получать вино из этой виноградины, как если бы это была большая бочка. Нет необходи­мости давить виноград, поскольку сказано: «Вы будете пить кровь винограда» (Кетубот 1116).

(32:15) Иешурун (поэтическое название для Израиля) таким об­разом стал тучным и мятежным. Вы стали тучны-ми, толстыми и огромными. (Народ) отверг Б-га, который его создал, и презрел Скалу, которая была его опорой.

•    Талмуд объясняет

Иешурун таким образом стал тучным и мятежным. Отсюда — по­пулярная поговорка: «Сытость — источник всех бед», то есть: изли­шество ведет к греху (Берахот 32а).

(32:20) Ашем сказал: «Я скрою Мое лицо от них и увижу то, что будет их концом. Они — поколение, которое уни-чтожает себя, дети, у которых нет веры».

•    Талмуд объясняет

Дети, у которых нет веры. Р. Меир говорил: «Даже когда Изра­иль не выполняет волю Б-га, они все же называются Его детьми, о чем сказано: «…дети, которые не имеют никакой веры» (Кидду-шин 36а).

(32:24) Они распухнут от голода, пожираемые демонической лихо­радкой, уничтожаемые страшной чумой. Я пошлю против них зверей с острыми клыками, ядовитых тварей, которые ползают во прахе.

•    Талмуд объясняет

Пожираемые демонический лихорадкой (решеф). Р. Шимон б. Ла-киш говорил: «Если вы будете изучать Тору, жестокие страдания по­кинут вас, ибо сказано: «А сыновья решеф, огненных демонов, уф, взлетают вверх» (Иов 5:7). Слово уф относится к Торе, поскольку говорится: «Если вы закрываете глаза, гата’иф (однокоренное к уф), она уйдет» (Притчи 23:5). А решеф каса-ется демонов, поскольку ска­зано: «Они будут пожираемы решеф, их уничтожит жестокая чума». Таким образом, именно уф, Тора, уводит от решеф, от демонов» (Бе­рахот 5а).

Ядовитых тварей, которые ползают во прахе. Р. Иосе говорил: «Любой, кто оспаривает суверенность дома Давида, заслу-живает того, чтобы его укусила змея. Поскольку говорится: «Адониагу заколол овцу, корову и жирных быков на камне Зохе-лета» (1 Царства 1:9), во время пира, на котором он хотел бросить вызов царствованию Да­вида и сам захватить власть. И гово-рится «ядовитыми тварями, кото­рые ползают (зохалей) во прахе» (Сангедрин 110а).

Примечание. Зохалей, имеющее отношение к змеям, рассматри­вается как однокоренное слову Зохелет, место, где Адониагу хотел восстать против Давида.

(32:36) Б-г займется делом Своего народа и утешит Своих слуг, когда Он увидит, что их власть уходит, и нет ни лидера, ни помощ­ника, ни заключенного, ни вольного.

•    Талмуд объясняет

Б-г займется делом Своего народа. Говорится: «Б-г займется де­лом Своего народа», то есть Он искупит их грехи, когда Он увидит, что их власть закончилась, и нет ни лидера, ни помощника», то есть как будто бы Израиль не имел помощника или сто-ронника (Санге-дрин 97а).

(32:39) Но теперь посмотрите! Я — единственный, нет других Б-гов кроме Меня! Я убиваю и дарую жизнь! Я ра-нил — и Я исцелю! Но никто не сможет спасти от Моей руки!

•    Талмуд объясняет

Я убиваю и дарую жизнь. Раввины учили: «Говорится: «Я уби­ваю и дарую жизнь! Вы можете сказать, что это означает: «Я убиваю одного человека и дарую жизнь другому человеку, так, как это про­исходит в мире, где люди умирают и люди рожда-ются». Вот почему говорится: «Я ранил — и Я исцелю»; так же, как ранение и исцеле­ние касаются одного и того же человека, раненый человек — это тот, который будет исцелен, точно так же, как смерть и жизнь касаются одного и того же человека, человека, который умер и возродится. Этот стих — окончательный ответ тем, кто заявляет, что воскреше­ние мертвых не упо-минается в Торе».

Этот отрывок можно интерпретировать иным способом: первона­чально люди будут воскресать с теми физическими недостат-ками, ко­торые у них были в прежней жизни — слепыми, глухими или хромы­ми, — а потом, «что Я ранил, то я исцелю», то есть после воскреше­ния Я буду исцелять их от физических недугов, которые у них были в предыдущем существовании (Песахим 68а).

Но никто не сможет спасти от Моей руки. Праведный отец не мо­жет заработать добродетель для своего безнравственного сына, о чем говорится: «Никто не сможет спасти от Моей руки».

Авраам не может спасти своего грешного сына Ишмаэля от нака­зания Ашема; Ицхак не может спасти своего грешного сына Эйсава; и подобным же образом праведный царь Гезкиа не может спасти сво­его грешного сына Менаше (Сангедрин 104а).

Примечание. Но праведный сын может заработать добродетель для грешных отца и матери, потому что ребенок получает свое раннее воспитание от своих родителей. И если сын праведный, его родители заслуживают некоторого доверия.

(32:43) Пусть народы поют хвалы Его народу, поскольку Он ото­мстит за кровь Своих слуг. Он принесет кару на Его врагов, и Его земля будет искуплена для Его народа.

•    Талмуд объясняет

Его земля будет искуплена для Его народа. Р. Анан говорил: «Любой, кто похоронен в Земле Израиля, как будто бы похо-ронен под алтарем, поскольку относительно алтаря говорится: «Сделайте для Меня земляной (адмат) алтарь» (Шмот 20:21). И здесь говорится: «Его земля (эдо-мат) будет искуплена для Его людей». Что показывает, что вся террито­рия Земли Израиля имеет ту же самую власть даровать искупление, что и алтарь, который является символом искупления (Кетубот 111а).

(32:47) Тора — это не пустая вещь от вас. Это ваша жизнь, и с ней вы будете жить долго на земле, ради которой вы переходили через Иордан.

•    Иерусалимский Талмуд объясняет

Тора — не пустая вещь от вас. Р. Манна говорил: «Тора — не пу­стая вещь». А если вы думаете, что она пустая, это «от вас», то есть это — ваше заблуждение. Почему так? Потому что вы не стараетесь достаточно упорно изучать Тору» (Иерусалимский Талмуд, Пе’а 1:1).

•    Мидраш объясняет

Тора — это не пустая вещь… Это показывает, то в Торе нет бес­смысленного слова. В каждом слове вы можете найти важные истины, которые будут иметь влияние на всю вашу жизнь в этом мире, и будут главными для вас в будущем мире. (Сифрей).

(32:48) Б-г говорил с Моше в середине этого дня, сказав…

•    Мидраш объясняет

В середине этого дня. Почему в середине этого дня? Потому что Израиль говорил: «МЫ не позволим Моше умереть». Ашем ответил: «Я уведу его в пещеру, чтобы дать ему умереть в полдень; любой, кто захочет остановить Меня, пусть попробует!» (Сифрей).

 

admin @ 12:21

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика