Рав Леви. Философия иудаизма, Тора. Бней Ноах, каббала
Ваелех 31:1-31:30
Категория: Талмуд

Моше прощается с народом

(31:2) Моше сказал им: «Сегодня мне 120 лет, и я не могу больше вы­ходить и входить. Ашем также сказал мне, что я не пересеку Иордан».

•    Талмуд объясняет

Сегодня мне 120 лет. Каков смысл слова «сегодня»? Моше хотел сказать: «Сегодня, седьмого адара, мои дни и годы заверши-лись, по­скольку Моше родился и умер седьмого Адара. Это показывает нам, что Б-г завершает дни праведников изо дня в день и из месяца в месяц, поэтому говорится: «Я будут наполнять число ваших дней» {IIIмот 23:26) (Coma 136).

Я больше не могу выходить и входить. Что имел в виду Моше под этими словами «выходить и входить»? Вы думаете, их следует по­нимать буквально, что он стал физически немощным? Но говорится: «Моше было 120 лет, когда он умер; его глаза не были слабыми, а его жизненная сила не уменьшилась» (34:7). А также говорится, что в свой последний день «Моше взошел с равнин Моава на Гору Неба» (34:1); и мы знали: было двенадцать ступеней, и Моше преодолел их одним прыжком! Поэтому нельзя понимать, что он был слабым и немощным. Р. Шмуэль б. Нахман говорил: «Это означает, что Моше больше не мог «выходить и входить» в слова Торы, намекая на то, что врата мудро­сти были для него закрыты» (Coma 136).

(31:8) Моше позвал Йешуа и в присутствии всего Израиля сказал ему: «Будь сильным и смелым, так как ты пой-дешь с этим народом в землю, которую Б-г поклялся их отцам, что отдаст им. Ты будешь именно тем, кто разде-лит ее между ними».

•    Талмуд объясняет

Так как ты пойдешь с этим народом. Намек на то, что Йешуа на­ходится на одном уровне со своими народом. Однако далее говорится: «Ты, Йешуа, приведешь детей Израиля в эту землю» (31:23), подраз­умевая, что он является их лидером. Как можно примирить это про­тиворечие? Р. Иоханан говорил: «В первом стихе Моше сказал Йешуа: «ТЫ пойдешь с этим народом. ТЫ дол-жен быть вместе со старейши­нами поколения; слушай их совет и не приказывай им». Но во втором стихе именно Ашем сказал Иешуа: «Возьми палку и ударь их по голо­ве, то есть утверди свой авторитет! В каждом поколении может быть только один лидер, а не два» (Сангедрин 8а).

Царь читает Дварим

(31:11) На праздник Суккот, когда весь Израиль приходит, чтобы предстать перед Б-гом нашим Господом, в то место, которое Он выбе­рет, вы должны читать эту Тору перед всем Израилем, для того чтобы они смогли ее услышать.

•    Кодекс Законов Маймонида объясняет

Эту Тору. Он доложен читать на священном языке, поскольку говорится: «Вы должны читать эту Тору» — на языке, на кото­ром она была дана и записана, даже если среди публики могут быть люди, которые говорят на других языках (Рамбам, Законы Хагига 3:5).

(31:16) Б-г сказал Моше: «Когда ты пойдешь и ляжешь со своими предками, этот народ поднимется и поклонится чуже­земным богам той земли, в которую они придут. Они таким об­разом оставят Меня и нарушат завет, кото-рый Я заключил с ними».

•    Талмуд объясняет

Поднимется. Римляне спросили Р. Иегошуа б. Хананиа: «Где в Писании говорится, что Б-г воскресит мертвых и что Он знает, что случится в будущем?» Он ответил: «Обе концепции можно вывести из следующего стиха: «Б-г сказал Моше: «Когда ты пойдешь и ля­жешь со своими предками и поднимешься (доказательство воскре­шения); этот народ сойдет с пути истинного (доказательство того, что Б-г знает будущее)».

Римляне возразили: «Возможно, стих имеет в виду только «и этот народ поднимется и сойдет с пути истинного» (не то, что Моше воскреснет из мертвых), так что стих не является доказатель­ством воскрешения». Р. Иегошуа ответил: «Примите, по крайней мере, доказательство на половину своего вопроса, а именно, что Б-г знает будущее» (Сангедрин 906).

(31:17) Я тогда покажу Мой гнев против них и откажусь от них. Я скрою Мое лицо от них, и они будут добычей своих врагов. Одо­леваемые многими бедствиями и невзгодами, они скажут: «Это все потому, что мой Б-г больше не с нами, поэтому на нас обрушились эти бедствия».

•    Талмуд объясняет

Одолеваемые многими бедствиями и невзгодами. В чем различие между бедствиями и невзгодами? Рав говорил: «Тора повествует о бедствиях, которые происходят одновременно друг с другом. На­пример, если человека жалят одновременно оса и скорпион» (Хаги­га 5а).

Примечание. Раши объясняет: «Лекарство от укуса осы — горя­чая вода, а от укуса скорпиона — холодная вода. Поэтому когда оба укуса случаются одновременно, лекарства не существует».

(31:18) В тот день Я полностью скрою Мое лицо.

Рава говорил: «Б-г говорит: «Хотя Я скрою Мое лицо от них Я буду говорить с ними во сне» {Хагига 56).

Примечание. Раши объясняет, что Рава приходит к этому вывод} из слов «в тот день»: Б-г в течение дня будет скрывать Свое лицо но ночью Он явится к ним во сне.

•    Иерусалимский Талмуд объясняет

Я полностью скрою Мое лицо. Р. Яаков говорил: «Говорится «Я должен подождать Б-га, который спрятал Свое лицо от домг Яакова, и я надеюсь на Него» (Исайя 8:17). Никогда не было боле* ужасного момента в мире, чем когда Б-г сказал Моше: «В тот ден! я полностью скрою Мое лицо», однако, говорит Ишая, «я надеюс! на Него», поскольку Он говорил на Синае: «Потому что Тора не за­будется их потомками» {Иерусалимский Талмуд, Сангедрин 10:2).

•    Талмуд объясняет

Я полностью скрою Мое лицо. Некоторые папуниане (Папу-ниа — маленький городок около Багдада) спросили Р. Маттана: «Где в Торе указано на Эстер?» Он ответил: «В стихе: «Я полностьк скрою (астир) Мое лицо; а «астир» звучит как Эстер (Эсфирь) (Хул лин 1396).

Примечание. Это не просто игра слов. Смысл в следующем: евреи в дни Эстер (Эсфирь) отвернулись от Б-га, поэтому Б-г скрыл (астир) Свое лицо и послал Амана, который стремился уничтожить их {Кни га Эстер, читаемая во всех синагогах в праздник Пурим).

Тора как свидетельство

(31:19) Теперь напишите для себя эту песню, Тору, и научите ей детей Израиля, вложив ее в их уста, так чтобы эта песня была для Меня свидетельством о детях Израиля.

•    Талмуд объясняет

Теперь напишите для себя. Рабба говорил: «Даже человек, кото­рый получает в наследство от родителей свиток Торы, имеет миц-ву — написать один из своих собственных свитков, поскольку ска­зано: «Теперь напишите для себя эту песню», а песней называют Тору {Сангедрин 216).

Примечание. Но если вы покупаете свиток Торы у софера (пис­ца), вы также выполняете мицву написания Сефер Тора {Иоре Дей’а 270).

И научите ей. Р. Акива говорил: «Откуда нам известно, что человек должен повторять один и тот же урок ученику, пока он его не выучит? Поскольку сказано «и научите ей детей Израиля». А откуда мы знаем, что не только они должны ее знать, но она дол-жна быть полностью понятна им? Поскольку сказано: «Помести­те ее в их уста», подразумевая, что они смогут повторять ее бегло (Эрувин 546).

(31:20) Когда я приведу их в землю, текущую молоком и медом, которую Я обещал их предкам, они будут есть, насыщаться и тол­стеть. Они тогда обратятся к чужеземным богам и будут поклонять­ся им, презирая Меня и попирая Мой завет.

•    Талмуд объясняет

Они будут есть, насыщаться и толстеть. Отсюда поговорка: Сы­тость ведет ко всякого рода грехам (Берахот 32а).

(31:21) Когда их потому будут преследовать многие бедствия и невзгоды, эта песня должна прозвучать для них как свидетель­ство, поскольку она не должна быть забыта их потомками. Я знаю к чему они склонны, по тому, что они совершают сейчас, еще до того, как Я привел их в землю обетованную.

•    Талмуд объясняет

Поскольку она не должна быть забыта. Р. Шимон б. Иохай го­ворил: «Б-г запретил, чтобы евреи забывали Тору, о чем гово-рится: «Она не должна быть забыта их потомками». В чем тогда смысл стиха «Они будут блуждать в поисках слова Б-га, но не найдут его» (Амос 8:12)1 Он означает, что они нигде не найдут ясную Галаху и четкую Мишну, но каждая формулировка будет спорной и про­тиворечивой, как в любом примере в Талмуде; но, конечно, Тора никогда не будет забыта» (Шаббат 1386).

(31:26) Моше отдал распоряжения левитам, сказав: «Возьмите этот свиток Торы и поместите его на боковой стороне ковчега заве­та Б-га вашего Господа, оставив его как свидетельство».

•    Талмуд объясняет

Возьмите этот свиток Торы. Р. Иоханан говорил: «Тора была пе­редана в отдельных свитках, и хотя говорится: «Возьмите этот сви­ток Торы», то есть один свиток, это относится к тому времени, после которого отдельные свитки Торы были соединены вместе» (Гиттин 60а).

Примечание. Каждый раз, когда Моше слышал заявление от Б-га, он записывал его на отдельный свиток; и в конце сорокалетне­го странствования он сшил эти отдельные свитки вместе.

admin @ 13:02

Извините, комментирование закрыто

Яндекс.Метрика